Файл: Дипломная работа по современному русскому языку Городецкая О. С. Сарань 2020 Содержание.docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Саранский высший гуманитарно-технический колледж им. Абая Кунанбаева
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Дипломная работа по современному русскому языку
Руководитель: Городецкая О. С.
Сарань 2020
Содержание
Введение____________________________________________________I
Глава 1. Научно – теоретические основы новых педагогических технологий__________________________________________________IV
§1. Понятие педагогической технологии_________________________IV
§2. Классификации педагогических технологий___________________X
§3. Игровые технологии_______________________________________XIV
§4. Технология сотрудничества_________________________________XX
§5. Технология эвристического обучения________________________XXVIII
§6. Технология формирования критического мышления____________XXXI
§7. Технология развивающего обучения_________________________XXXVII
Глава 2. Особенности и результаты практического применения новых педагогических технологий____________________________________XLVI
§1. Особенности и планирование учебных занятий с применением элементов игровых технологий__________________________________________XLVI
§2. Применение на практике элементов технологии сотрудничества на уроках русского языка_______________________________________________L
§3. Применение эвристических методов работы на уроках русского языка как способ обучения творчеству____________________________________LV
§4. Применение приемов технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка_______________________LIX
§5. Особенности и методические рекомендации к применению технологии развивающего обучения на уроках русского языка_________________LXV
§6. Формирующий эксперимент в рамках исследования и результативность применения на практике элементов новых технологий обучения на уроках русского языка_______________________________________________LXXII
Заключение__________________________________________________LXXIV
Список используемой литературы_______________________________LXXVII
Приложения__________________________________________________LXXIX
Приложение №1. Игра «Приглащение»___________________________LXXIV
Приложение №2. Найди лишнее слово____________________________LXXIX
Приложение №3. Дидактическая игра: «Одним словом»_____________LXXIX
Приложение №4. Дидактическая игра «Все наоборот»______________LXXX
Приложение №5. Игра «Шифровальщики»________________________LXXX
Приложение №6. Игра «Клички»________________________________LXXXI
Приложение №7. План-конспект урока с использованием элементов игровых технологий___________________________________________________LXXXI
Приложение №8. Кластер «Что я знаю об имени прилагательном»____LXXXII
Приложение №9. Интеллектуальная игра-викторина________________LXXXII
Приложение №10. Игра в слова_________________________________LXXXIII
Приложение №11. Игра «Переводчик»___________________________LXXXIII
Приложение №12. Игра «Шесть шляп мышления»_________________LXXXIV
Приложение №13. Прием «Закончи предложение»_________________LXXXV
Приложение №14. Задание «Лови ошибку»_______________________LXXXV
Приложение №15. Правописание Не с существительными__________LXXXVI
Приложение №16. Прием «Письмо по кругу»_____________________LXXXVI
Приложение №17. Прием «Мостик»_____________________________LXXXVI
Приложение №18. Прием «Бусы»_______________________________LXXXVII
Приложение №19. Прием «Синквейн»___________________________LXXXVII
Приложение №20. Задания и схема выставления баллов по суммативному оцениванию за 2 четверть по русскому языку______________________LXXXVII
Приложение №21. Задания и схема выставления баллов по суммативному оцениванию за 3 четверть по русскому языку______________________XCII
Приложение №22. Таблица сравнения результатов СОЧ за 2 и 3 четверть по русскому языку с интенсивным и систематическим использованием новых технологий обучения____________________________________________________XCVI
Приложение №23. Таблица сравнения результатов СОЧ за 2и 3 четверть по русскому языку без интенсивного и систематического использования новых технологий обучения__________________________________________XCVII
Приложение №24. Анкета для определения уровня мотивации учащихся к учебе и школе_____________________________________________________XCVII
Приложение №25. Сравнительный анализ анкетирования в контрольном классе с использованием элементов новых технологий обучения___________XCXIII
Приложение №26. Сравнительный анализ анкетирования в контрольном классе без использования элементов новых технологий обучения__________CI
Введение
Обновление содержания образования, происходящее в Республике Казахстан, как никогда нуждается в использовании современных педагогических и цифровых технологий.
Основными причинами изменения содержания образования на современном этапе стали:
-
Вызовы времени. Мир становится изменчивым, неопределенным, сложным, двусмысленным в связи с природными катаклизмами, угрозой мировой дестабилизации, демографическим дисбалансом. -
Мир становится другим в связи с глобализацией и модернизацией в экономике, промышленности и других сферах общественной деятельности, которые влекут за собой огромные проблемы для людей и общества. -
Большое значение приобретает научно-технический прогресс, который в ближайшее время может привести к ликвидации ряда существующих профессий.
Меняется и роль современного учителя. Он не является на сегодняшний день основным источником информации. И ему, как никогда, просто необходимо овладевать современными технологиями.
В данной работе рассматриваются элементы современных технологий обучения на уроках русского языка, а также эффективность их использования на практике. Следовательно, тема дипломной работы - "Использование элементов современных технологий на уроках русского языка".
