Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Детская литература с практикумом по выразительному чтению Практическое задание 1.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Практическое задание №1


Выполнил:

Обучающийся Мурдасова Ольга Витальевна

Преподаватель:

Половая Нелли Павловна


  • Практическое задание №1

Практическое занятие 1 

Цель занятия: осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; формировать навыки  анализа сказки, выявлятьсвоеобразие сюжета и композиции, особенности языка произведения; определить место сказки в круге чтения современного ребенка.

 

Задания по теме 1.1 Специфика детской литературы. Круг детского чтения. Система жанров детской литературы. Западно-европейская и русская литературная сказка

 

Задание 1. Прочитайте русские народные сказки, включенные в список книг для чтения младших школьников, и сравните их с текстами одноименных или аналогичных сказок из сборника «Русские народные сказки» А.Н. Афанасьева (М.: Наука, 1984). Рекомендуемые сказки для анализа: «Мужик и медведь», «Лиса, заяц и петух», «Лиса и журавль», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Гуси-лебеди».

Объясните причину расхождений в текстах. Сформулируйте свое отношение к тому, что в детское чтение чаще всего включаются сказки в авторской обработке.

ОТВЕТ:

По моему-мнению, расхождения в русских народных сказках с авторскими обработками этих же сказок связано с тем, изначальные сюжеты народных сказок не были предназначены для детей. Их писали с посылом для взрослых.
Так же, еще одной причиной применения обработок к русским сказкам является то, что старорусский текст очень тяжело воспринимать, особенно детям, поэтому при обработке текст упрощается к понятному, доступному литературному языку.

При обработке сказок используются возрастные особенности, воспитательные моменты, для развития нравственных качеств у ребенка, а так же ярко выражена связь с жизнью. В некоторых сказках изменен сюжет, потому что в некоторых случаях это может навредить формированию личностных чувств из-за жестокости.
Если так разобраться, детские авторы сглаживают все острые углы народных сказок, бывает, упрощают сюжет, раскрашивают его эпитетами, привлекая интерес маленьких читателей смыслом этих сказок. Проще сказать, они интерпретируют сказки специально для детей, чтобы было интересно, доступно и понятно.

 

Задание 2. Сравните сказки, созданные примерно в одно время В.А. Жуковским, А.С. Пушкиным, П.П. Ершовым. Заполните таблицу:

Автор

Источники сказки

Особенности содержания сказки

Стиль

 В. А.

Жуковский

«Спящая царевна»

 Создана на основе переведенной Жуковским сказки братьев Гримм

 Сказка повествует об одной царской семье, в которой рождается долгожданная царевна, проклятая одной пожилой волшебницей, являющейся отрицательным персонажем произведения. Достигнув шестнадцатилетнего возраста царевна засыпает вместе со всей своей свитой, уколов палец веретеном. Спасает из длительного сна царевну прекрасный принц, который впоследствии становится ее мужем.

 Произведение представляет собой стихотворное литературно обработанное изложение сказочной легенды, заимствованной из европейского фольклора.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Создана на основе русской сказки, записанной в Михайловском



В красивой сказке Пушкина "О мертвой царевне" повествуется о прекрасной царевне, которой завидует коварная молодая царица.

После смерти царицы, царь повторно женится и берет в жены красавицу, владеющую волшебным зеркалом.

Царевну по приказу завистливой мачехи уводят в лес, но служанка не убивает её. Девушка находит приют в доме семи богатырей. Царица под видом нищенки дает царевне яблоко, откусив которое девушка умирает. Царевич Елисей отправляется на поиски невесты и ему помогает Ветер.

Царевич с горя бьется о хрустальный гроб и разбивает его.

Царевна оживает, мачеха умирает, а Елисей и царевна женятся.


Сказка написана в народном стиле с применением старорусских слов и оборотов.

П. П. Ершов «Конек-горбунок»


В основу легла русская народная сказка «Сивка Бурка»

Иван ловит кобылицу и получает в дар Конька-Горбунка и двух роскошных коней.
Коней покупает царь, и Иван поступает к нему на службу.
По приказу царя Иван добывает Жар-птицу, потом крадет  Царь-девицу и  отправляется за перстнем.
Иван знакомится с рыбой-китом, навещает Месяц и узнает, как освободить рыбу-кита.
Рыба-кит добывает Ивану перстень, и Иван купается в трех котлах.
Царь гибнет в котлах, а Иван и Царь-девица женятся.



Русская литературная сказка написанная четырёхстопным хореем с парной рифмовкой.


Сделайте выводы и обоснуйте свой ответ:

  •  Вписывается ли сказка П.П. Ершова «Конек – Горбунок» в литературную традицию начала XIX?

  •  В чем заключается новаторство П.П.Ершова в области содержания и формы русской литературной сказки  начала XIX?

ВЫВОД:


