Файл: Программа специальная (коррекционная) общеобразовательная школа viii вида 7 класс составитель.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




3. Задание.

Прочитайте текст. Определите особенности вооружения монголо – татар. Подчеркните.

Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ жизни кочевников располагал к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в поход.

Любимым оружием монголов был лук. У многих имелись копья, сабли, мечи и боевые топоры. Обязательной принадлежностью был аркан. Армия Чингисхана научилась пользоваться осадными орудиями – таранами и метательными приспособлениями, захваченными в Китае.

4. Задание.

Прочитайте текст. Определите особенности войска монголо – татар. Составьте таблицу.
Монгольское войско одерживало одну победу за другой. Умелое ведение боев, очень сильное и дисциплинированное войско, использование раздробленности в государствах помогали монголам одерживать одну победу за другой.

Государства Чингисхана имело сильную военную организацию, основанную на строжайшей и жестокой дисциплине. Войско было разделено на «тьмы» (10 000), тысячи, сотни и десятки. Если один воин бежал с поля боя, то за это убивали весь десяток, к которому он принадлежал. Ядро войска составляли многочисленные и подвижные отряды конницы. В их войске была хорошо налажена разведывательная служба.





Особенности войска монголо - татар


























5. Задание.

Пользуясь картой «Борьба против иноземных захватчиков в XIII веке» (атлас, стр.6), определите путь Чингисхана через государства Средней Азии, Кавказа к границам Руси. Запишите, через какие города шел Чингисхан.

________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

6. Задание.

Прочитай те отрывок из документа о том, как монголо – татарами была взята столица Хорезма – Ургенч.

Монголы бились крепко, брали квартал за кварталом, дворец за дворцом…Затем выгнали всех жителей в поле, отделили около ста тысяч ремесленников и искусников и отправили в восточные страны…Женщин…и мальчиков угнали в плен, а остальных людей разделили воинам, чтобы они предали их смерти. Говорят, на каждого воина досталось 24 человека, а число солдат превышало пятьдесят тысяч.


? Как можно охарактеризовать монголо – татар.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________
Урок № 28. Битва на реке Калке. Вторжение на Русь.
1.Задание.

Пользуясь картой «Борьба против иноземных захватчиков в XIII веке» (атлас, стр.6), проследите путь движения Чингисхана к границам Руси. Как монго – татары пополи в половецкие степи.

Заполните пропуски в цепочке.



2. Задание.

? В каком году произошло сражение на реке Калке?____________________________________

3.Задание.

Прочитайте описание сражения на реке Калке. Определите причины поражения русских дружин.

Русские встретились с монголами после того, как к ним обратились за помощью половцы. Едва русское войско перешло через Днепр, как было атаковано монгольским отрядом. Русские слабо представляли, что за враг находится перед ними. Раньше они даже не слыхали о монголах. Монголы осыпали русских стрелами и отступили. Не зная их обычной тактики заманивания, русские князья приняли это отступление за бегство. Восемь дней русские гнались за противником, наконец, 16 июня 1223 года они подошли к реке Калке.


Часть русской дружины переправилась через Калку и атаковала монголов. После короткой схватки те повернули коней. Преследуя их, русские не заметили, как оказались окружены главными силами монголов, о существовании которых даже не подозревали. Отразить удар тяжелой монгольской конницы они не смогли.

На ходе сражения крайне отрицательно сказались несогласованность действий русских князей, отсутствие единого командования. Так, другая часть дружины не только не перешла Калку, но и не пришла на помощь остальным русским войскам, когда та обратились в бегство.

Монголы предложили князьям сдаться, обещая сохранить им жизнь, и те согласились. Обещание, конечно, было нарушено. Победители связали сдавшихся князей, положили их на доски, а сами, сев сверху принялись пировать победу, радуясь предсмертным стонам умирающих.

Оставшись без предводителей, русские воины были почти все перебиты.

Летописи говорят, что из десяти русских уцелел лишь один, а численность всего русского войска составляла десять тысяч человек.

На Калке монголам противостояла не вся Русь, а лишь ее южная часть.

Пользуясь текстом документа, ответьте на вопросы:


1. Представляли ли русские князья степень грозящей им опасности?



2. Знали ли они тактику врага?



3. Были ли действия князей согласованны?


4. Было ли единое командование?



5. Вся ли Русь противостояла врагу?




Урок № 29. Вторжение монголо – татар на Русь.


  1. Ответьте на вопросы:


а) в каком году монголо – татары вторглись на Русь?
________________________________________________________________________________
б) кто во главе войска монголо – татар?
_________________________________________________________________________________
в) какова была численность войска монголо – татар?
_________________________________________________________________________________



  1. Задание.

Пользуясь картой «Борьба против иноземных захватчиков в XIII веке» (атлас, стр.6), проследите путь движения Батыя во время его нашествия на Русь. Через какие княжества прошел Батый? Запишите в таблицу.



№ п/п

Название княжества

1.



2.



3.



4.



5.



6.



7.



8.



  1. Задание.

Прочитайте текст документа, в котором рассказывается об осаде монголо – татарами города Киева.

Пришел Батый к городу Киеву и окружил город… и невозможно было никому из города выйти, ни в город войти…Батый предложил сдаться без сопротивления. Горожане крепко боролись, они отказались сдаться, решив, что смерть лучше неволи…

Монголы проломили городские стены и вошли в город, а горожане устремились навстречу им. Стрелы омрачали свет, так, что не видно было неба за стрелами, и всюду лежали мертвые, и всюду текла кровь, как вода…И были побеждены горожане.

За ночь киевляне вновь построили укрепления.

Наутро же пришли на них татары, и была злая сеча (сражение). И стали изнемогать люди и вбежали со своими пожитками в церковные свода, и от тяжести повалились стены церковные, и взяли татары город…
??

1. Что можно сказать о поведении киевлян?

2. Как киевляне ответили на предложение Батыя сдаться в плен? _________________________

_________________________________________________________________________________
3. Как вы думаете, почему киевляне не захотели сдаться в плен? _________________________


  1. Задание.

Закончите фразу:

На захваченных территориях монголо – татары основали новое государство, оно называлось______________________________________________________________________.



  1. Задание.

? Как вы думаете, можно ли согласиться с тем, что благодаря героическому сопротивлению русского народа Европа была спасена от ужасов монголо – татарского нашествия? Почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок № 30.
Борьба русского народа с агрессией шведских и немецких феодалов.



  1. Дайте определение именам, понятиям, датам:

  • Александр Ярославич – это _____________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  • Невская битва – это ___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  • 15 июля 1240 год - _____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________



  1. Задание.

? Определите, какова была цель немецких и шведских феодалов в конце XII - XIII в.в.? Запишите.




  1. Задание.


Прочитайте вопросы. Ответы запишите в таблицу.


Вопросы

Ответы

1. Дата сражения.


2. Где произошло сражение?


3. Кто руководил русской дружиной?


4. С кем сражалась русская дружина?


5. Чем закончилась битва?


6. Каково историческое значение сражения?





4. Задание. Ответьте на вопрос.

? Какое прозвище получил князь Александр Ярославич после Невской битвы? Почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок № 31. Ледовое побоище.


  1. Дайте определение понятиям и датам:




  • Ледовое побоище – это _________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  • 5 апреля 1242 год - _____________________________________________________________



2. Задание.

Прочитайте вопросы. Ответы запишите в таблицу.


Вопросы

Ответы

1. Дата сражения?


2. Где произошло сражение?


3. Кто руководил русской дружиной?


4. С кем сражалась русская дружина?


5. Чем закончилась битва?


6. Каково историческое значение сражения?