Файл: Образовательное учреждение высшего образования мордовский государственный педагогический университет имени м. Е. Евсевьева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В случае депрессии внутренний диалог приобретает форму команд и "тычков", которые программируют настоящее и будущее, проявляясь в форме долженствующего Я. Присутствие в личностном стиле самокоманд как способа контроля и регуляции исключает гибкое, приспосабливающееся реагирование на ситуацию и даже в обычных условиях бывают весьма тягостны, в критические же моменты это может формировать описанные чувства беспомощности, вины, ожидания наказания и ведет к депрессивным состояниям [32].

А.Эллис полагает, что в возникновении эмоциональных расстройств, абсолютистское мышление играет большую роль, чем алогичное, нереалистическое или сверхгенерализованное. Депрессивное мышление описывается как незрелое и примитивное, с чертами глобальности, абсолютизма и морализаторства, в то время как зрелое мышление характеризуется гибкостью и дифференцированностью. Для депрессии характерны определенные нарушения мышления в виде недостаточной абстрагированности, предпочтении конкретности и дискретности. Это мышление функционирует по принципу «все или ничего» [32].

Теория выученной беспомощности. К когнитивно-поведенческому подходу, также относится теория выученной беспомощности Селигмана (1974). Мартин Сeлигмaн определяет беспомощность как состояние, возникающее в ситуации, когда нам кажется, что внешние события от нас не зависят, и мы ничего не можем сделать, чтобы их предотвратить или видoизмeнить. Беспомощность у человека вызывается неконтролируемостью и непредсказуемостью событий внешнего мира. Уже в раннем детстве - в младенческом возрасте человек учится контролю над внешним миром.

По мнению Мартина Селигмана, обученную беспомощность можно рассматривать как аналог клинической депрессии, при которой человек снижает контроль над усилиями по сохранению своего устойчивого положения в окружающей среде. Ожидание отрицательного результата, к которому приводит попытка контролировать происходящее, приводит к пассивности и подавлению ответов.

В целом хронические воздействия, вызывающие отрицательные переживания, снижение адаптивных способностей, потеря контроля над ситуацией, состояние беспомощности и безнадежности, возникающее при нарушении социальной приспособленности
, являются для исследователей бихевиористского направления частично совпадающими понятиями, описывающими клиническую структуру депрессивных расстройств [32].


    1. Проявления депрессии в подростковом возрасте


Подростковый возраст– это время ускоренного физического развития и полового созревания, для которого характерны важные изменения в организме подростка, в том числе появление вторичных половых признаков, Л. С. Выготский различает пубертатный возраст 14–18 лет и два кризиса: кризис 13 и 17 лет [9].

Подростковый возраст связан с перестройкой детского организма - половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода значительно различаются. Некоторые дети вступают в подростковый возраст раньше, другие позже, кризис полового созревания может возникнуть в 11 или 13 лет. Начиная с кризиса, весь период обычно бывает сложным как для ребенка, так и для взрослых, близких ему. Поэтому подростковый возраст иногда называют затяжным кризисом.

Социальная ситуация развития человека в этом возрасте представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни. Другими словами, подростковый возраст является промежуточным между детством и взрослой жизнью. Изменения происходят на физиологическом уровне, отношения со взрослыми и сверстниками строятся по-другому, меняются уровень познавательных интересов, интеллекта и способностей. Духовная и физическая жизнь перемещается из дома во внешний мир, отношения со сверстниками строятся на более серьезном уровне. Подростки работают вместе, обсуждают насущные темы, а игры ушли в прошлое [10].

Этот возраст важен для развития и формирования личности человека. В этот период сфера деятельности значительно расширяется, меняется ее характер, закладываются основы сознательного поведения, возникает общая ориентация в формировании нравственных представлений и установок. И все это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития, на фоне духовного образования. Следовательно, подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, трудный, трудный, критический. Отсюда неадекватность реакций во взаимоотношениях с другими, несогласованность действий и действий, которые взрослые воспринимают как аномалию, отклонение от социальных правил.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких и кровоснабжения мозга. И поэтому различия в сосудистом и мышечном тонусе характерны для подростков. И такие различия вызывают быстрое изменение физического состояния и, соответственно, настроения [15].


Депрессия в подростковом возрасте


Начало депрессии в подростковом возрасте часто связано с тем, что в этом возрасте наблюдается длительный кризисный период, «кризис полового созревания».

На этом этапе поведение детей радикально меняется: многие из них становятся грубыми, неконтролируемыми, каждый делает их противоречащими старшим, не подчиняется им, игнорирует комментарии (подростковый негатив) или, наоборот, может оказаться в изоляции. В подростковом возрасте депрессивные расстройства чаще всего проявляются под «масками» нарушения поведения, соматических расстройств и снижения интеллектуальной активности. Все это приводит к школьным проблемам [21].

Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, который проявляется в слабой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, действующих попеременно, а также не забывая, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональном фоне.

В физиологических процессах можно ожидать отражения специфики социальной ситуации развития в специфике эмоционального развития, возникновения повышенной тревожности, агрессивности, депрессии как реакции на неспособность реализовать себя, понимания своих взаимоотношений с люди в динамичной, сложной и быстро меняющейся ситуации [28].

Типичные проявления депрессии.

Эмоциональные проявления депрессии: депрессия, депрессия, подавленное настроение, отчаяние, страдание, раздражительность, беспокойство, потеря способности испытывать удовольствие от ранних приятных занятий, потеря интереса ко всему окружающему.

