Файл: Лекции v семестр теоретические основы спортивной тренировки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Специально следует подчеркнуть, что для большой части видов спорта, особенно со сложной координацией, рекомендуются тренировки и в период соревнований — для поддержания тонуса и устранения явлений торможения, возникающих в результате эмоционального возбуждения, которое наиболее сильно затрагивает координацию движений. Это так называемые тонизирующие тренировки, которые проводятся в свободную от соревнований половину дня (чаще утром). Их продолжительность составляет около 40—60 мин. В первой части тренировки проводится тонизирующая работа со специально подготовительными упражнениями, близкими по динамике мышечных усилий к соответствующему виду спорта. Желательно, чтобы эти упражнения были эмоциональными и разнообразными. Вторая половина тренировки заполняется специальными технико-тактическими упражнениями, которые стимулируют дифференцировку мышечных усилий (чувство времени, пространства и усилий).
Вполне очевидно, что выход из соревнования также должен быть активным и основанным на том же принципе, что и вхождение в соревнование. Он проводится волнообразно (за 2—3 дня). После этого можно дать спортсмену полный отдых, а затем новое увеличение нагрузки. Такой плавный переход предохраняет организм от потрясений и содействует сохранению спортивной формы в течение продолжительного времени.
Вопрос об управлении спортивной формой является особенно актуальным в случаях одноциклового планирования, когда соревновательный период бывает очень продолжительным. В этих случаях сохранение и развитие спортивной формы невозможно без введения так называемых тонизирующих микроциклов или тонизирующего мезоцикла. Наиболее часто они продолжаются от 7 до 10 дней, и их присутствие в тренировочной практике продиктовано следующими обстоятельствами:
-
• они должны стимулировать двигательные качества, которые не в состоянии поддерживать на высоком уровне специфические средства соответствующего вида спорта. Уменьшение силы, быстроты, скорости и скоростно-силовой выносливости ведет к ошибкам в техническом исполнении, а отсюда и к неэффективной тактике. Часто получается парадоксальная ситуация, когда, несмотря на увеличение объема работы по технике и тактике, происходит ухудшение спортивных показателей. В подобных случаях наиболее часто видно следствие, а подлинная причина (уменьшение моторного потенциала) остается скрытой. Это приводит неопытных тренеров к ошибочным выводам и действиям; -
• тонизирующие микроциклы должны обеспечить организму нервный отдых и физическую свежесть после больших соревновательных нагрузок и посредством временного «переключения» сохранить тренированность п спортивную форму. Соревновательная практика известных спортсменов подтверждает, что именно таким образом спортивная форма может поддерживаться (и развиваться) в течение продолжительного времени.
Вопросы для контроля:
1.Что характеризует структуру тренировки?
2. На какие составляющие можно разделить процесс подготовки спортсмена?
3. На какие принципы опирается процесс построения многолетней спортивной тренировки?
4. От чего зависит продолжительность этапов многолетней подготовки?
5. Какие этапы многолетней подготовки вы знаете?
6. Назовите этапы спортивного долголетия
7. Почему подготовка наэтапе сохранения высшего спортивного мастерства характеризуется сугубо индивидуальным подходом?
8. Что способствует увеличению продолжительности заключительного этапа спортивного пути?
9. Какие этапы подготовки характеризуется снижением суммарного объема тренировочной и соревновательной деятельности?
10. Почему важен этап ухода из спорта высших достижений?
11.Что вы понимаете под спортивной формой?
12. Назовите фазы развития спортивной формы.
13.Какие этапы включает в себя первая фаза развития спортивной формы?
14. Что представляет собой вторая фаза спортивной формы?
15. Какова третья фаза развития спортивной формы?
16. какие физиологические изменения происходят в организме при развитии спортивной формы?
17. Опишите психологические характеристики спортивной формы.
18. Что является критерием спортивной формы?
19. Назовите педагогические методы оценки спортивной формы.
20.Что позволяют оценить врачебно-физиологические методы оценки спортивной формы?
Литература
-
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (Общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебн. для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991 -
Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. Москва. – 2010. 210 с.
ЛЕКЦИЯ №7. ОТБОР И ОРИЕНТАЦИЯ СПОРТСМЕНОВ В СИСТЕМЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ
План:
-
Связь отбора и ориентации с этапами многолетней подготовки -
Первичный отбор и ориентация на первом этапе многолетней подготовки -
Предварительный отбор и ориентация на втором этапе многолетней подготовки -
Промежуточный отбор и ориентация на третьем этапе многолетней подготовки -
Основной отбор и ориентация на четвертом и пятом этапах многолетней подготовки -
Заключительный отбор и ориентация на шестом и седьмом этапах многолетней подготовки
Ключевые слова:отбор, ориентация, система многолетней подготовки, этап.
