Файл: Введение Сущность социального государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ
2.1 Предпосылки формирования социального государства и перспективы его развития в России
При изучении и обобщении проблем, связанных с построением социального государства в России, нельзя отрицать факт того, что на протяжении длительного периода времени государство играло главную роль и пронизывало все сферы общественной жизни, осуществляя жесткий за ними контроль.

Построение развитых рыночных отношений в России в кратчайшие сроки не представлялось возможным ввиду того, что в 1990-х годах велась гонка вооружений, а вся экономика основывалась лишь на сырьевых отраслях, что несомненно вело к ее расшатанности и слабости12.

Отрицательными факторами, препятствующими скорому развитию социального государства, являлись еще и высокий уровень детской смертности, демографические проблемы, трудности с предоставлением и получением жилья, идеологические противоречия и в целом социальная нестабильность.

Все вышеизложенные экономические и социальные проблемы были обусловлены, несомненно, распадом СССР в результате которого начался сильнейший политический кризис.

Разрушение советской идеологии, крах мощных политических институтов не могли не повлиять на мировоззрение граждан, на их правосознание, на отношение к государству в целом, что обусловило негативные изменения, начавшиеся в структуре всех социальных институтов.

По мнению М. МакФаула, с тех пор как Россия стала независимым государством (с момента распада Советского Союза), социальная политика государством не вела.

Российская власть ограничила социальную политику в целях проведения, так называемой, шоковой терапии.

Следует также отметить, что макроэкономические реформы проводились за счет наиболее бедных слоев населения, а меры социальной поддержки государством не осуществлялись должным образом.

Если проводить сравнительную характеристику состояния социальных трансфертов в разных государствах на период 1990-х годов, то лишь 6% российской социальной помощи достигало наименее обеспеченных групп населения, по сравнению с 29% - в Польше, 36% - в Эстонии и 78% - в США13.

В связи с такими низкими показателями, в России проблемы социальной защиты стали дискуссионными и обостренными.


Поскольку определение проблемы следует из того, как именно понимаются порождающие их социальные условия различными политическими силами, постольку разные определения социальных проблем становятся исходным пунктом для формулирования альтернативных стратегий действия.

Развитие социальной политики России связана с активной гражданской позицией населения, чего не могло происходить в период советского государства.

Тенденция среди граждан активно отстаивать свои гражданские права действительно может влиять на процесс принятия решений в области социальной политики.

Во второй половине 1990-х годов стали освещаться проблемы слоев населения, которые нуждались в государственной поддержке и защите.

В связи с этим, активная гражданская позиция граждан была сопряжена с активным участием в этой области социологов, а также иных исследователей, что повлекло к налаживанию связей между формируемым гражданским обществом и политическими процессами.

Так, началось развитие социальной работы в качестве профессиональной практики, которая стала научной и учебной дисциплиной во многих образовательных учреждениях.

Ее становление сопровождается серьезной конкуренцией за символические и материальные ресурсы, но сам факт такой конкуренции действует положительно на укрепление профессиональной идентичности.

Важный фактор развития государственной социальной службы - расширение практики взаимодействия с местным сообществом, привлечение волонтеров, общественных организаций, сотрудничество и обмен опытом с неправительственными службами, участие в анализе собственной профессиональной деятельности, обсуждение новых подходов к социальным проблемам, построение партнерских отношений с клиентами. Развиваются и постепенно становятся реальностью альтернативные факторы и программы социальной политики в России14.

Определенно заметны тенденции гуманизации государственных различных сервисов.

Так, компетенция работников социальных служб стала расширяться уже в качестве методов социальной помощи и юридической грамотности, а также в вопросах, связанных с защитой прав человека и гражданина.

Происходит реформирование социальной помощи пожилым, развивается социальное и медико-социальное обслуживание старшего поколения по месту жительства15.


Здесь важно задействовать механизмы, которые поощряли бы самоуправление и активность пожилых людей в развитии такого сообщества, а также социальную ответственность и социальное участие бизнеса, в частности тендеры социальных проектов, кроме того, важно возродить волонтерское участие школьников в социальной помощи.

Нуждается в оптимизации не только межведомственное и межсекторное взаимодействие, но и сотрудничество даже в рамках одного ведомства.

Особенность постсоветской социальной политики в России - развитие в ряде ее направлений такой идеологии, которая основана на доминировании дисциплинарных форм и расширении социального контроля.

Речь идет об ужесточении мер, направленных на выявление потребностей семей с детьми, инвалидов, бедных, мигрантов, а также на усиление репрессивного компонента в программах работы с людьми, страдающими наркозависимостью, и правонарушителями, совершившими нетяжкие преступления.

Практика социальной работы в России пока не включает аспект социальных изменений во имя социальной справедливости.

