Файл: Дипломная работа специальность 0105104 Прикладной бакалавр начального образования.docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Саранский высший гуманитарно-технический колледж им. А.Кунанбаева
Джаппаров С. З.
Использование элементов новых технологий на уроках русского языка
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
специальность 0105104 – «Прикладной бакалавр начального образования»
Сарань 2022
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Саранский высший гуманитарно-технический колледж им. А.Кунанбаева
«Допущен к защите»
___________ Заместителем
Директора по УР ________А.К. Муфталовой
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему: Использование элементов новых технологий на уроках русского языка
по специальности 0105104 – «Прикладной бакалавр начального образования»
Выполнил С.З. Джаппаров
Научный руководитель О.С. Городецкая
Сарань 2022
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1 Научно - теоретические основы новых педагогических технологий . . . . 7
1.1 Понятие педагогической технологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.2 Классификации педагогических технологий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
1.3 Игровые технологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
1.4 Технология сотрудничества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
1.5 Технология эвристического обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
1.6 Технология формирования критического мышления . . . . . . . . . . . . . . . .34
1.7 Технология развивающего обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
2 Особенности и результаты практического применения новых педагогических технологий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
2.1 Особенности и планирование учебных занятий с применением элементов игровых технологий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.2 Применение на практике элементов технологии сотрудничества на уроках русского языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
2.3 Применение эвристических методов работы на уроках русского языка как способ обучения творчеству . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.4 Применение приемов технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
2.5 Особенности и методические рекомендации к применению технологии развивающего обучения на уроках русского языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
2.6 Формирующий эксперимент в рамках исследования и результативность применения на практике элементов новых технологий обучения на уроках русского языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .82
Введение
Обновление содержания образования, происходящее в Республике Казахстан, как никогда нуждается в использовании современных педагогических и цифровых технологий.
Основными причинами изменения содержания образования на современном этапе стали:
-
Вызовы времени. Мир становится изменчивым, неопределенным, сложным, двусмысленным в связи с природными катаклизмами, угрозой мировой дестабилизации, демографическим дисбалансом. -
Мир становится другим в связи с глобализацией и модернизацией в экономике, промышленности и других сферах общественной деятельности, которые влекут за собой огромные проблемы для людей и общества. -
Большое значение приобретает научно-технический прогресс, который в ближайшее время может привести к ликвидации ряда существующих профессий.
Меняется и роль современного учителя. Он не является на сегодняшний день основным источником информации. И ему, как никогда, просто необходимо овладевать современными технологиями.
В данной работе рассматриваются элементы современных технологий обучения на уроках русского языка, а также эффективность их использования на практике. Следовательно, тема дипломной работы - "Использование элементов современных технологий на уроках русского языка".
Тематика, связанная с использованием активных методов и технологий изучалась многими педагогами-новаторами – В.Ф. Шаталовым, Е.Н. Ильиным, И.П. Волковым, К.О. Битибаевой, Р.Б. Нуртазиной, С. Н. Лысенковой. Софья Николаевна Лысенкова обогнала время. Она разработала технологию перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении. По её мнению в результате опережающего обучения школьники легко и сознательно усваивают сложную тему, и экономится время так как учащиеся быстрее воспринимают новый материал. Поэтому она в своей педагогической деятельность широко пользуется опорными схемами, набором дидактических знаков, таблиц, карточек, а также другими наглядными пособиями. С. Н. Лысенкова отказалась от дополнительных занятие считая их пустой тратой времени.
А с течением времени и увеличением уровня развития человечества, увеличивается и потребность в новых и инновационных технологиях обучения, но как же появляются на свет, эти технологии обучения? Когда существует определенная проблема, люди пытаются его устранить и придумывают различные приемы устранения выявленной проблемы. Однако, если же выявлена не только лишь одна проблема, а комплекс проблем. Тут уже одного приема будет не достаточно, нужен комплекс приемов, которые и составляют технологию. Если же проблемы в области образования, соответственно технология обучения.
Известные дидакты и педагоги классики в свое время работали по тому же принципу «есть проблема – есть решение проблемы». Многие из них замечали различные проблемы в своей практической деятельности, например, не хватало времени, чтобы опросить всех учащихся, а еще и выполнить какое-то задание за один урок; сложность охватить большой объем информации, а уж тем более запомнить ее; отсутствие у учащихся мотивации к учебе и т.д. Увидев эти и другие проблемы в учебном процессе, они пытались их устранить. Например, опорные конспекты Шаталова позволяли изучить и на долго запомнить большие объемы информации; опережающее обучение Лысенковой практический и даже на подсознательном уровне подготавливало учащихся к предстоящей учебной деятельности.
