Файл: Лекции v семестр теоретические основы спортивной тренировки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Спортивная форма и есть, в частности, такое сочетание физических качеств, при необходимом уровне их развития, которое специфично для избранного спортсменом вида спорта (специализации).
Физические качества спортсмена развиваются в связи с его техническими и тактическими навыками. Этим, в частности, объясняются особенности физических качеств у представителей различных видов спорта. Известно, например, что выносливость, приобретенная в связи с навыками плавания, отличается от выносливости, развитой посредством бега; сила штангиста отлична от силы бегуна; быстрота бегуна - от быстроты боксера; ловкость прыгуна - от ловкости баскетболиста. Каждый двигательный навык как бы накладывает печать своих особенностей на соответствующие физические качества. Из сказанного нетрудно заключить, что для спортивной формы будет характерно наиболее тесное единство физических качеств и двигательных навыков, то есть такое их органическое сочетание, при котором спортсмен способен максимально проявлять свои физические качества именно в форме технических и тактических навыков избранного им вида спорта.
Но, чтобы это стало возможным, нужно овладеть необходимым арсеналом двигательных навыков.
По мере становления спортивной формы происходит объединение частных операций (движений, действий, из которых складывается техника и тактика избранного вида спорта) в гармоническое целое. При этом устраняются лишние, ненужные движения, повышается точность и ритмичность движений, сокращается время их выполнения. Отсюда спортивную форму характеризует слаженная системность действий, дающая высокий эффект. Физиологическую основу этой системности составляет так называемый двигательный динамический стереотип - слаженная, уравновешенная система нервных процессов в организме, формирующаяся в результате целенаправленного упражнения.
Если физиологические представления о спортивной форме в настоящее время имеют солидную экспериментальную основу, то психологических данных накоплено меньше. Тем не менее уже сейчас можно выделить некоторые психологические черты этого состояния. Отмечают, прежде всего, появление или улучшение специализированных восприятий спортивной деятельности - «чувства воды» у пловцов, «чувства планки» у прыгунов, «чувства времени и дистанции» у бегунов и т. д. Эти восприятия возникают на основе тончайшего анализа и синтеза показателей различных органов чувств - зрения, слуха, «мышечного чувства» и т. д.
В период спортивной формы спортивные двигательные навыки (по крайней мере, основные) высокоавтоматизированы. В связи с этим роль сознания в процессе спортивной деятельности приобретает новое качество.
Для состояния спортивной формы характерны также эмоциональный подъем, бодрое, жизнерадостное настроение. У спортсмена ярко выражено стремление к напряженной спортивной борьбе, воля к победе. Спортивная форма - период наиболее смелых спортивных дерзаний, основанных на уверенности в своих силах.
Наконец, существенной чертой состояния спортивной формы является увеличенный диапазон волевых усилий. Под этим понимается как расширение возможностей совершать предельные волевые напряжения по времени, так и повышение их абсолютного уровня. Известно, что спортсмен нередко терпит неудачу в состязаниях не только потому, что он физически не готов к спортивному достижению, но и потому, что он не может «выложиться», то есть заставить себя предельно мобилизовать те физические силы, которыми потенциально обладает.
9. Критерии спортивной формы
Наиболее обобщенным критерием спортивной формы является спортивный результат, показанный в соревнованиях. В нем, как в фокусе, отражаются все стороны подготовленности спортсмена. Анализируя динамику спортивных результатов, можно судить о наличии спортивной формы, о периодах ее становления, сохранения, утраты. Но спортивный результат именно в силу своей обобщенности не позволяет избирательно контролировать отдельные стороны подготовки спортсмена: техническую, физическую и т. д. Нужно учесть и то, что в некоторых видах спорта результат не выражается в достаточно объективных количественных критериях (спортивная гимнастика, прыжки в воду и др.). Все это ставит вопрос о дополнительных, частных критериях спортивной формы. Выбирая их, учитывают:
а) функциональное состояние важнейших органов и систем, степень их врабатываемости и динамику восстановительных процессов после физической нагрузки;
б) уровень развития основных физических качеств;
в) степень совершенства техники в избранном видеспорта;
г) опыт в распределении сил; знания, умения и навыки в области спортивной тактики;
д) способность к максимальным волевым проявлениям.
