Файл: Содержание Введение Глава Опека и попечительство как институт права и законодательства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание

Введение……………………………………………………………………2

Глава 1. Опека и попечительство как институт права и законодательства…………………………………………………………….…..6

1.1. Понятие и правовое регулирование опеки и попечительства в правовой системе Российской Федерации………………………………………6

1.2. Анализ институтов опеки и попечительства в современных условиях……………………………………………………………..……….……9

Глава 2. Особенности правоотношения опеки и попечительства…………………………………………………………………13

2.1. Правовой статус органов опеки и попечительства в Российской Федерации…………………………………………………….………………….13

2.2. Опека над совершеннолетним недееспособным…………..……….17

2.3. Судебная практика по делам установления, изменения и прекращения опеки и попечительства над детьми в современной России..…21

Заключение……………………………………………………………….24

Библиографический список…………………………...……..….…..…26


Введение

Актуальность темы курсовой работы. Проблемы сиротства во все времен беспокоили человечество. Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства граждан. В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны – обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.

По официальным данным «в 2021 году в России было 494 тыс. детей, переживших опыт сиротства – это 2% от всех детей в России. Чаще всего, их родители живы, но лишены или ограничены в родительских правах, уклоняются от воспитания своих детей таких детей называют социальными сиротами. В 2021 году в России 493 777 детей имели опыт сиротства, что практически в полтора раза меньше, чем в 2014 году. В 2021 году из всех детей, имевших опыт сиротства, большая часть находилась на воспитании в семьях – 454 031 человек (сумма по опекаемым и усыновленным). Еще 35 291 ребенок проживали в профильных учреждениях. Численность детей, в отношении которых исполнение обязанностей опекуна или попечителя было возложено на органы опеки и попечительства, составила 4455 человек»
1. В официальную статистику попадают только те воспитанники учреждений, которые имеют статус нуждающихся в семейном устройстве. Однако есть значительная часть детей, которые этого статуса не имеют и, соответственно, в статистике не отражаются. Это ребята, которых родители временно отдали в детский дом по заявлению. Формально у таких детей есть родные, поэтому они сохраняют статус «семейных» и не могут быть переданы на семейную форму устройства. Предполагается, что семья через время заберёт ребенка обратно, но на практике же эти дети часто остаются в учреждениях не временно, а до самого выпуска. На парламентских слушаниях в апреле 2022 года Заместитель председателя Госдумы РФ Анна Кузнецова отметила, что «несмотря на некоторое снижение числа детей в сиротских учреждениях, их общая численность по‑прежнему остается значительной – более 35 тыс. человек. Примерно половина из них находятся в организациях для детей-сирот более двух лет. По итогам прошлого года на 8,5 % увеличилось количество отмененных решений о передаче ребенка в семью. Среди причин — инициатива усыновителей и опекунов, а также ненадлежащее выполнение обязательств по воспитанию детей. Жалобы на деятельность органов опеки и попечительства регулярно поступают в Государственную Думу и общественные приемные «Единой России»»1. Таким образом, усыновление или удочерение несовершеннолетних, оставшихся без родителей – достаточно серьёзный шаг, к которому не каждый готов. Но, существует еще две формы устройства детей или недееспособных граждан в семьи. Модернизируя законодательстве об опеке (попечительстве) депутаты хотят изменить семейное законодательство. Речь идет приведении его в соответствие действующей редакции Конституции РФ. Реформирование правового регулирования отношений между родителями и детьми требует особой бережности и деликатности, а защита прав и интересов детей должна оставаться приоритетной задачей государства.

Объектом курсовой работы выступают общественные отношения в области применения опеки и попечительства над несовершеннолетними, как одной из форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Предмет исследования составили нормы российского законодательства, регулирующие отношения в сфере опеки и попечительства над детьми, утратившими родительское попечение.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основе комплексного сравнительно-правового анализа норм гражданского и семейного законодательства теоретически обосновать перспективы развития исследуемого института.
Следуя смыслу названной цели были сформулированы основные задачи курсовой работы:

  1. исследовать понятие и правовое положение института опеки и попечительства в правовой системе современной Российской Федерации;

  2. проанализировать особенности института опеки и попечительства в современных условиях;

  3. охарактеризовать правовой статус органов опеки и попечительства в Российской Федерации;

  4. изучить юридические особенности опеки над совершеннолетним недееспособным;

  5. исследовать судебную практику по делам установления, изменения и прекращения опеки и попечительства над детьми в современной России;

  6. сделать выводы и дать рекомендации по теме исследования.

Методологическую основу курсовой работы составляют общенаучный метод познания: диалектический; исторический метод; частно-научные методы познания: анализ, синтез, аналогия, а также специальные юридические методы исследования: сравнительно-правовой; метод толкования права и т.п.

