Файл: Технологии мотивации персонала современной компании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 188

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования обусловлена тем обстоятельством, что в связи с существующей на данный момент системой рыночных отношений и постоянным изменением условий на рынке труда, можно заметить, что поощрение работников при помощи денег, становится все менее вдохновляющим фактором в рабочем процессе и соответственно отходит на второй план. Для успешного функционирования организаций разного уровня требуется поиск современной и усовершенствованной модели побуждения деловой активности сотрудников в связи, с чем центральной проблемой управления в современных организациях является мотивация персонала.

Вместе с тем, подобрать действенные методы мотивации работников является вопросом не только актуальным, но и весьма сложным в теоретическом и практическом плане. Одной из причин этого является недостаточная научная разработанность проблемы построения грамотной мотивационной политики в современных организациях.

Значимость исследования механизмов системы мотивационной политики обусловлена возрастающей ролью мотивации как приоритетного фактора повышения производительности труда и эффективности функционирования компании. В определенные временные рамки система мотивации имела различные механизмы воздействия на персонал: материальные, социальные, психологические. Именно поэтому разработку направлений повышения производительности и эффективности функционирования компаний, которые являются одной из целей экономической политики на макро-, мезо- и, надо начинать с исследования организационного механизма мотивации труда. В этой связи с этим значимым является анализ технологий применения мотивации персонала на микроуровне с разработкой рекомендаций по модернизации системы стимулирования труда.

Разработанность в науке. К изучению вопросов мотивации в разное время обращались многие ученые как отечественной, так и зарубежной мысли. Психологические мотивы стали широко исследоваться в 30-е годы в двух группах исследователей: первая под руководством Г. Мюррея, вторая – Д. Макклелланда и Дж. Аткинсона. Сторонники Г. Мюррея (П. Сирс, М. Овсянкина, Дж. Франк, С.Розенцвейг) основываются на фрейдистских представлениях о функции сновидений и механизме проекций, а также на исследованиях участия воображения и проецирования в процессах восприятия. Другая группа исследователей посвятила свои работы изучению потребностей в аффилиации и особенно потребности в достижении (Дж. Верофф, Д. Макклелланд, Ж. Нюттен и др). Интерес к изучению мотивации человека, как одного из ведущих социально-психологических методов управления в современной компании нашел свое отражение в многочисленных исследованиях российских и зарубежных авторов, среди которых можно назвать Э.И. Вафина, И. Джидарьян, М. Альберт, В. Коростелев, А. Маслоу, Д. Рябоконь, М. Сорокина и др.


Важнейшей составляющей исследования послужили основные положения и выводы, представленные в научных трудах Б.М. Генкина, А.В.Андрющенко, А.В. Тебекина, Т.А. Дудник, Е.М. Дронченко, М.А. Боченкова, Е.В. Наливайченко и др., которые в своих работах делают акцент на проблеме диагностики мотивационной деятельности и останавливаются на описании подходов материального и нематериального стимулирования персонала, а так же построения эффективной мотивационной политики для организаций.

Однако, несмотря на обширный научный опыт, стоит отметить недостаточную разработанность методических аспектов мотивации, средств и методов ее формирования в уставных документов организаций. В связи с этим в настоящее время остро встает вопрос о том, какими методами и средствами можно формировать трудовую мотивацию у персонала и как разрешить противоречие между потребностью развития устойчивой мотивации к труду и теоретической неразработанностью этой проблемы.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических и прикладных аспектов использования различных технологий для формирования эффективной мотивации трудовой деятельности персонала современной организации.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

- раскрыть понятие мотивации и определить необходимость ее применения в практике управления;

- рассмотреть существующие теории мотивации;

- охарактеризовать приемы и методы мотивации персонала;

- представить организационно-экономическую характеристику АО МФК «ДЖАМИЛЬКО»;

- выявить особенности материальных и нематериальных методов мотивации сотрудников, используемых в деятельности компании;

- определить проблемы и недостатки существующей системы мотивации персонала компании;

- разработать рекомендации по совершенствованию системы мотивации сотрудников компании;

- выполнить оценку эффективности внедрения в деятельность организации современных технологий мотивации.

Объектом исследования выступил персонал АО МФК «ДЖАМИЛЬКО».

Предметом исследования явились вопросы теории и методологии повышения мотивации персонала современной компании в их трудовой деятельности.

Информационной базой для диссертационной работы послужили основные положения и выводы, представленные в научных трудах в области мотивации и стимулирования таких авторов, как: А.В. Тебекин, И.В. Акифьев, И.К. Пономарева, Е.А. Бараусова, О.Л. Кудинова, В.А. Головин, Ф.К. Османова С.Д. Оголихина и др., а так же публикации в периодической печати, ресурсы сети интернет и внутренняя документация АО МФК «ДЖАМИЛЬКО».



В работе применялись общенаучные методы: анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения, системного подхода; экономико-статистические методы сбора и обработки информации, аналитические методы системного анализа, а так же методы наблюдения, анкетирование, интервьюирование и анализа статистических данных. Для обработки информации и сравнения результатов использовался стандартный пакет программ «Microsoft Office».

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации основных социально-психологических характеристик трудовой мотивации сотрудников организаций

Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по оптимизации мотивации персонала АО МФК «ДЖАМИЛЬКО».