Рисунок 24.1 Методыопределения спортивной формы
В период спортивной формы все эти показатели, должны быть оптимальными. Руководствуясь этим, можно найти такие способы, которые позволят приближенно оценить состояние спортивной формы; спортсмену в этом случае не придется предельно затрачивать силы во время прикидки. Понятно, какое это имеет значение, особенно накануне напряженных состязаний.
У тренеров, спортивных врачей и научных работников накопился значительный опыт определения состояния спортивной формы. Отчасти сложился и комплекс соответствующих методов и приемов.
К педагогическим методам относятся, прежде всего, учет и анализ спортивных результатов и специальных нормативов по физической, технической и тактической подготовке. Широко используются наблюдения за техникой, тактическими действиями и поведением спортсмена в условиях соревнований и ответственных прикидок. Применяются также методы, регистрирующие движения спортсмена или отдельные их элементы с помощью специальной аппаратуры (киносъемка, циклография, динамометрия, динамография и др.).
В ряде видов спорта существует понятие «эталона формы». Так, если велосипедист на прикидке показывает время хуже прошлогоднего не больше чем на 2%, то это принимается как свидетельство того, что спортсмен вошел в форму. В видах спорта, где результаты измеряются в мерах времени, расстояния и веса, существуют аналогичные эталоны.
Для оценки технического совершенства обычно используют кино-, циклосъемку и динамографию.
При врачебно-физиологических методах берутся показатели состояния важнейших функциональных систем спортсмена, в первую очередь нервной, мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной. Эти показатели учитываются при различной активности организма: в покое, вовремя и после так называемой стандартной нагрузки, во время и после максимальной нагрузки. Поэтому показателей, полученных в состоянии покоя, недостаточно для определения спортивной формы.
Более четкие сведения можно получить, если изучать реакцию организма на стандартную нагрузку. Спортсмену предлагается выполнить строго дозированную работу (например, вращение педалей велоэргометра в постоянном темпе в течение определенного времени). До, во время и после работы регистрируются определенные показатели дыхания и деятельности сердечно-сосудистой системы. Установлено, что с ростом тренированности некоторые показатели при одной и той же работе снижаются, а в период спортивной формы становятся, как правило, наименьшими, то есть работа совершается наиболее экономно в результате отличной координации различных функций.
В настоящее время для определения специальной тренированности спортсмена начинают широко использовать пробы со специфической повторной нагрузкой. Например, для оценки тренированности бегунов применяют повторный бег с околопредельной скоростью через интервал 2-5 мин. О тренированности судят по степени сохранения скорости в повторных пробежках и характеру восстановительных процессов между ними. Тренированность борцов определяется по качеству выполненных ими многократных бросков чучела, а также по реакции сердечно-сосудистой системы на эту нагрузку и т. п.
При всей ценности функциональных проб со стандартной нагрузкой они не раскрывают максимальных возможностей организма спортсмена. Поэтому прибегают к определению реакций на максимальную работу, что дает возможность выявить, на какое предельное напряжение способна та или иная функциональная система. Как уже говорилось, в период спортивной формы спортсмен имеет наиболее высокий функциональный потолок. Поэтому в ответ на максимальную нагрузку организм спортсмена дает наиболее высокие сдвиги частоты дыхания, вентиляции легких, кровяного давления, потребления кислорода и других функциональных показателей.
Таким образом, показатели функциональных проб в состоянии покоя дают только примерное, весьма неполное представление о тренированности спортсмена. Реакция на стандартную нагрузку, раскрывая степень экономизация деятельности различных органов и систем, является уже более достоверным критерием. Эти данные, дополненные исследованием характера реакции на максимальную работу, а также на повторную специфическую нагрузку, дают уже относительно полную характеристику спортивной формы.
10. Управление спортивной формой.
