Файл: Дипломная работа по современному русскому языку Городецкая О. С. Сарань 2020 Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство образования и науки Республики Казахстан
Саранский высший гуманитарно-технический колледж им. Абая Кунанбаева


«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Дипломная работа по современному русскому языку


Руководитель: Городецкая О. С.

Сарань 2020

Содержание
Введение____________________________________________________I

Глава 1. Научно – теоретические основы новых педагогических технологий__________________________________________________IV

§1. Понятие педагогической технологии_________________________IV

§2. Классификации педагогических технологий___________________X

§3. Игровые технологии_______________________________________XIV

§4. Технология сотрудничества_________________________________XX

§5. Технология эвристического обучения________________________XXVIII

§6. Технология формирования критического мышления____________XXXI

§7. Технология развивающего обучения_________________________XXXVII

Глава 2. Особенности и результаты практического применения новых педагогических технологий____________________________________XLVI

§1. Особенности и планирование учебных занятий с применением элементов игровых технологий__________________________________________XLVI

§2. Применение на практике элементов технологии сотрудничества на уроках русского языка_______________________________________________L

§3. Применение эвристических методов работы на уроках русского языка как способ обучения творчеству____________________________________LV

§4. Применение приемов технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка_______________________LIX

§5. Особенности и методические рекомендации к применению технологии развивающего обучения на уроках русского языка_________________LXV

§6. Формирующий эксперимент в рамках исследования и результативность применения на практике элементов новых технологий обучения на уроках русского языка_______________________________________________LXXII

Заключение__________________________________________________LXXIV

Список используемой литературы_______________________________LXXVII

Приложения__________________________________________________LXXIX

Приложение №1. Игра «Приглащение»___________________________LXXIV

Приложение №2. Найди лишнее слово____________________________LXXIX

Приложение №3. Дидактическая игра: «Одним словом»_____________LXXIX

Приложение №4. Дидактическая игра «Все наоборот»______________LXXX

Приложение №5. Игра «Шифровальщики»________________________LXXX

Приложение №6. Игра «Клички»________________________________LXXXI

Приложение №7. План-конспект урока с использованием элементов игровых технологий___________________________________________________LXXXI


Приложение №8. Кластер «Что я знаю об имени прилагательном»____LXXXII

Приложение №9. Интеллектуальная игра-викторина________________LXXXII

Приложение №10. Игра в слова_________________________________LXXXIII

Приложение №11. Игра «Переводчик»___________________________LXXXIII

Приложение №12. Игра «Шесть шляп мышления»_________________LXXXIV

Приложение №13. Прием «Закончи предложение»_________________LXXXV

Приложение №14. Задание «Лови ошибку»_______________________LXXXV

Приложение №15. Правописание Не с существительными__________LXXXVI

Приложение №16. Прием «Письмо по кругу»_____________________LXXXVI

Приложение №17. Прием «Мостик»_____________________________LXXXVI

Приложение №18. Прием «Бусы»_______________________________LXXXVII

Приложение №19. Прием «Синквейн»___________________________LXXXVII

Приложение №20. Задания и схема выставления баллов по суммативному оцениванию за 2 четверть по русскому языку______________________LXXXVII

Приложение №21. Задания и схема выставления баллов по суммативному оцениванию за 3 четверть по русскому языку______________________XCII

Приложение №22. Таблица сравнения результатов СОЧ за 2 и 3 четверть по русскому языку с интенсивным и систематическим использованием новых технологий обучения____________________________________________________XCVI

Приложение №23. Таблица сравнения результатов СОЧ за 2и 3 четверть по русскому языку без интенсивного и систематического использования новых технологий обучения__________________________________________XCVII

Приложение №24. Анкета для определения уровня мотивации учащихся к учебе и школе_____________________________________________________XCVII

Приложение №25. Сравнительный анализ анкетирования в контрольном классе с использованием элементов новых технологий обучения___________XCXIII
Приложение №26. Сравнительный анализ анкетирования в контрольном классе без использования элементов новых технологий обучения__________CI

Введение

Обновление содержания образования, происходящее в Республике Казахстан, как никогда нуждается в использовании современных педагогических и цифровых технологий.

Основными причинами изменения содержания образования на современном этапе стали:

  1. Вызовы времени. Мир становится изменчивым, неопределенным, сложным, двусмысленным в связи с природными катаклизмами, угрозой мировой дестабилизации, демографическим дисбалансом.

  2. Мир становится другим в связи с глобализацией и модернизацией в экономике, промышленности и других сферах общественной деятельности, которые влекут за собой огромные проблемы для людей и общества.

  3. Большое значение приобретает научно-технический прогресс, который в ближайшее время может привести к ликвидации ряда существующих профессий.


Меняется и роль современного учителя. Он не является на сегодняшний день основным источником информации. И ему, как никогда, просто необходимо овладевать современными технологиями.

В данной работе рассматриваются элементы современных технологий обучения на уроках русского языка, а также эффективность их использования на практике. Следовательно, тема дипломной работы - "Использование элементов современных технологий на уроках русского языка".

