ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГК = ИП ГКПср (1.45)
За постоянную поправку принимают среднюю ГК по всем ориентирам.
Если величина постоянной поправки ГК превышает 0,5 , то она исключается из показаний ГК вводом коррекции. В рейсе ГК определяется методами, рассмотренными ниже.
Если при разовом определении ГК в рейсе её величина отличается от учитываемой более чем на 2, или средняя из 3-4 определений ГК отличается от постоянной более чем на 1, то надо выяснить причины расхождения. В первую очередь проверить технические параметры ГК и сличить показания репитеров пелорусов с основным прибором.
Способы определения поправки компасов
Определение поправок компаса в рейсе производится вахтенным помощником капитана на каждой вахте.
Для расчёта используются следующие формулы:
К = ИК КК (1.46)
К = ИП КП (1.47)
где К, КК, КП - общие обозначения поправки компаса, компасного курса и компасного пеленга.
Для определения поправки компаса любого типа используются нижеследующие методы.
1
Рис. 1.28. Определение поправки компаса по пеленгу створа
. По пеленгу створа, истинные пеленги которых должны быть известны. В момент пересечения створа измеряется его КП и по формуле (1.47) рассчитывается К. Значения истинных пеленгов створов указывается на картах вдоль линий створов или приводятся в лоциях. Кроме искусственных створов можно использовать естественные береговые створы, например чёткие срезы мысов и др. (рис.1.28).
2. По пеленгу отдалённого ориентира. Место судна и место ориентира должны быть известны и с карты снимается ИП. Взяв компасный пеленг, рассчитывают К.
3. По пеленгам небесных светил. В фиксированный момент времени измеряют компасный пеленг небесного светила с малой угловой высотой. Затем рассчитывают ИП и по формуле (1.47) получают К.
4. По сличению с курсоуказателем, поправка которого известна. Для этого метода используются формулы, полученные при приравнивании истинных курсов:
ККгл(п) + МКгл(п) = ГКК + ГК (1.48)
ККп + МКп = ККгл + МКгл (1.49)
Отсюда:
МКгл(п) = ГК + (ГКК ККгл(п)) (1.50)
и МКп = МКгл + (ККгл ККп) (1.51)
Если при выходе из строя какого-либо компаса
надо перейти на показания другого компаса, то также используются формулы (1.48) и (1.49), полученные при приравнивании истинных курсов. Например: при выходе из строя ГК, переходят на управление по магнитному компасу:
ККгл(п) = ГКК + ГК МКгл(п) (1.52)
Учитывая важность сличения для определения выхода из строя одного из компасов, оно обязательно производится каждый час и после каждого изменения курса.
Для уничтожения девиации магнитного компаса приходится вычислять курс по гирокомпасу, соответствующий заданному магнитному курсу:
ГКК = МК ГК + d (1.53)
Чувствительность створов
Система из двух или трёх маяков, знаков или огней, расположенных в определённом порядке и образующих линию положения (ось створа), называется морским навигационным створом.
Створы служат для плавания по прямым отрезкам фарватеров или каналов, в шхерах, узкостях, изобилующих навигационными опасностями, и для определения поправки компаса и девиации.
По зрительному восприятию створы делятся на:
-
линейный - два или три знака располагаются на одной линии, и истинные пеленги этих знаков в любой точке этой линии одинаковы; -
прицельный или щелевой - задний знак должен наблюдаться точно посередине или в промежутке между двумя передними; -
перспективный - две или более пар знаков, расположенных через равные расстояния, ось фарватера проходит посередине и является осью симметрии всей системы; -
лучевой - луч прожектора направлен по оси фарватера под углом 5-10 к горизонту. С судна наблюдается, как вертикальный луч света.
По назначению створы делятся на: ведущие, поворотные, девиационные, секущие, ограждающие.
Э
Рис. 1.29. Линейный створ
лементы створа (рис.1.29): А - передний створный знак, В - задний створный знак, d = AB - расстояние между створными знаками, D = СА - расстояние от наблюдателя до переднего створного знака; ВАС - ось створа, P=CC1 - чувствительность створа, - разрешающая способность глаза. Примем 1.
Створ должен обладать такой чувствительностью, чтобы остаточную девиацию магнитного компаса можно было определить с заданной точностью.
Для наблюдателя знаки А и В будут казаться слившимися даже когда наблюдатель отклонится от оси створа. Чтобы знаки усматривались раздельно, угол между ними (с вершиной в глазе наблюдателя) должен быть больше , т.е. больше 1. Если же этот угол будет равен или меньше , знаки сольются, и наблюдатель будет считать себя на оси створа, находясь в действительности в некотором удалении от створа.
Величина уклонения от оси створа в перпендикулярном к ней направлении (Р), на протяжении которой створные знаки будут казаться наблюдателю слившимися, называется линейной чувствительностью створа.
