Файл: Вариант 1 1 вопрос Значение режиссерских игр в развитии ребенкадошкольника.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.04.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.
Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:
- создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)
- расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,
- включение с среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,
- пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.
Помощь взрослого:
- вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность
- спланировать ход игры, последовательность действий
- распределить роли, согласовать замысел,
- помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,
- наблюдение за игрой детей,
- направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)
- создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,
- создать игровую ситуацию,
- индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.
Вывод: к пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.
2 вопрос
«Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста»
I.Задачи руководства:
1) расширение представлений об окружающем (с чем знакомить, какие знания закреплять, что развивать);
2) формирование игровой деятельности:
а/ развивать сюжет
б/ обучение игровым действиям (объединение в игре, взаимодействие по ходу игры, осуществление замысла, распределение ролей, планирование, подбор атрибутов, оборудование места игры);
3) формирование взаимоотношений (взаимопомощь, внимание, культура общения).
II.Подготовка к игре:
1) приемы, направленные на обогащение впечатлений;
2) составление плана-сюжета:
а/ определить сюжеты по теме игры по этапам: - что делать – сюжет – содержание – кто – роли и их игровые действия – речевые обороты (ведущие роли – второстепенные – эпизодические)
б/ определить сопутствующие сюжеты;
3) атрибуты к игре;
4) оборудование места игры (чертеж или схематический рисунок).
III. Ход игры.
1) приемы создания интереса к игре (полное описание действий и речи педагога, определение роли педагога);
2) сговор на игру:
а/ определение плана-сюжета
б/ планирование игры
в/ распределение ролей
г/ создание воображаемой ситуации – частичное или полное (место игры, атрибуты, костюмы);
3) приемы обучения игровым действиям: показ, пример, инсценировка, игровая ситуация;
4) приемы поддержания и развития игры:
а/ внесение дополнительных атрибутов
б/ участие педагога во второстепенных ролях
в/ показ новых игровых действий
г/ напоминание, вопросы
д/ введение новых игровых ситуаций
е/ оценка;
5) приемы формирования взаимоотношений в игре:
а/ напоминания о взаимоотношениях
б/ направление на внимание друг к другу
в/ поощрение вежливости
IV. Окончание игры.
1) краткий итог работы в ролях;
2) перевод интереса детей к следующему виду деятельности.
V. Оценка игры
Вариант 6
Вопрос 1
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Планировать различные виды деятельности и общения в течение дня. | - соответствие подготовительного плана (конспекта) организации и руководства игровой деятельности ФГТ, возрастным, индивидуальным особенностям детей; - правильность (конкретность) определения целей, задач, методов руководства игровой деятельностью в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями ребенка - соответствие разработки предложений по корректировке игровой деятельности, сформированности игровых умений индивидуальным особенностям ребенка ; - владение методикой проектирования развития игровой деятельности с учетом комплексно-тематического планирования, сформированности умений детей; - выбор методик диагностики сформированности - игровых умений в соответствии с поставленными задачами, владение методикой обработки результатов диагностики; -соответствие разработки предложений по коррекции игровой деятельности развитию индивидуальным особенностям ребенка; |
Организовывать различные виды игр с детьми раннего и дошкольного возраста | - владение методикой организации игр с детьми дошкольного возраста; - выбор приемов прямого и косвенного руководства игрой в соответствии с поставленными задачами, возрастом детей, местом организации игры; - оптимальность, своевременность создания условий для начала развития и окончания игры; - правильность (четкость) демонстрации игровых действий, ролевого диалога, ролевого поведения в соответствии с возрастом детей, этапами формирования игровой деятельности. |
Анализировать процесс и результаты организации игровой трудовой, продуктивной деятельности и общения. | аргументированность, объективность самоанализа и анализа деятельности студентов; - целесообразность, корректность внесения предложений по организации руководства игровой, деятельности. - владение методикой анализа процесса и результатов организации игровой деятельности; -самостоятельность обнаружения допущенных ошибок, своевременность коррекции деятельности на основе результатов самооценки продукта ( дидактические материалы); |
Вопрос 2
Рекомендации по составлению конспекта сюжетно-ролевой игры.
1. Задачи: Образовательная область «Социализация» по формированию сюжета игры (автобус, космос). воспитательные: усвоение норм и правил поведения в коллективе, выполнение правил по сюжету игры;
Образовательная область «Познание» .Развитие воображения, наблюдательности, подражания, использования знаний, умений, навыков детей:
Образовательная область «Труд» - трудовые действия детей в процессе игры и при подготовке к игре;
Образовательная область «Чтение художественной литературы» ,»Коммуникация» использование художественного слова и художественной деятельности;
развитие речи и активизация словаря.
3. Методические приёмы по руководству игрой.
Участие воспитателя с младшими группами детей, указание, напоминание, беседы с детьми, индивидуальная работа с малоактивными детьми.
