Файл: 2 Методика подготовки и проведения концерта.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Второй подход: условный. В основе любой игры всегда есть условие. Панфилов утверждает, что условие (условность) - это особенный, воображаемый, символический, существующий только в игре мир. Поэтому условие в игре идет на первом месте, и только за ним идут правила игры. Именно условием игры отличаются друг от друга.

Одним из самых интересных подходов является смеховой. В природе смеется только человек. Животным это не дано. Смех - это очень мощный манок. Если во время вашего выступления люди смеются или улыбаются, значит, вы как игровик, ведущий - на правильном пути. В связи с этим можно привести интересный факт: ученые обнаружили, в каком полушарии мозга находится «центр смеха» (оказалось, в правом). Нашли и «материальные» доказательства лечебного эффекта. Поэтому, применяя в своей работе смеховой подход, мы не только развлекаем людей, но и оздоровляем их. Тем более надо этот подход применять при работе с детьми.  

Теперь остановимся на понятиях «манок» и «провокация». «Манок» - это прием, которым ведущий - игровик вовлекает в действие детей. В основном, манок используется как прием индивидуального включения ребенка в игру. Манком может быть все: имя ребенка; цвет его одежды или какая-то характерная узнаваемая черта; не отгаданная или отгаданная загадка; недоговоренная реплика вопрос с обратной связью; предмет или игровой реквизит. Например, можно предложить детям жетоны разного цвета, использовать карточки с цифровым обозначением,

Сравним понятие «манок» и «провокация». «Провокация» - это игровая технология вызова у детей (в массе, а не поодиночке, как с помощью манка) нужных чувств или нужных действий. При этом вся детская аудитория делает то, что нужно ведущему - игровику или персонажу игрового спектакля.

Обогащая досуговую программу данными игровыми принципами, организаторы добьются успеха и популярности среди детской аудитории.  

В ходе изучения научно – методической литературы по работе с детьми в педагогике, психологии, социально – культурной деятельности автор выделяет основные принципы проведения детских игровых программ:  ребенок должен быть в центре игровой деятельности; каждому ребенку дается право выбора; игра – дело добровольное; каждый ребенок — индивидуальность и имеет право на уважение; игра — это взаимодействие взрослых и детей. Забота и внимание к каждому ребенку должны демонстрироваться все время; равноправие, доступность игры для всех детей, толерантность и особое внимание к тем, кто испытывает трудности; право на безопасную игру; игра должна происходить в соответствии с законом о детской безопасности,
охране детских прав, здоровья и благополучия; игра, доступная для всех.

 Технология организации  детских игровых программ.

Можно выделить следующие функции детских досуговых программ: познавательная; коммуникативная; воспитательная; рекреационная; функция самоутверждения и самореализации человека.

Предлагается разделить технологию организации игровых досуговых программ для детской аудитории на два блока: творческий и организационный. Рассмотрим каждый блок подробнее.

Творческий блок включает в себя следующие моменты: создание сценарной группы, в обязанности которой входит: определение целей и задач, темы и идеи программы; написание сценария; работа с ведущими, разработку игр соответственно теме и возрасту участников, репетиционно - постановочный процесс, подготовку номеров выступлений творческих коллективов, подбор и запись музыкального сопровождения.

Игровая программа в процессе проведения не исключает импровизаций и наличия не предсказуемых моментов. Поэтому организаторам необходимо разработать план проведения мероприятия, в котором указывается дозировка времени на каждую игру, последовательность зрелищных заставок, место проведения и ответственных за каждый игровой эпизод.

Учитывая то, что игровая деятельность всегда является добровольной и включает элементы соревнования и возможности самореализации, к структуре игры как деятельности относят постановку и реализацию цели, планирование, анализ результатов.

Любая программа начинается с творческого замыслав котором в образной художественной форме находят отражение глубоко осмысленные автором отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества. Замысел является движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительных средств, он несет в себе логику сценария будущей программы.

Одним из компонентов технологического процесса является драматургия.

Драматургия – это сюжетно-образная концепция (взгляд) досуговой программы или массового действа, где само драматургическое действо создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы.


В качестве исходного материала выступают выразительные средства на основе самой жизни, реальный фактический материал; реальные герои, аудитория; конкретная реальная исходная ситуация. В досуговой программе драматургическая концепция предопределяется исходным, общественно значимым событием, где она выступает как способ донесения социальной информации, выраженной в художественной форме .

С точки зрения драматургии, досуговая программа результат традиционной, своеобразной продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей .

Можно выделить компоненты драматургии досуговых программ для детей.Во-первых - это актуальность программ с позиций текущих социальных, культурных и педагогических задач. Во-вторых -  преемственность и последовательность в их подготовке и проведении, выражающиеся в органической связи предыдущих и последующих программ как в организационном, так и в педагогическом и художественном аспектах. В-третьих - разнообразие программ, возможность модификации одной и той же программы.

Задача организатора - создать оригинальное художественное произведение соединением различных выразительных средств: игр, стихов, музыки, песен, в единую логическую композицию, подчиненную общему замыслу, теме, идее.

