Файл: Самостоятельная работа по дисциплине Микроэкономика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основным документом в области регулирования потребительского рынка является Гражданский кодекс РФ, который регулирует предпринимательскую, в том числе и торговую деятельность, как юридического лица, так и индивидуального предпринимателя.
Государственная, муниципальная и общественная защита потребителей закреплена в законе РФ «О защите прав потребителей». Данный закон провозглашает потребителя особым субъектом, с которым устанавливаются общественные отношения, направленные на повышение ответственности продавцов, производителей за качество и безопасность товаров и услуг [3].
Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (Закон о торговле) устанавливает пределы регулирования сферы торговли субъектами РФ, некоторые из которых качаются и муниципалитетов: реализация государственной политики в области торговли; проведение информационно – аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории муниципального образования; разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории муниципального образования [9, с. 465].
Нормы права, осуществляющие правовое регулирование потребительского рынка носят комплексный характер. Кроме федеральных законов, существует множество других правовых актов, регулирующих различные сферы потребительского рынка (табл. 1.3).
Таблица 1.3
Нормативные документы, регулирующие различные сферы потребительского рынка
Правовой акт | Характеристика |
Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка» от 10.03.2007 г. № 148 [9] | Устанавливает порядок выдачи юридическим лицам разрешений на организацию розничного рынка (сроком не более 5 лет) |
Постановление Правительства РФ «Об утверждении требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем требований» от 28.04.2007 г. № 225 [10] | Описан порядок составления паспорта безопасности розничного рынка и перечень содержащихся в нем требований. Описан процесс составления паспорта, содержание паспорта, обозначены сведения, которые необходимо предоставить: о рынке, о количестве торговых мест, о работниках, о количестве рабочих мест, об эвакуационных выходах, об инженерных особенностях торгового сооружения и т.п. |
Постановление Правительства РФ «О порядке создания и обеспечения функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации» от 11.11. 2010 г. № 887 [5] | Дается понятие информационной системе, определяется порядок для включения в информационную систему единого государственного информационного реестра |
Субъекты РФ не имеют законодательных актов о потребительском рынке, которые бы четко разграничивали полномочия муниципальных органов в вопросах организации и развитии потребительского рынка, механизмов защиты прав потребителей, защите интересов производителей товаров, предпринимателей.
В российском законодательстве определены полномочия органов местного самоуправления. Это касается контроля за качеством торговли, за безопасностью товаров. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [7] определяет, что обеспечение услугами населения муниципального района в области торговли возлагается на органы местного самоуправления. Деятельность органов по защите прав потребителей при местной администрации согласно закону «О защите прав потребителей», в основном, сводится к наблюдению за соответствием законодательству о защите прав потребителей практики его применения, включая досудебное рассмотрение жалоб потребителей.
Таким образом, законодательство в сфере потребительского рынка представляет собой механизм, позволяющий регулировать многообразные общественные отношения для достижения цели защиты прав потребителей путем соблюдения правовых норм, относящихся к различным сферам законодательства. В настоящее время в Российской Федерации разработано значительное количество нормативно-правовых актов, регулирующих потребительских рынок.
2 Развитие рынка
2.1 Характеристика рынка
В 2020 году состояние рынка определялось прежде всего ограничениями в соответствии с Постановлением Правительства от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и изменением потребительского поведения в условиях пандемии.
В условиях пандемии произошли структурные изменения потребительского рынка. Основными тенденциями являют
ся ускоренное развитие интернет-торговли, рост доли безналичной оплаты, значительная ротация объектов потребительского рынка и увеличение доли пустующих площадей.
В таблице 2.1. представлены доли основных хозяйствующих субъектов на рынке розничной торговли продовольственными товарами в 2018-2020 гг. по объему всех реализованных продовольственных товаров.
Таблица 2.1.
