Файл: Образовательное учреждение высшего образования мордовский государственный педагогический университет имени м. Е. Евсевьева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• Супружеские разводы или разводы и экономические трудности в семье (вызывают стресс и депрессию).

• Низкая популярность среди сверстников (стабильно связана с депрессией в подростковом возрасте и является одним из самых надежных предикторов депрессии у взрослых).

• Низкая успеваемость в школе (приводит к развитию депрессии и поведенческих расстройств у мальчиков, но не так негативно влияет на девочек) [22].

Выводы

Депрессия – это психологическое расстройство, характеризующееся низким настроением, угнетением интеллектуальной и двигательной активности, снижением жизненных мотивов, пессимистическими оценками себя и своего положения в окружающей реальности, соматоневрологическими расстройства.

Психоаналитический подход. Классический психоанализ. Психоаналитический подход в исследованиях депрессий базируется на первенстве аффективного радикала при формировании депрессивного симптомокомплекса, и ведет свое развитие от идей Фрейда об утрате объекта, потере в сфере собственного Я. В самом общем виде психоаналитический подход к депрессии сформулирован в классической работе З. Фрейда «Печаль и меланхолия».

Постклассический психоанализ. Теории объектных отношений. Психоаналитическую традицию в изучении депрессии продолжают представители теории объектных отношений, где большую роль играет успешность преодоления младенцем сменяющих друг друга фаз развития и гармоничность отношений с объектом. Согласно теории М. Кляйн (1946), в развитии ребенка в различное время преобладают несколько позиций. Мелани Кляйн предложила дифференцировать «депрессивную позицию», являющуюся основой для формирования аффективных расстройств. Депрессивная позиция представляет собой особый тип связи с объектом, устанавливающийся в возрасте около 4 месяцев и последовательно усиливающийся в течение 1-го года жизни. Хотя депрессивная позиция является нормальной фазой онтогенетического развития, она может активироваться у взрослых при неблагоприятных условиях, приводя к депрессивным состояниям.

Когнитивно-бихевиористский подход. Когнитивная модель депрессии является результатом систематических клинических наблюдений и экспериментальных исследований. Именно сочетание клинического и экспериментального подходов сделало возможным построение этой теоретической модели и формулирование принципов когнитивной терапии.

Когнитивная модель содержит три специфичных понятия, объясняющих психологическую структуру депрессии:

1) когнитивная триада

2) схемы

3) когнитивные ошибки.

Депрессия в подростковом возрасте


Начало депрессии в подростковом возрасте часто связано с тем, что в этом возрасте наблюдается длительный кризисный период, «кризис полового созревания».

На этом этапе поведение детей радикально меняется: многие из них становятся грубыми, неконтролируемыми, каждый делает их противоречащими старшим, не подчиняется им, игнорирует комментарии (подростковый негатив) или, наоборот, может оказаться в изоляции. В подростковом возрасте депрессивные расстройства чаще всего проявляются под «масками» нарушения поведения, соматических расстройств и снижения интеллектуальной активности. Все это приводит к школьным проблемам.

Типичные проявления депрессии.

Эмоциональные проявления депрессии: депрессия, депрессия, подавленное настроение, отчаяние, страдание, раздражительность, беспокойство, потеря способности испытывать удовольствие от ранних приятных занятий, потеря интереса ко всему окружающему.

Физиологические проявления депрессии: нарушения сна, нарушение функции кишечника, изменение аппетита, снижение сексуальных потребностей, боли в области сердца, желудка, мышц, снижение энергии.

Поведенческие проявления: избегание общения (нежелание общаться с другими людьми, склонность к одиночеству), отказ от развлечений, злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами, дача временного расслабления.

Когнитивные проявления: трудности с принятием решений, трудности с концентрацией внимания, распространенность негативных, мрачных мыслей о себе, низкая самооценка, мысли о самоубийстве (в случае тяжелой депрессии), мысли о бесполезности, не значимые для себя в этом обществе, медленное мышление.

Н.М. Иовчук считает, что следующие факторы повышают вероятность депрессии у современных подростков:

• Отрицательный образ тела (по мнению многих экспертов, это может привести к депрессии и расстройствам пищевого поведения).

• Повышение способности развивающегося человека критически оценивать свое будущее (может увеличить риск развития депрессии, когда у подростков фиксируются возможные отрицательные результаты).

• Семейная дисфункция или проблемы с психическим здоровьем родителей (могут вызвать стрессовые реакции и привести к депрессии и поведенческим расстройствам).


• Супружеские разводы или разводы и экономические трудности в семье (вызывают стресс и депрессию).

• Низкая популярность среди сверстников (стабильно связана с депрессией в подростковом возрасте и является одним из самых надежных предикторов депрессии у взрослых).

