Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Детская литература с практикумом по выразительному чтению Практическое задание 1.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема: “Детвора” представляет по жанру наблюдение-зарисовку за детьми, которые остались поздним вечером дома одни и в отсутствие взрослых не ложатся спать, а играют в лото. Рассказ с незамысловатым сюжетом приглашает читателя окунуться в мир счастливого и беззаботного детства. Экспозиция выражена в произведении словами автора, что дети дома ждут родителей с крестин. Событие – сцена игры в лото. Дети играют очень азартно, на деньги. Малыши обмениваются репликами, совершают различные поступки (дерутся, ищут завалившуюся копейку). В этой части рассказа авторский текст скуп. Неожиданный финал произведения – засыпание детей на маминой кровати – создает комический эффект. Идея: Главная мысль рассказа «Детвора» состоит в том, что дети видят мир по-своему, совсем не так, как взрослые. Для них важно то, чему не придают значения взрослые и наоборот, они безразличны к тем ценностям, которые признают взрослые. Когда Вася пытается поставить в игре рубль вместо копейки, никто из детей не соглашается на такую замену, хотя рубль гораздо дороже копейки. Образы:

  1. Гриша. Мальчик 9 лет. Жадный.

  2. Аня. Девочка 8 лет. Азартная, стремится к победе.

  3. Соня. Девочка 6 лет. Добрая и отзывчивая. Увлечена процессом.

  4. Алеша. Совсем малыш. Играет ради скандала.

  5. Андрей. Сын кухарки. Любознательный, тихий.

  6. Вася. Ученик 5 класса.

Воспитательное и образовательное значение: Рассказ учит нас тому, что в любой ситуации главное оставаться добрым и отзывчивым, не быть жадным. Деньги и победа не могут быть выше дружбы и взаимопомощи.
Художественные особенности: В “Детворе” особенно отчетливо проявляется такая характерная особенность чеховского способа изображения, как сжатость. Буквально несколькими штрихами он рисует портреты детей от мала до велика. Язык рассказа очень колоритен, изобилует меткими и яркими словами – “дети играли так вкусно…”.
Литературно-художественный анализ произведения А. П. Чехова «Событие»

Тема: В рассказе «Событие» Чехов показывает роль впечатлений в жизни детей. Тема рассказа – рождение в доме маленьких котят. 

Идея: Рассказ «Событие» повествует о детском восхищении животными. В рассказе это котята. Идея состоит в том, чтобы обратить внимание на детскую суетливость и детские чувства, которые в этом случае обращены к котятам.Также, реакция детей и взрослых на появление питомцев.

Образы: Дети: Ваня и Нина, дядя Петруша.

Воспитательное и образовательное значение: . Взрослым всегда нужно осторожно относиться к тому, что они делают и говорят. Детскую душу легко ранить. 
Художественные особенности:
Литературно-художественный анализ произведения А. П. Чехова «Гриша»
Тема:  первая прогулка маленького мальчика по бульвару Идея: произведения становится показ внутреннего мира мальчика, особенного, отличного от взрослого.
Образы: Система образов рассказа «Гриша» складывается из нескольких персонажей: самого мальчика Гриши, который в первый раз выходит на прогулку по бульвару, няня, сопровождающая ребенка, человек со светлыми пуговицами, встреченный по пути, мама мальчика.
Воспитательное и образовательное значение: Рассказ учит любить детей, заботиться о них и понимать их непосредственный красочный внутренний мир.
Художественные особенности: Чехов на страницах рассказа использует такое средство, которое помогает раскрыть психологию ребенка, а именно сочетание двух взглядов на привычные вещи: взрослого и детского.
Автор рисует нам мир Гриши, который напоминает четырехугольник, а уже глазами самого мальчика мы видим заполняющие этот мир предметы. Описание родителей ребенка также дается через восприятие самого мальчика, его словами.

Литературно-художественный анализ произведения А. П. Чехова «Кухарка женится»
Тема: В рассказе говорится о том, как пошла и жестока была существовавшая тогда барская привычка выдавать замуж и женить людей из прислуги.
Идея: В рассказе «Кухарка женится» А. П. Чехов наглядно доказал, что брак не всегда несет счастье, гармонию и свободу женщине. Союз с нелюбимым мужчиной может обернуться для нее настоящим рабством.
Образы: семилетний мальчик Гриша, кухарка Пелагея, папа Гриши Павел Андреевич.
Воспитательное и образовательное значение: столкновение непосредственного детского сознания с миром взрослых людей, чуждым и непонятным им. Однако построены они различно. Художественные особенности:
В этом рассказе А. П. Чехов показывает читателю судьбу женщин, которых насильно хотят выдать замуж не по любви, а потому что «так надо». Я считаю, что в обоих случаях ситуации пошлы, так как у человека есть право самому искать свое счастье и выйти замуж по своему желанию. Мнения Пелагеи, кроме маленького Гриши, никто не учитывает.