-
Связь отбора и ориентации с этапами многолетней подготовки
Спортивный отбор - процесс поиска наиболее одаренных людей, способных достичь высоких результатов в конкретном виде спорта.
Спортивная ориентация — определение перспективных направлений достижения высшего спортивного мастерства, основанное на изучении задатков и способностей спортсменов, индивидуальных особенностей формирования их мастерства. Ориентация может касаться выбора узкой спортивной специализации в пределах данного вида спорта (спринтер-стайер, защитник-нападающий и т. п.); определения индивидуальной структуры многолетней подготовки, динамики нагрузок и темпов роста достижений; установления ведущих факторов подготовленности и соревновательной деятельности, способных оказать решающее влияние на уровень спортивных результатов конкретного спортсмена; выявление средств, методов, нагрузок, которые могут негативно повлиять на развитие задатков, подавить индивидуальность спортсмена и т. п.
Таким образом, спортивный отбор должен решать задачу выявления перспективных людей, из которых можно подготовить выдающихся спортсменов, а спортивная ориентация — определять стратегию и тактику этой подготовки в системе обучения и тренировки.
Отбор и ориентация тесно связаны со структурой многолетнего совершенствования спортсмена. В соответствии с этим целесообразно выделять пять этапов отбора, в результате каждого из которых должен быть дан ответ на вопрос: способен ли обследуемый решить те задачи, которые стоят на конкретном этапе многолетней подготовки? В соответствии с этим и устанавливается основная задача отбора на каждом из его этапов (таб.5.1).
Таблица.25.1.
Связь спортивного отбора с этапами многолетней подготовки
Спортивный отбор | Этап многолетней подготовки | |
Этап | Задача | |
Первичны | Установление целесообразности спортивного совершенствования в данном виде спорта | Начальной |
Предварительный | Выявление способностей к эффективному совершенствованию | Предварительной базовой |
Промежуточный | Выявление способностей к достижению высоких спортивных результатов, перенесению высоких тренировочных и соревновательных нагрузок | Специализированной базовой |
Основной | Установление способностей к достижению результатов международного класса | К высшим достижениям |
Максимальной реализации индивидуальных возможностей | ||
Заключительный | Выявление способностей к сохранению достигнутых результатов и их повышению | Сохранение высшего спортивного мастерства |
Определение целесообразности продолжения спортивной карьеры | Постепенного снижения достижений |
В процессе отбора и ориентации используются разнообразнейшие исследования, которые позволяют получить достаточно полную информацию о спортсмене:
• Состояние здоровья и уровень физического развития;
• Особенности телосложения;
• Особенности биологического созревания;
• Свойства нервной системы;
• Функциональные возможности и перспективы совершенствования важнейших систем организма спортсмена;
• Уровень развития двигательных качеств и перспективы их совершенствования;
• Способности к освоению спортивной техники и тактики, перестройка двигательных навыков и технико-тактических схем;
• Способности к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок, интенсивному протеканию восстановительных процессов;
• Психофизиологические способности к мышечно-двигательной и пространственно-временной дифференцировке, оперативному восприятию ситуации и принятию адекватных решений;
• Мотивация, трудолюбие, настойчивость, решительность, мобилизационная готовность;
• Соревновательный опыт, умение приспосабливаться к партнерам и соперникам, особенностям судейства;
• Уровень спортивного мастерства и способность реализовывать его в экстремальных условиях, характерных для главных соревнований.
Таблица 25.2
Наследуемость основных двигательных качеств у человека
Признак | Наследуемость |
Время простой двигательной реакции | Высокая |
Время простых движений | Значительная |
Максимальная статическая сила | Значительная |
Максимальная динамическая сила | Средняя |
Скоростная сила | Значительная |
Координация | Средняя |
Гибкость | Значительная |
Локальная мышечная выносливость | Значительная |
Глобальная мышечная выносливость | Высокая |
Задачи конкретного этапа отбора и ориентации определяют роль и значение информации, полученной по каждому из указанных направлений.
Информация о состоянии здоровья одинаково важна для каждого из пяти этапов. Данные о телосложении, особенностях нервной системы, возможностях и перспективах совершенствования важнейших функциональных систем организма особенно необходимы на первом и втором этапах, когда выявляется предрасположенность юного спортсмена к занятиям конкретным видом спорта, определяется будущая специализация, осуществляется ориентация процесса многолетней подготовки. Уровень спортивного результата, способность показывать наивысшие результаты в экстремальных условиях, соревновательный опыт, умение приспосабливаться к условиям конкретных соревнований приобретают решающее значение на четвертом и пятом этапах.