Физиологические проявления депрессии: нарушения сна, нарушение функции кишечника, изменение аппетита, снижение сексуальных потребностей, боли в области сердца, желудка, мышц, снижение энергии.

Поведенческие проявления: избегание общения (нежелание общаться с другими людьми, склонность к одиночеству), отказ от развлечений, злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами, дача временного расслабления.

Когнитивные проявления: трудности с принятием решений, трудности с концентрацией внимания, распространенность негативных, мрачных мыслей о себе, низкая самооценка, мысли о самоубийстве (в случае тяжелой депрессии), мысли о бесполезности, не значимые для себя в этом обществе, медленное мышление [23].


Результаты некоторых исследований показали наличие определенных симптомов, тесно связанных с возрастом. Частота проявлений чувства безнадежности, психомоторных реакций и иллюзий возрастает с возрастом, в то время как низкая самооценка, соматические жалобы и галлюцинации встречаются реже.

Симптомы депрессии у подростков в гораздо большей степени, чем у взрослых, зависят от возраста и стадии развития, пола, семейного окружения и когнитивных способностей. В подростковом периоде дисгармония, изоляция, философия и резонанс проявляются более четко. Но в то же время депрессивные симптомы у подростков и молодежи в большинстве случаев сходны с симптомами депрессии у взрослых. Отчаяние и чувство, что ничто не может измениться в этой ситуации, приводят к повышенному риску самоубийства в этот период жизни [24].

От детства к подростковому возрасту происходит переход от основных несексуальных симптомов к более внутренним - психологическим или когнитивным. Предполагается, что в отличие от детей подростки похожи на взрослых по глубине отчаяния, ощущения безнадежности и склонности к самоубийству.

Несмотря на различия между депрессией у подростков и взрослых, подростков можно лечить с помощью методов лечения, которые доказали свою эффективность в лечении депрессии у взрослых. Если подростки хорошо учились в школе до наступления депрессии, они часто отмечают связь между трудностями в понимании материала и снижением настроения, особенно когда есть ограничения по времени, подчеркивает ухудшение вечером, когда готовится домашнее задание.

Попытки развеять грусть, уныние, избавиться от скуки, заставить себя сделать что-то полезное, чаще всего терпят неудачу. Сон, как правило, нарушается из-за засыпания и недостаточной глубины, утренние подъемы затруднены, как и посещение занятий. Тревожный компонент расстройства часто определяет активный поиск выхода из депрессивного состояния, как правило, из-за повышенной активности в поиске помощи, а не всегда родителей и родственников [8].


    1. Причины возникновения депрессии в подростковом возрасте


В подростковом и юношеском возрасте депрессивные симптомы в большинстве случаев сходны с симптомами депрессии у взрослых. Отчаяние и чувство, что ничто не может измениться в этой ситуации, приводят к повышенному риску самоубийства в этот период жизни. Иногда такие подростки пытаются улучшить свое психосоматическое состояние с помощью алкоголя или наркотиков. Начиная с полового созревания, преобладают депрессивные расстройства у девочек по сравнению с мальчиками. Депрессия у подростков часто сопровождается потерей интереса к школьным и внешкольным занятиям. Подростки с депрессивными расстройствами часто пропускают школу [15].


Мы также отмечаем важный фактор в развитии депрессивного состояния у молодого поколения, с психоаналитической точки зрения частый, если не универсальный, симптом депрессии является нарушением регуляции самооценки. Депрессия развивается у людей с нестабильной самооценкой, теряя внешнюю поддержку, необходимую для поддержания стабильного образа себя. Во всех исследованиях результаты показали, что у тех, кто оценил свою собственную деятельность выше, чем она была на самом деле, чаще развивалась депрессия и депрессия. По мнению ученых, существует тесная связь между возникновением депрессивного состояния и уровнем самооценки личности подростка. Очень часто основной причиной депрессии также является постепенное снижение человеком своей самооценки, своих привлекательных качеств и достоинств. Обычно это происходит под влиянием негативных мыслей о себе [17].

Поскольку самосознание активно формируется в подростковом возрасте, разрабатывается самостоятельная система стандартов самооценки и самоотношения. В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и самобытность, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (в основном родительских) на внутренние. В процессе развития самосознания фокус подростков все больше переносится с внешней стороны личности на ее внутреннюю сторону. Все эти изменения влекут за собой различные внутренние конфликты, которые могут стать основой для развития депрессии у подростков. Многочисленные исследования показывают, что подростки с низкой самооценкой склонны к депрессивным тенденциям. Более того, некоторые исследования показали, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, в то время как другие - этот депрессивный аффект сначала проявляется, а затем включается в низкую самооценку [20].

Ситуация также с завышенной самооценкой. По словам А.В. Захарова: «Депрессия и депрессия возникают, когда чрезмерная самооценка мешает самосовершенствованию и развитию». 

Н.М. Иовчук считает, что следующие факторы повышают вероятность депрессии у современных подростков:

• Отрицательный образ тела (по мнению многих экспертов, это может привести к депрессии и расстройствам пищевого поведения).

• Повышение способности развивающегося человека критически оценивать свое будущее (может увеличить риск развития депрессии, когда у подростков фиксируются возможные отрицательные результаты).

• Семейная дисфункция или проблемы с психическим здоровьем родителей (могут вызвать стрессовые реакции и привести к депрессии и поведенческим расстройствам).