Файл: Введение Сущность социального государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С помощью мышления формируется ценностно-смысловой компонент правосознания, который обеспечивает истинность правовых суждений и умозаключений. Отличительной чертой правового мышления является социальность24.

Оно способствует установлению, укреплению и легитимизации общественных отношений.

Находясь в конкретной социокультурной среде, личность занимает определенную общественную позицию по правовым вопросам, что также определяет социальный характер ее мышления25.

Таким образом, показателями уровня развития гражданского общества, как основного элемента социального государства являются правовое сознание, правовое мышление и правовая культура.

Правосознание граждан выступает как ведущая разновидность всей совокупности социально значимых действий и поступков людей, правовая культура способствует эффективной реализации норм права, реализации принципа законности, а правовое мышление непосредственно развивает и устанавливает правовые отношения.

2.3 Проблемы деформации правосознания, правовой культуры и правового мышления и возможные пути их преодоления

Деформация правосознания возникает при определенных происходящих в обществе социальных явлениях, носящих как субъективный, так и объективный характер.

Причины возникновения деформируемого правового сознания образуют определенную систему, которые порождаются условиями общественной жизни и спецификой деятельности граждан.

Нельзя отрицать, что в настоящее время издается масса законов, строятся рыночные отношения и развивается институт демократии, то есть все протекают все процессы, свойственные социальному государству.

Однако, активная правотворческая деятельность государства не способствует активному развитию жизни каждого отдельного человека и гражданина.

Уровень правосознания и правовой культуры в обществе остается достаточно низким. Отчуждение многих живущих ниже прожиточного минимума граждан является одним из важнейших факторов развития правового нигилизма26.

В ходе социологического опроса, проведенного по заказу Государственной Думы РФ были получены данные о том, что из нарушителей своих гражданских, трудовых и социальных прав обыватели на первое место поставили сложившуюся систему власти (44,7 %), на второе – полицию (43,3 %), потом идут преступники (41,9 %), за ними начальники, не выплачивающие пенсии и зарплаты (37,2 %), и замыкают ряд чиновники (30,4 %)27.


Подавляющее большинство опрошенных (73%) считают, что в наибольшей степени в дополнительной защите из всех благ, охраняемых уголовным законом, нуждается жизнь и здоровье личности. На втором месте оказались общественная безопасность и общественный порядок (49,6%), что, как известно, также непосредственно связано с интересами отдельных индивидов. Наконец, третьими по значимости стали мир и безопасность человечества (39,7%). Забегая вперед, подчеркнем, что и профессиональные участники уголовного судопроизводства полагают, что жизнь и здоровье личности нуждаются в более эффективной защите28.

Данные показатели свидетельствуют о том, что недостатки правовой системы безусловно влияют на сознание граждан, а уровень недоверия к правоохранительной системе влечет за собой снижение авторитета всей системы власти.

Помимо этого, на состояние правового сознания оказывают влияние действия власти.

Для защиты своих интересов государство наделило правоохранительные органы властными полномочиями и надлежащими средствами воздействия, гарантиями правовой и социальной защищенности.

В этой связи сотрудники правоохранительных органов, стремясь упрочить свой социальный статус и властные полномочия, могут нарушать действующие правовые нормы. При этом формируется уверенность в безнаказанности и вседозволенности.

Таким образом, деформированное отражение правовых норм не способствует успешной реализации социальных функций, создает предпосылки для различных нарушений закона сотрудниками правоохранительных органов.

Недоверие в возможности права как в средство гармонизации общественных отношений играет негативную роль при формировании правового сознания у всех социальных групп, вследствие чего приводит к халатному отношению, формализму, упрощенчеству при оформлении документации и другим проявлениям деформации правосознания29.

Кроме того, в настоящее время существует проблема излишней правовой формализации общественных отношений, особенно в публичной сфере. Так, например, в административном процессе ведущую роль при разрешении дела играют надлежащим образом юридически оформленные документы, а не реальные обстоятельства дела30.

Проблема правового нигилизма, равно как и других форм деформации правосознания, является одной из самых актуальных в настоящее время в России.

В качестве специальных средств сведения его к минимуму государством должно проводится обеспечение должного качества принимаемых законов; улучшение деятельности всей правоохранительной и судебной системы; улучшение правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов и других должностных лиц.