1) «Конек-горбунок» достойно продолжил традицию литературной поэтической сказки 19 века, прежде всего пушкинской, и в то же время это было новое слово в отечественной словесности. Новым было необычайно смелое, по-юношески дерзкое погружение в стихию простонародной, «мужицкой» сказки. Ершов соединил в своем произведении ряд образов, мотивов, сюжетных ходов известных народных сказок. Незадолго до смерти, размышляя о феномене «Конька-горбунка», автор сказал: «Вся моя заслуга тут, что мне удалось попасть в народную жилку. Зазвенела родная, и русское сердце отозвалось...»
2) Сказки Ершова выделялись силой и глубиной отражения русского национального характера. Автор умело сочетал три основных типа народной сказки: волшебный, сатирический и сказки о животных.
К элементам волшебной сказки относится все чудесное и прекрасное. Сатирическая сказка проявляется в обрисовке Иванушки-дурака, братьев, царя, спальника. Сказка о животных представлена в описании подводных владений.
Важно заметить, что Ершов опирался на свое знание сибирского фольклора, отличавшегося от фольклора европейской части России живым и бойким смехом, социальной направленностью.
Обобщен поэтом и русский национальный характер, его сильные и слабые стороны. Все герои, представляют единый национальный тип, все говорят на бойком, цветистом русском языке, думают и переживают совершенно по-русски. Контрасты национального характера в изображении Ершова отвечают представлениям народа о себе самом: лукавый ум и наивность, лень и труд, здравый смысл и глупость, восхищение перед красотой и чудом и насмешка над чудесами. 
В сказке «Конек-горбунок» пара героев выступает как один главный герой (в сравнении с фольклорной сказочной традицией). Герои эти и противопоставлены, и сопоставлены.

 

Задания по теме 1.2 Западноевропейский роман XVIII вв. в чтении младшего школьника и подростка. Зарубежная литература XIX в. – о детях и детстве

Цель: уметь находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимые для подготовки к урокам.


 

Задание 3. Составьте развернутый цитатный план подготовки выступления младшего школьника по теме «Изображение семьи, семейного воспитания и общения в произведениях зарубежной литературы» (в повестях и рассказах круга детского чтения, рассматриваемых в наших лекциях, или шире).

Можно ли использовать подобранный Вами материал в качестве фрагмента или целого урока? При каких методических условиях? Укажите эти условия.

Разработайте урок с использованием подобранного Вами материала.(Класс и тема урока по выбору).

 

Задание 4. Познакомьтесь с содержанием отрывка из  произведения Марка Твена «Том Сойер», в котором Том пытается обратить на себя внимание Бекки.Проанализируйте содержание этого отрывка по плану:

  1.  Что предпринял Том Сойер для того, чтобы обратить на себя внимание Бекки?

  2.  Как относится автор к своему герою?

  3.  Что можно сказать о Бекки?

  4.  Можно ли назвать отрывок юмористическим и почему?

ОТВЕТ:

1) В сцене знакомства с Бекки Том Сойер проявил себя большим знатоком женских сердец.Сначала, он попытался угостить девочку персиком, который она настойчиво отвергала.Видя, что первая стратегия не дает положительного эффекта Том решил разбудить в Бекки любопытство. Он стал что-то рисовать в тетрадке и при этом закрывал рисунок от Бекки. В конце концов та не выдержала и попросила показать рисунок. Рисунок Тома не представлял из себя ничего особенного, но Бекки он понравился, а это самое главное. У детей завязался разговор о живописи и Том пообещал научить Бекки рисовать. Далее уже Том осмелился признаться Бекки в любви, что также польстило девочке. 2) Автор относится к своему герою Тому Сойеру очень рассудительно, но при этом он его любит, ведь – это плод его творения. По-моему мнению Том Сойер хороший герой, который вызывает симпатию и эмоциональную отзывчивость у многих читателей. 3) Собственно у Бекки была фамилия Тетчер. Она является одним из главных персонажей данного произведения. Она была подругой и соратницей Тома Сойера. Про нее можно сказать, что она очень любопытная и смышленая девочка, так она может прощать людей за их поступки и слова. Также эта девочка отличается своей сосредоточенностью и терпением. 4) Данный эпизод, знакомства Ребекки Тетчер и Тома Сойера, можно считать комичным. Взять в пример хотя бы момент, когда его выпороли за опоздание, или диалог при первой встрече между ребятами. В принципе все произведение пронизано нотками ироничного и живого юмора, который отображает жизнь мальчика, который постигает законы общества.


 

Задания по теме 1.3 Русская литература о детях и для детей как явление духовной культуры II половины XIX – начала XX в

Цель: научиться использовать различные средства, методы и формы организации учебной  деятельности обучающихся на уроках литературного чтения.

 

Задание 5. Сформулируйте цели одного из уроков литературного чтения по изучению произведения Л.Н. Толстого «Детство». Оформите урок следующим образом: тема урока, класс, название и авторы программы, учебника.

Ответ:

Тема урока: Л. Н. Толстой «Детство»

Класс: 4

Название и авторы программы, учебника: «Литературное чтение», УМК «Школа России», Л.Ф. Климановой,  В.Г. Горецкого, М.В. Головановой

Цель урока: Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;

Отрабатывать навыки осознанного и выразительного чтения; Учить анализировать текст, с целью выяснения мотивов и причин поступков героев; Развивать речь, память учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прошла перемена.

Услышан звонок.

Пора поскорее начать нам урок.

Я приветствую вас ребята на уроке литературного чтения. На моём любимом уроке. Я очень люблю читать, люблю представлять то, о чём рассказывается в книге, люблю думать о прочитанном, делать выводы. И мне очень хочется, чтобы вы ребята, тоже полюбили чтение. Ведь иногда, читая о других людях и их судьбах, многому учишься и на многое по-другому начинаешь смотреть. Сегодня мы прочитаем именно такой рассказ. Рассказ, который поможет нам задуматься. А ведь это и есть истинный смысл чтения – задумываться.

2. Постановка темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

М. Горький «Не зная …(Толстого), нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком».

По моему мнению, их можно отнести к писателю, с жизнью и творчеством которого мы знакомы, но на последующих уроках будем узнавать ещё больше.

Это Л.Н. Толстой.

Давайте вместе обозначим цели нашего урока:

Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого. Отрабатывать навыки осознанного чтения. Учиться анализировать текст. Развивать речь, память. А тема нашего урока «Л.Н.Толстой «Детство»