Файл: Содержание Введение Глава Опека и попечительство как институт права и законодательства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В соответствии с Семейным кодексом РФ, размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законодательством субъектов РФ. Так, например, в Москве размер выплат следующий: 16 500 руб. – ежемесячная выплата на содержание на ребенка до 12 лет; 22 000 руб. – ежемесячная выплата на содержание на ребенка от 12 до 18 лет; 27 500 руб. – ежемесячная выплата на содержание на ребенка-инвалида до 18 лет и т.д.

Размер выплат и пособий отличается в зависимости от региона. Как правило, такие выплаты ежегодно индексируются. Региональным законодательством также могут назначаться дополнительные пособия, которые будут выплачиваться из местного бюджета.

Ежегодно Правительством Российской Федерации оказывается финансовая поддержка приемным семьям, в которых воспитываются дети, оставшиеся без заботы родителей. В 2022-2023 годах для них также предусмотрен ряд выплат и пособий. Следует отметить, что на протяжении последних 5 лет законодательство в сфере опеки и попечительства значительно изменилось. Государство предпринимает попытки по защите материнства и детства с учётом социально-экономической и политической ситуации в стране.

Будучи урегулированы в общем виде нормами гражданского права, пишет В.А. Ершов «опека и попечительство имеют законодательную регламентацию в нормах административного и гражданско-процессуального права. Это относится к установлению системы органов государственной власти, осуществляющих функции управления в сфере опеки и попечительства, а также к юридическим процедурам, применяемым для инициирования соответствующих правоотношений в судебном порядке»1. Надо также отметить, что поправки разрабатываются в целях совершенствования деятельности органов опеки и попечительства автономного округа в связи с переходом до 2024 года к единой модели подчиненности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и органов опеки и попечительства в субъектах Российской Федерации. расширяется перечень получателей единовременного денежного пособия и денежной компенсации взамен одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования по окончании общеобразовательных организаций. А именно, дополнительно к детям-сиротам включается категория граждан в возрасте от 18 лет и старше, у которых в период их обучения в общеобразовательной организации либо в период до зачисления их в образовательные организации другого уровня по очной форме обучения, но не позднее 1 сентября года выпуска, умерли оба родителя или единственный родитель. Вносятся поправки в закон «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей.


Таким образом, современное законодательство в сфере опеки и попечительства переживает новую волну реформирования. Вносятся изменения, которые будут способствовать формированию единых подходов по вопросу оказания социальной поддержки как детям-сиротам, так и лицам, которые потеряли в период обучения в общеобразовательной организации обоих родителей или единственного родителя, за исключением предоставления последним жилого помещения. В частности, устанавливается право данных граждан на получение при выпуске из школы комплекта одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, а также единовременного пособия; на полное государственное обеспечение в период обучения в профессиональных образовательных организаций и организациях высшего образования, находящихся в ведении автономного округа; на получение денежных средств на проезд на городском, пригородном, внутрирайонном транспорт, а также на бесплатный проезд один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы по фактической стоимости проезда. Государство максимально старается обеспечить безоблачное существование будущих поклонений российских граждан, оказавшихся в сложных жизненных условиях.


Глава 2. Особенности правоотношения опеки и попечительства

2.1. Правовой статус органов опеки и попечительства в Российской Федерации

Органы опеки и попечительства – органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, деятельность которых заключается в оказании подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями. В Российской Федерации, пишет М.Б. Мельникова «над детьми, которые по каким-либо причинам остались без родительского попечения, устанавливается опека или попечительство. В этих целях в стране функционируют такие субъекты, как органы опеки и попечительства, их деятельность, права и обязанности подробно регламентированы законодательством»
1.

Вместе с тем согласно ст. 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»2 органы местного самоуправления имеют право участвовать в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.

Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом № 48. Суд обязан в течение трёх дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства. 

