Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принятие Концепции судебной реформы 1991 г. повлекло за собой развитие законодательства в сфере предоставления лицам, выполняющим особые государственно-значимые функции, гарантий от незаконного вмешательства в их деятельность. В настоящее время специальный правовой статус и, соответственно, особые гарантии закреплены в отношении свыше 20 категорий лиц в различных нормативных правовых актах.
Среди этих актов особое значение имеют Конституция РФ, федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 16, 18), «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст. 15), «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (ст. 12), федеральные за коны от 8 мая 1994 г. № 3%ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 19), «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 16), «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (ст. 12), от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ст. 42), от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (ст. 3), «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 42), «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ст. 18), от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 40), от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 13), от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
Положения названных нормативных правовых актов определяют понятие статуса этих лиц, объем и пределы предоставляемых этим лицам специальных гарантий. В свою очередь, УПК впервые выделил раздел, в котором системно определил особенности порядка применения норм указанных выше правовых актов в уголовном судопроизводстве в связи с возбуждением уголовного дела, привлечением от дельных категорий лиц к уголовной ответственности, применением мер процессуального принуждения, производства отдельных следственных действий и направления дела в суд (гл. 52).

Часть 1 ст. 447 УПК перечисляет категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. Этих лиц условно можно классифицировать на четыре группы:

1) представители органов исполнительной власти: Председатель Счетной палаты РФ, его заместители и аудиторы Счетной палаты РФ; руководители следственных органов Следственного комитета РФ, МВД России, ФСБ России, ФСКН России; Председатель Следственного комитета РФ; следователи всех следственных органов;

2) представители органов законодательной власти: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

3) представители органов судебной власти: судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции и федерального арбитражного суда, мировые судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжные и арбитражные заседатели в период осуществления ими правосудия;

4) иные лица, не являющиеся представителями указанных выше органов государственной власти или отнесение которых к представителям одной из ветвей власти затруднительно: Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в президенты РФ; прокуроры; адвокаты; депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица органа местного самоуправления; члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; зарегистрированные кандидаты в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ и зарегистрированные кандидаты в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
В зависимости от категории лица, особенностей его правового статуса и характера выполняемых им функций гл. 52 УПК предусматривает различные правила (порядок) возбуждения уголовных дел, привлечения в качестве обвиняемого, применения мер процессуального принуждения и производства следственных действий.
Особенности производства по уголовным делам в отношении указанных выше категорий лиц относятся в основном к досудебному производству, а именно:


1) к принятию решения о возбуждении уголовного дела в отношении этих лиц (ст. 448 УПК);

2) принятию решения о привлечении этих лиц в качестве обвиняемых, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления (ст. 448 УПК);

3) порядку задержания некоторых из перечисленных выше категорий лиц (ст. 449 УПК);

4) порядку избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении некоторых из перечисленных выше категорий лиц (ч. 41 ст. 450 УПК РФ), а также о ее исполнении (ч. 2—4 ст. 450 УПК);

5) порядку исполнения судебного решения о производстве обыска в отношении некоторых из перечисленных выше категорий лиц (ч. 3, 4 ст. 450 УПК);

6) производству следственных и иных процессуальных действий, осуществляемых не иначе как на основании судебного решения, в отношении лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 447 УПК, если уголовное дело в отношении такого лица не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого (ч. 1, 5 ст. 450 УПК);

7) порядку направления уголовного дела в суд (ст. 451 УПК).

В остальных случаях при производстве по уголовным делам в отношении указанных категорий лиц применяются нормы УПК без каких-либо изъятий.

Предварительное расследование о преступлениях, совершенных указанными выше лицами, производится в форме следствия или до знания исключительно следователями Следственного комитета РФ (подп. «б» п. 1 ч. 2, п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК).

