Файл: 1 Теоретические основы налоговой политики государства 6 1 Социальноэкономическая сущность налоговой политики 6.docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы налоговой политики государства
1.1 Социально-экономическая сущность налоговой политики
1.2 Инструменты и виды налоговой политики
2 Налоговая политика России на современном этапе
2.1 Анализ современной налоговой политики в России
2.2 Особенности налоговой политики Оренбургской области
2.3 Проблемы современной налоговой политики Российской Федерации
3 Перспективы развития налоговой политики в России
1.3 Налоговая политика зарубежных стран
Государство обязано создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с помощью этих механизмов, одним из которых являются налоги, регулировать экономические процессы.
В разных странах даже с примерно одинаковыми условиями экономического развития степень государственного регулирования экономики различна. Наибольшее влияние государства имеет место в Швеции, в меньшей степени государство занято регулированием в Германии и Японии, а также в США. Налоги выступают одним из важнейших элементов государственного регулирования экономики, являясь одновременно составной частью финансово-экономической системы воздействия на экономику. Создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением - налоговой политикой.[15]
В США налоги с экономически активного населения представляют собой главный источник финансовых поступлений в федеральный бюджет и одновременно важнейший канал контролируемого федеральным правительством перераспределения национального дохода. Налоговая система США состоит из трех уровней, соответствующих трем уровням власти:
-
верхнего, где собираются федеральные налоги, поступающие в федеральный бюджет; -
среднего, где собираются налоги и сборы, вводимые законами штатов, поступающие в бюджеты штатов; -
нижнего, где собираются налоги, вводимые органами местного самоуправления, поступающие в местные бюджеты.
Виды налогов, взимаемые на каждом уровне, представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Состав и структура налоговой системы США
Федеральные налоги | Налоги штатов | Местные налоги |
Подоходный налог | Подоходный налог | Подоходный налог |
Налог на прибыль | Налог на прибыль | Налог на прибыль |
Налог на социальное страхование | | |
Акцизы | Акцизы | Акцизы |
Таможенные пошлины | | |
Налоги на наследство и дарения | Налоги на наследство и дарения | Налоги на наследство и дарения |
| Налог с продаж | Налог с продаж |
| Поимущественные | Поимущественные |
| Налоги с владельцев автотранспорта | |
| | Экологические налоги |
Современную систему в Соединенных Штатах в целом характеризуют следующие черты:
1) прогрессивный характер налогообложения;
2) дискретность налоговых начислений - каждая более высокая ставка применима лишь к строго определенной части облагаемой суммы;
3) регулярное изменение в законодательном порядке действующих ставок налогообложения;
4) универсальность обложения - при равенстве сумм дохода обычно действуют одинаковые налоговые ставки;
5) наличие большого количества целевых скидок, льгот и исключений;
6) обособленность от налоговых сборов в фонды социального обеспечения;
7) фиксированный минимальный уровень индивидуальных доходов, не подлежащий налогообложению.[15]
Характерная особенность налоговой политики США состоит в том, что далеко не все американцы должны полностью платить установленные налоги на физических лиц. Параллельно с основными налоговыми ставками в стране существует сложная система налоговых исключений и льгот, которая частично или полностью освобождает миллионы семей от налоговых платежей.
Ставки подоходного налога представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Ставки подоходного налога
Налогооблагаемый доход, долл. | налоговые ставки,% | ||||
супружеская пара, совместные доходы | супружеская пара, раздельные доходы | одинокий глава семьи | одинокий человек | | |
0-29 750 | 0-14 875 | 0-23 900 | 0-17 850 | 15 | |
29 751-71 900 | 14 876-35 950 | 23 901-61 650 | 17 851^3 150 | 28 | |
71 901-149 250 | 35 951-113 300 | 61 651-123 790 | 43 151-89 560 | 33 | |
Свыше 149 250 | Свыше 113 300 | Свыше 123 790 | Свыше 89 560 | 28 |
В зависимости от уровня полученного налогооблагаемого дохода применяют ставки налога от 15 до 33% . Подоходный налог взимается «у источника» во время получения заработной платы.
Налоги с наследства и дарений физические лица платят по ставке от 18 до 55%, если стоимость имущества превышает 600 тысяч долларов. Их доля в общем объеме федеральных налоговых поступлений невысока и имеет тенденцию к снижению за счет повышения значимости этого налога на местном уровне.[16]
Налоговая система Канады в сравнении с другими государствами обладает свойством высокой децентрализации, что означает значительную роль провинции в формировании стратегии национальной экономики и решении вопросов налогообложения. На долю провинций приходится больше половины всех правительственных расходов, особенно в сфере образования, здравоохранения и социального страхования.
Налоговая система Канады в современных условиях представлена на трех основных уровнях:
-
федеральном (48% государственных доходов); -
провинциальном (42% государственных доходов); -
местном (10% государственных доходов).
Доходы провинций складываются из подоходного налога с населения, налога с продаж, налога на прибыль корпораций, акцизов, взносов в фонды социального страхования, налогов на дарение, рентных платежей, регистрационных и лицензионных сборов, доля которых в общем балансе налогов составляет 40%.