4. Подготовка материала к данной игре.
5. Подготовка воспитателя к данной игре:
изучение методической литературы;
составление плана игры, конспекта;
приготовление атрибутов детьми с родителями.
Предварительная работа с детьми, подготовка к игре с целью представления игры.
6. Деятельность детей в игре.
Распределение по игровым группам.
Перечень правил о каждой игре.
7. Ход игры.
8. Итог игры. Оценка поведения по сюжету, заинтересованность детей продолжением игры.
Вариант 7
Вопрос 1
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования готовности детей к обучению в школе
Проблема готовности ребенка к школьному обучению рассматривается в первую очередь как психологическая.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается, прежде всего, в том, что у него уже к моменту поступления в школу должны сформироваться те психологические черты, которые присущи школьнику.
Готовность к обучению в школе формируется в игре. В игре происходят важнейшие изменения психики ребенка, складываются основные формы отношений с окружающими, осуществляется подготовка к новой, более сложной деятельности – учению.
Тем не менее, игра начинает терять свою ценность в глазах взрослых. В представлении многих взрослых подготовка к школе и игра – вещи несовместимые. Выходит, что игра – это баловство, пустая трата времени.
И во многих детских садах основное внимание уделяется занятиям, а не игре. Вместе с тем значительная часть детей приходят в школу неподготовленными. Они с самого начала обучения испытывают трудности, мешают учителю и другим детям и довольно скоро попадают в разряд «трудных», неуспевающих. Иными словами, если ребенок не умеет играть, если уровень его игры низкий, то это скажется на готовности к школе.
Известно, что, когда ребенок делает что-то под давлением, результат достигается медленнее, учение еще до школы может стать скучным и обременительным занятием. Если встречается негативное отношение ребенка к учению, необходимо сначала соединить его с игрой.
В сложившейся ситуации важно чтобы каждый ребенок, как воспитывающийся в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье был подготовлен к обучению в школе. Взрослые, педагоги должны помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника».
Изучение развития детей показывает, что в сюжетно-ролевой игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в советской психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.С. Мухина) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей в период дошкольного детства.
Игра создаёт «зону ближайшего развития ребёнка». Л.С. Выготский писал: «В игре ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».
Если уровень психического развития ребенка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению, так как из-за несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.
А.В. Запорожец, опираясь на теорию П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий
, высказал предположение о том, что игра является своеобразным материальным этапом в формировании психических процессов, позволяющим в доступной для ребенка наглядно-действенной форме воссоздать (смоделировать) образцы, эмоционально притягательные, но пока еще в силу возрастных особенностей для него недоступные.
Логические операции в старшем дошкольном возрасте ещё, как правило, не могут существовать вне игры, так как нуждаются в сильной эмоциональной «поддержке».
Это нашло отражение в экспериментах Л.С. Славиной, где простейшие примеры на сложение и вычитание предъявлялись ребенку сначала вне игровой ситуации, а затем в сюжетно-ролевой игре в «магазин». Вне игры дети неохотно выполняли задания, всем свои видом показывая, что они безразличны к этой деятельности.
Необходимым условием для формирования у детей учебной деятельности является произвольность. Она предполагает подчинение определенным нормам, законам, правилам. Например, произвольная память означает запоминание не того, что бросается в глаза, а того, что необходимо для игры, учебы, или какой-либо другой деятельности. Казалось бы, очень просто научить ребенка подчинятся правилам, но не случайно исследователи подчеркивают, что произвольность возникает лишь к концу дошкольного возраста, когда дети освоят нормы и правила, которым их обучает взрослый, и будут подчинять поведение своим собственным законам и нормам. Такое формирование произвольности возможно только в игре, где ребенок учится действовать в соответствии с сюжетом, подчиняться определенным правилам, пока игровым. При этом он действует добровольно.
Игра является деятельностью, в которой преодолеваются непосредственные аффекты и желания ребенка, и он учится действовать не под влиянием минутных желаний, а в ситуации будущей деятельности. Поэтому игра – школа новых потребностей. В ней ребенок эмоционально предвосхищает радость будущей серьезной деятельности, деятельности общественно значимой и общественно оцениваемой. Тем самым игра готовит ребенка к школьному обучению со стороны формирования необходимой мотивации и возможности подчинения, добровольно взятым на себя обязанностям и правилам.
Благодаря игре поведение ребенка, его внимание, память становятся произвольными, это показано в исследованиях многих ученых.
З.М. Истомина подвергла специальному исследованию возникновение произвольной памяти в дошкольном возрасте. Оказалось, что в ходе сюжетно-ролевой игры создаются наилучшие условия для того, чтобы перед ребенком впервые возникла задача нечто припомнить и запомнить, появились предпосылки для развития произвольного запоминания и припоминания.