Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Детская литература с практикумом по выразительному чтению Практическое задание 1.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Развязкой будет разоблачение обмана, «предательство» подземных жителей, a уход их —уже эпилог (события, которые обязательно последуют, и изменить их уже не в силах никто). B лирическом плане развязка — раскаяние Алеши, горькое, невосполнимое чувство утраты, жaлостъ к героям, с которыми надлежит расстаться, и уже ничего ни в своих поступках, ни в поступках других изменить нельзя. Событийная сторона — повод для начала «работы души.

Интуитивно читатель приходит к выводу, пусть и вербально не оформленному: гордыня, спесь побеждаются раскаянием, покаянием, соучастием, состраданием, жалостью к другим. Нравственные выводы звучат афористически: «3аблудших исправляют люди, лукавыx — ангелы, a гордыx — сам Господь БОГ» (св. Иoанн Лествичник)

Воспитательное значение:

Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его...

Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.

Надо быть строгим к себе. Добиваться всего самому.

Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей. Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.

Слушать внутренний голос совести.

Быть требовательным к себе, не ленится. Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.  Преодолевать в себе эгоизм, лень, себялюбие.

Познавательное значение:

Все произошедшее c героем заставляет читателя задуматься o многих серьезных вопросах. Как относиться к успеху? Как не возгордиться от неожиданной большой удачи? Что может случиться, ecли не прислушаться к голосу совести? Что такое верность слову? Легко ли преодолеть в себе дурное? Ведь «пороки обыкновенно входят в дверь, a выходят в щелочку». Комплекс нравственных проблем ставит автор, не снисходя ни к возрасту героя, ни к возрасту читателя. Детская жизнь не игрушечный вариант взрослой: все в

Особенности стиля. Своеобразие мышления ребенка, героя повествования, глазами которого как бы увидены многие события повести
, подсказало писателю отбор изобразительных средств. Поэтому каждая строчка «Черной курицы» находит отклик y читателей — сверстников героя.

Писатель, изобретательный в фантастической выдумке, внимателен к тщательному воссозданию подлинной жизни. Точны полные подробностями, как бы c натуры срисованные пейзажи старого Петербурга, точнее, одной из старейших его улиц — Первой линии Васильевского острова, с ее деревянными тротуарами, небольшими особняками, крытыми голландского черепицей, и просторными дворами, огороженными барочными досками. Подробно и тщательно обрисованы Погорельским и одежда Алеши, убранство праздничного стола, и сложная, сделанная по моде того времени, прическа супруги учителя, и многие другие под6цостей быта Петербурга XVIII века.

Бытовые сцены повести отмечены слегка насмешливой улыбкой автора. Именно так сделаны страницы, изображающие забавную суету в доме учителя перед приездом директора.

Чрезвычайно интересна лексика и стилистика повести. Слог «Черной курицы» свободный, разнообразный. Стремясь сделать повесть занимательной для ребенка, Погорельский не допускает упрощения, не стремится к такой доступности, которая достигается за счет обеднения текста. Встречаясь, в произведении c мыслями и образами, сложными и не до конца понятными, ребенок усваивает их контекст обобщенно, не будучи в силах подойти к ним аналитически. Но освоение текста, требующего от читателя известных умственных усилий, рассчитанных «на вырост», всегда плодотворнее, чем облегченное чтение.

«Черная Курица» легко воспринимается и современным читателем. Здесь практически нет архаической лексики, устаревших оборотов речи. И в то же время повесть выстроена стилистически разнообразно. Здесь есть эпическая неторопливость экспозиции, эмоциональный рассказ о спасении Чернушки, о чудесных происшествиях, связанных с подземными жителями. Часто автор прибегает к живому, непринужденному диалогу.

B стилистике повести немалая роль принадлежит воспроизведению писателем детской мысли и речи. Погорельский один из первых обратил внимание на ее специфику и использовал в качестве средства художественной изобразительности. «Если бы я был рыцарь, — размышляет Алеша, — то никогда бы не ездил на извозчике». Или: «Она (старушка-голландка) показалась ему (Алеше) как будто восковая». Так детская интонация применяется Погopельским и для речевой характеристики героя, и в авторской речи. Стилевое разнообразие, смелое обращение к различным по степени сложности лексическим пластам и одновременно внимание к особенностям восприятия читателя-ребенка сделали повесть Погорельского классической детской книгой.


