Файл: Дипломная работа специальность 0105104 Прикладной бакалавр начального образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Саранский высший гуманитарно-технический колледж им. А.Кунанбаева

Джаппаров С. З.


Использование элементов новых технологий на уроках русского языка

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

специальность 0105104 – «Прикладной бакалавр начального образования»

Сарань 2022

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Саранский высший гуманитарно-технический колледж им. А.Кунанбаева


«Допущен к защите»

___________ Заместителем

Директора по УР ________А.К. Муфталовой
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему: Использование элементов новых технологий на уроках русского языка


по специальности 0105104 – «Прикладной бакалавр начального образования»

Выполнил С.З. Джаппаров
Научный руководитель О.С. Городецкая


Сарань 2022

Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

1 Научно - теоретические основы новых педагогических технологий . . . . 7

1.1 Понятие педагогической технологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

1.2 Классификации педагогических технологий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

1.3 Игровые технологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

1.4 Технология сотрудничества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

1.5 Технология эвристического обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

1.6 Технология формирования критического мышления . . . . . . . . . . . . . . . .34

1.7 Технология развивающего обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40

2 Особенности и результаты практического применения новых педагогических технологий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49

2.1 Особенности и планирование учебных занятий с применением элементов игровых технологий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49

2.2 Применение на практике элементов технологии сотрудничества на уроках русского языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53

2.3 Применение эвристических методов работы на уроках русского языка как способ обучения творчеству . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58

2.4 Применение приемов технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62

2.5 Особенности и методические рекомендации к применению технологии развивающего обучения на уроках русского языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68


2.6 Формирующий эксперимент в рамках исследования и результативность применения на практике элементов новых технологий обучения на уроках русского языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .82

Введение

Обновление содержания образования, происходящее в Республике Казахстан, как никогда нуждается в использовании современных педагогических и цифровых технологий.

Основными причинами изменения содержания образования на современном этапе стали:

  1. Вызовы времени. Мир становится изменчивым, неопределенным, сложным, двусмысленным в связи с природными катаклизмами, угрозой мировой дестабилизации, демографическим дисбалансом.

  2. Мир становится другим в связи с глобализацией и модернизацией в экономике, промышленности и других сферах общественной деятельности, которые влекут за собой огромные проблемы для людей и общества.

  3. Большое значение приобретает научно-технический прогресс, который в ближайшее время может привести к ликвидации ряда существующих профессий.

Меняется и роль современного учителя. Он не является на сегодняшний день основным источником информации. И ему, как никогда, просто необходимо овладевать современными технологиями.

В данной работе рассматриваются элементы современных технологий обучения на уроках русского языка, а также эффективность их использования на практике. Следовательно, тема дипломной работы - "Использование элементов современных технологий на уроках русского языка".

Тематика, связанная с использованием активных методов и технологий изучалась многими педагогами-новаторами – В.Ф. Шаталовым, Е.Н. Ильиным, И.П. Волковым, К.О. Битибаевой, Р.Б. Нуртазиной, С. Н. Лысенковой. Софья Николаевна Лысенкова обогнала время. Она разработала технологию перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении. По её мнению в результате опережающего обучения школьники легко и сознательно усваивают сложную тему, и экономится время так как учащиеся быстрее воспринимают новый материал. Поэтому она в своей педагогической деятельность широко пользуется опорными схемами, набором дидактических знаков, таблиц, карточек, а также другими наглядными пособиями. С. Н. Лысенкова отказалась от дополнительных занятие считая их пустой тратой времени.


А с течением времени и увеличением уровня развития человечества, увеличивается и потребность в новых и инновационных технологиях обучения, но как же появляются на свет, эти технологии обучения? Когда существует определенная проблема, люди пытаются его устранить и придумывают различные приемы устранения выявленной проблемы. Однако, если же выявлена не только лишь одна проблема, а комплекс проблем. Тут уже одного приема будет не достаточно, нужен комплекс приемов, которые и составляют технологию. Если же проблемы в области образования, соответственно технология обучения.

Известные дидакты и педагоги классики в свое время работали по тому же принципу «есть проблема – есть решение проблемы». Многие из них замечали различные проблемы в своей практической деятельности, например, не хватало времени, чтобы опросить всех учащихся, а еще и выполнить какое-то задание за один урок; сложность охватить большой объем информации, а уж тем более запомнить ее; отсутствие у учащихся мотивации к учебе и т.д. Увидев эти и другие проблемы в учебном процессе, они пытались их устранить. Например, опорные конспекты Шаталова позволяли изучить и на долго запомнить большие объемы информации; опережающее обучение Лысенковой практический и даже на подсознательном уровне подготавливало учащихся к предстоящей учебной деятельности.