Тематика, связанная с использованием активных методов и технологий изучалась многими педагогами-новаторами – В.Ф. Шаталовым, Е.Н. Ильиным, И.П. Волковым, К.О. Битибаевой, Р.Б. Нуртазиной, С. Н. Лысенковой. Софья Николаевна Лысенкова обогнала время. Она разработала технологию перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении. По её мнению в результате опережающего обучения школьники легко и сознательно усваивают сложную тему, и экономится время так как учащиеся быстрее воспринимают новый материал. Поэтому она в своей педагогической деятельность широко пользуется опорными схемами, набором дидактических знаков, таблиц, карточек, а также другими наглядными пособиями. С. Н. Лысенкова отказалась от дополнительных занятие считая их пустой тратой времени.
А с течением времени и увеличением уровня развития человечества, увеличивается и потребность в новых и инновационных технологиях обучения, но как же появляются на свет, эти технологии обучения? Когда существует определенная проблема, люди пытаются его устранить и придумывают различные приемы устранения выявленной проблемы. Однако, если же выявлена не только лишь одна проблема, а комплекс проблем. Тут уже одного приема будет не достаточно, нужен комплекс приемов, которые и составляют технологию. Если же проблемы в области образования, соответственно технология обучения.
Известные дидакты и педагоги классики в свое время работали по тому же принципу «есть проблема – есть решение проблемы». Многие из них замечали различные проблемы в своей практической деятельности, например, не хватало времени, чтобы опросить всех учащихся, а еще и выполнить какое-то задание за один урок; сложность охватить большой объем информации, а уж тем более запомнить ее; отсутствие у учащихся мотивации к учебе и т.д. Увидев эти и другие проблемы в учебном процессе, они пытались их устранить. Например, опорные конспекты Шаталова позволяли изучить и на долго запомнить большие объемы информации; опережающее обучение Лысенковой практический и даже на подсознательном уровне подготавливало учащихся к предстоящей учебной деятельности.
Говоря о технологии развития критического мышления, которая в современности имеет большую роль в области образования, стоит отметить, что оно развивает у учащихся способность – мыслить критический. А значит перед полноценным восприятием информации, удостовериться в ее достоверности, что очень важно в условиях огромного объема информации, окружающего нас на сей день.
Однако на сегодняшний день, мы не редко сталкивается с тем, что данные методы и приемы педагогами в практике не используются и были забыты, посему мы решили найти и обобщить, а также выяснить эффективность использования инновационных методов и приемов обучения.
По этой причине мы целью исследования определили поиск инновационных средств, форм и методов с эффективными результатами обучения на уроках русского языка.
Задачи исследования:
-
Ознакомиться с содержанием и аспектами новых технологий обучения, используемые на уроках русского языка. -
Ознакомиться с работами учёных дидактов и педагогов, основателями новых технологий обучения на уроках русского языка -
Использовать и проанализировать результаты использования новых технологий на уроках русского языка на практике.
Объектом исследовательской работы являются, элементы новых технологий обучения и их эффективность на практике.
А предметом являются методы и приёмы новых технологий, используемых на уроках русского языка.
Гипотеза – использование элементов новых технологий обучения на уроках русского языка значительно повысит качество овладения учащимися знаний и повысит интерес к обучению.
Методы исследования:
-
Анализ (выделение и изучение отдельных частей теоретической информации); -
Системный подход (рассмотрения элементов новых технологий обучения на уроке русского языка как системы); -
Индуктивный подход (формирование определенных выводов об использовании на практике элементов новых технологий обучения на основе изучения частных признаков); -
Наблюдение (отслеживание изменений в уровне знаний и мотивации учащихся к усвоению знаний, в процессе проведения исследования); -
Метод сравнения (сопоставление между собой двух контрольных классов); -
Эксперимент (была сформулирована гипотеза исследования с целью проверки которого, были воспроизведены результаты наблюдения в определенных условиях);-
Условие наличия двух контрольных класса; -
Условие проведения контроля знаний перед и после использования элементов новых технологий обучения на практике в обеих контрольных классах; -
Регистрация, измерение и сравнение результатов проведенных контролей знаний в контрольных классах.
-
Глава 1. Научно – теоретические основы новых педагогических технологий
§1. Понятие педагогической технологии
В связи с изменениями в области образования, использование педагогических технологий образования становятся востребованы. Для развития и адаптации школьников в жизни, в условиях современности, необходимо использование современных технологий образования. Темп развития общества требует от нас новшеств и пока ещё неизученного. Нравится нам это или нет.
Причинами возникновения современных педагогических технологий являются:
-
Развитие психологических, личностных и физиологических особенностей, обучаемых приводит к необходимости использования педагогических технологий обучения; -
Замена малоэффективного вербального способа передачи знаний на практический способ передачи знаний. -
Возможность преподавателя организовывать учебный процесс и способы взаимодействия учителя и ученика.
Рассмотрим, что значит слово «технология»?
Технология – это совокупность инструментов и методов для достижения поставленной цели; в широком смысле – использование научных знаний для решения практических задач. Технология включает в себя способы работы, её последовательность и режим.
В словаре «Oxford Languages» технология трактуется как совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.
Теперь рассмотрим понятие «педагогическая технология».
Педагогическая технология – специальный набор приемов, способов, методов, форм обучения и воспитания, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, всегда приводящий к прогнозируемому образовательному результату с допустимой нормой отклонения.
Педагогические технологии – качественно новая ступень в развитии «производственного аппарата» педагогики. Понятие технология (от греческого techno – искусство, мастерство, умение, logos - учение) имеет множество трактовок. Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям представляет собой совокупность знаний о способах и средств обработки материалов. Остановимся на некоторых из них.