Тематика, связанная с использованием активных методов и технологий изучалась многими педагогами-новаторами – В.Ф. Шаталовым, Е.Н. Ильиным, И.П. Волковым, К.О. Битибаевой, Р.Б. Нуртазиной, С. Н. Лысенковой. Софья Николаевна Лысенкова обогнала время. Она разработала технологию перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении. По её мнению в результате опережающего обучения школьники легко и сознательно усваивают сложную тему, и экономится время так как учащиеся быстрее воспринимают новый материал. Поэтому она в своей педагогической деятельность широко пользуется опорными схемами, набором дидактических знаков, таблиц, карточек, а также другими наглядными пособиями. С. Н. Лысенкова отказалась от дополнительных занятие считая их пустой тратой времени.

А с течением времени и увеличением уровня развития человечества, увеличивается и потребность в новых и инновационных технологиях обучения, но как же появляются на свет, эти технологии обучения? Когда существует определенная проблема, люди пытаются его устранить и придумывают различные приемы устранения выявленной проблемы. Однако, если же выявлена не только лишь одна проблема, а комплекс проблем. Тут уже одного приема будет не достаточно, нужен комплекс приемов, которые и составляют технологию. Если же проблемы в области образования, соответственно технология обучения.

Известные дидакты и педагоги классики в свое время работали по тому же принципу «есть проблема – есть решение проблемы». Многие из них замечали различные проблемы в своей практической деятельности, например, не хватало времени, чтобы опросить всех учащихся, а еще и выполнить какое-то задание за один урок; сложность охватить большой объем информации, а уж тем более запомнить ее; отсутствие у учащихся мотивации к учебе и т.д. Увидев эти и другие проблемы в учебном процессе, они пытались их устранить. Например, опорные конспекты Шаталова позволяли изучить и на долго запомнить большие объемы информации; опережающее обучение Лысенковой практический и даже на подсознательном уровне подготавливало учащихся к предстоящей учебной деятельности.


Говоря о технологии развития критического мышления, которая в современности имеет большую роль в области образования, стоит отметить, что оно развивает у учащихся способность – мыслить критический. А значит перед полноценным восприятием информации, удостовериться в ее достоверности, что очень важно в условиях огромного объема информации, окружающего нас на сей день.

Однако на сегодняшний день, мы не редко сталкивается с тем, что данные методы и приемы педагогами в практике не используются и были забыты, посему мы решили найти и обобщить, а также выяснить эффективность использования инновационных методов и приемов обучения.

По этой причине мы целью исследования определили поиск инновационных средств, форм и методов с эффективными результатами обучения на уроках русского языка.

Задачи исследования:

  • Ознакомиться с содержанием и аспектами новых технологий обучения, используемые на уроках русского языка.

  • Ознакомиться с работами учёных дидактов и педагогов, основателями новых технологий обучения на уроках русского языка

  • Использовать и проанализировать результаты использования новых технологий на уроках русского языка на практике.

Объектом исследовательской работы являются, элементы новых технологий обучения и их эффективность на практике.

А предметом являются методы и приёмы новых технологий, используемых на уроках русского языка.

Гипотеза – использование элементов новых технологий обучения на уроках русского языка значительно повысит качество овладения учащимися знаний и повысит интерес к обучению.

Методы исследования:

  • Анализ (выделение и изучение отдельных частей теоретической информации);

  • Системный подход (рассмотрения элементов новых технологий обучения на уроке русского языка как системы);

  • Индуктивный подход (формирование определенных выводов об использовании на практике элементов новых технологий обучения на основе изучения частных признаков);

  • Наблюдение (отслеживание изменений в уровне знаний и мотивации учащихся к усвоению знаний, в процессе проведения исследования);

  • Метод сравнения (сопоставление между собой двух контрольных классов);

  • Эксперимент (была сформулирована гипотеза исследования с целью проверки которого, были воспроизведены результаты наблюдения в определенных условиях);

    • Условие наличия двух контрольных класса;

    • Условие проведения контроля знаний перед и после использования элементов новых технологий обучения на практике в обеих контрольных классах;

    • Регистрация, измерение и сравнение результатов проведенных контролей знаний в контрольных классах.



Глава 1. Научно – теоретические основы новых педагогических технологий

§1. Понятие педагогической технологии

В связи с изменениями в области образования, использование педагогических технологий образования становятся востребованы. Для развития и адаптации школьников в жизни, в условиях современности, необходимо использование современных технологий образования. Темп развития общества требует от нас новшеств и пока ещё неизученного. Нравится нам это или нет.

Причинами возникновения современных педагогических технологий являются:

  • Развитие психологических, личностных и физиологических особенностей, обучаемых приводит к необходимости использования педагогических технологий обучения;

  • Замена малоэффективного вербального способа передачи знаний на практический способ передачи знаний.

  • Возможность преподавателя организовывать учебный процесс и способы взаимодействия учителя и ученика.

Рассмотрим, что значит слово «технология»?

Технология – это совокупность инструментов и методов для достижения поставленной цели; в широком смысле – использование научных знаний для решения практических задач. Технология включает в себя способы работы, её последовательность и режим.

В словаре «Oxford Languages» технология трактуется как совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.

Теперь рассмотрим понятие «педагогическая технология».

Педагогическая технология – специальный набор приемов, способов, методов, форм обучения и воспитания, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, всегда приводящий к прогнозируемому образовательному результату с допустимой нормой отклонения.

Педагогические технологии – качественно новая ступень в развитии «производственного аппарата» педагогики. Понятие технология (от греческого techno – искусство, мастерство, умение, logos - учение) имеет множество трактовок. Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям представляет собой совокупность знаний о способах и средств обработки материалов. Остановимся на некоторых из них.