Файл: 3. Дискуссионный метод активного социальнопсихологического обучения. Виды, общая характеристика и подходы к проведению Тема Групповое решение проблем. Разновидности дискуссионного метода Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт

(наименование института полностью)
Кафедра "Организационная психология"

(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
37.03.01 Психология

(код и наименование направления подготовки, специальности)
(направленность (профиль) / специализация)


Практическое задание 2
по учебному курсу «Активные методы социально-психологического обучения»

(наименование учебного курса)


Студент

Новосельцева К. Р.

(И.О. Фамилия)




Группа

ПСХбп-1901б




Преподаватель

Аккужеева Екатерина Жарденовна (И.О. Фамилия)





Тольятти 2023

Практическое задание 2

Тема 3. Дискуссионный метод активного социально-психологического обучения. Виды, общая характеристика и подходы к проведению

Тема 4. Групповое решение проблем. Разновидности дискуссионного метода

Задание 2.1

Ответьте письменно на вопросы. Ответы аргументируйте.

  1. Как вы думаете, что для вас было бы сложнее: подготовить и провести дискуссию или прочесть лекцию на ту же тему?

Ответ: Для меня было бы сложнее подготовить и провести дискуссию, чем прочитать лекцию Так как лекция мне далась бы легче. И я подготовила бы весь материал. А дискуссия все-таки предполагает диалог.

  1. Определите отличительные особенности дискуссионного метода социально-психологического обучения.

Ответ: Дискуссионные методы - вид групповых методов активного социально-психологического обучения, основанных на общении или организационной коммуникации участников в процессе решения ими учебно-профессиональных задач. Дискуссионные методы могут быть реализованы в виде диалога участников или групп участников, сократовской беседы, групповой дискуссии или «круглого стола'», «мозгового штурма», анализа конкретной ситуации или других.


Любая дискуссия предполагает обсуждение какого-либо вопроса, темы или проблемы, в отношении которых уже существуют различные точки зрения или мнения присутствующих актуализируются непосредственно в дискуссии. Обсуждение предполагает поочередные выступления различных участников. Но для появления полемики активными должны быть не только выступающие или спикеры, но и слушатели, которые своими вопросами, оценками, контрвыступлениями и создают необходимый полемический задор, обозначают границы проблемного поля. Важнейшее условие успешности дискуссии — это ее предметность. Участники могут увлекаться, отклоняться от темы, фокусироваться не на происходящем, а на событиях, имевших место ранее и повлиявших на их отношения к другим участникам дискуссии, поэтому ведущий должен строго следить за тем, чтобы обсуждение происходило только в рамках означенной темы, но и не «зацикливалось» бы на мелких деталях и частностях.

  1. Перечислите основные дискуссионные методы.

Ответ: Метод полемики
Цель полемики – не достижение согласия, а победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. Средства, употребляемые в полемике, не обязательно должны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждый из них применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы, и не считается с тем, насколько они соответствуют представлениям других участников полемики о допустимых приемах и средствах. Поэтому противоположная сторона в полемике именуется «противником», а не «оппонентом», как в дискуссии. Следовательно, полемика отличается от дискуссии и в отношении цели, и в отношении применяемых средств.
Чаще всего метод дискуссии переплетается с методом полемики при ведении спора. Крайний случай полемики – так называемый риторический спор, в котором важно лишь одержать победу над противником, а не приблизиться к истине.
Метод интервью
Интервью – один из методов активного обучения, который используется самостоятельно или как элемент занятия с целью получения от обучаемых оперативной первичной, личностной информации по актуальным и значимым проблемам.
Интервью – оперативный способ получения фактологической, личностной и эмоциональной информации. В учебном процессе интервью носит публичный характер, т.е. все участники получают концентрированную информацию друг о друге (если это начало знакомства), или личностные мнения.


Интервью – свободно-ответная форма беседы. Поэтому интервьюер должен тщательно к нему подготовиться. Однако сама процедура должна выглядеть как экспромт, импровизация, быть динамичным и свободным.
Возможный вариант проведения: два интервьюера с реальными микрофонами (но неподключенными) берут интервью с разных краев круглого стола, следя друг за другом и студентами, чтобы не повторять вопросы, чтобы выдержать общую нить интервью. В случае, когда студенты не могут ответить на поставленный вопрос, он передается другому участнику, а если необходимо дополнение, эту миссию берут на себя ведущие, и получается интервью между двумя преподавателями.
Если группа достаточно сильная, роль интервьюера передается студентам, пояснив им, что в будущей профессиональной деятельности им придется таким образом получать достоверную информацию.
Метод «Круглого стола»
«Круглый стол» - одна из организационных активных форм познавательной деятельности обучаемых, способствующая наращиванию информации, прогнозированию развития значимых проблем, укреплению позиций, воспитанию логической культуры.
Желательно, чтобы все участники располагались за круглым столом. Однако это требование не является обязательным (может не позволить аудитория).
Для того, чтобы быстрее адаптировать участников к дискуссии, можно провести предварительную «информационную атаку». Дискутантам сообщают новую информацию по изучаемой теме. Таким образом создается информационная база для дальнейшего обсуждения.
После информационной атаки следует выступление дискутантов, даются ответы на дискуссионные вопросы.
Пресс-конференция
Пресс-конференция – оперативная активная форма занятия, в основе которого лежит вопрос, ответное общение для получения достоверной первичной новой информации и решения значимых проблем.
ПК проводится в тех случаях, когда у студентов накапливаются вопросы или проблемы, которые необходимо разрешить. В процессе работы они задают вопросы преподавателю, то есть фактически становятся интервьюерами, а преподаватель – респондентом.
ПС преследует прямую цель – снять назревшие вопросы. Скрытые цели: выявить общую атмосферу; постепенно научить студентов брать на себя новые роли; оценить уровень восприятия информации, при необходимости внести коллективы в последующие занятия; приучить студентов публично высказываться и рисковать, раскрывая свое мнение.

