Файл: Качество как нематериальный фактор роста в фундаментальной стоимости предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


604520

Качество как нематериальный фактор роста в фундаментальной стоимости предприятия

Оглавление


Введение 2

1.Понятие качества в виде нематериального фактора роста в фундаментальной стоимости предприятия 3

2.Состояние управления качеством в виде нематериального фактора роста в фундаментальной стоимости предприятия на примере ПАО «НК «Роснефть» 6

Заключение 12

Список использованной литературы 13



Введение




Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современной рыночной экономике высокий уровень конкурентоспособности предприятия является основной предпосылкой для его устойчивого положения, а иногда и неотъемлемым условием выживания. Уровень конкурентоспособности предприятия зависит от определенных факторов. Среди них особое место занимает качество. В соответствии с масштабами можно выделить понятия качество предприятия, качество производства, качество продукции. Качество продукции – один из наиболее весомых факторов, которые определяют конкурентоспособность продукции. Другим, как правило, считают уровень цены. Иногда добавляют еще такие факторы как затраты потребления и качество сервиса продукции.

Цель работы – изучить особенности качества как нематериального фактора роста в фундаментальной стоимости предприятия.

Задачи работы:

  1. Определить понятие качества в виде нематериального фактора роста в фундаментальной стоимости предприятия.

  2. Определить особенности состояния управления качеством в виде нематериального фактора роста в фундаментальной стоимости предприятия на примере ПАО «НК «Роснефть».

Объект исследования: качество.

Предмет исследования: качество как нематериальный фактор роста в фундаментальной стоимости предприятия.

Методы исследования: метод теоретического анализа, метод классификации и структуризации.

Структура работы: введение, основная часть, заключение и список литературы.



  1. Понятие качества в виде нематериального фактора роста в фундаментальной стоимости предприятия


Категория «качество» затрагивает все сферы жизнедеятельности человека. Она непосредственно влияет на уровень жизни граждан. Социальная сфера также находится в тесной взаимосвязи с понятием «качество». Качество продукции во многом определяет обороноспособность страны. Не остается в стороне и окружающая среда
1. Одним из важнейших факторов экологической безопасности является именно категория «качество». Тем не менее, в условиях рыночной экономики эта категория, как правило, рассматривается в экономическом контексте, так как имея общую с конкурентоспособностью сферу формирования и проявления. Хотя нужно признать, что не только рыночная экономика включает в себя экономическую категорию «качество»2.

В то же время следует отметить, что характер у конкурентоспособности продукции, в отличии от качества, более изменчивый и динамичный. Это проявляется, прежде всего, в широких пределах ее изменения под воздействием условий непосредственно не связанных с самой продукцией. Такими условиями могут являться, например, поведение производителей-конкурентов и колебания цен на конкурирующие товары. В этот перечень можно внести изменение конъюнктуры рынка, рекламу, маркетинговые мероприятия и так далее. В общем, все факторы, которые отражают способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период. Таким образом, качество товара не является единственным фактором, определяющим уровень конкурентоспособности продукции3.

Исходным условием планирования и создания конкурентоспособной продукции является выявление на основе маркетинговых исследований предпочтений потребителей, определение количественных значений технико-экономических показателей, достижение которых необходимо для удовлетворения потребностей определенных сегментов рынка и для обеспечения предпочитаемых потребителями ее преимуществ по сравнению с аналогичной продукцией других поставщиков4.

Существуют три основных способа обеспечения и повышения конкурентоспособности продукции5:

  • инновационный, заключающийся в повышении уровня потребительских свойств продукции и ее усовершенствования с целью снижения эксплуатационных расходов, совершенствовании производства с целью повышения качества продукции и снижения ее себестоимости;

  • ценовой, состоящий в снижении цен на продукцию, создающем ее ценовой потенциал по сравнению с конкурирующей продукцией;

  • развитие базы послепродажных услуг (сервиса), включающих обеспечение потребителей запасными частями и расходными материалами, проведение технического обслуживания и ремонта для поддержания и восстановления работоспособности продукции в период ее эксплуатации»6.


В рыночной экономики рост объемов производства продукции напрямую зависит от роста продаж товара. Иными словами, если товар хорошо продается и не залеживается на складах, то целесообразно увеличивать объемы его производства. В свою очередь, рост продаж товара обусловливается предпочтениями потребителя относительно данной продукции. То есть продукция должна быть привлекательна для потребителя, а этому способствует высокий уровень ее конкурентоспособности. Получается замкнутый цикл7:

  • чем выше конкурентоспособность – тем выше привлекательность товара для потребителя; чем выше привлекательность товара для потребителя – тем больше объем продаж;

  • чем больше объем продаж – тем больше объем производства;

  • чем больше объем производства – тем ниже производственные затраты;

  • чем ниже производственные затраты – тем ниже цена на товар;

  • чем ниже цена на товар – тем выше уровень конкурентоспособности продукции8.

Быть потребительной стоимостью – это основное свойство товара, определяемое его качеством. Продукция, которая выполняет эту функцию лучше, имеет более высокий уровень конкурентоспособности. Можно сказать, что в определенной степени качество является мерилом потребительной стоимости товара, а значит и конкурентоспособности продукции9.