Архаизмы: дортуары, сени.

Произведение предназначено для учеников 4-5 классов.

Мною было прочитано данное произведение в 4 классе. Считаю, что оно очень интересное, поучительное и детям его нужно читать, даже и взрослым. Произведение учит: нужно быть благородными, ответственными, честными, прежде всего с самим собой. Нужно быть дружелюбными. Нужно развивать в себе скромность, трудолюбие. Нужно добиваться всего самому, а не надеяться на других.

 

Задания по теме 1.4 Русская литература для детей II половины XX в. - XXI в: углубление нравственно-этической и социально-психологической проблематики

Цель: осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; формирование умения анализировать литературные произведения.

 

Задание 9. Познакомьтесь со стихотворением В.Д. Берестовой «Про машину». Сделайте письменный анализ стихотворения по плану:

  1.  общая характеристика творчества поэта;

  2.  место поэзии для детей в контексте творчества поэта;

  3.  проблематика стихотворения для детей;

  4.  особенности образной системы, языка и ритмической организации;

  5.  целесообразность включения произведений анализируемого поэта в чтение современного ребенка.

Ответ:

1. Биография В.Д. Берестова (1928-- 1998)

Родился Валентин Дмитриевич Берестов1 апреля 1928 года в маленьком городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя.

Как говорил сам поэт - «социальный «полукровка»: одна бабка - крестьянка, другая - дворянка». Отец будущего поэта сам писал в юности стихи и сумел привить сыну любовь к чтению. Читать мальчик научился в четыре года.

Его жизнь, его книги вмещают множество эпох и литературных жанров. Стихи, проза, жизнь Берестова удивительны и чудесны, вероятно, потому что главный его талант -- любовь.

Поэтические способности обнаружились у маленького Вали очень рано. Первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор - восьмилетний Берестов - был бит.


Но это не повлияло на его сочинительство, просто новые стихи теперь записывались в тетрадь и хранились в тайнике.

В 1942 году семья Берестовых жила в эвакуации в Ташкенте. Здесь Валентин Берестов познакомился с Анной Ахматовой, Надеждой Яковлевной Мандельштам(женой известного поэта). Но особую роль в литературной биографии Берестова сыграла встреча с Корнеем Ивановичем Чуковским, которому четырнадцатилетний поэт показал свою заветную тетрадь.

В 1944 году семья Берестовых перебралась в Подмосковье. В Москве Валентин Дмитриевич поступил на исторический факультет МГУ, затем в аспирантуру Института этнографии.

В студенческие годы Берестов впервые поехал на археологические раскопки. Древние города - Хорезм, Новгород. Через несколько лет он расскажет о своих археологических экспедициях в исторических повестях «Меч в золотых ножнах»(1964) и «Два огня»(1966).

Первый поэтический сборник «Отплытие» и тоненькая книжка для дошкольников «Про машину» вышли в свет в 1957 году.

Интерес к детской поэзии пришел к Берестову «случайно», когда он стал отцом. берестов поэтический стихотворение ценность

«Моя дочь Марина вдохновила меня на стихи и сказки для малышей. Меня стали считать только детским. Я и горевал, и бросал «детское», но ничего поделать было нельзя… Впрочем, почти вся классика ушла к детям разных возрастов. Если так, то сдаюсь, я - детский!» - В.Д. Берестов.

Стихи Валентина Берестова знакомы каждому с детства, стоит только вспомнить несколько строчек:

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать.

Не надо к бабушке идти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай еще страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять и почитать!

Задание 10. Познакомьтесь с содержанием рассказа Б.Житкова «Как я ловил человечков». Составьте план анализа содержания данного произведения.

Ответ:

План рассказа “Как я ловил человечков” 

1.Невероятный пароход

2.Обещание внука

3.Подсматривание, конфеты и хлеб

4.Мнимый больной

5.Поднятая палуба

6.Слезы раскаяния


Пермь - 2022