Файл: Содержание Введение Глава Опека и попечительство как институт права и законодательства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Акт об обследовании условий жизни гражданина или акт об обследовании условий жизни близкого родственника можно получить через три дня после проведения обследования. Если вы не согласны с актом об обследовании, оспорьте его в судебном порядке.

Орган опеки и попечительства через 15 дней после представления заявителем вышеперечисленных документов и акта об обследовании принимает решение о назначении заявителя опекуном либо выдает заключение о возможности заявителя быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном.

Заключение органа опеки и попечительства является основанием для получения заявителем направления на посещение совершеннолетнего подопечного.

Заявителю может быть отказано в назначении его опекуном с указанием причин отказа. В этом случае возвращаются все представленные им документы и разъясняется порядок обжалования решения об отказе в назначении опекуном.

Таким образом, процедура получения опекунства весьма серьёзная. Опекун обязан защищать интересы и права подопечного. Его обязанности регулируются существующим законодательством. Форма опекунства зависит от возраста и состояния здоровья человека.

2.3. Судебная практика по делам установления, изменения и прекращения опеки и попечительства над детьми в современной России

Самыми распространёнными категориями споров, связанными с воспитанием детей, являются споры о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей, об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, и об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (последних – значительно меньше, чем первых двух). Таких споров на самом деле больше: в суд родители или родственники детей обращаются, если не могут самостоятельно договориться о порядке их воспитания (п. 3 ст. 65, п. 2 ст. 66, п. 3 ст. 67 Семейного кодекса РФ).

Впрочем, отмечает Ю.С. Поваров «дилемма «недействительность сделки/наступление не связанных с недействительностью сделки последствий» сохраняется, учитывая, что в доктрине и судебной практике»1. В практике судов возникли сложности при определении органа опеки и попечительства в случаях проживания детей не по месту рассмотрения спора. В связи с чем возник вопрос, «следует ли в таких случаях истребовать заключения от различных органов опеки и попечительства: по месту жительства истца, претендующего на воспитание ребенка, и по месту жительства ответчика, с которым проживает ребенок, или это может быть только одно заключение, выданное органом опеки и попечительства по месту жительства истца и, соответственно, по месту рассмотрения спора»
2.

К недостаткам в работе органов опеки, осуществляющим государственную волю по защите детей следует отнести:

  • неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного о времени и месте его проведения представителя органа опеки. Как отмечает ВС РФ, случаи таких неявок – без оповещения суда о причинах неявки и заявления ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие данного лица или об отложении слушания – нередки, что приводит к неоднократному отложению слушаний по таким делам и, как следствие, к нарушению сроков рассмотрения гражданских дел и несвоевременному восстановлению прав и законных интересов детей и других участвующих в деле лиц;

  • распространенная практика заявления органами опеки ходатайств о рассмотрении соответствующей категории дел без их участия. Суды, как правило, удовлетворяют такие ходатайства, но впоследствии в ходе судебного разбирательства возникают вопросы, разрешить которые без участия в судебном заседании представителя органа опеки невозможно, что приводит к отложению слушания по делу;

  • нарушение органами опеки сроков исполнения судебных поручений о проведении обследования условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, и представления суду акта обследования и основанного на нем заключения по существу спора;

  • составление заключений, которые либо не содержат необходимых сведений: данных об отношениях между родителями, между ними и ребенком, о личностных качествах родителей, привязанности ребенка к каждому из них, о результатах общения с несовершеннолетним, мнения органа опеки о целесообразности опроса ребенка в судебном заседании и о том, может ли опрос в суде причинить ребенку психологическую травму, и др., либо и вовсе противоречат фактическим обстоятельствам дела;

  • отсутствие в заключениях органов опеки и попечительства вывода по существу спора.

В соответствии со ст. 57 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, и право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

При опросе ребёнка в судебном заседании суду необходимо установить, не является ли его мнение следствием воздействия на него одного из родителей или других заинтересованных лиц, как ребенок обосновывает свое мнение
, осознает ли он свои интересы при выражении этого мнения и другие подобные обстоятельства. При определении места жительства ребенка, родители которого живут раздельно, обязательно должны учитываться отношение ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения каждого родителя с ребенком, возможность создания условий для воспитания и развития ребенка у каждого из них: род деятельности, режим работы, материальное и семейное положение и т. д. – об этом прямо говорится в п. 3 ст. 65 Семейного кодекса РФ

При определении дальнейшей судьбы ребенка важно обстоятельства, которые требуют специальных знаний в области психологии – без них, например, невозможно проанализировать внутрисемейные отношения и взаимоотношения ребенка с каждым из родителей, выявить индивидуально-психологические особенности родителей и детей, определить наличие или отсутствие психологического влияния на ребенка со стороны родителей или одного из них.

