Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 с судебной властью определяется, с одной стороны, возможностью обжалования в судебном порядке любых действий (бездействия) и решений прокуроров, с другой, участием прокуроров в конституционном, уголовном, гражданском, арбитражном судопроизводстве как равноправного участника процесса.

Председатели судов, их заместители могут принимать участие в работе координационных совещаний правоохранительных органов в качестве наблюдателей, не обладающих правом решающего голоса, информировать участников координации о деятельности судебных органов. Сказанное верно и в отношении руководителей органов юстиции.

Взаимодействие с судами может проводиться в следующих согласованных формах:

• взаимного информирования о состоянии преступности и судимости;

• использования данных судебной статистики и материалов судебной практики при разработке мер по усилению борьбы с преступностью;

• взаимного консультирования по правовым вопросам;

• совместной работы по подготовке законопроектов по борьбе с преступностью;

• проведения совместных семинаров, конференций и иных форумов;

• участия судей в работе по повышению квалификации работников правоохранительных органов;

• направления совместных информационных писем, справок, обзоров;

• совместного участия в подготовке постановлений Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ.

Взаимодействие с ОИВ:

- взаимный обмен информацией по вопросам выявления и устранения нарушений законов;

- участие представителей ОИВ в рабочих группах по подготовке координационных совещаний руко­водителей правоохранительных органов, а также в работе таких совещаний;

- привлечение специалистов из ОИВ для участия в прокурорских проверках;

- участие прокуроров в рассмотрении ОИВ протестов и представлений.

Особенностью взаимоотношений органов прокуратуры с органами исполнительной власти является осуществление прокурорами координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Цель координации - повышение эффективности борьбы с преступностью.

Достижение указанных целей предполагает объединение усилий правоохранительных органов в разработке и выполнению согласованных мероприятий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности при строгом соблюдении законности.


Взаимодействие с представительными органами: Прокурор имеет право присутствовать на заседаниях законодательных органов власти, что предусмотрено ст. 7 закона о прокуратуре. Такое участие необходимо для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым законопроектам. При этом участие прокуроров в заседаниях преследует цель непосредственного получения информации о порядке и ходе рассмотрения вопросов, в подготовке которых органы прокуратуры принимали непосредственное участие. Такое участие необходимо при рассмотрении законодательным органом вопросов состояния преступности и законности в целом, выработке решений и рекомендаций, определении приоритетов, оценке работы, выполненной прокуратурой и иными правоохранительными органами. Кроме этого, работники прокуратуры могут входить в состав рабочих групп законодательных органов власти. 

Прокуратура проводит правовую экспертизу проектов законов и других нормативных актов. Цель правовой экспертизы - дать юридическую оценку качеству законопроекта. В заключении содержится вывод о соответствии проекта закона нормам Конституции и общепризнанным принципам и нормам международного права, об отсутствии в нем внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании, о соблюдении правил юридической техники. Кроме этого, проект закона должен быть проанализирован на наличие в нем коррупциогенных факторов.

В соответствии со статьями 1 и 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности. Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Среди иных форм участия прокуратуры в правотворчестве можно назвать консультирование депутатов и разработчиков проектов актов по правовым вопросам в процессе их правотворческой деятельности, участие в рассмотрении внесенных прокурором протестов на незаконные правовые акты, систематизацию и учет вступивших в силу нормативных актов и др.

4. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОКУРАТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Концепция развития органов прокуратуры Российской Федерации на современном этапе, обусловлена местом и значением прокуратуры в формировании демократического правового государства.

1) Фундаментом данной концепция являются приоритеты, положенные в основу стратегического развития данных органов и в первую очередь защита прав и свобод человека и гражданина. Итог: укрепление законности и вера российского общества в справедливость и силу Российского государства.

2) Координация органами прокуратуры РФ правоохранительных органов по борьбе с преступностью + осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие - два важнейших направления, прокурорской деятельности, направленных на борьбу с преступностью. Итог: обеспечение слаженной работы всех правоохранительных органов.

3) Обеспечение органами прокуратуры исполнения действующего законодательства, регулирующего защиту частной и государственной собственности, прав предпринимателей, а также законов, обеспечивающих экономическую свободу.

4) Борьба с коррупцией, терроризмом и организованной преступностью.

5) Совершенствование взаимодействия органов прокуратуры с судами, повышение эффективности деятельности прокуроров, участвующих в рассмотрении судами дел, в том числе и поддерживающих государственное обвинение.  Совершенствование прокурорской системы в данном направлении прокурорской деятельности должно производиться наряду с совершенствованием деятельности судебной системы.


