Файл: 31. Методологические проблемы современной правовой науки. Дезавуация марксизмаленинизма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заключается же она в том, чтобы все (и каждый) могли обеспечивать, сохранять и реализовывать свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу "и владение такими внешними благами, как деньги, земли, дома, домашняя утварь и т.д.". Все перечисленное Дж. Локк называл одним словом – собственность.

В установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему согласию в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, Дж. Локк усматривал первый конституирующий государство признак. Закон в подлинном смысле – отнюдь не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того, по Дж. Локку, закону обязательно должны быть присущи стабильность и долговременность действия.

Ратуя за режим законности, он настаивал на следующем положении: кто бы конкретно ни обладал верховной властью в государстве, ему вменяется "управлять согласно установленным постоянным законом, провозглашенным народом и известным ему, а не путем импровизированных указов". Законы тогда способствуют достижению "главной и великой цели" государства, когда их все знают и все выполняют. В государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам. Такая позиция Дж. Локка определенно предвосхищала идею "правового государства", обстоятельно развитую в буржуазной политико-юридической литературе XVIII–XIX вв.

Высокий престиж закона проистекает из того, что он, по Дж. Локку, решающий инструмент сохранения и расширения свободы личности, который также гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других лиц.

Поддержание режима, свободы, реализация "главной и великой цели" политического сообщества непременно требуют, по Дж. Локку, чтобы публично-властные правомочия государства были четко разграничены и поделены между разными его органами. Правомочие принимать законы (законодательная власть) полагается только представительному учреждению всей нации – парламенту. Компетенция претворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает монарху и кабинету министров. Их дело ведать также сношениями с иностранными государствами (отправлять федеративную власть).


Имея в виду не допускать узурпации кем-либо всей полноты государственной власти, предотвратить возможность деспотического использования этой власти, Дж Локк наметил связи и взаимодействия "отдельных ее частей". Соответствующие типы публично-властной деятельности располагаются им в иерархическом порядке. Первое место отводится власти законодательной как верховной (но не абсолютной!) в стране. Иные власти должны подчиняться ей. Вместе с тем они вовсе не являются пассивными придатками законодательной власти и оказывают на нее (в частности, власть исполнительная) довольно активное влияние.

Суверенитет народа, по Дж. Локку, в конечном счете выше, значительнее суверенитета созданного им государства. Если большинство народа решает положить предел наглости нарушивших общественный договор правителей, то вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путь свободы, закона, движения к общему благу будет совершенно правомерным.

Учение Дж. Локка о государстве и праве явилось классическим выражением идеологии раннебуржуазных революций со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Оно вобрало в себя многие достижения политико-юридического знания и передовой научной мысли XVII в. В нем эти достижения были не просто собраны, но углублены и переработаны с учетом исторического опыта, который дала революция в Англии.

50. Философские основания политико-правовых концепций XVIII в. (Руссо, Монтескье, Вико).

Политико-правовые идеи французского Просвещения послужили идейной платформой Французской буржуазной революции и заложили основы всего нововременного политического сознания и правопонимания

Переход революционных процессов из сферы идеологии в сферу политических процессов, революционной практики резко радикализировал просветительские идеалы и общедемократические установки, прежде всего, качественно изменил правовые устои общества. Основным методом обоснования буржуазных политических и правовых доктрин был рационализм. Рационалистические понимание государства и права, сопряженное с верой во всесилие разумного закона, в ряде доктрин уже соединялось с началами историзма, с поиском объективных факторов, влияющих на государство и право.

Принцип историзма становится ведущим при рассмотрении проблем общества, государства и права в работах Шарля Монтескье. Монтескье ввел категорию «дух нации» каждого исторически данного общества, которое, по его мнению, есть результат взаимодействия физических и моральных причин, воздействующих на общество и определяющих его развитие. Если на первых этапах развития общества, в его диком и варварском состоянии, основное значение имеют физические причины,
прежде всего климат, то в государственно-организованном обществе все большее значение приобретают социальные причины, в том числе политический стройи положительные законы государства.

Главная цель государства – примирить противоречия между людьми в обществе и направить их в русло правовой формы разрешения споров между частными лицами, используя общую силу, если отдельные индивиды не пожелают подчиняться возникшему порядку. На содержание законов влияет форма государства, которая определяется числом властвующих: республика, монархия, деспотия. Форма государства определяется принципом правления, который движет государством. Принцип правления – это сила, которая обеспечивает целостность и стабильность природы правления. Изменение в природе любой формы правления ведет к замене ее принципа. Для деспотии – это страх, где действует произвол и отсутствуют законы. Принципом монархии, которую он понимал как ограниченную законом власть, является честь. Монтескье видел в монархии государство, в котором осуществляются свободы, а «свобода есть право делать все, что дозволено законами». Под республикой Монтескье понимал строй, при котором полностью или частично власть принадлежит народу.