Д
Рис. 1.30. Чувствительность линейного створа
Рис. 1.31. Чувствительность щелевого створа
ля вывода формулы чувствительности линейного створа проведём вспомогательную линию АА1СС1 (рис.1.30).
ВАА1 ВСС1.
Из подобия треугольников:
Отсюда:
(1.54)
Недостаток линейных створов: трудность оценки с судна допустимой величины угла при вынужденном уклонении с оси канала. Поэтому часто делают щелевые створы (рис.1.31).
Формула чувствительности щелевого створа аналогична формуле для чувствительности линейного створа:
, (1.55)
где - горизонтальный угол щелевого (прицельного створа), обычно принимаемый равным 0,5.
Из формул (1.54) и (1.55) видно что:
-
с увеличением расстояния от наблюдателя до переднего створного знака (D), увеличивается Р, т.е. с увеличением расстояния чувствительность створа понижается (уменьшается); -
при том же расстоянии D створ будет тем чувствительнее, чем больше будет разнос знаков (d).
Морские единицы длины и скорости
В процессе судовождения приходится решать задачи, связанные с измерением углов и угловых расстояний. Метрическая система мер для этих целей неудобна т.к. усложняет решения задач навигации, в том числе и вычисление координат судна. Поэтому в качестве основной единицы для измерения расстояний в море принята длина одной минуты дуги меридиана земного сфероида.
Для референц-эллипсоида Красовского длина одной минуты такой дуги выражается формулой
l’ = 1852,23 9,34 cos2. (1.56)
Как видно из этой формулы длина одной минуты дуги меридиана величина переменная, зависящая от географической широты. На экваторе она равна 1842,9м, а на полюсе 1861,6. Пользоваться переменной величиной для измерения расстояний неудобно. Поэтому в 1928г. Международное гидрографическое бюро приняло Международную стандартную морскую милю, имеющую постоянную величину, равную 1852м. В нашей стране стандартная морская миля принята в 1931 году.
Одна десятая часть морской мили называется кабельтов (кб):
1 кб = 0,1м. мили = 185,2м.
За единицу скорости в судовождении принят узел (уз):
1уз = 1м. миля/ч.
Понятие узел пришло из эпохи парусного флота, когда скорость измерялась по длине вытравленного за борт судна лаглиня, прикреплённого к деревянному сектору. Лаглинь был разбит узелками на части равные 1/120 мили. Так как сектор оставался в воде неподвижным, то скорость судна измерялась подсчётом числа узелков, вытравленных за борт за 30 с, т.е. за 1/ 120часа, что соответствовало числу миль, пройденных за 1 час.
Переход от скорости в узлах к скорости в кабельтовых в минуту производится по формуле
V кб/мин = V уз / 6; 1 уз = 0, 17 кб/мин.
Для некоторых расчётов, в том числе связанных со скоростью ветра, используется единица метр в секунду (м/с):
1м/с = 1,944 уз 2уз; 1уз = 0,514 м/с 0,5 м/с.
Соотношение скорости в различных единицах приведено в табл.5.15 МТ - 2000.
В картографических материалах других стран могут встретиться другие единицы длины:
сажень морская, равная 1,83м или 6 футам применяется при обозначении глубин;
фут, равен 30,48 см или 12 дюймов (1 дюйм = 2,54 см), применяется для обозначения высот побережья, малых глубин и осадки судна;
ярд, равен 3 футам или 91,44 см , используется для измерения небольших расстояний в США.
Скорость судна и принципы её измерения
Для учёта движения судна кроме определения направления его движения надо знать ещё и пройденное по курсу расстояние, которое определяется или по показаниям специального прибора - лага, или по скорости судна и времени плавания.
С
Рис. 1.32. Относительное, абсолютное и переносное движение
удно, перемещаясь по водной поверхности Земли, совершает движение в двух средах - водной и воздушной, которые сами движутся относительно дна морей и океанов. Движение судна относительно водных масс считается относительным, а относительно поверхности Земли - абсолютным. Перемещение судна под действием ветра и течения называется переносным движением (рис.1.32).
Связи скоростей выражаются следующими формулами:
; (1.57)
, (1.58)
где - вектор абсолютной скорости; - вектор относительной скорости, - вектор переносной скорости, т.е. вектор общего сноса ветром и течением; - вектор сноса судна ветром; - вектор скорости течения.
В зависимости от типа измеряемой скорости лаги делятся на абсолютные и относительные. В настоящее время реализованы два физических принципа измерения абсолютной скорости движения судна: по доплеровскому сдвигу частоты и с помощью инерциальных систем навигации. Относительная скорость измеряется в основном двумя типами лагов: гидродинамическими и индукционными. Принцип работы гидродинамических лагов заключается в измерении динамического давления набегающего потока воды при движении судна, которое и определяет относительную скорость:
V0 = (PД)
Принцип работы индукционных лагов основан на электромагнитной индукции. Магнитное поле, создаваемое специальным устройством под днищем судна,