Файл: Образовательное учреждение высшего образования мордовский государственный педагогический университет имени м. Е. Евсевьева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

Факультет психологии и дефектологии

Кафедра специальной и прикладной психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕПРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Автор работы ______________________________________М. А. Жилкина

Направление подготовки 37.03.01 Психология

Профиль Психология

Руководитель работы

кандидат психологических наук,

доцент ____________________________________________Н. Ф. Сухарева

Оценка ___________

Саранск 2022

Содержание


Введение 3

1 Теоретические аспекты изучения депрессии в подростковом

возрасте........... 5

    1. Понятие депрессии, ее характеристика. Подходы к изучению

депрессии в научной литературе.....................................................................5

1.2 Проявления депрессии в подростковом возрасте 10

1.3 Причины возникновению депрессии в подростковом возрасте……...14

2 Эмпирическое исследование депрессии у подростков 20

2.1 Организация и методы психодиагностики депрессии в подростковом

возрасте 20

2.2 Результаты эмпирического исследования депрессии у подростков 23

Заключение…………………………………………………………………...31

Список литературы……………………………………………………..........33

Приложение А «Индивидуальные результаты проведенных методик»…37

Приложение Б «Методики»………………………………………………....40

Введение
Общая формулировка проблемы. Депрессия является распространенным психическим расстройством в наше время. В настоящее время депрессивные расстройства являются одним из первых мест для изучения и решения этой проблемы. Обширные и интересные исследования проводятся по всему миру, но исследования депрессии у подростков проводились примерно с первой половины 20-го века. Подростковый возраст - один из самых сложных периодов развития человека. Депрессия в этом возрасте - очень сложное явление, которое имеет много причин и непредсказуемых последствий. Появление депрессивного состояния в данном возрасте происходит в результате взаимодействия многих причинных факторов. К сожалению, это явление очень трудно распознать, пока оно не достигнет своей крайней точки. Многие известные ученые и философы еще до нашей эры давали людям разные рекомендации по облегчению этого так называемого депрессивного состояния.


Актуальность исследования. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в наше время наиболее распространенной проблемой является проблема депрессивных расстройств. И особенно это относится к детям в подростковом возрасте. Исследования показывают, что каждый восьмой из десяти подростков страдает от подростковой депрессии.

Современный подросток живет в мире, сложном по содержанию и тенденциям развития. Эмоциональная сфера подростков всегда была под пристальным вниманием: среди школьных психологов, учителей, родителей. Подавленные подростки имеют повышенную реакцию на последствия стресса, они очень эмоциональны и склонны принимать все близко к сердцу, что повышает их уязвимость к депрессии. Тяжелое депрессивное состояние ребенка может кардинально изменить его личность. Подросток в депрессивном состоянии, в связи со своей эмоциональной слабостью, может искать разные способы преодоления депрессии, а некоторые из них негативно влияют на их здоровье. Также в наше время проблема гендерных характеристик преодоления депрессии актуальна. Каждый может переживать поворотные моменты в своей жизни по-разному, и он ищет способы преодоления эмоциональных переживаний по-разному.

Цель исследования: диагностика депрессии у подростков.

Объект исследования: эмоциональное состояние в подростковом возрасте.

Предмет исследования: диагностика депрессивного состояния в подростковом возрасте.

Задачи:

1) Описать основные подходы к изучению депрессии.

2) Изучить особенности депрессивного расстройства.

3) Выявить причины депрессии в период полового созревания.

4) Провести экспериментальное исследование у подростков.

Методы исследования:

  1. Шкала Занга для самооценки депрессии.

  2. Шкала депрессии Бека (подростковая версия).

  3. Шкала депрессии Марии Ковач.

  1. Теоретические аспекты изучения депрессии в подростковом возрасте



    1. Понятие депрессии, ее характеристика. Подходы к изучению депрессии в научной литературе


Депрессия – это психологическое расстройство, характеризующееся низким настроением, угнетением интеллектуальной и двигательной активности, снижением жизненных мотивов, пессимистическими оценками себя и своего положения в окружающей реальности, соматоневрологическими расстройства [13].


Большинство людей считают, что депрессия как расстройство приобрела такую ​​популярность лишь недавно из-за различных новых факторов, но это ошибка. Это расстройство известно с древних времен. Древнегреческий врач, «отец медицины» Гиппократ описал это состояние как неприятное, болезненное психическое мучение «меланхолии» или как его также называют «черная желчь». На протяжении многих веков причиной этого считалось избыток этой жидкости в организме. В настоящее время вместо понятия «меланхолия» в медицине используются понятия «депрессия». По словам Гиппократа, меланхолик – это тип темперамента, который наиболее подвержен эмоциональным расстройствам [19].

Депрессия для человека – это состояние, при котором нарушается психическое равновесие, и человек приходит в подавленном настроении, если это продолжается длительное время, оно может перерасти в более сложную форму, затяжное течение этого заболевания в большинстве случаев приводит к инвалидности.

 Печаль – это очень человеческая эмоция, которая передает нашу реакцию на потери и разочарования. Нам это нужно для того, чтобы в полной мере ощутить счастье, радость, восторг. Только сравнивая с грустью, можно по-настоящему оценить полноту радости.

Термин «депрессия» также используется для определения заболевания, которое значительно отличается от преходящей грусти. Это заболевание, так называемая клиническая депрессия [19].

Депрессивное состояние можно вылечить, просто сейчас в наше время это самое распространенное психическое расстройство. В нашей стране от 15 до 40% населения подросткового возраста страдают этим психическим расстройством. Во многих случаях, если вы не предпримете никаких действий, это может привести к самоубийству.

