Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Детская литература с практикумом по выразительному чтению Практическое задание 1.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Актуализация знаний.

Сейчас вы познакомитесь с новым для вас литературным жанром. Я предлагаю вам отгадать ребус и узнать, как он называется.

Трилогия – это 3 произведения одного автора, объединённые общим замыслом и преемственностью (последовательностью от одного события к другому) сюжета. Мы почитаем лишь одну главу из трилогии Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Давайте немного остановимся на понятиях. Детство – это возраст от рождения до 10 лет. 

Отрочество – это подростковый возраст от 11 до 14 лет. Юность – это возраст человека от 15 до 21 года. А ведь сразу писателем задумывался роман из 4 частей ещё с главой «Молодость», но она не была написана.

И сама трилогия необычная. А какая? Попробуйте угадать, поставив слоги в правильном порядке (автобиографическая).

А вы помните, что такое автобиография – « сам пишет о себе». Давайте вспомним биографию писателя.

Проверка дом.задания-биография.

Художник И. Е. Репин, который был близок к семье Толстых и подолгу  жил в Ясной Поляне, написал картину «Л. Н. Толстой в кабинете под сводами». Кабинет писателя находился на верхнем   этаже дома между маленькой гостиной и спальней писателя.

Картину Репин писал с натуры. На простой плохонькой железной вешалке висит верхняя одежда, слева   у стены укладка (деревянный сундучок).  В углу пила  с рукояткой, обёрнутой тряпкой, пилой кто-то недавно работал.  Тут же в комнате коса. В другом углу – большая лопата.

За небольшим столом, заваленным рукописями, примостившись с краю, на грубо сколоченной скамье, сидит Лев Николаевич и торопливо,  нервно пишет.  Вся композиция картины и положение, которое придал Репин фигуре Толстого, как бы подчёркивают, что писатель только что присел, оторвавшись от другой срочной работы. Одет Толстой в крестьянскую стариковскую рубаху. И. Е. Репин верно передал торопливость, с которой Лев Николаевич пишет. Он торопится сказать людям о том, что в настоящее время составляет для него весь смысл, всё содержание жизни.

        Лев   Николаевич очень любил  свою  семью,  детей. В усадьбе «Ясная Поляна»  он устроил школу для крестьянских детей. «Азбуку», по которой учились ребята, он написал сам, придумав много занимательных рассказов для неё. Некоторые рассказы вы сегодня вспомнили.

Книги великого русского писателя уже более 100 лет с интересом читают люди на всей Земле. Толстой писал свои произведения для взрослых, но у него много рассказов, сказок и басен для детей.


Совсем недавно вышло последнее собрание   сочинений   в двадцати томах.  В этом издании собраны все произведения великого русского писателя.

В этом году исполнилось 185 лет со дня рождения Л.Н.Толстого

Проверим себя. 

-Толстой родился в имении (Ясная Поляна)

-Рано лишился (родителей)

-изучал (историю, музыку, рисование, медицину)

-Очень любил (детей)

-Уделял большое внимание проблемам (добра и зла)

-Открыл (школу)

-Создал (азбуку)

-Писал (рассказы, басни - «Два товарища», «Лгун»)

-Произведения знают даже (в зарубежных странах)

- Со всего мира приезжали люди к нему за (советом, помощью)

А теперь вспомним, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже знакомы.

- Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. (Филиппок.)

- Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. (Прыжок.)

- В Лондоне показывали диких зверей и за просмотр брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям. (Лев и собачка.)

- Корабль причалил к берегам Африки и матросы попрыгали в море, чтобы искупаться. (Акула)

IV. Первичное усвоение новых знаний

А как вы думаете, о чём будет говориться в главе «детство», которую мы будем читать, если она автобиографическая. Правильно Толстой будет рассказывать о себе, только в художественной форме, не сухие факты, а в форме рассказа. Повествование ведётся от лица главного героя Николеньки Иртеньева, который будет переживать все чувства Толстого, делиться воспоминаниями Толстого от своего имени.

Словарная работа. 

Maman – мама Мамаша – мама

Досыта – вдоволь, больше не хочется.

Впросонках – сквозь сон

Не лелеять воспоминаний – окружать заботой, вниманием.

Возвышает мою душу – стремится к лучшему.

Лучшие наслаждения – высшая степень удовольствия.

Сладкие грёзы – приятные мечты.

Ангел-утешитель – сверхъестественное существо, покровитель

человека.

И ещё перед чтением давайте вспомним самое главное: 

Читать – это ещё ничего не значит; 


что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное!

И конечно, правила чтения. Готовы?

Первичное чтение рассказа. 

V. Анализ произведения.

Почему Л.Н. Толстому так дороги воспоминания?

Что важно здесь: описание событий или внутренний мир?

Какими чувствами переполнен этот отрывок?

VI. Повторное чтение с заданиями разных уровней.

1-я группа: выразительное чтение 1 абзаца;

- О чём рассказывает нам автор в самом начале?

- О каком из воспоминаний идёт речь? (о вечернем чае)

- А вам близки эти ощущения? Бывали ли у вас такие случаи?

- О чем вы можете поделиться с мамой?

Действительно, такие моменты бывают у всех детей. О них рассказывают многие писатели и поэты.

2-я группа: найти в тексте как обращается Николенька и мама друг к другу.

3-я группа: найти и прочитать отрывок, который можно отнести к иллюстрации на стр. 119

- Что чувствует Николенька впросонках?

Самые добрые, нежные, самые ласковые на свете – это руки мамы.