 

Задание 8. Выполните литературно-художественный анализ произведения А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» и докажите, что перед нами характерный пример сказочной повести, поэтика, художественные особенности которой определяются романтической литературной эпохой, а также связывают письменную литературу с традициями национальной устной словесности.

План анализа:

1. Выявите причину обращения писателя к созданию произведений для детей и юношества, опровергните или докажите версию, что «Черная курица…» – мемуары в виде волшебной сказки о реальном пансионе, в котором учился Перовский. Герой (Алеша) носит имя мальчика, о котором и для которого эта сказка написана – Алексея Константиновича Толстого, тезки и родного племянника Погорельского, в будущем самобытного писателя.

2.Рассмотрите проблему своеобразия жанра «Чёрной курицы, или Подземных жителей» А. Погорельского, выделите признаки волшебной сказки, в виде тезисного плана запишите их в тетрадь:

  • борьба добра со злом, в которой добро побеждает, так как оно созидает, а зло разрушает. Алёша - «воплощенное» добро - «борется» с кухаркой Тринушкой, воплощающей зло, и спасает любимую курицу Чернушку. Чернушка «борется» со сказочными рыцарями и побеждает их;

  •  все герои делятся на наделённых волшебной силой (Чернушка, король Подземного царства, жители Подземного царства) и «обычных» (Алёша, Тринушка, учитель);

  •  главный герой совершает благородные поступки, ему активно помогает волшебный помощник, который благодарит за оказанную ранее услугу (Чернушка помогает Алёше: дарит ему конопляное семечко, за то, что Алеша спасает её от смерти); герой - волшебный помощник - одаривает своего спасителя волшебным предметом (сам предмет не представляет собой видимой ценности: это конопляное семечко);

  •  запреты и наказание за их нарушение (нельзя было трогать предметы в комнате старушек голландок, иначе проснутся рыцари, и Чернушка не сможет их победить. Нельзя было Алёше рассказывать кому-либо о Подземном царстве, иначе жители этого царства будут обречены на скитания, а Чернушка-министр будет арестована;

  •  мотив дороги-путешествия, преодоления границы между реальным и волшебным миром (Алёша вместе с Чернушкой отправляется по неведомой дороге в Подземное царство);

  •  освобождение волшебного героя (Алёша спасает Чернушку);

  •  большой временной промежуток, который охватывают события;

  •  использование изобразительно-выразительных средств (например, гиперболы: «Чернушка сделалась большая-большая, выше рыцарей»).


3. Определите черты романтизма в сказочной повести Антония Погорельского, выявите сосуществование в художественном мире произведения двух планов изображения – реалистического и ирреального (идеального).

4.Докажите, что в произведении «Чёрная курица, или Подземные жители» проявляют себя традиции нескольких фольклорных (устных) и письменных эпических жанров: мифа, сказки, былины, средневекового рыцарского романа, романтической фантастической повести. Аргументируйте свой ответ.


Ответ: Анализ сказки Антонио Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

Жанр: волшебная повесть для детей.

Тема:

Идея: не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит, благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их.

Главные герои:

Алеша до получения конопляного семечка – умный, милый, старательный, прилежный, любознательный, ветреный, честный, добрый, скромный, начитанный, романтик, мечтатель, все его любили, верит в волшебство, остро чувствует свое одиночество, щедрый, эмоциональный, впечатлительный, наблюдательный, смелый, отзывчивый. Он шаловлив, непоседлив, легко поддается соблазну не выучить скучный урок, слукавить, утаить от взрослых свои детские секреты, на какое-то время он становится непослушным, гордым мальчиком, страшным шалуном, самоуверенным, самолюбивым, праздным, ленивым, гордым, бессовестным, высокомерным, заносчивым шалуном, непослушным, его перестали любить товарищи.

Чернушка – ласковая, благодарная, добрая.

Второстепенные герои: учительница, король.

Сюжет повести. 

Повесть начинается с экспозиции (предыстория событий, развертывающихся непосредственно в рамках художественного времени произведения).

Завязка — заступничество Алеши за Чернушку.

Кульминация (наивысшая точка напряжения всех проблемных линий), своеобразный событийный «узел» конфликта — выбор Алешей в волшебных садах подземных жителей конопляного семечкаа не других взращенных прекрасных цветов и плодовЭтому самому выбору сопутствует прельщение (трудно не поддаться искушению без труда знать все на «отлично»). Но, однажды уступив своей, кажется, безобидной для других мысли, уже маленький человек встает на путь сначала совсем небольшой, а потом все более растущей лжи. Так, кажется, тоже волшебным образом приходит к нему забвение правил .и обещаний. Тогда в добром и сострадательном мальчике начинает говорить гордыня, ничем неоправданное чувство превосходства над другими. Из волшебного средства — конопляного семечка, дурман-травы — произрастает эта гордыня.

Причем потеря героем конопляного семечка еще не развязка, мальчику дважды дается шанс без нравственных потерь выйти из сложившейся ситуации, но, снова найдя конопляное семечко, он вступает на тот же губительный путь.