Файл: Вариант 1 1 вопрос Значение режиссерских игр в развитии ребенкадошкольника.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Когда один ребенок может исполнять все роли в задуманном уже им самим спектакле, наступает расцвет режиссерской игры.  Ребенок прекрасно играет один, выступая от лица самого себя, мамы, папы, стула, телевизора, что, опять же, начинает беспокоить родителей. Определить, нужно ли проконсультировать ребенка у психолога, или это закономерный этап в развитии детской фантазии, не сложно. Если ребенок прекрасно справляется с различными ролями в детских спектаклях, если он легко принимает правила игры, если ему без труда дается общение и взаимодействие с другими детьми в сюжетно-ролевых играх, и при этом он любит побыть наедине с самим собой, чтобы в индивидуальной режиссерской игре осмыслить все, что происходит с ним и вокруг него, попробовать себя в различных ролях, ребенок не только здоров, но и психологически готов к школе.

Режиссерская игра, возникающая в старшем дошкольном возрасте, мало похожа на ту свою первую форму, которую мы наблюдали у малышей. Но суть ее остается той же. Она по-прежнему предполагает придумывание сюжета, объединяющего разные предметы, она так же предметно представлена, в ней также ребенок исполняет все роли. Правда сюжеты становятся сложнее, предметная представленность иной раз только служит пусковым механизмом, часто уступая место собственному литературному творчеству детей, а роли иногда трудно выделить, так как ребенок все время сопровождает свои действия речью, а порой и заменяет ею все действия. Режиссерская игра старших дошкольников может проходить и без множества предметов, а как общение ребенка с одной какой-либо игрушкой. Диалог ребенка с игрушкой строится на основе собственного опыта общения с людьми.

Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте приобретает коллективный характер. Правда, участников в ней не много – не более двух – четырех. И они вместе представляют собой единое целое. Они вместе придумывают сюжет, предметно его представляют, и исполняют множество ролей. Но для того, чтобы такого рода игры состоялись, необходимо тонко чувствовать друг друга, уметь понимать друг друга с полуслова, иметь общие интересы и наклонности. Если дети из одной семьи имеют нормальные отношения (что, к сожалению, сейчас встречается довольно редко), то у них можно наблюдать такую игру. Они вместе придумывают и ставят домашние спектакли и “капустники” (иссл. Е. М. Гаспаровой, Е. Е. Кравцовой).

Режиссерская игра, как и другие творческие игры, имеют социальную природу и строятся на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и
вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых. Одновременно растет умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в различных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг, сказок, просмотренных фильмов. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значения для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.

Итак, режиссерская игра – одно из средств воспитания гуманного отношения к сверстнику как части социального становления ребенка-дошкольника – как зеркало отражает опыт общения ребенка в реальной жизни.

Классификация режиссерских игр (по Е.И. Касаткиной)

·   Игры с настольными игрушками.

·   Игры с деталями конструктора.

·   Игры на песке или с песком.

·   Игра с рисунком (игра-рисование).



 СТРУКТУРА РЕЖИССЕРСКИХ ИГР.



Младший

Средний

Старший

В  основе лежит непосредственный опыт (цепочка знакомых действий).

Количество персонажей ограничено 1-3. отношения между ними определяются по ходу игры.

Предметы заместители используются только для неодушевленных предметов

Опосредованный опыт (от других детей)

Сюжеты более сложные и многообразные 3-5 игрушек

Дети проигрывают знакомые сказки, стихи, мультфильмы и диафильмы, нередко объединяя в
одной игре различные источники.

иногда планируется взаимодействие

В сюжеты вплетаются личные воспоминания, переживания

при неправильном руководстве появляются игровые шаблоны

появляется совместная режиссерская игра

Комбинируют знания из разных источников в процессе передачи образа

Сюжеты сложные иногда игра длится несколько дней

Количество игрушек не ограничено

Предметы заместители для одушевленных и неодушевленных Возникающие сюжеты отличаются сложностью, динамичностью.

В игру включается несколько действующих лиц, в роли которых выступают игрушки.

Развитие фантазии, высокий уровень обобще­ния, умение действовать в плане представлений позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения.

За каждой игрушкой закреплена постоянная роль, вытекающая из ее образного решения

Роль определяет сюжетные события. Если есть сюжетная игрушка, но нет опыта или знаний  сюжет не развивается

(игрушка-космонавт) либо отказ от игры либо несюжетная манипуляция

С одной игрушкой несколько ролевых действий

Появляются главные и второстепенные роли

Увеличивается количество действий

Развитие сюжета по-прежнему происходит на основе возникающих ассоциаций, которые у ребенка  пятого года  жизни носят более сложный характер и берут начало не только в окру­жающей его предметной среде.

Разнообразные игровые действия. Наряду с обычными игрушками много предметов заместителей

Вместо  бегемота – диванная подушка

 

Описательно-повествовательная речь

Ребенок называет свои действия, действия игрушек.

Характерно проговариваниепроисходящих в игре событий, и большое количество звукоподражаний.

Ролевая речь встречается в этом возрасте значи­тельно реже.

Появляются диалоги и отдельные оценочные суждения.

Игра постоянно со­провождается речью. Каждую роль ребенок ведет голосом,характерным для его героя: за зайчика говорит тоненьким голос­ком, за волка — грубым и сердитым. Оценочные высказывания вхо­дят в описательную речь и выражают отношение к происходящим в игре событиям, нередко мотивируя их.

Эмоциональные диалоги.

Яркие оценочные суждения

У мальчиков речь становится более свернутой



2 вопрос

Первая серия ситуаций  взаимодействия ситуаций с детьми.