В последние годы спортивная практика показывает, что насколько выше уровень функциональной подготовки, настолько более трудным и сложным становится процесс управления спортивной формой. Эта сложность вытекает из объективных закономерностей, которые лежат в основе приспособительных функциональных и структурных изменений в организме спортсмена. Системно-структурный подход при изучении этих изменений доказывает их фазовый характер как функции непрерывного чередования работы и отдыха, необходимости времени для «усвоения» тренировочных воздействий. Очевидно, что достижение и сохранение спортивной формы представляет изменчивый, волнообразный процесс, который отличается своими количественными и качественными характеристиками на каждом этапе спортивной подготовки.
В основе этого процесса лежат диалектические противоречия между достигнутой спортивной формой как относительно стабильной (сбалансированной системы) и факторами, которые привели к ее созданию. Активный и пассивный отдых необходим не только для восстановления, по и для стимулирования адаптационпых процессов на качественно новом уровне. Достижение, сохранение и временная потеря спортивной формы затрагивают как содержание, так и структуру спортивной тренировки — характер ее развития во времени. Следовательно, проблема управления должна рассматриваться одновременно в двух аспектах. В смысле содержания наиболее важной является проблема тренировочных нагрузок. В зависимости от специфики двигательной деятельности определяется и удельный вес отдельных компонентов: продолжительность усилий, число повторений, скорость выполнения упражнений, величина сопротивления (снаряды, противник, среда), интервалы отдыха, динамика нервно-мышечных усилий и внешняя структура упражнения. Такое «расчленение» нагрузки позволяет более точно ее измерить и определить формирующее значение каждого из указанных компонентов. Таким образом, управление спортивной формой сводится к оптимальному соотношению этих компонентов для всякого вида спорта, этапов подготовки и индивидуальных особенностей спортсмена. Решающее значение для оптимизации нагрузки в данном случае играет комплексный, оперативный и текущий контроль.
Следовательно, с точки зрения периодизации достижение высокой тренированности и формирование спортивной формы осуществляются главным образом в подготовительный период. В самых общих чертах наблюдается следующая последовательность:
-
• постепенное увеличение нагрузки за счет средних и больших напряжений, имеющих различное содержание и характер. Продолжительность рабочих интервалов — большая. Часто используются суммарные нагрузки с учетом стимулирования адаптационных процессов; -
• периодическое приложение максимальных раздражителей на фоне полного восстановления. Это достигается путем известного сокращения рабочих циклов и увеличения интервалов отдыха; -
• постепенный переход к «моделированной» нагрузке в зависимости от специфики данного вида спорта. Это является фазой, в которой считается, что достигнута высокая степень тренированности. В период соревнований это приобретает качественно новое содержание — полное согласование всех функций для достижения максимальных спортивных результатов.
Необходимо отметить, что в соревновательный период для управления спортивной формой наиболее характерным является так называемое «введение» в соревнование и «выход» из него. В спортивной практике существует тенденция к значительному уменьшению нагрузки примерно за 10—15 дней до соревнований. Степень и характер этого уменьшения имеют решающее значение для величины спортивного достижения. Сравнительно часто введение в соревнование выражается в прогрессивном уменьшении нагрузки путем предоставления спортсмену полного отдыха в последние 1—2 дня. Иначе говоря, вместо желаемого кумулирования силы и энергии такой подход приводит к расстройству приспособительных механизмов и снижению мышечного тонуса. Наиболее ярко это получается в первые дни соревнований, особенно, если продолжительность турниров доходит до 8—10 дней и более. Такая же картина наблюдается и после соревнований — полный отдых в течение нескольких дней, т.е. резкая приостановка спортивной нагрузки на организм. Такой подход к управлению спортивной формой у высококвалифицированных спортсменов является крайне неудачным. Для них необходим активный ввод в соревнование и выход из него. Это означает известное уменьшение суммарной нагрузки, но кривая имеет волнообразный характер, т.е. интенсивные тренировки с уменьшенным объемом чередуются с тренировками, имеющими среднюю и низкую интенсивность, но с большим объемом. Между тренировками в этом «вводном микроцикле» делаются интервалы для полного восстановления общей и специальной работоспособности при активном использовании всех необходимых для этого средств. При этом способ кумулирования и расходования энергии напоминает динамику, имеющую место при соревнованиях.