Действующие лица в сценарии - живые реальные герои, однако, могут быть литературные и художественные образы. Сценарий пишется конкретно для детей. Организация общения также «закладывается» в структуру сценария, используя приемы активизации участников программы. Сценарий рассматривают как программу педагогического влияния на детскую аудиторию, формирующую настроения и сознание детей.

Работу над сценарием следует начинать с определения темы и идеи. Тема - это круг явлений, отобранных и освещенных автором. Идея - это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий.

Следующим шагом является продумывание композиции сценария, то есть реализация конфликта, сюжета в  игровом действии.

Основными компонентами композиции являются:

Экспозиция - ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта.

Завязка- начало конфликта.

Основное действие - строгая логичность построения и развитие темы.


Кульминация - наивысшая точка развития конфликта.

Развязка - разрешение конфликта.

Каждый эпизод программы должен быть обусловлен, связан смысловыми «мостиками» с предыдущим и последующим .

Композиция имеет свои законы:целостность, взаимосвязь и соподчиненность частей  целому,  контрастность, подчиненность  всех средств сценарному замыслу, единство содержания и формы, соразмерность, типизация и обобщение и другие.

Одним из важных элементов игровой – досуговой программы для детей является музыка. Её роль в художественно-образном решении, того или иного мероприятия поистине велика. Музыка, как ни один другой вид искусства способна с большой силой и всеобъёмлющей полнотой передать чувства и мысли, различные эмоциональные состояния человека. Диапазон этих состояний и переживаний,  выражаемых музыкой, безграничен: от образов интимных и нежных до преисполненных общечеловеческой значимости и силы, от печальных и скорбных звучаний до ликующих и торжественных. Вот почему знание особенностей музыки как выразительного средства, её функций в досуговой программе, органического сочетания фонограмм и живого звучания необходимы режиссёрам игровых – досуговых программ для организации более эффективного художественно-эмоционального воздействия на детей средствами музыкального искусства .

Каждая игровая – досуговая программа  имеет свои специфические особенности, требующие определённого музыкального решения в соответствии с тем, где она проводится: в здании, на улице, на стадионе, в парке и т. д.

Однако, несмотря на их жанровое разнообразие и условия проведения, музыку в досуговой программе можно классифицировать следующим образом: музыкальный пролог, музыкальный эпизод, музыкальный номер, музыкальный антракт, музыкальный финал, музыка по ходу действия.

Можно назвать следующие функции музыки в досуговой программе для детей:

1. Эмоциональная и смысловая характеристика всей программы, отдельных фрагментов. Она проявляется в нескольких направлениях: характеристика персонажей, места и времени действия.

2. Создание атмосферы действия. Благодаря своим качествам – эмоциональности, глубине, яркости, выразительности, тембровой окраске музыка является своеобразным фоном игрового действия.

3. Важная её функция участие в конфликте, так как она сама является его носителем. Тому пример – тема добра и зла в  музыкальных произведениях.


4. Важная роль музыки появляется в её конструктивно-композиционной функции. Она способна придавать досуговой программе композиционную стройность и завершенность.

5. Организация темпо - ритма программы. Музыкальное искусство – искусство временно точное, оно представляет собой постоянно развивающийся во времени звуковой процесс.

Нельзя не остановиться на определении правил для ведущего детской игровой программы. Изучив теоретические источники, автор предлагает  основные моменты:

  • Доброжелательное отношение, внимание к каждому ребенку и коллективу детей.

  • Ведущий должен  проявлять больше выдумки и смекалки, знать различные варианты игр.

  • Особое внимание культуре речи, эмоциональности.

  • Эстетика внешнего вида ведущего.

  • Нежелательно, чтобы на сцене дети ели и пили.

  • Нежелательно на сцене заставлять детей раздеваться и разуваться.

  • Нежелательно заставлять детей поднимать тяжестив том числе и других детей.

  • Не использовать в играх острые предметы.

  • Важно регулировать темп игры, не допускать пауз, вести игру в хорошем настроении, с улыбкой.

  • Продолжительность игры зависит от интереса аудитории к игре, если зрелищный запас исчерпан, то следует снять это задание или заменить его другим.

  • Добросовестная подготовка и профессионализм.

  • Ведущий должен поощрять участников или команды в словесной форме («спасибо», «молодцы», «умницы» и т.д.), предлагать зрителям поаплодировать участникам за удачное выполнение игрового задания или остроумным ответ, выдавать им призы, чтобы подбодрить участников.

Не менее значим и ритуал награждения победителей. В начале желательно высказать несколько добрых слов в адрес проигравшей команды, которая заняла «почетное место», а уже затем награждать победителей. Награды не должны быть равноценными, могут быть придуманы награды для активных болельщиков, зрителей в виде вымпела, значка, рисунка, игрушки и т.д.

 Знание правил поможет ведущему игровику провести программы эффективно и интересно. Все предложенные правила играют большую роль в достижении цели игровой программы, раскрытии её основной идеи и замысла.

Теперь рассмотрим второй блок – организационный