Теоретической основой исследования явились труды отечественных ученых-правоведов, исследовавших вопросы регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними, а именно: А.В. Гришин, В.А. Микрюков, М.Б. Мельникова, Н.А. Матвеева, М.М. Скуратовская, К.В. Пряженникова, С.Ю. Чашкова, И.Л. Шамраева и др.

Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Опека и попечительство как институт права и законодательства

1.1. Понятие и правовое регулирование опеки и попечительства в правовой системе Российской Федерации

Опека – форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан), при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Несовершеннолетний ребенок не может самостоятельно удовлетворять свои потребности. Он нуждается во взрослом, который будет его обучать, воспитывать и материально обеспечивать. Если кровные родители не могут исполнять свои обязанности, то забота над ребенком возлагается на государство. Специалисты органа опеки должны подобрать надлежащую кандидатуру для передачи ребенка на семейное воспитание.


В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ1 материнство, семья, детство находятся под защитой государства. В связи с этим, охрана детей и защита их прав – проблема общефедерального значения.

За последние годы были внесены существенные изменения в действующий Гражданский кодекс Российской Федерации2 и Федеральный закон от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»3 (далее – Федеральный закон № 48-ФЗ). Теперь суды получили возможность не просто лишать всех прав и возможностей психически больного человека, признавая его недееспособным, а учитывать при принятии решения степень сохранности интеллекта и только ограничивать дееспособность лиц, «которые вследствие психического расстройства могут понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц». В Федеральном законе № 48-ФЗ теперь установлена возможность «в интересах подопечного указать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе», т.е. могут быть «установлены индивидуальные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекунами и попечителям». В текущем 2022 году Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 155 Семейного кодекса Российской Федерации1». Данным Федеральным законом из п. 4 ст. 1551 Семейного кодекса Российской Федерации исключено указание на образовательную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по завершении пребывания в которой исполнение обязанностей опекуна или попечителя ребёнка, не достигшего возраста 18 лет, возлагается на органы опеки и попечительства. Кроме того, по смыслу Федерального закона на органы опеки и попечительства возлагается исполнение обязанностей опекуна или попечителя в отношении несовершеннолетних выпускников любых видов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если в интересах ребенка назначить опекуна требуется немедленно, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна (акт о предварительной опеке) (ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 48). Детям, которые помещены «под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются»2.

Современный институт опеки попечительства в России отличают системные проблемы защиты детства. Развитие службы опеки и попечительства на всех уровнях от федерального до муниципального – одна из стратегических задач в укреплении общества сегодня. Кроме того, система органов опеки нуждается в реформировании, чтобы в результате семьи начали им доверять и сами смогли обращаться за помощью. 


Таким образом, анализ действующего законодательства показал, что в настоящее время с фактом установления опеки или попечительства те или иные правовые последствия связывают достаточно большое количество федеральных нормативных правовых актов.

В заключении стоит отметить, что институт опеки и попечительства не стоит рассматривать только как гражданско-правовой институт, поскольку значительную часть его норм составляют (и должны составлять) положения о выявлении лиц, нуждающихся в попечении, установлении опеки и попечительства, контроле за деятельностью опекунов и попечителей. Функции органов государственного управления во всех этих вопросах сводятся к организаторским. Кроме того, практика применения положений, нормативно-правовых законодательных актов, касающихся опеки и попечительства, свидетельствует о необходимости реформирования данного института.


1.2. Анализ институтов опеки и попечительства в современных условиях

Вопросы взаимодействия семьи и государства находятся на стыке частного и публичного права и требуют повышенной юридической корректности при их разрешении.

Основная задача этого «изобретения» – вывести лиц, осуществляющих заботу о несовершеннолетних, из-под категории опекунов (попечителей) с тем, чтобы на них не распространялось действие Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно действующим нормам законодательства, приемная семья (патронат) получает разностороннюю помощь от государства. Это не только пособия, выплаты, но и льготы. Приемная семья — один из вариантов размещения детей, которые остались без родительского попечения. С правовой точки зрения, она функционирует на договорной основе между определенной семьей и попечительскими органами. Законодательство определяет, что приемная семья — это опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями, на срок, указанный в этом договоре. Соответствующее правовое понятие определяется в ст. 152 Семейного кодекса РФ, а ее деятельность – главой 21 СК РФ.

Поддержка несовершеннолетних на региональном уровне осуществляется в сфере образования, отдыха, лечения и др. 
В  2022 году социальные льготы и выплаты приемным родителям регулировались Семейным кодексом РФ, а также законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и законодательство регионального уровня. Приемные родители каждый месяц получают вознаграждение за услуги воспитания по договору о приемной семье, а также материальные средства для содержания сироты.