Файл: Отчет предоставлен сервисом Антиплагиат.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9
«государственная власть»
используют,
когда говорят о
властных полномочиях, решениях, структурах, и пр.
Под государственным управлением понимается профессиональная функция – «управление», но трансформированная с учетом значимости субъекта управления, т.е. государства:
- масштаб принимаемых решений;
- социальная составляющая;
- привлечение «бюрократических органов».
Реализацию профессиональной функции управления государство осуществляет посредством сложной структуры государственных органов,
которая имеет, с одной стороны универсальный характер, с другой стороны,
отражает специфику и индивидуальные черты того или иного государства.
Рис.1 Структура государственного административного аппарата РФ
Понятие «государственная власть» проявляется в объеме властных полномочий.
Понятие «государственное управление» проявляется в используемых инструментах и методах реализации «властных полномочий».
В Российской Федерации исходные правовые начала данного вида управления установлены в Конституции РФ, конкретные аспекты деятельности детализированы рядом законодательно-нормативных актов:
международные нормы и принципы, правовые акты федерального,
регионального и
муниципального уровней
(внутригосударственное законодательство).
Очевидно,
что система государственного управления имеет многоуровневую структуру.
Это обусловлено административно- территориальной ее организацией. Такое наложение уровней управления имеет положительные черты, но в ряде случаев создает сложности, такие
1
3
1
26

10
как: несогласованность действий, дублирование функций, противоречие нормативных актов, недостаток нормативных актов, учитывающих специфику отдельных регионов, и др.
Рис.2 Структура территориального административного устройства
Несмотря на,
казалось бы,
четкую вертикаль и
структуру государственной власти, ее громоздкость, неравномерность воздействия и неудовлетворительность результатов свидетельствуют о необходимости ее совершенствования.
Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:
 следования принципу верховенства права;
 следования воле народа (политический подход);
 следования цели получения нужного социально-экономического результата (управленческий подход).
Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления.
Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления.
Государственные управленческие решения,
с одной стороны,
представлены широким списком мер и мероприятий, с другой стороны, их можно условно выделить в группы:
 решения, принимаемые в форме нормативных правовых актов
(Конституция, законы, и т. п.);
 решения, принимаемые в форме ненормативных правовых актов,
действия (бездействия), принятые в соответствии с нормативным правовым актом.
1
2
26


11
По степени воздействия наибольшее воздействие и значимость имеют государственные управленческие решения первого вида. Это воздействие может быть разрушительным, когда в законодательстве присутствуют дестабилизирующие факторы или несовершенства законодательства, или созидательным.
Несовершенства законодательства, а также решений, принимаемых на их основе, может стать основой ослабления экономики современного государства,
соответственно,
укрепление государства требует совершенствования ее законодательства,
а также управленческого инструментария и
действий государства,
основанных на этом законодательстве. Наиболее слабым блоком в управлении – является реализация решений,
соответствующих существующему нормативно- правовому блоку.
В соответствии с возникшими запросами и проблемами была разработана «Концепция системы государственного управления»
3
, которая фундаментально отличается от существовавших прежде.
Таким образом,
сложившаяся организационная структура государственного управления, с одной стороны, отражает специфику государственно-территориального устройства страны,
исторические особенности ее развития, с другой стороны, с другой стороны, подчинена сложной системе нормативно-правового регулирования.
1.2 Государственное управление как социальный институт
В Российской Федерации исходные правовые начала государственного регулирования экономического роста установлены в Конституции РФ. Под государственным регулированием понимается система воздействий на объект регулирования.
ᱸˌˎˑ˓
3
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601. "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления"
ᱹˌˎˑ˓
2
34
1
2
14

12
Государственное управление носит системный характер.
Оно характеризуется множеством общих и частных целей, задач и принципов,
институтов и органов управления, внутрисистемных и межсистемных связей.
Можно выделить три структурных уровня организации государственного управления:
 институциональный
 административный
 технологический
Институциональный уровень организации государственного управления: институты рассматриваются, как законы, установления, нормы поведения,
ценности,
традиции и как система органов власти.
Институциональный уровень предполагает осуществление политического государственного управления, законодательной и контрольной деятельности государства и правосудия.
Административный уровень организации государственного управления
- это сфера функционального государственного управления.
Каждое направление деятельности государства и его органов реализуется на основе следующих видов функциональной деятельности:
 анализ,
 планирование,
 организация,
 координация,
 мотивация,
 контроль.
Государственное администрирование как форма организация государственного управления – это, прежде всего:
1) технологический процесс подготовки, принятия и исполнения управленческих решений, направленных на реализацию стратегий.
2) деятельность исполнительных органов власти и должностных лиц по управлению делами государства,
на всех уровнях государственно- административного устройства.
14