Многие философы, писатели, ученые, врачи писали в своих трудах о сущности депрессии. В наше время это были: Жан-Франсуа Фернелл (1497–1558) - доктор эпохи Возрождения, назвавший меланхолию «лихорадочным безумием, которое возникает в результате истощения мозга, ослабления его основных способностей». Т. Брайт (1550–1615) - первый английский протопсихиатр, опубликовавший в 1586 году первую в Англии книгу по психиатрии. Эта книга, состоящая из 41 главы, целиком посвященной меланхолии, называлась «Трактат о меланхолии». В 1599 году был опубликован «Трактат о тоске» Андреаса де Лоуренса. Лоуренс считает, что тоска вызвана не "телесным порядком", а прежде всего "образом жизни и зависимостями". Начиная со знаменитого трактата Роберта Бертона «Анатомия меланхолии» (1621), которому он посвятил всю свою жизнь, описание меланхолии как психического заболевания [25].


Психоаналитический подход. Классический психоанализ. Психоаналитический подход в исследованиях депрессий базируется на первенстве аффективного радикала при формировании депрессивного симптомокомплекса, и ведет свое развитие от идей Фрейда об утрате объекта, потере в сфере собственного Я. В самом общем виде психоаналитический подход к депрессии сформулирован в классической работе З. Фрейда "Печаль и меланхолия".

По мнению З. Фрейда, существует феноменологическое сходство нормальной реакции траура и клинически выраженной депрессии. Функция траура заключается во временном переключении либидинозного влечения с утраченного объекта на себя и символической самоидентификацией с этим объектом [34].

З. Фрейд связывает возникновение депрессии с утратой любимого объекта, и, в отличие от печали, когда сохраняется принцип реальности, меланхолия вызвана "бессознательной потерей" и интроекцией свойств объекта любви. Таким образом, внешне направленная на себя агрессия, при депрессии обращена на утерянный объект, превратившийся в результате идентификации в часть Эго. Неспособность продолжать выражать свой гнев непосредственно по отношению к объекту объясняется регрессией на орально-нарциссическую стадию развития, для которой характерна тенденция объединяться с очередным утрачиваемым объектом [34].

Постклассический психоанализ. Теории объектных отношений. Психоаналитическую традицию в изучении депрессии продолжают представители теории объектных отношений, где большую роль играет успешность преодоления младенцем сменяющих друг друга фаз развития и гармоничность отношений с объектом. Согласно теории М. Кляйн (1946), в развитии ребенка в различное время преобладают несколько позиций. Мелани Кляйн предложила дифференцировать «депрессивную позицию», являющуюся основой для формирования аффективных расстройств. Депрессивная позиция представляет собой особый тип связи с объектом, устанавливающийся в возрасте около 4 месяцев и последовательно усиливающийся в течение 1-го года жизни. Хотя депрессивная позиция является нормальной фазой онтогенетического развития, она может активироваться у взрослых при неблагоприятных условиях, приводя к депрессивным состояниям [16].

Когнитивно-бихевиористский подход. Когнитивная модель депрессии является результатом систематических клинических наблюдений и экспериментальных исследований. Именно сочетание клинического и экспериментального подходов сделало возможным построение этой теоретической модели и формулирование принципов когнитивной терапии.

Когнитивная модель содержит три специфичных понятия, объясняющих психологическую структуру депрессии:

1) когнитивная триада

2) схемы

3) когнитивные ошибки [32].

Концепция когнитивной триады. Когнитивная триада складывается из трех основных когнитивных паттернов, детерминирующих идиосинкразическое отношение пациента к самому себе, собственному будущему и своему текущему опыту. Первый компонент триады связан с негативным отношением пациента к собственной персоне. Пациент считает себя ущербным, неадекватным, неизлечимо больным или обделенным. Свои неудачи он склонен объяснять якобы имеющимися у него психологическими, нравственными или физическими дефектами. Пациент убежден, что эти, мнимые, дефекты сделали его никчемным, никому не нужным существом, он постоянно винит и ругает себя за них. И, наконец, он считает, что лишен всего того, что, приносит человеку счастье и чувство удовлетворенности.

Вторым компонентом когнитивной триады является склонность к негативной интерпретации своего текущего опыта. Пациенту кажется, что окружающий мир предъявляет к нему непомерные требования и/или чинит ему непреодолимые препятствия на пути достижения жизненных целей. В любом опыте взаимодействия со средой ему видятся только поражения и потери. Тенденциозность и ошибочность этих трактовок особенно очевидны, когда пациент негативно истолковывает ситуацию при наличии более правдоподобных альтернативных объяснений. Если его убедить поразмышлять над этими более позитивными объяснениями, он, возможно, признает, что был необъективен в оценке ситуации. Таким образом, пациента можно подвести к осознанию того, что он извращает факты, подгоняя их под заранее сформированные негативные умозаключения [32].

Третий компонент триады связан с негативным отношением к собственному будущему. Обращая взгляд в будущее, депрессивный видит там лишь нескончаемую череду тяжких испытаний и страданий. Он полагает, что ему до конца дней суждено терпеть трудности, разочарования и лишения. Думая о делах, которые ему нужно сделать в ближайшее время, он ждет провала.

Теория А. Эллиса. А. Эллис (1994) предложил добавить ко всем перечисленным моментам теории Бека, особый абсолютистский тип мышления, который возлагает на человека бессмысленные обязанности, не обоснованные рационально. Как он полагает, это единственно явное различие между так называемыми «адекватными негативными эмоциями» (печалью, грустью, обидой) и депрессивными переживаниями, которые носят аномальный характер.