Качества, необходимые преподавателю, проводящему ПК: глубокие знания, опыт, творчество, эрудиция; внимательность, терпение, способность убеждать; воля, гибкость, индивидуальность, интуиция; импульсивность, эмоциональность, аналитичность; владение ораторским искусством.
Мозговой штурм
История возникновения. Вторая мировая война, в открытом океане идет караван грузовых суден. В какой-то момент они оказались без охраны. И в этот момент приходит радиограмма: будьте внимательны, в вашем районе действует немецкая подводная лодка. Алекс Осборн - он был капитаном одного из кораблей,- быстро представил себе: вот высовывается перископ подводной лодки, а вот и торпеда, оставляя за собой мелкие буруны, мчится прямо в борт. Что делать? Задача, казалось бы, не имеет решения.
И тогда капитан вспомнил практику, к которой в сложных ситуациях обращались еще средневековые пираты. Выстраивалась на палубе вся команда, и все, начиная с младших матросов, отвечали только на один вопрос: как спастись в случае торпедной атаки? Можно говорить все, сто только пришло в голову – может, чья-то «дикая» идея будет ключиком к проблеме. Например, кок подал такую идею: давайте все выбежим на борт и одновременно дунем на торпеду. Глядишь, это собьет ее с курса – мимо проскочит.
Им посчастливилось. Подводная лодка не появилась. Но после войны Осборн вспомнил этот случай и однажды в компании друзей решил проанализировать ситуацию. Вспомнил и предложение повара. И спокойный анализ показал, что абсурдная идея кока подвела к правильному решению. Понятно, «крепким дуновением» торпеду с курса не свернешь, как ни надувай щеки. Однако ее можно немного притормозить и сбыть с курса, струей из корабельной помпы, которая есть на каждом судне. Известно, успех не гарантирован, но когда на карту поставлена жизнь, стоит попробовать.

  1. Каковы организация и методика проведения групповой дискуссии в рамках социально-психологического обучения?

Ответ: В социально-психологическом обучении чаще других применяется такая разновидность публичного спора, как дискуссия. Метод групповой дискуссии может быть положен в основу всего занятия («семинар-дискуссия», «практическое занятие-дискуссия»), а также может использоваться фрагментарно во всех видах учебных занятий, придавая им диалоговую форму.

  1. Назовите и раскройте этапы подготовки и проведения дискуссии.


Ответ: Дискуссия в служебном взаимодействии - это, как правило, организованный спор: он планируется, готовится, а затем анализируется. Охарактеризуем следующие основные структурные элементы дискуссии:

Процесс спора основан на некотором противоречии, которое надо выявить, чтобы сформулировать проблему, то есть выдвинуть тезис (мысль, для обоснования истинности или ложности которой выстраивается доказательство) и антитезис (противоположное мнение). Для этого до полной ясности доводятся, определяются с помощью энциклопедий, словарей, другой литературы ключевые понятия. Затем стараются сознательно выяснить, достоверна или только вероятна мысль (т. е. нет доводов «да», но нет и «против»). Необходимо стремиться к тому, чтобы тезис и антитезис были простыми, лаконичными по форме выражения. Затем собирают все необходимые знания, данные о предмете спора, уточняют значение понятий, терминов, продумывают достоверные и достаточные аргументы для доказательства тезиса, формулировки вопросов к оппонентам, полемические приемы.
Необходимо выбрать стратегию поведения с учетом индивидуальных особенностей дискутирующих. В зависимости от уровня компетентности выделяют сильных участников и слабых. Сильный - хорошо знает предмет спора, уверен в себе, логично рассуждает, имеет опыт полемики, пользуется уважением и авторитетом. Слабый - недостаточно глубоко разбирается в обсуждаемой проблеме, нерешительный.
По характеру знаний спорящих делят на «лисиц» и «ежей». Эти образные наименования возникли из высказывания античного баснописца Архилоха: «Лисица знает много всяких вещей, а еж - одну, но большую». Таким образом, «лисицы» - люди широко образованные, но в чем - то недостаточно разбирающиеся, а «ежи» - углубленные в одну тему. В зависимости от активности участников дискуссии выявляют следующие типы: сопереживающие (ведут обсуждение с интересом), очень активные (крайне заинтересованные в материале), потенциальные (нейтрально относятся к проблеме), скептики (наблюдатели, не участвующие в споре).
Отношение ведущего к разным слушателям должно быть дифференцированным: сильному надо задавать трудные вопросы, к «ежу» обращаться за пояснениями, скептиков надо стараться вовлечь в рассмотрение проблемы, менее активным предлагать высказаться в первую очередь.
Дискуссия открывается вступительным словом организатора. Он объявляет тему, дает ее обоснование, выделяет предмет спора - положения и суждения, подлежащие обсуждению. Участники дискуссии должны четко представлять, что является пунктом разногласий, а также убедиться, что нет терминологической путаницы, что они в одинаковых значениях используют слова. Поэтому ведущий определяет основные понятия через дефиницию, контрастные явления, конкретизаторы (примеры), синонимы и т. п. Стороны аргументируют защищаемый тезис, а также возражения по существу изложенных точек зрения, задают вопросы разных типов. Организатор должен стимулировать аудиторию к высказываниям - задавать острые, активизирующие вопросы, если спор начинает гаснуть. Он корректирует, направляет дискуссионный диалог на соответствие его цели, теме, подчеркивает то общее, что есть во фразах спорящих.