- С чем можно сравнить мамин голос? (с журчанием ручейка, с плеском воды)

Как часто в обыденной жизни мы не замечаем нежных маминых прикосновений, звука её голоса, тёплого взгляда, как часто порой мы её обижаем. А когда вырастаем или не дай Бог теряем её, понимаем, как много мы ей не додали, добра, внимания, ласки. Как много сразу хотелось бы изменить, вернуть время назад.

Физ. минутка – оживи слова.

- Каким чувством проникнуты воспоминания автора о матери?

- Что еще запомнилось автору в портрете матери?

К сожалению, не сохранилось фотографий матери Толстого. 

Мама – это первое слово каждого человека. Мама дает жизнь, любит тебя и опекает. Для каждого мама – главный человек. Дети должны знать, кем является для них мама, что сделала она для вас и какого почтения заслуживает. Своим рождением, жизнью, успехами мы обязаны нашим дорогим и любимым мамам. Нет ничего прекраснее и бескорыстнее материнской любви. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое на земле, так и любовь матери всегда согревает ребенка. Для каждого из нас мама – самый дорогой и любимый человек. И не зря, наверное, в народе говорят, что:

При солнышке тепло, а при матери добро.

 Нет друга лучше, чем родная матушка.

Птица рада весне, а младенец - матери.


Чтение и нахождение слов, которые, по-твоему, устарели.

Синквейн (про маму, Толстого)

VII. Рефлексия

Я думаю сегодняшний урок поможет вам задуматься… Вот почему я люблю читать. А теперь давайте вернёмся к целям урока.

Так что же мы воспитывали в себе на сегодняшнем уроке? Молодцы! Никогда не забывайте, что мама у вас одна! Я очень хочу, чтобы вы любили своих мам и старались делать всё так, чтобы они всегда улыбались.  Берегите своих мам!

Согласны ли вы с тем, что рассказ Толстого полезен всем ребятам?

Действительно, рассказы Льва Николаевича как тропинка, по которой если идти, выйдешь на правильный путь. Они очень мудрые, поучительные.

VIII. Д/З. Понять смысл «уроков» Толстого, составить рассказ о своем детстве

Задание 6. Заполните таблицу:

Цели в общем виде

Что смогут узнать дети из урока?

Какие понятия дети освоят на уроке или будут продолжать осваивать?

Чему научатся дети на уроке? Какие умения будут осваивать, на каком уровне?

В какой самостоятельной деятельности учеников проявятся их знания, понимание и умения? Что они смогут сделать во время урока и после него дома?

 Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших  школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности совершенствование всех видов речевой деятельности;

 Информацию из схем, иллюстраций, текстов;

 понятия, которые связаны с обо- значением изобразительно-выразитель-

ных средств языка художественного произведения;

 осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;

 вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета;

 развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

 Узнают, как выявлять сущность, особенности объектов;

 понятия, которые связаны с те- мой, идеей, композицией, приемами ха- рактеристики литературного персонажа;

 осознанно воспринимать содержание различных видов текстов, выявлять их специфику, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

 участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения;

 развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

 Узнают, как выявлять сущность, особенности объектов;

Узнают, как ориентироваться на развороте учебника;

 понятия, которые связаны с родом и жанром художественной литера- туры; понятия, которые связаны со стихосложением

 оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание

небольшого объёма с опорой на авторский текст.

работать со словом, целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

 читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;

ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

 обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

 Узнают, как делать выводы на основе анализа объектов;

Узнают, как обобщать и классифицировать по признакам;

Узнают, как находить ответы на вопросы в иллюстрации;

 

 читать со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения;

составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;

 использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов.

делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности определяющие отношение автора к герою, событию;

передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов;

передавать содержание текста в виде пересказа;

коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.


 

Задание 7.  Осуществите литературно-художественный анализ произведений писателя А.П.Чехова: «Мальчики», «Детвора», «Событие», «Гриша», «Кухарка женится» по плану: тема, идея, образы, воспитательное, образовательное значения, художественные особенности.

Рассмотрите проблемы социализации детей, образы детей, мастерство психологического анализа, особенности композиции в предложенных для анализа произведениях.

Литературно-художественный анализ произведения А. П. Чехова «Мальчики»

Тема: Главной темой является желание мальчиков осуществить путешествие в далекую страну. Ребята не думали о том, что ждет их впереди, у них нет ограничений взрослой жизни. Герои живут в мире детских фантазий. В произведении автор поднимает проблему сложных взаимоотношений детского и взрослого миров.

Идея: Смысл рассказа «Мальчики» заключается в детской ответственности не только перед родителями, но и перед собственными желаниями. Володя показал, что способен сопереживать матери, которая, очевидно, будет морально подавлена его уходом из дома в сопровождении странного товарища, очевидно одержимого глупостями, воспринимаемыми им за правду жизни. Потому педагогическая полезность “Мальчиков” очевидна и однозначна.

Образы: 1. Володя Королёв -

Воспитательное и образовательное значение:Произведение А.П. Чехова «Мальчики» учит придавать важное значение истинным семейным ценностям и не отказываться от них, учит не поддаваться чужому влиянию и всегда иметь собственную точку зрения и способность при необходимости твердо ответить «нет».

Художественные особенности: Художественное пространство сжатое, ограничено рамками дома, все действия, диалоги героев происходят в доме Володи. Пространство рассказа конкретное, так как нет фантастических, выдуманных автором деталей. Художественное время длительное, действие рассказа происходит несколько дней, конечное – рассказ заканчивается отъездом Чечевицына.
Литературно-художественный анализ произведения А. П. Чехова «Детвора»