Таким образом, материалы обобщения судебной практики свидетельствуют о том, что защита прав ребенка, особенно того, кто утратил родительское попечение, входит в сферу деятельности органа опеки и попечительства. Поэтому приоритетным и наиболее распространенным способом защиты прав ребенка является судебная и административно-правовая защита, осуществляемая органами опеки и попечительства. Именно эти органы управомочены государством на выполнение защитных функций, которые осуществляются по-разному, в зависимости от конкретной ситуации.
Заключение

Подводя итог, вышесказанному хотелось отметить, что практика применения положений гражданского и семейного законодательства об опеке и попечительстве за длительное время показала, что назрела явная необходимость проведения комплексной реформы данного института. Немногочисленные нормы нормативно-правовых актов Российской Федерации не давали возможности разрешить целый ряд вопросов, связанных с назначением опекунов и попечителей, с выдачей разрешений на отчуждение жилых помещений и прочего имущества подопечных, с привлечением опекунов и попечителей к ответственности и т.д.

10 ноября 2022 года в Госдуму России внесён проект поправок в законодательство по вопросам защиты прав детей (законопроект № 232772-8), направленный на совершенствование отечественного законодательства в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Корреспондирующие поправки вносятся в ГПК РФ и Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ». В свою очередь, Федеральный закон № 48, в частности, предлагается дополнить ст. 15.1, регламентирующей порядок сопровождения опекунов или попечителей несовершеннолетних подопечных, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших обоих родителей или единственного родителя в период обучения.


Опека и попечительство в России в 2023 году по мнению некоторых экспертов заживёт новой жизнью. К примеру, в России упростят процедуру трудоустройства для желающих подработать подростков. Также предлагается избавить работодателя от проведения обязательного медосмотра несовершеннолетнего перед приемом на работу. С 2023 года можно будет ограничиться справкой из детской поликлиники о результатах диспансеризации, пройденной не более года назад. Правительство РФ внесло в Думу законопроект, вводящий принцип «усыновление семьей не более одного ребенка в год». В случае одобрения закон может вступить в силу в следующем сентябре 2023 года и т.д.

Кроме того, на местном уровне на перспективу в числе первоочередных задач и в рамках совершенствования института опеки и попечительства в нашей стране названы: защита прав и интересов детей в случает смерти родителей, лишение родительских прав, признание родителей недееспособными; выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; определение правового статуса детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение их устройства и осуществление последующего контроля за условиями их содержания и др.

Для повышения эффективности системы защиты детства необходимо развитие научных исследований практик опекунства, а также создание и развитие профильных магистерских программ, программ повышения квалификации работников опеки.

Таким образом, очевидно, что крепкая, благополучная семья – это опора государства. Очень часто, если семье, которая попала в трудную жизненную ситуацию, оказать вовремя помощь, можно избежать трагедии. Но, из-за того, что в обществе отсутствует доверие к этой системе, трудные ситуации остаются неразрешенными. Это основная проблема, которую необходимо решить. К сожалению, функции органов опеки и попечительства в работе с семьей сжались до контрольных. При этом семье необходимо оказывать поддержку, сопровождать семью. В план основных мероприятий в рамках Десятилетия детства на период до 2027 года внесены задачи по совершенствованию органов опеки и попечительства. О необходимости изменений говорит президент Владимир Путин, а значит, действительно будут изменения, которые уже назрели давно.

Библиографический список:

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета. 25.12.1993 г.; СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 1; 2009. № 1. Ст. 2; 2014. № 6. Ст. 548; 2014. № 30. Ст. 4202; 2020. № 11. Ст. 1416.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 года № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2021. № 52. Ст. 8989.

  3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 года № 223-ФЗ (ред. от 21.11.2022) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16; 2022. № 48. Ст. 8332.

  4. Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 1996. № 55. Ст. 5880; 2022. № 29. Ст. 5261.

  5. Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; 2022. № 29. Ст. 5220.

  6. Федеральный закон от 24.04.2008 года № 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об опеке и попечительстве» // СЗ РФ. 2008. № 17. Ст. 1755; 2021. № 18. Ст. 3058.

  7. Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 года № 927 (ред. от 30.12.2020) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» (вместе с "Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", "Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями", "Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина", "Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения опекунами прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", "Правилами ведения личных дел совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан") // СЗ РФ. 2010. № 48. Ст. 6401; 2021. № 2. Ст. 412.

  8. Письмо Минпросвещения России от 23.12.2021 года № 07-7890 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам выдачи органами опеки и попечительства предварительных разрешений на осуществление имущественных прав ребенка») // Документ опубликован не был. СПСКонсультант (дата обращения: 09.12.2022).