При этом следует отметить, что ни Семейный кодекс РФ, ни Федеральный закон № 48 не содержат норм, предусматривающих полномочия органов опеки и попечительства по защите наследственных прав несовершеннолетних. Согласно пункту 1 ст. 56 СК РФ, защита прав и законных интересов ребенка осуществляется органом опеки и попечительства, прокурором и судом только в случаях, предусмотренных СК РФ, хотя при этом определенный механизм такой защиты, в том числе наследственных прав, предусмотрен нормами ГК РФ и Федерального закона № 48, а также законами субъектов Российской Федерации. Справедлива точка зрения А.В. Гришина о том, что «не во всех регионах законодатели, регулируя отношения по осуществлению опеки и попечительства над несовершеннолетними, уделяют должное внимание вопросам защиты их наследственных прав. Полагаем, что внесение изменений в законы субъектов Российской Федерации, направленных на расширение полномочий органов опеки и попечительства по защите наследственных прав несовершеннолетних, будет способствовать повышению эффективности такой защиты и реализации прав детей в полном объёме»1. В последние 3 года органы опеки и попечительства всё чаще подвергаются критике со стороны СМИ, общественности и в том силе со стороны Уполномоченного по правам ребёнка в Российской Федерации. По-прежнему растет количество детских хронических заболеваний и инвалидностей. Причинами омбудсмен, ожидаемо, называет плохую экологию, низкое качество питания и продовольствия. Последнее, говорит, особенно ощутимо в школах, где аппарат уполномоченного проводил мониторинг в течение прошлого 2021 года. Нужна глобальная реформа всех организаций и служб, которые входят в систему профилактики сиротства. О том, что ребенку лучше в семье, чем в детском доме, говорится уже много лет. Значит, нужно оказывать поддержку семье. Первое, что нужно сделать – это разработать концепцию реформирования с участием экспертов, общественных организаций, родительского сообщества, профильных министерств и ведомств, всех, кто работает сегодня, защищая семью и семейные ценности, чтобы на этой основе выстроить четкие поэтапные шаги для изменения такого ключевого инструмента работы с семьей.


Таким образом, от эффективности в работе органов опеки зависит многое. В последние годы штат специалистов, работающих в этой сере значительно сократился, многие из них не имеют даже профильного образования. Нужно понимать, что за органами опеки прочно закрепилась репутация бездушной, чуть ли не репрессивной структуры. Часто звучат обвинения в некомпетентности, необоснованном изъятии детей из семьи. При этом одновременно их же критикуют за попустительство и медленную реакцию на проблемы.

2.2. Юридические особенности опеки над несовершеннолетними недееспособными

Опекой признается в том числе форма устройства граждан, признанных судом недееспособными, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Признание гражданина, в том числе пожилого, страдающего психическим расстройством, недееспособным решается судом с учетом степени нарушения его способности понимать значение своих действий или руководить ими (п. 1 ст. 29 ГК РФ; п. 4 ст. 2 Федерального закона № 48-ФЗ; п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 251).

Опека над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, устанавливается органами опеки и попечительства, подача заявления в суд об установлении опеки и попечительства не требуется (ст. 32 ГК РФ; п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 48-ФЗ). К примеру, в 2021 году «Г. обратилась в суд с заявлением об установлении опеки над С.А., г.р., которая решением суда признана недееспособной. Суд постановил вышеприведенное определение, об отмене которого просит заявитель Г., ссылаясь на то, что суд первой инстанции нарушил нормы материального и процессуального права. Изучив представленный материал, доводы частной жалобы, руководствуясь ч. 3 ст. 333 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к следующему. Отказывая в принятии заявления, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, суд верно исходил из того, что к компетенции суда общей юрисдикции не относится разрешение вопроса о назначении опекуна над совершеннолетним недееспособным гражданином, поскольку в силу требований п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 48 «Об опеке и попечительстве» установление опеки или попечительства вверено в полномочия органов опеки и попечительства»
1.

Опекунами над недееспособным совершеннолетним гражданином могут быть только совершеннолетние дееспособные граждане, не лишенные родительских прав и не имеющие на момент установления опеки судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (п. 2 ст. 35 ГК РФ). Чтобы установить опеку над совершеннолетним недееспособным гражданином, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма. Подросток до 18 лет не имеет право на оформление опекунства. У претендента не должно быть серьезных психических болезней, которые могут помешать исполнению своих обязательств. Для подтверждения в органы опеки нужно представить справку, выданную психиатром. Временное пребывание подопечного в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания подопечного в течение периода, когда опекун или попечитель по уважительным причинам не может исполнять свои обязанности в отношении подопечного, не прекращает права и обязанности опекуна или попечителя в отношении подопечного.

Запрещено заниматься уходом за пенсионерами людям, не способным выполнять свои обязательства из-за неудовлетворительного здоровья. К таким претендентам относят алкоголиков и наркоманов.

Для установления опеки над совершеннолетним недееспособным гражданином его близкими родственниками (родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, внуки), с которыми указанный гражданин проживал совместно не менее 10 лет на день подачи заявления о назначении опекуном, необходимо подготовить следующие документы (п. 4 (1) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 № 9271):

1) заявление о назначении опекуном, поданное в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа;

2) документы, подтверждающие родство с совершеннолетним подопечным;

3) копию свидетельства о браке (если близкий родственник, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке).

Документы представляются в орган опеки и попечительства по месту жительства будущего опекуна вместе с предъявлением паспорта РФ. В течение семи дней со дня представления вышеперечисленных документов орган опеки и попечительства назначает обследование условий жизни гражданина или близкого родственника, выразившего желание стать опекуном, в ходе которого оцениваются жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к выполнению обязанностей опекуна, а также отношения, сложившиеся между членами его семьи.