В принципе все налоги носят национальный колорит, но по своим характеристикам (налоговой базе, объекту обложения, исчислению ставок) мало чем отличаются от европейских систем налогообложения.
Налоговая система Германии существенно отличается от североамериканских систем, которые определяются традиционной ориентацией на масштабное государственное регулирование. Экономическая (стимулирующая) функция данной системы налогообложения проявляется следующим образом.
Региональный потенциал данной налоговой системы также проявляется более значимо, чем в США и Канаде, так как включает следующие механизмы:
-
избирательное региональное налоговое стимулирование инвестиций, например в экономику восточных земель; -
субсидии в виде общих федеральных налоговых льгот, предоставляемых региональным бюджетам; -
горизонтальное выравнивание бюджетных доходов, обеспечивающее прямое без задействования федерального центра перераспределение налоговых доходов развитых в экономическом отношении земель в пользу более слабых.
Конкурентный потенциал налоговой системы Германии следует оценить как более высокий, чем североамериканский, поскольку он включает такие принципиальные составляющие, как:
-
прогрессивное налогообложение доходов хозяйствующих субъектов, причем более строгое, чем в США; -
жесткую систему налогообложения сверхприбылей; -
систему налоговых санкций за недобросовестную ценовую конкуренцию (ценовой сговор), что представляется весьма важным для формирования условий конкурентного равенства.
Реализация фискальной функции налоговой системы Германии также имеет существенную специфику, главной чертой которой является примерно одинаковое и весьма значительное налоговое бремя, которое несут физические и юридические лица.
В Японии функционируют государственные и местные налоги. При этом более 64% всех налоговых поступлений образуются за счет государственных налогов, остальные – за счёт местных. Значительная часть налоговых средств перераспределяется из государственного в местные бюджеты. В Японии существуют 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков и районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет.
Налоговая система Японии характеризуется множеством налогов. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Всего в стране 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам:
-
Прямые подоходные налоги с юридических и физических лиц. -
Прямые налоги на имущество. -
Прямые и косвенные налоги на потребление.
Самый высокий доход государству приносит первая группа – около 56% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают с прибыли государственный подоходный налог в размере 33,48%, префектурный – 5% от государственного подоходного налога или по ставке 1,67%, городской (поселковый, районный) – 12,3% от государственного подоходного налога или по ставке 4,12%.
Налоговая политика Японии предусматривает укрепление финансов местных органов власти. Если рассматривать структуру их доходов, то можно заметить, что местные налоги не доминируют в местных бюджетах, составляя меньше половины их доходов – это отличие японской налоговой системы от североамериканской, где местные налоги более 2/3 бюджетов муниципалитетов.
В Италии, как и во многих развитых странах, одним из важнейших источников доходов бюджета является подоходный налог с физических лиц. Налог носит прогрессивный характер и учитывает комплексный чистый доход, получаемый физическими лицами в течение календарного года. Он складывается из доходов от земельной собственности, от капитала, от работы по найму, от предпринимательской деятельности и т.д. Доход от земельной собственности состоит из дохода от земельных участков и от строений. Первое из них происходит или из самого акта владения землёй или от осуществления аграрной деятельности. Размер земельной ренты регулируется кадастровыми реестрами. Доход от капитала включает проценты по вкладам и текущим банковским счетам, а также дивиденды, лотерейные выигрыши и т.д. Налоги удерживаются сразу при выплате денег банковским учреждением. Доход от наёмного труда помимо заработной платы включает также пенсии, причём лица, имеющие доход только от заработной платы или пенсии освобождаются от подачи налоговой декларации. Доход от предпринимательской деятельности, которая учитывает чистую прибыль. В середине 90-х годов доход до 7,2 млн. лир облагался по ставке 10%, от 7,2 млн. лир до 14,4 млн. лир – 22%, от 14,4 млн. лир до 30 млн. лир – 27%. Подоходный налог исчисляется самостоятельно лицами при составлении декларации. Вторым по доходности является подоходный налог с юридических лиц, его ставка 36%.
Кроме общегосударственных существует местный подоходный налог. Его вносят по ставке 16,2% юридические и физические лица. Для исчисления данного налога не учитываются доходы от работы по найму, от профессиональной индивидуальной деятельности, от собственности на землю и на строение.
Итак, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что налоговая политика это - совокупность осуществляемых государством мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объёмах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование. Налоги, как известно, являются одним из источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. Налог - одно из проявлений суверенитета государства. Этим они отличаются от доходов с государственных имуществ и займов. Право взыскивать налоги всегда было одним из суверенных прав государства, так же, как чеканка монет, следовательно налоги устанавливаются в одностороннем порядке, однако противоречие между согласием на установление налогов и принудительным характером их взыскания только внешнее. Налоги и их функции отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике. Действие налоговой системы реализуется через налоговый механизм, представляющий собой качественно определенную совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением.
Функции налогов активно используются государством для разработки и реализации налоговой политики. Налоговая политика представляет собой систему мер государства по целенаправленному использованию налогового механизма в интересах развития производства, роста доходов предприятий и физических лиц, а также обеспечения на этой основе формирования централизованных фондов финансовых ресурсов.
Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой политики.