Статья 448 УПК предусматривает одинаковый порядок как возбуждения уголовного дела в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 447 УПК, так и привлечения такого лица в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления.
Возбуждение уголовных дел в отношении особой категории лиц или привлечение их в качестве обвиняемых происходит на основе норм УПК, регламентирующих соответствующие процессуальные институты (гл. 19, 20, 23 УПК), с особенностями, связанными с предоставлением им дополнительных гарантий. Статья 448 УПК предусматривает три группы дополнительных процессуальных гарантий:


  1. правила, закрепляющие в УПК конкретных должностных лиц, имеющих право принимать решения о возбуждении уголовного дела (привлечении в качестве обвиняемого) или давать согласие на принятие таких решений;

  2. правила, определяющие необходимость получения заключения трех судей определенного звена судебной системы Российской Федерации о наличии в действиях лица, указанного в ч. 1 ст. 447 УПК, признаков преступления;

  3. правила, определяющие необходимость получения согласия того органа, членом которого является лицо, указанное в ч. 1 ст. 447 УПК, или к которому оно принадлежит в связи со своим статусом, для принятия соответствующего решения.

Дополнительные процессуальные гарантии первой группы предусматривают возбуждение уголовных дел (привлечение в качестве обвиняемого) следующими должностными лицами:

  • Председателем Следственного комитета РФ — в отношении Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов (п. 6 ч. 1 ст. 448 УПК); Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 448 УПК); Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в президенты РФ (п. 8 ч. 1 ст. 448 УПК); члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта РФ (п. 12 ч. 1 ст. 448 УПК); прокуроров, руководителей и следователей следственных органов среднего звена (т. е. уровня субъекта РФ) (п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК);

  • руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ — в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (п. 9 ч. 1 ст. 448 УПК); прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката (п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК); депутата, члена вы борного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления (п. 11 ч. 1 ст. 448 УПК); члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса (п. 12 ч. 1 ст. 448 УПК);

  • следователем Следственного комитета РФ с согласия Председателя Следственного комитета РФ — в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы (п. 13 ч. 1 ст. 448 УПК);

  • следователем Следственного комитета РФ с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ — в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (п. 14 ч. 1 ст. 448 УПК).


Вторая и третья группы дополнительных процессуальных гарантий не применяются в отдельности, а всегда используются в сочетании с гарантиями первой группы одновременно.

Гарантии первой и второй групп одновременно проявляются при возбуждении уголовных дел (привлечении в качестве обвиняемого) в определенном порядке Председателем Следственного комитета РФ (исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета РФ) на основании заключения коллегии из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях этого лица признаков преступления — в отношении Генерального прокурора РФ (Председателя Следственного комитета РФ) соответственно (п. 2, 21 ч. 1 ст. 448 УПК).

Использование гарантий первой и третьей групп одновременно при возбуждении уголовных дел (привлечении в качестве обвиняемого) в отношении наиболее значимых должностных лиц, которым предоставлена неприкосновенность, — судей всех судов Российской Федерации, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы применяется Председателем Следственного комитета РФ с согласия соответствующего органа, членом которого является это лицо или к которому оно принадлежит, — в отношении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ соответственно с согласия Совета Федерации и Государственной Думы (п. 1 ч. 1 ст. 448 УПК), судей Конституционного Суда РФ с согласия Конституционного Суда РФ (п. 3 ч. 1 ст. 448 УПК), судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судей судов среднего звена с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ (п. 4 ч. 1 ст. 448 УПК), иных судей — с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (п. 5 ч. 1 ст. 448 УПК).

Как указывалось выше, гарантии второй группы предусматривают необходимость получения заключения суда о наличии в действиях лица, указанного в ч. 1 ст. 447 УПК, признаков преступления. При этом закон предъявляет следующие требования к процедуре судебного заседания о даче заключения о наличии либо об отсутствии в действиях лица признаков преступления.

Так, поводом к судебному заседанию является представление Президента РФ о наличии в действиях Генерального прокурора РФ или Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления.

Представление Президента РФ должно быть рассмотрено в закрытом судебном заседании в срок не позднее 10 суток со дня его поступления в суд. Однако это не означает, что если суд рассмотрел представление по истечении 10 суток, то оно автоматически становится незаконным. В зависимости от различных обстоятельств дела и обеспечения необходимых гарантий лицам, участвующим в судебном заседании (разъяснение прав, обеспечение права на защиту, невозможность явки в судебное заседание кого-либо по уважительным причинам и т. д.), заключение о наличии либо об отсутствии в действиях лица признаков преступления может быть дано и по истечении 10 суток. Важно, чтобы рассмотрение внесенного представления было начато в течение 10 суток со дня его поступления в суд.