Говоря о технологии развития критического мышления, которая в современности имеет большую роль в области образования, стоит отметить, что оно развивает у учащихся способность – мыслить критический. А значит перед полноценным восприятием информации, удостовериться в ее достоверности, что очень важно в условиях огромного объема информации, окружающего нас на сей день.

Однако на сегодняшний день, мы не редко сталкивается с тем, что данные методы и приемы педагогами в практике не используются и были забыты, посему мы решили найти и обобщить, а также выяснить эффективность использования инновационных методов и приемов обучения.

По этой причине мы целью исследования определили поиск инновационных средств, форм и методов с эффективными результатами обучения на уроках русского языка.

Задачи исследования:

  • Ознакомиться с содержанием и аспектами новых технологий обучения, используемые на уроках русского языка.

  • Ознакомиться с работами учёных дидактов и педагогов, основателями новых технологий обучения на уроках русского языка

  • Использовать и проанализировать результаты использования новых технологий на уроках русского языка на практике.


Объектом исследовательской работы являются, элементы новых технологий обучения и их эффективность на практике.

А предметом являются методы и приёмы новых технологий, используемых на уроках русского языка.

Гипотеза – использование элементов новых технологий обучения на уроках русского языка значительно повысит качество овладения учащимися знаний и повысит интерес к обучению.

Методы исследования:

  • Анализ (выделение и изучение отдельных частей теоретической информации);

  • Системный подход (рассмотрения элементов новых технологий обучения на уроке русского языка как системы);

  • Индуктивный подход (формирование определенных выводов об использовании на практике элементов новых технологий обучения на основе изучения частных признаков);

  • Наблюдение (отслеживание изменений в уровне знаний и мотивации учащихся к усвоению знаний, в процессе проведения исследования);

  • Метод сравнения (сопоставление между собой двух контрольных классов);

  • Эксперимент (была сформулирована гипотеза исследования с целью проверки которого, были воспроизведены результаты наблюдения в определенных условиях);

  • Условие наличия двух контрольных класса;

  • Условие проведения контроля знаний перед и после использования элементов новых технологий обучения на практике в обеих контрольных классах;

  • Регистрация, измерение и сравнение результатов проведенных контролей знаний в контрольных классах.


1 Научно – теоретические основы новых педагогических технологий

1.1 Понятие педагогической технологии

В связи с изменениями в области образования, использование педагогических технологий образования становятся востребованы. Для развития и адаптации школьников в жизни, в условиях современности, необходимо использование современных технологий образования. Темп развития общества требует от нас новшеств и пока ещё неизученного. Нравится нам это или нет.

Причинами возникновения современных педагогических технологий являются:

  • Развитие психологических, личностных и физиологических особенностей, обучаемых приводит к необходимости использования педагогических технологий обучения;

  • Замена малоэффективного вербального способа передачи знаний на практический способ передачи знаний.

  • Возможность преподавателя организовывать учебный процесс и способы взаимодействия учителя и ученика.

Рассмотрим, что значит слово «технология»?


Технология – это совокупность инструментов и методов для достижения поставленной цели; в широком смысле – использование научных знаний для решения практических задач. Технология включает в себя способы работы, её последовательность и режим. [1]

В словаре «Oxford Languages» технология трактуется как совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.

Теперь рассмотрим понятие «педагогическая технология».

Педагогическая технология – специальный набор приемов, способов, методов, форм обучения и воспитания, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, всегда приводящий к прогнозируемому образовательному результату с допустимой нормой отклонения.

Педагогические технологии – качественно новая ступень в развитии «производственного аппарата» педагогики. Понятие технология (от греческого techno – искусство, мастерство, умение, logos - учение) имеет множество трактовок. Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям представляет собой совокупность знаний о способах и средств обработки материалов. Остановимся на некоторых из них.

Методика может давать разные результаты в различных случаях его использования.

Процесс использования современных педагогических образовательных технологий, может освоить каждый, главное в процессе их использования, прохождение всех предусмотренных стадий. Иначе необходимый результат обучения может быть не достигнут.

Главной задачей педагогики в настоящее время, является, не просто научить детей чему-либо, а научить детей учится и добывать информацию самостоятельно. Соответственно задачей образовательных технологий является обучение детей самостоятельно добывать необходимую информацию, сформировать у учащихся навыки самообразования в атмосфере партнёрства.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

  1. Общепедагогический уровень: общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, взаимодействие субъектов и объектов процесса.

  2. Частнопредметный уровень: частнопредметная педагогическая технология – совокупность приемов, средств и методов, используемых для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного учителя, класса, предмета (методика работы учителя, методика компенсирующего обучения, методика преподавания предметов).