13 3) воздействие органов управления на подведомственные им органы и объекты на основе делегирования административной ответственности за выполнение решений;
Государственное администрирование включает исполнительно- распорядительную и организационную деятельность государственных органов и их должностных лиц в подведомственной сфере, в рамках которой реализуется исполнительная власть.
Технологический уровень организации государственного управления - осуществляет непосредственное удовлетворение потребностей в услугах государственного управления, превращаемых в конкретные продукты
(результаты), которыми пользуется общество в целом, отдельные граждане или их организации.
Эффективность государственного управления предполагает деятельность органов государственной власти по практическому воплощению поставленных целей повышения социально-экономического благополучия в интересах населения и государства в целом. Наиболее важными факторами повышения эффективности экономики страны являются следующие.
Рис.3 Факторы роста экономики
Важная проблема эффективности государственного воздействия - проблема соответствия действий государственных служащих базовым принципам
4
:
 следования принципу верховенства права;
 следования воле народа (политический подход);
 следования цели получения нужного социально-экономического результата (управленческий подход).
ᱸˌˎˑ˓
4
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Государственное управление. Словарь Академик.
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/120412
ᱹˌˎˑ˓
14
26
31

14
Оценка того, насколько успешно эта проблема решается, называется качеством государственного управления.
Организационное обеспечение развития и регулирования основных проблем межрегиональных отношений обусловило развитие межгосударственных и
общественных структур регулирования межрегионального экономического взаимодействия субъектов РФ
Таким образом, государственное регулирование экономики требует изменений, которые назрели в современной экономике: повышения эффективности государственных стратегических программ развития,
инвестиционных программ,
повышения эффективности компаний государственного сектора, привлечения общественности к обсуждению реализуемых мероприятий на региональном и муниципальном уровнях,
повышения прозрачности и упрощение налогового законодательства,
бюджетных трансфертов.
Качество государственного управления может оцениваться с позиции сбалансированности трёх «R»:
Рис.4 Параметра качества государственного управления – три «R»
Экономический эффект – «абсолютный показатель, исчисляемый как разность между результатами и затратами»
5
Экономическая эффективность

«относительный показатель,
исчисляемый как отношение достигнутых результатов к затратам».
Выделяют разные показатели измерения эффективности

производительность, рентабельность и т.п.
В экономической теории выделяют две составляющие эффективности управления:
1) системная эффективность,
ᱸˌˎˑ˓
5
ᱹˌˎˑ˓
31
14
14
26
33
25
32
25


15 2) операционная эффективность (или производительность).
«Системная эффективность» - качество организационной структуры и процессов управления. Этот показатель зависит от того, насколько рационально организовано управление, состав и количество звеньев,
соблюдение норм управляемости, распределение функций.
«Операционная эффективность»
6
- соотношение между результатами управленческой деятельности и затрачиваемыми усилиями, в первую очередь определяется деловыми качествами менеджеров и
тем,
насколько рационально используется их потенциал.
Таким образом, «системная эффективность» не зависит от качеств конкретных управленцев,
в отличие от показателя
«операционная эффективность».
Однако управленческая работа настолько многогранна, что требуются показатели для характеристика разных сторон деятельности государственных структур, которые входят в состав «системной эффективности».
Рис.5 Типы показателей системной эффективности государственного управления
«Социальная эффективность» государственного управления – это
«установление четких,
работоспособных механизмов общественной координации и достижение запланированных показателей социальных индикаторов эффективности»
7
, к которым относятся следующие.
Социальные индикаторы эффективности
Таблица 1

Показатель
1)
занятость трудоспособного населения
ᱸˌˎˑ˓
6
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ производительность
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
7
ᱹˌˎˑ˓
25
32

