Файл: 3. Дискуссионный метод активного социальнопсихологического обучения. Виды, общая характеристика и подходы к проведению Тема Групповое решение проблем. Разновидности дискуссионного метода Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В конце отмечается, достигнут ли результат, формируется вариант согласованной точки зрения или обозначаются выявленные противоположные позиции, их основная аргументация. То есть ведущий в заключительном слове характеризует состояние вопроса, а также отмечает наиболее конструктивные, убедительные выступления, тактичное поведение некоторых коммуникантов.

  1. Назовите правила ведения дискуссии.

Ответ: Правила ведения дискуссии:

-Критикуй не оппонентов, а их идеи

-Цель дискуссии не в определении победителя, а в консенсусе

-Все участники должны быть вовлечены в дискуссию

-Выступления должны проходить организованно, с разрешения ведущего

-Каждый участник должен иметь право и возможность высказаться

-Обсуждению подлежат все без исключения позиции

-В процессе дискуссии участники могут изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов

-Подведение промежуточных и конечных итогов необходимо

7. Каковы цели использования кейс-метода в обучении?

Ответ: Использование кейс-метода повышает учебную мотивацию, формирует потребность в знаниях, развивает познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества обучающихся.

  1. Какие бывают разновидности кейсов? Что может служить источниками формирования кейса?

Ответ: Здесь можно выделить практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

  1. Охарактеризуйте этапы работы с кейсом.

Ответ: 1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

2 этап — выделение основной проблемы (проблем),

3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

Рекомендации по выполнению задания 2.1

Опираясь на текст учебника и дополнительную литературу, ответьте на вопросы.

Задание 2.2

Разработайте и напишите сценарий с использованием дискуссионного метода в целях психологического просвещения (тема по выбору студента) по представленному плану.

1. Тема дискуссии «Ментальное здоровье современного человека»
2. Целевая аудитория студенты
3. Цель дискуссии и задачи, конкретизирующие цель дискуссии.
Цель дискуссии: формировать навыки улучшения своего психологического и психического здоровья.
Задачи:
раскрыть понятия «ментальное здоровье»;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью психическому и психологическому;
прививать привычки здорового образа жизни.
4. Вопросы для обсуждения.
1) Как понять, что с ментальным здоровьем что-то не так?
2) «Является ли существенной проблема с ментальным здоровьем?»
3) «Почему родители не обращают внимание на ментальные проблемы своих детей?»
4) «Как помочь себе?»
5) «Ментальное здоровье – основа хорошего самочувствия»
Список литературы, необходимой для изучения.
К. Э. «Психология эмоций»
В. А. Аверин «Психология личности»
Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Шпикс Т.А. «Психическое здоровье XXI в.»
Э. Хэлловэлл, Дж. Рэйти «Почему я отвлекаюсь. Как распознать синдром дефицита внимания у взрослых и детей и что с ним делать»
С. Стоссел «Век тревожности. Страхи, надежды, неврозы и поиски душевного покоя»
5. Содержание дискуссии.
Ведущий: Сегодня я хочу предложить вам дискуссию на достаточно интересную тему «Ментальное здоровье современного человека». Термин «ментальное здоровье», как и синонимичное понятие «психологическое здоровье», касается душевного благополучия человека в широком смысле слова. Актуальность темы связана с теп, что психологическое здоровье является одним из важных факторов полноценного развития человека, наряду с физическим развитием. Если человек психологически здоров, он может полноценно радоваться жизни, чувствовать смысл своего существования, справляться с профессиональными и другими задачами, любить, работать и строить отношения с окружающими. Основными задачами нашей дискуссии является раскрытие психологического понятия «ментальное здоровье» и причин его отклонения; воспитывать бережное отношение к своему здоровью психическому и психологическому; привить привычки здорового образа жизни. В ходе дискуссии вы должны придерживаться следующих условий, которые вы видите на доске:


1) Подготовка к выступлению 5 минут.
2) Выступление спикера и обсуждение 10 минут.
3) Придерживайтесь заданной тематики, аргументируйте свои высказывания.
4) Не перебивайте спикера, внимательно слушайте и уважайте других.
Основные вопросы обсуждения:
1) Как понять, что с ментальным здоровьем что-то не так?
2) «Является ли существенной проблема с ментальным здоровьем?»
3) «Почему родители не обращают внимание на ментальные проблемы своих детей?»
4) «Как помочь себе?»
5) «Ментальное здоровье – основа хорошего самочувствия»
Начало дискуссии
Обсуждение вопроса.
1) Как понять, что с ментальным здоровьем что-то не так?
Итог вопроса: Ментальное здоровье может нарушиться по разным причинам: длительный стресс, проблемы в семье, личное горе, даже черепно-мозговая травма может привести к такого рода проблемам. Проявляются они по-разному — от простого снижения самооценки и длительного периода плохого настроения до неврозов и даже психических заболеваний. Важно понимать, что не все неприятные чувства и эмоции — это симптом болезни. Страх, гнев, грусть время от времени испытывает любой человек. Однако, если эти состояния мешают жить, это может быть симптомом психологической проблемы. Например, если вы больше двух недель замечаете подавленное настроение, которое вроде ничем не вызвано. Или, когда в метро накатывает такой страх, что вы предпочитаете ехать до места назначения на час дольше, но только по земле. Когда вы не можете спать несколько ночей подряд.
Обсуждение вопроса.
2) «Является ли существенной проблема с ментальным здоровьем?»
Итог вопроса: фрагмент на закрепление «Депрессия и тревожность: как укрепить психическое здоровье» Документальный фильм Би-би-си
Обсуждение вопроса.
3) «Почему родители не обращают внимание на ментальные проблемы своих детей?»
Итог вопроса: Чаще всего это вызвано незнанием. Нужно донести до людей, что лечить ментальные расстройства можно так же, как и обычные болезни, не надо этого бояться или стесняться. Некоторые родители продолжают относиться к проблеме несерьёзно, потому что не считают ментальные расстройства болезнью. Они рассуждают по принципу: «У нас же в такого не было, почему это сейчас вдруг появилось?», «Это всё от безделья, на работу ему надо» и т.д. Но социальные условия меняются, жизнь у современных детей уже иная. Проблема психического здоровья существовала и раньше, просто ей не придавали значения так, как сейчас.
Обсуждение вопроса.
4) «Как помочь себе?»
Итог вопроса: Если вы стали замечать, что с вами что-то происходит, необходимо не спешить с расспросами в Интернет-форумы и читать некомпетентные статьи, а понаблюдать за своим поведением, возможно вести дневник самонаблюдений. Можно обратиться к психологу, на основе этих наблюдений пообщаться со специалистом. Самое важное – не бояться. Не думать о том, что, если вы обратитесь к психологу или психиатру, это как-то негативно повлияет на вашу жизнь.

Обсуждение вопроса.
5) «Ментальное здоровье – основа хорошего самочувствия»
Итог вопроса: каждый создает коллаж с планом по улучшению своего психологического состояния, по желанию презентует аргументируя.
6. Предполагаемые приемы и техники активизации участников для ведения дискуссии. Фрагменты фильма, изучение статистических данных, мотивирующие вопросы, создание проблемных ситуаций и ситуаций успеха.
7. Предполагаемое итоговое заключение.
Ведущий: Уважаемые студенты, важно помнить: если проигнорировать свои проблемы они могут привести к значительным изменениям в вашем поведении, вы можете это замечать или нет. Однако, чем сильнее разрушается собственная психика, тем выше опасность негативных последствий и даже возникновение девиантного поведения. Последствия здесь могут быть как на социальном, так и на личностном уровне. Не стесняйтесь обратиться к вашим близким или друзьям, а также к специалистам. Ведь, когда мы физически чувствуем себя плохо, температурим мы обращаемся к врачу, так и с психическим здоровьем. Ментальное здоровье – это часть вашей жизнь, и, если вам плохо, значит вам нужна помощь, которой вы не должны стыдится.
Рекомендации по выполнению задания 2.2

Опираясь на текст учебника и дополнительную литературу, разработайте схематичный план дискуссии по выбранной теме в целях психологического просвещения.