Структура и объём работы. Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику работы, которая состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цели и задачи работы, описаны объект и предмет исследования. Первая глава работы посвящена раскрытию различных подходов к трактовке понятия «мотивация», а особенностей различных теорий мотивации персонала организации. Так же в рамках главы охарактеризованы методы и приемы мотивации персонала современной организации.

Во второй главе проводится анализ системы мотивации персонала в АО МФК «ДЖАМИЛЬКО». В третьей главе иссдедования представлены рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала системы мотивации персонала в АО МФК «ДЖАМИЛЬКО» и выполнен расчет их эффективности. В заключении отражены основные положения диссертационного исследования и сформулированы общие выводы. В приложении содержаться табличные и иллюстративные материалы, выполненные самостоятельно по результатам исследования.
Глава 1. Теоретические основы мотивации персонала современной компании

1.1. Понятие мотивации, необходимость ее применения в практике управления

В условиях экономической нестабильности и высокого уровня конкуренции, успех любого бизнеса в немалой степени зависит от того, насколько слаженно и старательно работает весь коллектив и каждый человек в отдельности, а чтобы сотрудник стремился выполнить свои обязанности максимально хорошо, необходима грамотная и достаточная мотивация персонала, так как разработка и внедрение эффективной системы стимулирования работников позволяет совершенствовать внутрифирменную среду, способствует созданию благоприятных условий для саморазвития работников и достижению стратегических целей.


Таким образом, в настоящее время мотивация, понимаемая, как источник активности и, одновременно, как система побудителей любой деятельности изучается в самых разных аспектах в различных отраслях знания и является важнейшим элементом эффективного использования всех факторов общественного производства. Она во многом предопределяет его характер, направленность и результативность. Только мотивированные работники, нацеленные и ориентированные на высокопроизводительный, эффективный и качественный труд, способны осуществить переход к социально ориентированной рыночной экономике1.

Родоначальником термина «мотивация» стал А. Шопенгауэр, (1900 - 1910), который рассматривал «мотивацию», как систему внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного2.

Исследования, в области мотивации персонала, проводились многими учеными: Ф. Тэйлор, Д. Мак Грегор, А. Маслоу, Ф. Герцберг - являются классиками теорий мотивации. Среди современных российских авторов необходимо отметить Е. П. Ильина, С. В. Шекшню, А. Я. Кибанова, П. В. Журавлева, Ю. Г. Одегова, Н. А. Волгина и др. И каждый автор мотивацию рассматривают по-разному. Проанализировав и обобщив ряд подходов к определению мотивации, можно сделать вывод, что мотивация представляет собой некий процесс побуждения работника осуществлять деятельность в соответствии с имеющимися целями на предприятии, что подтверждает факт того, что мотивация является не только элементом, но и функцией управления персоналом предприятия (таблица 1 приложения 1).

Мотивация выступает как совокупность мотивов, побуждающих сотрудников к определённым действиям.

Персонал выступает - элементом управления, субъект - руководитель организации. Сотрудник организации является при разработке системы мотивации центральным элементом (рисунок 1)3.



Рисунок 1. Место мотивации в системе управления организацией

Таким образом, определяя необходимость применения мотивации в практике управления можно сказать, что система управления персоналом представляет собой некую взаимосвязь и взаимодействие элементов, наполняющих её, и подсистем (линейную – директора, заместители и другие высокопоставленные управленческие единицы; функциональную – выполнение определённых функций, например, планирование, мотивация и стимулирование, трудовые отношения, социальное развитие, и другие функциональные подсистемы), в результате чего происходит реализация основных функций или же подходов к управлению персоналом


В системе управления мотивацией сотрудников на входе находятся интересы организации и интересы персонала, на выходе - согласование целей организации и персонала.

В общем виде мотивационный процесс представляет собой выбор руководством организации наиболее важных потребностей работника и его стремлений, являющихся мотивом, которые в последующем будут способны повлиять на эффективный ход организационной деятельности (рисунок 2).



Рисунок 2. Схема мотивационного процесса4

Соответственно, мотив представляет собой движущую человеком силу, которая побуждает его выполнять те или иные действия, в данном случае направленные на достижение поставленной цели.

С помощью мотивации руководство предприятия может решать следующие задачи (рисунок 3).



Рисунок 3. Мотивационные задачи5

Для того, чтобы руководители организаций могли грамотно учитывать содержательные факторы при формировании системы мотивации и стимулирования персонала. Категория личностных факторов является, как минимум трехуровневой (рисунок 4)6.



Рисунок 4. Личностные факторы, оказывающие влияние на формирование системы мотивации и стимулирования работников в организации

Личностные факторы оказывают прямое непосредственное влияние на мотивационную структуру человека, но при формировании системы мотивации в организации можно говорить лишь об их опосредованном влиянии.

Разрабатывая систему мотивации, направленную на удовлетворение потребностей работников в соответствии с тем, что они считают важным, можно создать более благоприятные условия для реализации целей предприятия. Так, для молодых сотрудников преимущественным фактором будет карьера, жизненный успех. У работников старшего возраста сильными мотивами повышения производительности труда являются признание их авторитета, культурные ценности, ощущение значимости и незаменимости для предприятия. Для людей с более устойчивым финансовым положением моральные мотивы могут преобладать над материальными. Такие работники получают удовольствие от самого процесса работы и возможности реализовать себя в производственных условиях