• Низкая успеваемость в школе (приводит к развитию депрессии и поведенческих расстройств у мальчиков, но не так негативно влияет на девочек)

  1. Эмпирическое исследование депрессии у подростков



    1. Организация и методы психодиагностики депресии в подростковом возрасте



Организация исследования


В данном исследовании можно выделить следующие этапы:

  1. Подготовительный: определение цели диагностического мероприятия, подбор диагностической методики, выбор испытуемых, создание онлайн-опросников;

  2. Основной: сбор данных, т. е. проведение диагностического обследования и первичное обобщение психологической информации;

  3. Заключительный или интерпретационный: описание и интерпретация полученного материала, сопоставление заключения по результатам проведенного обследования [1].

Испытуемыми в данном исследовании выступили учащиеся 8 класса МБОУ «Потьминская СОШ» в количестве 16 человек. Возраст от 14 до 15 лет, пол - женский, мужской.

Рассмотрим более подробно подобранные психодиагностические методики и методы. В соответствии с целью исследования были подобраны следующие методики:

Шкала Занга для самооценки депрессии

Шкала Занга для самооценки депрессии - тест для самооценки депрессии был разработан в Университете Дюка психиатром доктором Уильямом Зангом. Тест позволяет оценить уровень депрессии пациентов и определить степень депрессивного расстройства. При помощи «Шкалы Занга» испытуемый или врач могут произвести самостоятельное обследование или скрининг депрессии. Тест «Шкала Занга» обладает высокой чувствительностью и специфичностью и позволяет избежать дополнительных экономических и временных затрат, связанных с медицинским обследованием этических проблем [26].

В тестировании учитывается 20 факторов, которые определяют четыре уровня депрессии. В тесте присутствуют десять позитивно сформулированных и десять негативно сформулированных вопросов. Каждый вопрос оценивается по шкале от 1 до 4 (на основе этих ответов: «никогда», «иногда», «часто», «постоянно»). Результаты делятся на четыре диапазона:


  • 25-49 Нормальное состояние

  • 50-59 Легкая депрессия

  • 60-69 Умеренная депрессия

  • 70 и выше Тяжелая депрессия

В нашей стране тест адаптирован в отделении наркологии НИИ им. Бехтерева Т.И. Балашовой [26].

Шкала депрессии Бека (подростковая версия)

Шкала депрессии Бека предложена А.Т. Беком в 1961 г. и разработана на ос­нове клинических наблюдений, позволив­ших выявить ограниченный набор наиболее реле­вантных и значимых симптомов депрессии и наиболее часто предъявляемых пациентами жалоб. После соотнесения этого списка параметров с клиниче­скими описаниями депрессии, содержащимися в соотвествующей литературе, был разработан опросник, включающий в себя 21 категорию симпто­мов и жалоб. [29]

Шкала депрессии Бека (подростковая версия)


Методика предназначена для определения состояния пониженного настроения - депрессии с учетом его глубины, выявления особенностей межличностных контактов подростка со сверстниками, формирования планов на будущее, трудностей адаптации подростка в сложной для него социальной ситуации.

В соответствии со степенью выраженности симпто­ма, каждому пункту присвоены значения от 0 (сим­птом отсутствует, или выражен минимально) до 3 (максимальная выраженность симптома). Некото­рые категории включают в себя альтернативные утверждения, обладающие эквивалентным удельным весом.

Показатель по каждой категории рассчитывается следующим образом: каждый пункт шкалы оцени­вается от 0 до 3 в соответствии с нарастанием тя­жести симптома. Суммарный балл составляет от 0 до 62 и снижается в соответствии с улучшением состояния [29].

Шкала диагностики депрессии Марии Ковач

Опросник детской депрессии Марии Ковач для детей. Разработанный Марией Ковач (1992) и адаптированный сотрудниками лаборатории клинической психологии и научно-исследовательского института психологии психологии, можно определить количественные показатели спектра симптомов депрессии - снижение настроения, гедонистические способности, вегетативные функции, самооценка уважение, межличностное поведение. Тест представляет собой шкалу самооценки 27 баллов для детей и подростков от 7 до 17 лет [1].

В ряде пунктов проверяются эффекты депрессии, характерные для детей и подростков (например, для школы).

Каждый элемент содержит три параметра, соответственно закодированные как 0, 1 или 2, показатели прямо пропорциональны глубине нажатия.

Ребенок должен выбрать одно из трех значений для каждого элемента в шкале на основе последних двух недель.

Анкета проста в представлении и краткая. Это займет не более 15 минут. Это особенно ценно в ситуациях, когда требуется быстрая оценка проблем подростка [1].
2.2 Результаты эмпирического исследования депрессии у подростков
Анализ полученных экспериментальным путем данных начнем с результатов по методике «Шкала Занга для самооценки депрессии