Улучшения правового воспитания населения, профессионального обучения находит свое отражение в ряде нормативных правовых актах Российской Федерации.

Например, в Указе Президента РФ от 29.06.2018 N 378 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы" содержится раздел «Повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания»31.

Кроме того, Федеральным законом от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" также предусмотрены положения об улучшении и развитии уровня правового сознания и правового мышления граждан.

Для того чтобы уменьшить степень распространения и конкретного вреда существующих форм деформации общественного правосознания, необходимо разработать и закрепить на законодательном уровне систему правового воспитания и правового образования, которая должна охватить все этажи народного просвещения в России.

Правовое воспитание в духе уважения к праву вообще и к институту прав человека в частности должно стать гуманистической основой эффективной работы механизма правового регулирования, в первую очередь в конституционно-правовой сфере.

Следует разработать нормативные правовые акты, устанавливающие содержание и порядок преподавания образовательных курсов, которые имели бы своим предметом права и свободы, а также юридические обязанности человека и гражданина.

Кроме того, описанное отношение к праву скрывает проблему неверия в честность и справедливость других людей, в возможность гармоничного взаимодействия с ними без угрозы принуждением.

Данная же проблема может быть решена путем переосмысления и смены государственной политики в области культуры, но главное - с помощью изменения своих мировоззренческих установок каждым членом общества, принятия на себя социальной ответственности32.

Ряд исследователей, при изучении психологии толпы, формулирует идею о зависимости типа мышления толпы от его контекстуальности.

Так, О. Московичи считает, что человек, находясь в обществе может легко потерять свою индивидуальность, а в следствие этого, потерять способность к правовому и верному мышлению, так как человек уходит в иллюзорное пространство и становится средством манипуляции.


Правовое мышление можно условно разделить на два типа. К первому типу правового мышления относится рациональность мышления, логика в мыслях и действиях, юридическая терминология ясна в полном объеме.

В отличие от первого типа, второй тип характеризуется наличием иллюзий мышления, неверность правовых представлений, а мыслительные действия не отвечают правилам логики.

Если характеризировать второй тип, то он способствует деформации правосознания, вследствие чего усиливается роль правового бессознательного, потере индивидуальности, доминированию чувств над мыслительными процессами.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что несомненно, правовое мышление взаимосвязано с правовым сознанием личности.

Также, в процессе развития государственности, в обществе и науке формируются различные парадигмы и стандарты правового мышления.

Если в логико-методологическом стандарте романо-германского права доминирует дедукция, т.е. переход от общего (закона) к частному (частная судебная практика), то в англосаксонском праве господствует аналогия (между прецедентом и частной ситуацией)33.

Уважение к закону должно стать определяющим принципом жизни каждого гражданина, в связи с чем задачей государства является преодоление правового нигилизма.

В преодолении правового нигилизма особую роль играют правовое просвещение и формирование основ правовой культуры учащихся, в частности и в сфере антикоррупционного законодательства.

Еще одним направлением антикоррупционного образования является информирование учащихся о многоликости коррупции: о сути коррупции как социального явления, противозаконного деяния, экономического феномена, политического феномена, элемента культуры данного общества, нравственной болезни общества.

Четкое представление о целях, субъектах, формах и видах, сфере реализации, содержании коррупции.

Формирование осознанного восприятия/отношения к коррупции. Нравственное отторжение коррупционного поведения, коррупционной морали и этики. Не только карающий закон, но и нравственный выбор охраняет власть и общество от коррупции.

В обществе, оправдывающем коррупцию, закон не сможет ее предотвратить. Поэтому сегодня надо закладывать основу будущего России - воспитывать в подрастающем поколении нетерпимость к проявлениям коррупции, формировать в обществе устойчивую отрицательную оценку коррупции.


Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что для обеспечения правильного правосознания, отсутствии деформаций принимаемые государством нормативные правовые акты не должны противоречить друг другу и отвечать потребностям всех социальных групп населения, нормы права не должны подвергаться неоднозначному толкованию со стороны граждан, юридических лиц, органов государственной власти.

Кроме того, государством должна проводиться культурная политика, создаваться различные общественные организации и должен осуществляться постоянный контроль за деятельностью государственных органов власти в целях недопущения неверия граждан к правоохранительной деятельности.