  9. Апелляционное определение Московского городского суда от 04.06.2021 года по делу № 33-22468/2021 Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в принятии заявления. Решение: Определение оставлено без изменения // Документ опубликован не был. СПСКонсультант. (дата обращения: 07.12.2022).



Специальная литература

(научные статьи, учебники, монографии):

  1. Бакиева С.Р. Анализ материалов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право. 2022. № 3. С. 3 – 5.

  2. Богданова Е.Е. Процессуальное положение органов опеки и попечительства при рассмотрении судами споров о воспитании детей // Lex russica. 2019. № 2. С. 41 – 47.

  3. Внукова В.А., Лихачева С.Н., Плетникова Е.В. О нормативном регулировании опеки и попечительства // Юрист. 2022. № 7. С. 21 – 26.

  4. Гришин А.В. Актуальные проблемы правового регулирования деятельности органов опеки и попечительства по защите наследственных прав несовершеннолетних // Наследственное право. 2019. № 3. С. 36 – 41.

  5. Демидова И. Опекуны – анализ споров // Административное право. 2020. № 2. С. 41 – 47.

  6. Мельникова М.Б. Роль прокурора в оценке законности отобрания ребенка у родителей // Законность. 2018. № 2. С. 37 – 40.

  7. Мельникова М.Б. Ответственность органов опеки и попечительства за нарушение прав несовершеннолетних // Законность. 2019. № 9. С. 45 – 48.

  8. Микрюков В.А. Аналогия закона и аналогия права в практике разрешения семейно-правовых споров. Москва: Статут, 2021. 164 с.

  9. Матвеева Н.А. Установление возрастных требований для претендентов на статус усыновителей, опекунов и попечителей несовершеннолетних подопечных, приемных родителей // Семейное и жилищное право. 2021. № 6. С. 12 - 14.

  10. Огурцова М.Л. Правовое регулирование вопросов социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальное и пенсионное право. 2022. № 2. С. 40 – 44.

  11. Пряженникова К.В. Проверка полномочий законного представителя несовершеннолетнего: проблемы правоприменения // Нотариус. 2020. № 2. С. 22 – 25.

  12. Пирогова Е.Е. Процессуальное положение органов опеки и попечительства в гражданском процессе // Семейное и жилищное право. 2018. № 2. С. 15 – 18.

  13. Поваров Ю.С. Последствия совершения юридических действий без предварительного разрешения органа опеки и попечительства // Нотариус. 2021. № 2. С. 18 – 23.

  14. Скуратовская М.М. Формы защиты семейных прав // Семейное и жилищное право. 2017. № 3. С. 16 – 18.

  15. Слесарев С. Судебные споры: место жительства ребенка с отцом // Административное право. 2020. № 2. С. 49 – 55.

  16. Татаров В.А. К вопросу о самостоятельности ребенка как участника гражданских правоотношений // Юрист. 2017. № 4. С. 19 – 23.

  17. Чекулаев С.С., Шпак А.А. Проблема определения роли органа опеки и попечительства в семейных правоотношениях: субъект или участник? // Современный юрист. 2018. № 1. С. 102 – 111.

  18. Чашкова С.Ю. Номинальный счет как способ защиты прав подопечных // Семейное и жилищное право. 2020. № 2. С. 21 – 25.

  19. Чашкова С.Ю. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства как способ защиты прав подопечных и его значение при удостоверении сделки по отчуждению недвижимого имущества подопечных // Нотариальный вестник. 2021. № 4. С. 40 – 55.

  20. Хамитова Г.М., Абдикеев В.Р. Пробелы в законодательстве Российской Федерации, регламентирующем защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальное и пенсионное право. 2020. № 1. С. 26 – 28.

  21. Цветкова Е.В. К вопросу о защите прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в досудебном производстве по законодательству Российской Федерации и отдельных государств – участников СНГ // Международное уголовное право и международная юстиция. 2020. № 2. С. 15 – 17.

  22. Фиошин А.В. Об основах формирования государственной политики по поддержке семей и сохранению традиционных семейных ценностей (или Концепция четырех «И») // Нотариус. 2022. № 6. С. 22 – 26.

  23. Фазылзянова А.И. Перспективы договорного регулирования попечительства над пожилыми гражданами // Социальное и пенсионное право. 2020. № 2. С. 18 – 22.

  24. Шамраева И.Л. Приемная семья как форма устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (по законодательству Белгородской области) // Семейное и жилищное право. 2018. № 3. С. 14 – 18.

  25. Ярошенко Т.В. Особенности участия прокурора по делам об усыновлении (удочерении) ребенка // Российская юстиция. 2020. № 7. С. 59 – 61.