Цель: обогащение содержания режиссерской игры; развитие эмоционального отношения и интереса к героям сказки.

1. Чтение сказки «Золушка»

2. Беседа с детьми о характерах героев, о их эмоциональных состояниях

3. Словесное рисование героев

4. Образные игры-этюды:

- Покажи, какое лицо было у Золушке, когда ее не взяли на бал. Почему у нее было такое лицо?

- Какое лицо было у сестер Золушки, когда они хвалились нарядами? Покажи.

- Покажите, как мыши превратились в лошадей.

Вторая серия ситуаций  взаимодействия ситуаций с детьми.

Цель: Организация режиссерской игры по мотивам сказки «Золушка», развитие интереса к созданию игровой предметной среды.

- Изготовление вместе с детьми макета «Дворец».

- Обсуждение правил использования и хранения игрового материала.

- Проблемно-игровая ситуация,  которая ставит детей перед необходимостью изготовить для Золушки свой собственный домик с обстановкой. Золушка убежала из дома в лес, негде жить.

- В процессе изготовления домика обсуждаются детали оформления, как может выглядеть мебель, платья у Золушки.

- Детям предлагается поиграть с героями так, как хочется.
Вариант №2

1 вопрос

Методика руководства режиссерскими играми Кириллова  И.А.

Автор следующей методики выделяет следующие основные составляющие

развития режиссерских игр у старших дошкольников:

1. Чтение художественной литературы.

2. Просмотр разнообразных мультфильмов.

3. Самостоятельное изготовление персонажей в соответствии с выбранной тематикой («Солнечный город Незнайки», «Зеленый лес Робин Гуда» и т.п.).

4. Создание специальной предметной среды (макеты, предметы-персонажи, предметы-действия).

И.А. Кириллов в своих исследованиях отмечает важность использования макетов для режиссерских игр детей.

Макет – это уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира.

Макет должен быть универсальным, тематически многозначным, т.е. отражать множество сюжетов.

Автор выделяет  следующие типы макетов:

1.макет-модуль (крепость – замок, кукольный дом, дворец).

2. макет-карта (улицы города, дороги, мост, лес, море, маяк, пристань, острова и т.п.).


Считается, что на 1 год нужно 4 макета: 2 модуль-макет, 2- макет-карта.

Методика руководства режиссерскими играми Кравцовой Е.Е.

Следующая методика руководства режиссерскими играми детей строится по такой схеме:

1. Разыгрывание заранее заданных сюжетов: сказок, рассказов или пьес.

Материал: настольный кукольный театр, набор мелких одномасштабных игрушек.

2. Придумывание оправдательных сюжетов.

Материал: набор одномасштабных игрушек.

Воспитатель располагает игрушки определенным образом на карте-макете.

Например, справа от нарисованной речки – елочку и девочку, а слева – домик. Потом воспитатель меняет: справа теперь – домик и девочка, а слева – елочка.

3. Придумывание сказки и показ.

Материал: набор мелких игрушек.

Режиссерские игры – это самостоятельные детские игры, в которых по ходу сюжета дети управляют действиями нескольких игрушек, выполняющих соответствующие функции людей или предметов.

 

Само название режиссерской игры указывает на ее сход­ствосдеятельностью режиссера спектакляфильма. Обыч­но режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий, что внесет в него от свое­го прочтения и осмысления. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-либо тему (урок в школе, праздник в детском саду), малыш развивает ее в зависимо­сти от того, как понимает отображаемое событие, что счи­тает наиболее значимым для себя.

В основе сценария лежит непосредственный опыт ребен­ка: он отражает событие, зрителем или участником кото­рого был сам (выступление артистов на площади города, автодорожное происшествие, лечение в кабинете доктора, празднование дня рождения).

Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий (кукла поет в микрофон, другая -аккомпанирует, по окончании выступления - обе кланяют­ся, затем выходит «новая певица»; автомобильчики едут по трассе, сталкиваются, происходит авария). Отдельные эпи­зоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполня­ет, действуя за персонажи (игрушки, предметы), говоря за каждого, или объясняя все, что происходит.

В режиссерской игре речь - главный компонент
. В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каж­дого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, зву­коподражаний.

В режиссерской игре часто используется много персона­жей (куклы-зрители в концерте, машинки и другие виды транспорта на городской трассе, ученики в классе), но «активно действующих», т.е. тех, которых ребенок переставляет, «свя­зывает» отношениями, обычно бывает не более трех-четырех.

Особенностью режиссерской игры является то, что парт­неры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предме­ты и не имеют своих желаний, интересов, претензий.

 

Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетно-ролевых игр:

1  Возникают по инициативе детей по принципу сюжетно-ролевой игры

2  Включают следующие структурные компоненты: сюжет, роль, условное игровое действие, ролевую речь.

3  В режиссерских играх дети проявляют творчество, фантазию, придумывают содержание игры, определят её участников. Предметы и игрушки используются не только в своем непосредственном назначении, но и в переносном.

4  В основе сценария режиссерской игры лежит опыт ребенка.

5  Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий.

6  В режиссерской игре главный компонент речь («дикторский текст за экраном»)

 

Сравнительная характеристика режиссерской и сюжетно-ролевой игр.

Параметр сравнения

Режиссерские игры

Сюжетно-ролевые игры

партнер

Неодушевленные предметы, не имеют своих желаний, интересов, претензий

Сверстники, со своими желаниями и потребностями, мнениями

роль

Умение посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций.

Ребенок берет на себя множество ролей

Ребенок берет на себя 1 роль или несколько

характер деятельности

Индивидуальная деятельность

Совместная деятельность