Файл: 1 Исторические корни и современные концепции молодежного досуга.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Формирование здорового образа жизни. Организация работы по формированию здорового образа жизни как личной, так и социальной ценности с целью повышения умственной и физической работоспособности, охраны здоровья; развитию физических и духовных качеств личности молодых людей, двигательных действий, имеющих развивающее значение; воспитанию устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Экстремальный спорт. Связанный как со зрелищностью, так и с рискологией (повышенная скорость, высота, глубина) данный вид спорта (дайвинг, горнолыжный, парусный, парашютный спорт, мотокросс, роллерблейдинг и т.д.) является одним из способов самовыражения молодых людей в среде сверстников, умения и стремления работать в команде.

Клубы исторической реконструкции по месту жительства, учебы. Цель клубов — сохранение культурно-исторического наследия, формирование традиций активного отдыха при проведении массовых мероприятий. Направленность клубов на активизацию социального поведения молодежи, вовлечение ее в решение конкретных задач, связанных с гражданским и физическим видами воспитания как составных частей базовой культуры личности, достигается в процессе воссоздания реалий того или иного исторического периода с максимальной точностью. Кульминационная составляющая процесса реконструкции — полное постижение основ материальной и духовной культуры избранной эпохи, когда исторические события от периода Античной Эллады до конца прошлого века начинают «оживать» в режиме реального времени.

Дизайнерский досуг. Данный вид досуга ориентирован на увлеченность «творческим рукоделием»:

• декорирование предметов (классический и творческий квиллинг, нейл-дизайн, декупаж, оформление открыток, личных страниц и сайтов; разных объектов, в том числе интерьера квартир);

• создание авторского оригинального имиджа как способа самопрезентации, личной и социальной идентичности;

• цифровое ретуширование фотоизображений, в том числе авторских фотопортретов с целью репрезентации внешности в Интернете (Photoshop-технологии);

• моделирование и художественное оформление одежды. Дизайнерская деятельность, как интегративный способ познания современного мира, ориентирована на формирование культурного опыта, эстетизацию жизненного мини- пространства, окружающего личность, а в целом на мотивацию к овладению доступными видами художественного творчества. [36,с. 136].


Данные инициативы поддерживает президент РФ В.В. Путин, который, обращаясь к Федеральному собранию РФ 1 декабря 2016 г., подчеркнул необходимость «предметно заняться поддержкой волонтерских и благотворительных движений, некоммерческих организаций». В.В. Путин отметил: «Воля и великодушие граждан, которые участвуют в таких проектах, формируют столь необходимую России атмосферу общих дел, создают колоссальный социальный потенциал, и он должен быть обязательно востребован» . Также президент России обратил внимание на проблемы молодежи, обозначил молодое поколение как «надежную, прочную опору России в бурном, сложном XXI веке», выразил надежду на то, что «это поколение способно не только отвечать на вызовы времени, но и на равных участвовать в формировании интеллектуальной, технологической, культурной повестки глобального развития» (Закон Российской Федерации «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации»). Настоящий Федеральный закон определяет цели, принципы и основные направления государственной молодежной политики как важного элемента государственной политики в области социального, экономического, культурного и национального развития Российской Федерации; направлен на реализацию прав и свобод молодежи, ее социализацию и самореализацию, государственную поддержку молодежных общественных объединений [].

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».


Цель Стратегии – определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в России с учетом интересов детей, актуальных потребностей общества и государства, глобальных вызовов и условий развития страны [].

В число основных направлений развития воспитания включены: поддержка семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов, поддержка общественных объединений, гражданское, патриотическое, духовное и нравственное воспитание детей, популяризация научных знаний среди детей, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание. Предполагается, что стратегия станет основой для дальнейшей разработки и реализации программ и планов в сфере воспитания, она будет использоваться при разработке образовательных стандартов и программ.

Для достижения цели Стратегии необходимо решение следующих задач:

создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения;

обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;

повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;

создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;

формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;

создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях;


повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;

обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.

Исходя, из выше сказанного можно сделать такие выводы, что современные концепции молодежного досуга и их исторические корни актуальны для российского государства и общества в целом и относятся к числу активно изучаемых.

1.3. Основные формы и виды молодежного досуга

Досуговая сфера привлекает молодежь, как своеобразная степень воплощения свободы: с одной стороны уйти от социальной регламентации, обязанностей и ответственности, с другой – стремлением найти нишу для свободной самореализации и самоиндетификации.

К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодежь более склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций, новых ощущений, и с трудом приспособляется к деятельности однообразной, специализированной. Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социального положения. Интерес к игровой деятельности у молодежи носит достаточно выраженный характер. Диапазон этих интересов широк и многообразен: участие в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах; компьютерные игры; спортивные состязания.

К числу основных черт молодежи, определяющих функциональную значимость досуга, относятся: креативная (потребность в самореализации, творчестве), коммуникативная (тяга к общению), познавательная (стремление к получению новых знаний). Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.

Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности: в эмоциональном контакте, сопереживании; в информации; в объединении усилий для совместных действий.


Основные особенности культурного досуга молодежи – высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов.

В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей - в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.

Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.

Исходя из этого, сформулируем требования к организации и проведению досуга молодежи. Прежде всего, необходимо подходить к нему как к средству воспитания и самовоспитания человека, формирования всесторонне, гармонически развитой личности. При выборе и организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке.

Требование к организации молодежного досуга состоит в том, что он, несомненно должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Очень важны как содержание, так и форма предлагаемых занятий, развлечений, которые должны отвечать потребностям и интересам молодежи, органически восприниматься юношами и девушками. Единственный способ обеспечить именно такой досуг - это предоставить возможность каждому активно проявить себя, свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.

Наиболее удобные формы для этого – любительские объединения и клубы по интересам. Клуб – сравнительно небольшое объединение людей, охваченных общим интересом, занятием. Он является своеобразной школой учебы воспитания и общения.

Жизнь подсказывает, что досуг молодых всегда был интересным и привлекательным в зависимости от того, как он отвечал задачам комплексного воспитания, насколько организация свободного времени юношей и девушек соединяла воедино наиболее популярные формы занятий: спорт, техническое и художественное творчество, чтение и кино, развлечения и игру. Там, где так и поступают, прежде всего добиваются