Доли основных хозяйствующих субъектов на рынке розничной торговли продовольственными товарами в 2018-2020 гг., по объему всех реализованных продовольственных товаров, %
Торговая сеть | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. |
X5 Retail Group (Пятерочка, Перекресток, Карусель) | 27,03 | 27,37 | 31,75 |
Лента | 13,72 | 13,30 | 17,55 |
ОКей | 10,96 | 9,94 | 10,12 |
ТД Интерторг (Семьz,Spar,Идея) | 10,36 | 10,0 | уход с рынка |
Дикси | 7,09 | 6,95 | 7,42 |
Магнит | 5,14 | 5,76 | 7,24 |
Полушка | 2,79 | уход с рынка | уход с рынка |
METRO AG | 2,08 | 2,42 | 2,21 |
Ашан | 1,83 | 1,43 | 1,15 |
Призма | 1,88 | 1,55 | 1,49 |
Лэнд | 1,02 | 0,91 | 0.9 |
Верный | 1,35 | 1,30 | 1,47 |
7 шагов (ТД «Прогресс») | 1,61 | 2,10 | 3,07 |
Реалъ | 1,04 | 1,0 | 1.0 |
Нордик-Нева («Нетто») | 0,77 | уход с рынка | уход с рынка |
Сезон | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
Ряды | 0,96 | 0,80 | 0,85 |
Пловдив | 0,4 | 0,7 | 1,0 |
Азбука вкуса | | 0,63 | 0,76 |
Совокупная доля крупных торговых сетей | 90,73 | 86,86 | 87,78 |
Пандемия стала мощным катализатором развития интернет-торговли. Деятельность онлайн-магазинов вышла на новый этап, что проявилось как в объемах продаж, так и в структурных изменениях. Особенно активно развиваются маркетплейсы, определяющие динамику развития интернет-торговли.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), лидеры интернет-торговли (Wildberries, Ozon) в 2020 году вдвое увеличили объемы продаж в натуральном выражении по сравнению с предыдущим годом; самые популярные товары для заказов через маркетплейсы — цифровая техника и бытовая электроника, одежда и обувь. За несколько месяцев интернет-торговля преодолела путь развития, который при отсутствии ограничений занял бы несколько лет.
После возобновления работы магазинов в традиционном формате темпы роста онлайн-продаж замедлились. Но так как покупатели оценили преимущества приобретения товаров через Интернет, сформировавшаяся привычка покупать онлайн способствует дальнейшему развитию интернет-торговли.
По оценкам экспертов, количество совершивших хотя бы одну покупку через Интернет в 2020 году возросло в 1,3 раза по сравнению с 2019 годом, причем заметно увеличилась доля лиц старшего возраста. По оценке АКИТ, объем электронной коммерции в 2020 году составил около 10% общего объема продаж. Соответственно, магазины, изначально ориентированные на интернет-продажи, увеличили выручку. Магазины традиционного формата ощутили резкий спад объемов продаж, который частично удалось компенсировать быстрой переориентацией на онлайн-торговлю. Негативным трендом явилось закрытие торговых точек.
По данным совместного исследования сервиса «Яндекс.Маркет» и аналитической компании GfK Rus, совокупная стоимость онлайн-заказов в январе - сентябре 2020 года увеличилась на 54% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Осенью средний чек стал меньше, чем весной, так как россияне перестали закупать товары впрок.
Пандемия стимулировала увеличение доли безналичной оплаты покупок. По данным Сбербанка, в 2020 году 60% покупок потребители осуществляли безналично.
Со второго квартала 2020 года прослеживается тенденция закрытия организаций потребительского рынка, их ротация, резко увеличилось количество пустующих площадей. По данным компании JLL , по итогам 2020 года доля свободных помещений на основных торговых улицах достигла 11,4%. Арендные ставки осенью снизились, что привело к появлению новых арендаторов и небольшому сокращению количества пустующих помещений в декабре.
Наиболее пострадавшим сегментом потребительского рынка остается общественное питание.
После длительного ограничения деятельности во втором квартале и возобновления ограничений, последовавшего в четвертом квартале, в отрасли наблюдался глубокий спад. В 2020 году открылось на 36% меньше организаций общепита, чем в прошлом году.
С целью снижения негативного влияния пандемии на функционирование потребительского рынка на федеральном и региональном уровнях был сформирован ряд мер, таких как снижение и отсрочка уплаты налогов, других платежей, субсидии. Однако предпринятые меры не компенсировали потери субъектов потребительского рынка, который продемонстрировал глубокий спад по итогам 2020 года.