6) Формирование единого правового пространства в России. Наряду с существующими институтами правового государства, прокуратура представляется органом, способным эффективно противостоять негативным процессам на правовом пространстве Российской Федерации.

7) Надзор за исполнением законов. Данное надзорное направление прокурорской деятельности связано как с укреплением законности в деятельности федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, так и с утверждением действенной вертикали власти, обуславливающей реальную защиту и обеспечение прав и свобод человека, и гражданина.

Надлежащее осуществление прокурорского надзора за исполнением законов позитивно отражается на профилактическом потенциале прокурорской системы. Надзор за исполнением законов способствует не только надлежащему исполнению действующих законов, но и выявлению нарушений закона на его на ранних стадиях.

Про то, нужна ли прокуратура: указанное направление прокурорской деятельности до настоящего времени является предметом различных дискуссий. Основным аргументом приводимым радикальными оппонентами, ратующими за ликвидацию надзора за исполнением законов, является отсутствие во многих развитых странах подобной функции прокуратуры. Однако, весь исторический опыт, социально-политические условия, национальные традиции и особенностей правовой культуры в России свидетельствуют об объективной необходимости прокурорского надзора за исполнением законов, вне всякого сомнения оказывающего положительное влияние на состояние законности и правопорядка в стране. Сторонники упразднения надзорной функции прокуратуры: охрана прав и свобод человека и гражданина может быть осуществлено путем обращения заинтересованных сторон в суд. Предлагается не только ликвидировать надзорную функцию прокуратуры, но и саму прокуратуру передать в структуру судебной или исполнительной власти. Однако, данная позиция не выдерживает критики, поскольку рассматривая данный вопрос необходимо учитывать, тот факт, что в силу исторических традиций и наработанной практике прокурорский надзор представляет собой уникальную, универсальную государственную систему обеспечения законности, которая не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов, а осуществляет повсеместный надзор за законностью действий во всех областях общественных отношений, урегулированных правом, и в отличии от государственных контролирующих органов реагирует на все виды нарушения закона, в том числе уголовно-правового характера. Осуществление органами прокуратуры функции надзора за исполнением законов никак не связано с ограничением прав граждан или юридических лиц самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав. При этом следует обратить внимание на то, что под судебным контролем, без каких-либо ограничений, находится деятельность органов прокуратуры РФ, как и других органов власти. Кроме того, последние статистические данные наглядно свидетельствуют о том, что в настоящее время количество обращений граждан за защитой в органы прокуратуры почти в 15 раз превышает число обращений в суды. Следовательно, деятельность органов прокуратуры РФ прокурорский обеспечивает дополнительные гарантии справедливого распределения социальных возможностей, защиты прав и свобод человека и гражданина.
Как показал исторический опыт постсоветского развития России – Прокуратура, являясь единой централизованной системой в процессе осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением федеральных законов оказалась органом, не только сдерживающим центробежные силы в государстве, но и способствующим его консолидации.

8) В настоящее время социально-экономическое развитие Российской Федерации объективно свидетельствует о необходимости прокурорского надзора за исполнением законов. Осуществляя надзорную функцию, прокуратура обеспечивает не только исполнение законов на всей территории страны, но и защиту прав и свобод человека и гражданина, в том числе социально незащищенных субъектов (малолетних, несовершеннолетних, престарелых малоимущих, инвалидов). При этом защита прав и свобод указанных лиц органами прокуратуры осуществляется безвозмездно, как в процессе осуществления прокурорского надзора, так и в суде. Прикладная проблематика прокурорского надзора в Российской Федерации обусловила актуализацию в практической деятельности прокуратуры таких аспектов прокурорского надзора за исполнением законов как: своевременная выплата заработной платы; соблюдение прав граждан в жилищно-коммунальной сфере; замена ряда социальных льгот выплатой денежных компенсаций; целевого использования бюджетных средств; и т.д. При этом осуществляя надзор за исполнением законов органам прокуратуры следует исходить из сущности предмета данного направления надзора, а также границ компетенции прокуратуры. Необходимо акцентировать внимание, на то, что прокуратура РФ не обладает административным ресурсом по отношению к поднадзорным субъектам, поскольку прокуроры не наделены полномочием самостоятельно привлекать к ответственности руководителей, нарушивших закон. Прокурорские работники не должны вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов и тем более участвовать в этой деятельности, контролировать ремонт объектов, завоз топлива, работу коммунальных служб и т.д.

9) Нельзя допустить превращения органов прокуратуры в изолированную своим функциональным предназначением от социально-экономических проблем действительности замкнутую, корпоративную систему. Особенности прокурорских полномочий и правовых средств дают возможность оказывать