Говоря о технологии развития критического мышления, которая в современности имеет большую роль в области образования, стоит отметить, что оно развивает у учащихся способность – мыслить критический. А значит перед полноценным восприятием информации, удостовериться в ее достоверности, что очень важно в условиях огромного объема информации, окружающего нас на сей день.
Однако на сегодняшний день, мы не редко сталкивается с тем, что данные методы и приемы педагогами в практике не используются и были забыты, посему мы решили найти и обобщить, а также выяснить эффективность использования инновационных методов и приемов обучения.
По этой причине мы целью исследования определили поиск инновационных средств, форм и методов с эффективными результатами обучения на уроках русского языка.
Задачи исследования:
-
Ознакомиться с содержанием и аспектами новых технологий обучения, используемые на уроках русского языка. -
Ознакомиться с работами учёных дидактов и педагогов, основателями новых технологий обучения на уроках русского языка -
Использовать и проанализировать результаты использования новых технологий на уроках русского языка на практике.
Объектом исследовательской работы являются, элементы новых технологий обучения и их эффективность на практике.
А предметом являются методы и приёмы новых технологий, используемых на уроках русского языка.
Гипотеза – использование элементов новых технологий обучения на уроках русского языка значительно повысит качество овладения учащимися знаний и повысит интерес к обучению.
Методы исследования:
-
Анализ (выделение и изучение отдельных частей теоретической информации); -
Системный подход (рассмотрения элементов новых технологий обучения на уроке русского языка как системы); -
Индуктивный подход (формирование определенных выводов об использовании на практике элементов новых технологий обучения на основе изучения частных признаков); -
Наблюдение (отслеживание изменений в уровне знаний и мотивации учащихся к усвоению знаний, в процессе проведения исследования); -
Метод сравнения (сопоставление между собой двух контрольных классов); -
Эксперимент (была сформулирована гипотеза исследования с целью проверки которого, были воспроизведены результаты наблюдения в определенных условиях); -
Условие наличия двух контрольных класса; -
Условие проведения контроля знаний перед и после использования элементов новых технологий обучения на практике в обеих контрольных классах; -
Регистрация, измерение и сравнение результатов проведенных контролей знаний в контрольных классах.
1 Научно – теоретические основы новых педагогических технологий
1.1 Понятие педагогической технологии
В связи с изменениями в области образования, использование педагогических технологий образования становятся востребованы. Для развития и адаптации школьников в жизни, в условиях современности, необходимо использование современных технологий образования. Темп развития общества требует от нас новшеств и пока ещё неизученного. Нравится нам это или нет.
Причинами возникновения современных педагогических технологий являются:
-
Развитие психологических, личностных и физиологических особенностей, обучаемых приводит к необходимости использования педагогических технологий обучения; -
Замена малоэффективного вербального способа передачи знаний на практический способ передачи знаний. -
Возможность преподавателя организовывать учебный процесс и способы взаимодействия учителя и ученика.
Рассмотрим, что значит слово «технология»?
Технология – это совокупность инструментов и методов для достижения поставленной цели; в широком смысле – использование научных знаний для решения практических задач. Технология включает в себя способы работы, её последовательность и режим. [1]
В словаре «Oxford Languages» технология трактуется как совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.
Теперь рассмотрим понятие «педагогическая технология».
Педагогическая технология – специальный набор приемов, способов, методов, форм обучения и воспитания, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, всегда приводящий к прогнозируемому образовательному результату с допустимой нормой отклонения.
Педагогические технологии – качественно новая ступень в развитии «производственного аппарата» педагогики. Понятие технология (от греческого techno – искусство, мастерство, умение, logos - учение) имеет множество трактовок. Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям представляет собой совокупность знаний о способах и средств обработки материалов. Остановимся на некоторых из них.
Методика может давать разные результаты в различных случаях его использования.
Процесс использования современных педагогических образовательных технологий, может освоить каждый, главное в процессе их использования, прохождение всех предусмотренных стадий. Иначе необходимый результат обучения может быть не достигнут.
Главной задачей педагогики в настоящее время, является, не просто научить детей чему-либо, а научить детей учится и добывать информацию самостоятельно. Соответственно задачей образовательных технологий является обучение детей самостоятельно добывать необходимую информацию, сформировать у учащихся навыки самообразования в атмосфере партнёрства.
Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:
-
Общепедагогический уровень: общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, взаимодействие субъектов и объектов процесса. -
Частнопредметный уровень: частнопредметная педагогическая технология – совокупность приемов, средств и методов, используемых для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного учителя, класса, предмета (методика работы учителя, методика компенсирующего обучения, методика преподавания предметов).