Разделение властей становится наряду с правом критерием различения форм правления и вытекает из разделения труда в процессе осуществления власти. Разделение властей – это не только политическое разделение труда в государстве, но и соотношение социальных сил в обществе. Законодательная власть в свободном государстве есть выражение общей воли. Ее главное назначение – сформулировать право в виде положительных законов, обязательных для всех граждан. Исполнительная власть – исполнительный орган общей воли государства, ее функция – исполнять законы. Судебная власть «карает преступления и разрешает столкновения частных лиц». Законодательная власть играет доминирующую роль. Ш. Монтескье видел в праве общечеловеческую ценность и находил его цель в свободе, равенстве, безопасности и счастье всех людей.

Ж.-Ж. Руссо являлся сторонником политического радикализма: идеи равенства, социальной справедливости, народного суверенитета, законности сопротивления тирании. в основе его учения идея эгалитаризма, целостности как самого человека
, так и создаваемых людьми общественно-политических отношений, диалектика исторического и логического.

По мнению Руссо, в естественном состоянии нет частной собственности, все свободны и равны. Развитие цивилизации было сопряжено с регрессом свободы (появление и рост социального неравенства). Первое – имущественное неравенство. Оно было связано с появлением частной собственности на землю, противоречащей естественному состоянию. На смену последнему пришло гражданское общество. Затем появилось политическое неравенство. Последний передел неравенства наступает с перерождением государства в деспотию.

Учение Руссо о правах человека и гражданина:

-гражданский долг является одновременно правом и обязанностью индивида;

-права и свободы должны стать внутренней необходимостью для человека;

-все публичные и формальные акты общей воли являются законами;

-различают четыре вида законов: политические (основные), гражданские, уголовные, нравы, обычаи, общественное мнение.

Народный суверенитет имеет два признака: он неотчуждаем и неделим. Механизм выявления интересов суверенного народа Руссо рассматривает с помощью понятий: воля всех (volonte de tous) – сумма интересов и общая воля (volonte generale) – образуется путем вычитания взаимоисключающих интересов. Общая воля, есть точка пересечения волеизъявления граждан.

Основа этих рассуждений лежит в поисках решения политической проблемы – согласования интересов индивида – сословия – общества. При таком подходе, если законы будут выражением общей воли, то и нет необходимости в согласовании – организм все согласует сам.

Учение Вико о политике, государстве и праве базируется на философско-методологических идеях об общем ум и объективный характер исторического процесса. Мыслитель первый за нового времени начал рассматривать политическая власть, государство и право как природно-исторические явления, закономерно возникают и развиваются в контексте возникновения и развития человеческой культуры. Для научной реконструкции реального процесса возникновения и развития государства и права Вико считал необходимым базироваться на исследовании истории языков, мифологии и законодательных памятников. Важное методологическое значение имело обращение Вико к этимологии языка политики и права для исследования становления и развития государственно-юридических институтов с учетом различных факторов, в том числе природных, хозяйственно-экономических, психологических и т.п. Мыслитель усматривал в этимологии языка ключ к "истории вещей, обозначаемых данным словами", поскольку "история всех естественных языков должно подлежать такому же рядовые изменений, которые происходят с вещами".


Становление и развитие государства и права Вико рассматривал не просто как историю учреждений, организаций и законов, а как развитие самой политико-правовой природы человека, его сознания и деятельности в политической и правовой жизни. Прогресс человечества, его развитие Вико делил на три периода (эпохи). Первым был "возраст богов" (детство), который характеризовался теократическое-патриархальным типом нормативного регулирования, который в зачаточном состоянии содержал начала права. Организация социальной власти этого периода - патриархальная теократия, базировавшейся на патриархальной семьи и первобытной религии. Право этого периода было не правом патриархов, а непосредственно правом богов, поскольку боги считались непосредственными правителями. Вторая эпоха - "возраст героев" (юность). Государство героической эпохи - это аристократическая республика, обуславливала и соответствующие черты права и законодательства. Здесь законы создавались для пользы правителей. Право этого периода было "волей законодателя, выраженной в его законе". С помощью законов аристократы защищали собственные интересы, набрасывая свою волю всему обществу. Право как мерило и норма свободы и справедливости, базирующийся на вечном, божественном уме, находилось тогда в зачаточном состоянии, защищало интересы незначительного слоя людей - привилегированной правящей меньшинства, было опутан! Тесно грубой силой и воплощенным в примитивной форме как привилегия "благородных", в противовес полной бесправия слуг, рабов, плебеев. Оно было патрицианских, аристократическим, а не народным, не общечеловеческое. Третий период - "возраст людей" (зрелость). Природа человека в этот период получает, согласно мирового разума, возможность полного развития. Устанавливается человеческое общение в собственном смысле, гражданское общество для всех людей, а не для привилегированных, как в предыдущую эпоху. Главными принципами политико-правовой жизни становятся свобода, юридическое равенство и общее благо. Право как мерило и норма свободы распространяется на всех людей. Только такое право способно породить философов, которые могли бы завершить его достижением мысли, базирующейся на основе вечной справедливости. В этот период получают полного развития три взаимосвязанные принципы права: собственность, свобода и защита.