Файл: Фигура и модели Земли.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ГК = ИП  ГКПср (1.45)

За постоянную поправку принимают среднюю ГК по всем ориентирам.

Если величина постоянной поправки ГК превышает 0,5 , то она исключается из показаний ГК вводом коррекции. В рейсе ГК определяется методами, рассмотренными ниже.

Если при разовом определении ГК в рейсе её величина отличается от учитываемой более чем на 2, или средняя из 3-4 определений ГК отличается от постоянной более чем на 1, то надо выяснить причины расхождения. В первую очередь проверить технические параметры ГК и сличить показания репитеров пелорусов с основным прибором.

Способы определения поправки компасов

Определение поправок компаса в рейсе производится вахтенным помощником капитана на каждой вахте.

Для расчёта используются следующие формулы:

К = ИК  КК (1.46)

К = ИП  КП (1.47)

где К, КК, КП - общие обозначения поправки компаса, компасного курса и компасного пеленга.

Для определения поправки компаса любого типа используются нижеследующие методы.

1


Рис. 1.28. Определение поправки компаса по пеленгу створа
. По пеленгу створа
, истинные пеленги которых должны быть известны. В момент пересечения створа измеряется его КП и по формуле (1.47) рассчитывается К. Значения истинных пеленгов створов указывается на картах вдоль линий створов или приводятся в лоциях. Кроме искусственных створов можно использовать естественные береговые створы, например чёткие срезы мысов и др. (рис.1.28).

2. По пеленгу отдалённого ориентира. Место судна и место ориентира должны быть известны и с карты снимается ИП. Взяв компасный пеленг, рассчитывают К.

3. По пеленгам небесных светил. В фиксированный момент времени измеряют компасный пеленг небесного светила с малой угловой высотой. Затем рассчитывают ИП и по формуле (1.47) получают К.

4. По сличению с курсоуказателем, поправка которого известна. Для этого метода используются формулы, полученные при приравнивании истинных курсов:

ККгл(п) + МКгл(п) = ГКК + ГК (1.48)

ККп + МКп = ККгл + МКгл (1.49)

Отсюда:

МКгл(п) = ГК + (ГКК  ККгл(п)) (1.50)

и МКп = МКгл + (ККгл  ККп) (1.51)

Если при выходе из строя какого-либо компаса
надо перейти на показания другого компаса, то также используются формулы (1.48) и (1.49), полученные при приравнивании истинных курсов. Например: при выходе из строя ГК, переходят на управление по магнитному компасу:

ККгл(п) = ГКК + ГК  МКгл(п) (1.52)

Учитывая важность сличения для определения выхода из строя одного из компасов, оно обязательно производится каждый час и после каждого изменения курса.

Для уничтожения девиации магнитного компаса приходится вычислять курс по гирокомпасу, соответствующий заданному магнитному курсу:

ГКК = МК  ГК + d (1.53)

Чувствительность створов

Система из двух или трёх маяков, знаков или огней, расположенных в определённом порядке и образующих линию положения (ось створа), называется морским навигационным створом.

Створы служат для плавания по прямым отрезкам фарватеров или каналов, в шхерах, узкостях, изобилующих навигационными опасностями, и для определения поправки компаса и девиации.

По зрительному восприятию створы делятся на:

  1. линейный - два или три знака располагаются на одной линии, и истинные пеленги этих знаков в любой точке этой линии одинаковы;

  2. прицельный или щелевой - задний знак должен наблюдаться точно посередине или в промежутке между двумя передними;

  3. перспективный - две или более пар знаков, расположенных через равные расстояния, ось фарватера проходит посередине и является осью симметрии всей системы;

  4. лучевой - луч прожектора направлен по оси фарватера под углом 5-10 к горизонту. С судна наблюдается, как вертикальный луч света.

По назначению створы делятся на: ведущие, поворотные, девиационные, секущие, ограждающие.

Э
Рис. 1.29. Линейный створ
лементы створа (рис.1.29): А - передний створный знак, В - задний створный знак, d = AB - расстояние между створными знаками, D = СА - расстояние от наблюдателя до переднего створного знака; ВАС - ось створа, P=CC1 - чувствительность створа,  - разрешающая способность глаза. Примем   1.

Створ должен обладать такой чувствительностью, чтобы остаточную девиацию магнитного компаса можно было определить с заданной точностью.


Для наблюдателя знаки А и В будут казаться слившимися даже когда наблюдатель отклонится от оси створа. Чтобы знаки усматривались раздельно, угол между ними (с вершиной в глазе наблюдателя) должен быть больше , т.е. больше 1. Если же этот угол будет равен или меньше , знаки сольются, и наблюдатель будет считать себя на оси створа, находясь в действительности в некотором удалении от створа.

Величина уклонения от оси створа в перпендикулярном к ней направлении (Р), на протяжении которой створные знаки будут казаться наблюдателю слившимися, называется линейной чувствительностью створа.