В частности, классификация семей на «полные» и «неполные» выступает для ряда специалистов знаком индивидуальных эмоциональных проблем, стигматизирует женщин, воспитывающих детей без супруга, а определение семей как «благополучных» и «неблагополучных» перекладывает всю ответственность на индивидов16.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что с тех пор как Россия стала независимым государством, не происходило существенных реформ социальной политики.

Социальные проблемы признаны и становятся предметом публичного дискурса в нынешней России.

Важно расширять возможность обсуждения многочисленных аспектов социальной политики не только внутри отдельных профессий, но и с участием нарождающихся институтов гражданского общества, ведь это повышает степень прозрачности системы социальной политики17.
2.2 Влияние правосознания, правового мышления и правовой культуры на формирование социального государства в России

Существование социального государства невозможно без гражданского общества, от уровня развития которого зависит и уровень развития такого государства.

В условиях развития концепции социального государства повышается значимость правовой культуры, так как развитие уровня социального государства, и его появление в целом связано непосредственно с формированием правовой культуры и развития юридической мысли.


По мнению юриста С.А. Лошаковой, правовое и социальное государства не может развиваться без высокого уровня правовой культуры в обществе в целом, и без высокого уровня развития правовой культуры каждого человека18.

По мнению других исследователей, таких как Гуляихина В. Н. и Широ С. В., правовая культура является один из основных признаков правового государства и социального государства, которые непосредственно связаны между собой19.

Возвращаясь к С.А. Лошаковой, по ее мнению, правовая культура среди общества связана с правом, в том числе с его возникновением и функционированием, которое выступает как важнейший социальный институт, а также с правотворчеством и правоприменением20.

Помимо этого, важное значение в формировании социального государства является культурное и историческое развитие России, так как традиции государства связаны с социальной адаптацией людей к современным условиям развития государства.

Следует отметить, что культурно-исторические традиции, несомненно, учитываются при формировании социального государства, то есть государства, направленного на интересы общества.

Баранов П.П. считает, что под правовой культурой понимается особо важное социальное влияние, которое может рассматриваться в качестве правового состояния индивидуумов в частности и общества в целом, которое имеет свою структуру21.

Полагаем, что одним из действенных факторов, ускоряющих процесс становления и формирования социально-правовой государственности в нашей стране, является именно правовая культура.

Социальные процессы, происходящие при формировании государства, неоднозначны.

В африканских государствах в конце XIX - начале XX века, входивших в состав европейских колониальных империй, была проведена принудительная этнизация всего населения, результатом стало отведение каждому племени и клану собственной территории с четко очерченными границами, а к концу XX века, в процессе деколонизации.

В результате такой этнизации, в Африке возникло более 50 суверенных государств, как правило, в границах прежних колоний и протекторатов22.

В этой связи индивидуальные признаки и черты становления государственности в зависимости от культурных особенностей проявляются особенно заметно.

Непосредственное влияние правовой культуры на процесс формирования государства может выражаться в различных формах, потому что государство возникает в разные периоды времени, по разным основаниям, под влиянием отличных друг от друга факторов правовой культуры.


В заключение следует сделать вывод, что правовая культура, как и культура вообще, по мнению многих исследователей данного вопроса, оказывает влияние на происхождение, становление и развитие государства.

Указанная концепция раскрывается через такие явления, как памятники правовой культуры и правосознание, которые оказывают влияние на процесс формирования государственности и происхождение государства вообще.

Помимо правовой культуры, в условиях существования правового государства и гражданского общества правосознание выступает как ведущая разновидность всей совокупности социально значимых действий и поступков людей.

Большое внимание уделяется интересам личности, естественным правам и свободам человека и гражданина.

Для реализации конституционных прав и для их защиты необходима не только эффективная деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, органов судебной власти, но и сформированное у граждан правовое сознание.

С правосознанием неразрывно связана правовая культура, которая, как и правосознание, представляет собой сложное правовое явление и считается разновидностью общественной культуры, отражающая определенный уровень правосознания, совершенства законодательства и юридической практики, охватывающая все ценности, созданные людьми в области права23.

Правовая культура глубоко пронизывает правосознание общества и каждого его члена, правоотношения, законность и правопорядок, законотворческую, правоприменительную и любую иную деятельность в сфере права, служит регулятором поведения людей, учитывая социокультурные, исторические и иные особенности, а также выступает одним из способов достижения социальной стабильности, интегрирования общества.

При наличии у граждан высокого уровня правовой культуры, социально-правовой активности и инициативы происходит повышение качества правотворчества и эффективности реализации норм права, ограничение произвола со стороны властных структур, установление надлежащей регламентации деятельности органов публичной власти при выполнении ими своих задач и функций

Что касается правового мышления, то наряду с правосознанием и правовой культурой, оно является важнейшим элементом развития гражданского общества и социального государства в целом.

Одной из функций правового мышления является регулирование социального поведения личности, так как с его помощью субъект определяет правомерность не только своих действий, но и поступков другого.