16 2)
средний совокупный душевой доход
3)
средняя общая и жилая площадь на душу населения
4)
среднегодовая младенческая смертность
5)
средняя продолжительность жизни мужчин и женщин
6)
индекс цен относительно потребительской корзины
7)
количество действующих телефонов на семью
8)
удельный вес расходов на питание в общих доходах населения
9)
количество введенных в действие рабочих мест
10)
рост официально зафиксированных денежных сбережений на душу населения
11)
рост товарооборота на душу населения
12)
изменения в уровне жизни населения
13)
изменения в системе экологических факторов
«Политическая эффективность» связана с распределением властных полномочий по вертикали власти, легитимностью решений, уровнем демократизации общества,
скоростью принятия решений,
степенью конфликтности,
продолжительностью и
остротой политического противостояния.
«Экономическая эффективность»
выражается разнообразными показателями - от численных показателей производства и распределения национального богатства до степени открытости экономики и свободы предпринимательства и торговли.
«Бюджетная эффективность» - относительный показатель эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, инвестиционного проекта, определяемый как отношение полученного бюджетом результата (превышения доходов бюджета над расходами) к расходам на его получение.
«Организационная эффективность» - способность с наименьшими затратами времени и человеческих ресурсов реализовывать государственные решения и оказывать государственные услуги.
Оцениваться может деятельность органа государственного управления в целом (с точки зрения целесообразности его существования и определения общей и конкретной социальной пользы от его деятельности), эффективность
25
184
33
44


17
отдельных направлений деятельности, задач и функций, проектов и мероприятий.
Эффективность с точки зрения исполнения плана
Факт
Эффективность =
---------
План
Эффективность с точки зрения качества и степени достижения поставленных целей и задач
Достигнутые результаты
Исполнительская эффективность = –––––––––––––––––––
Поставленные цели
Интегрированный показатель,
который учитывает правильность целеполагания и точность выполнения поставленных сверху заданий
Достигнутые результаты
Общая эффективность = ––––––––––––––––––––––––––––
Действительные потребности
Орган государственного управления нельзя оценивать с точки зрения его внутренней деятельности: необходимо делать акцент на тех изменениях,
которые целевое управляющее воздействие производит во внешней среде – в обществе, объекте управления, характер и степень этих изменений.
Следует учитывать возможность как положительных,
так и
отрицательных результатов деятельности органов государственного управления.
Издержки деятельности государственного аппарата в целом - это не только налоги, которые означают изъятие доходов у различных слоев общества, но и эффект «вытеснения», который означает сокращение частных инвестиций и сокращение ВНП.
Сложной проблемой является оценка комплексной деятельности местных администраций и иных государственных органов, которые обладают не специальной, а общей компетенцией, включают комплекс служб,
занимающихся разными направлениями деятельности.
Следует предварительно подвергать оценке на эффективность не только отдельные государственные органы, но и масштабные государственные
44
44
44
26

18
мероприятия, такие как реформы, программы и проекты в экономике и социальной сфере,
в военно-стратегической области и
в сфере государственного строительства.
1.3 Проблемы административного реформирования в РФ на
современном этапе
В систему государственной службы постоянно вносятся изменения,
связанные с необходимостью приведения ее в соответствие с требованиями времени, влияния внешних факторов, устаревания определенных сфер деятельности, а также возникновения новых. Наиболее значимым фактором,
влияющим на организацию государственной службы, является цифровизация не только экономики, но и всех процедур управления. Современное требование к системе государственной службы - ее способность постоянно меняться и трансформироваться под влиянием внешних угроз и вызовов.
Поэтому очевидно, что необходимо ее дальнейшее совершенствование.
Под реформой понимается всякое преобразование, не носящее революционного характера. В рамках государственного управления под реформой понимается «политическое преобразование, не затрагивающее основ существующего государственного строя»
8
Реформа не предполагает перемен, связанных с изменением системы власти в государстве.
Однако реформы могут носить как прогрессивный, так и регрессивный характер. Регрессивные реформы вызывают откат в общественном развитии,
сопровождающийся резким ухудшением социально-экономических условий жизни населения.
Выделяют различные виды реформ в зависимости от целей и условий их проведения.
ᱸˌˎˑ˓
8
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Фундаментальная электронная библиотека.
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ https://kartaslov.ru/значение-слова/реформа
ᱹˌˎˑ˓
44
26
2
32
3