Д
Рис. 1.30. Чувствительность линейного створа

Рис. 1.31. Чувствительность щелевого створа
ля вывода формулы чувствительности линейного створа проведём вспомогательную линию АА1СС1 (рис.1.30).



ВАА1  ВСС1.

Из подобия треугольников:



Отсюда:

(1.54)

Недостаток линейных створов: трудность оценки с судна допустимой величины угла  при вынужденном уклонении с оси канала. Поэтому часто делают щелевые створы (рис.1.31).

Формула чувствительности щелевого створа аналогична формуле для чувствительности линейного створа:

, (1.55)

где - горизонтальный угол щелевого (прицельного створа), обычно принимаемый равным 0,5.

Из формул (1.54) и (1.55) видно что:

  1. с увеличением расстояния от наблюдателя до переднего створного знака (D), увеличивается Р, т.е. с увеличением расстояния чувствительность створа понижается (уменьшается);

  2. при том же расстоянии D створ будет тем чувствительнее, чем больше будет разнос знаков (d).

Морские единицы длины и скорости

В процессе судовождения приходится решать задачи, связанные с измерением углов и угловых расстояний. Метрическая система мер для этих целей неудобна т.к. усложняет решения задач навигации, в том числе и вычисление координат судна. Поэтому в качестве основной единицы для измерения расстояний в море принята длина одной минуты дуги меридиана земного сфероида.


Для референц-эллипсоида Красовского длина одной минуты такой дуги выражается формулой

l’ = 1852,23  9,34 cos2. (1.56)

Как видно из этой формулы длина одной минуты дуги меридиана величина переменная, зависящая от географической широты. На экваторе она равна 1842,9м, а на полюсе 1861,6. Пользоваться переменной величиной для измерения расстояний неудобно. Поэтому в 1928г. Международное гидрографическое бюро приняло Международную стандартную морскую милю, имеющую постоянную величину, равную 1852м. В нашей стране стандартная морская миля принята в 1931 году.

Одна десятая часть морской мили называется кабельтов (кб):

1 кб = 0,1м. мили = 185,2м.

За единицу скорости в судовождении принят узел (уз):

1уз = 1м. миля/ч.

Понятие узел пришло из эпохи парусного флота, когда скорость измерялась по длине вытравленного за борт судна лаглиня, прикреплённого к деревянному сектору. Лаглинь был разбит узелками на части равные 1/120 мили. Так как сектор оставался в воде неподвижным, то скорость судна измерялась подсчётом числа узелков, вытравленных за борт за 30 с, т.е. за 1/ 120часа, что соответствовало числу миль, пройденных за 1 час.

Переход от скорости в узлах к скорости в кабельтовых в минуту производится по формуле

V кб/мин = V уз / 6; 1 уз = 0, 17 кб/мин.

Для некоторых расчётов, в том числе связанных со скоростью ветра, используется единица метр в секунду (м/с):

1м/с = 1,944 уз  2уз; 1уз = 0,514 м/с  0,5 м/с.

Соотношение скорости в различных единицах приведено в табл.5.15 МТ - 2000.

В картографических материалах других стран могут встретиться другие единицы длины:

сажень морская, равная 1,83м или 6 футам применяется при обозначении глубин;

фут, равен 30,48 см или 12 дюймов (1 дюйм = 2,54 см), применяется для обозначения высот побережья, малых глубин и осадки судна;

ярд, равен 3 футам или 91,44 см , используется для измерения небольших расстояний в США.


Скорость судна и принципы её измерения

Для учёта движения судна кроме определения направления его движения надо знать ещё и пройденное по курсу расстояние, которое определяется или по показаниям специального прибора - лага, или по скорости судна и времени плавания.

С
Рис. 1.32. Относительное, абсолютное и переносное движение
удно, перемещаясь по водной поверхности Земли, совершает движение в двух средах - водной и воздушной, которые сами движутся относительно дна морей и океанов. Движение судна относительно водных масс считается относительным, а относительно поверхности Земли - абсолютным. Перемещение судна под действием ветра и течения называется переносным движением (рис.1.32).

Связи скоростей выражаются следующими формулами:

; (1.57)

, (1.58)

где - вектор абсолютной скорости; - вектор относительной скорости, - вектор переносной скорости, т.е. вектор общего сноса ветром и течением; - вектор сноса судна ветром; - вектор скорости течения.

В зависимости от типа измеряемой скорости лаги делятся на абсолютные и относительные. В настоящее время реализованы два физических принципа измерения абсолютной скорости движения судна: по доплеровскому сдвигу частоты и с помощью инерциальных систем навигации. Относительная скорость измеряется в основном двумя типами лагов: гидродинамическими и индукционными. Принцип работы гидродинамических лагов заключается в измерении динамического давления набегающего потока воды при движении судна, которое и определяет относительную скорость:

V0 = (PД)

Принцип работы индукционных лагов основан на электромагнитной индукции. Магнитное поле, создаваемое специальным устройством под днищем судна,