Вывод: следует помнить о факторах, влияющих на конкурентоспособность продукции и не касающихся внутренних свойств товара. Поэтому функцию измерения конкурентоспособности продукции качество несет только при определенных условиях в рыночной экономике.


  1. Состояние управления качеством в виде нематериального фактора роста в фундаментальной стоимости предприятия на примере ПАО «НК «Роснефть»


ПАО «НК «Роснефть» – вертикально интегрированная компания, осуществляющая деятельность по геологоразведке и добыче нефти и газа, а также переработке, маркетингу и сбыту нефти, газа и нефтепродуктов преимущественно в России10.

Главный офис находится по адресу: Москва, ул. Дубининская, д. 31А.

На рисунке 1 схематично отражены показатели чистых активов.




Рисунок 1 - Показатели чистых активов, млн. руб.11

Чистые активы организации на 31.12.2020 намного (в 27,89 раз) превышают уставный капитал.

Появление и применение средств и методов управления качеством дало большой скачок в развитии производительности сил, повышения качества продукции и услуг, это дало возможность компаниям оценить свои возможности, потенциал, огрехи деятельности системным образом, причем они позволяют оценить всю компанию в целом, а не только отдельный процесс или человека.

Каждый метод управления качеством без соответствующей адаптации к конкретной производственной ситуации может оказаться неэффективным. Это связано с тем, что общая теория (подходы) методов основана известной обобщенной практики их применения. Однако разработать модель или способ применения метода, подходящего для всех, невозможно. Таким образом, каждый метод перед применением необходимо адаптировать к конкретным условиям производства. Например, такой простой метод, как контрольный листок, может быть совершенно неэффективным, если он составлен неправильно. Фактически уровень адаптации связан с возможностями применения метода управления качеством; чем шире область применения, тем выше уровень адаптации. Также следует отметить, что высокая адаптивность метода приводит к сложности интерпретации результатов его применения. Чтобы понять важность вопросов адаптации во всех сферах жизни, можно использовать теорию адаптации Ганса Селье. Он ввел понятие «энергия адаптации», как фактора жизнеспособности организма. На основе этого можно утверждать что, как только метод управления качеством перестает изменяться в соответствии с требованиями новых технологических процессов и в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными потребителями или руководством, метод управления качеством перестает быть востребованным.

Деловая активность организации характеризуется возможностью разработки и реализации стратегии, ориентированной на увеличение стоимости организации. В этом случае успешное управление реализацией стратегии и контроль на каждом этапе осуществляется с помощью системы бюджетирования12
.

Бюджетирование является инструментом в системе планирования. Этот инструмент представлен как система бюджетов, содержит стоимостное выражение целей организации и служит для контроля, оценки, анализа и корректировки этапов реализации стратегии организации, которая ориентирована на повышение стоимости для того, чтобы функционирование было результативным.

Чтобы повысить эффективность бюджетирования на промышленных предприятиях, следует предпринять меры, которые заключаются в13:

– определении цели и структуры бюджетирования по разновидностям;

– разработке организационно-структурной модели сбалансированной системы показателей (ССП), состоящей из стратегической карты организации, состава сбалансированных показателей, их целевых значений и перечня стратегических мер, чтобы достичь необходимых значений;

– интегрировании сбалансированной системы показателей в систему бюджетирования.

Система бюджетирования в организации должна эффективно функционировать, поэтому ее необходимо адаптировать в соответствии с современными требованиями рынка14.

Для этого была необходима разработка организационно - структурной модели сбалансированной системы показателей. Эта модель предполагает использование финансовых, клиентских, процессных и потенциальных составляющих управления реализацией стратегии организации на каждом уровне и учитывает особенности деятельности организации.

При использовании модели сбалансированных показателей отдельный сотрудник несет ответственность за конкретный блок показателей.

Высокая эффективность данной модели обеспечивается следующим принципом: цели достигаются при существовании показателей, которые можно численно измерить и которые подсказывают, какие конкретные действия должен осуществлять специалист, и правильны ли эти действия для достижения поставленной цели.

Алгоритм становления ССП обосновывается научными трудами по этому аспекту и практикой в области планово-финансовой деятельности промышленных предприятий. Алгоритм выглядит следующим образом:

  1. проанализировать деятельность предприятия, изучить основные показатели, место предприятия на рынке, взаимоотношения с клиентами и т.д.

  2. провести опрос руководителей предприятия и подразделений предприятия, чтобы выяснить понимание ими стратегии. Сформулировать миссию. Разработать единую стратегию предприятия и стратегические карты.

  3. смоделировать бизнес-процессы, используя ранее полученную информацию. Определить центры ответственности и построить организационную структуру. Внедрить и скорректировать систему бюджетирования внутри предприятия. Оптимизировать документооборот.

  4. выбрать показатели для всех составляющих ССП предприятия. Проверить взаимосвязи показателей, исключить противоречия. Распределить ответственность. Определить аргументированные значения по всем показателям и срокам их достижения вместе с контролем. Проверить сбалансированность15.

  5. составить систему сбалансированных показателей подразделений и определить ключевые показатели эффективности всех сотрудников.

  6. внедрить, скорректировать и пересмотреть ССП. Интегрировать систему сбалансированных показателей и основные системы управления, планирования и обмена информацией на предприятии. Автоматизировать системы оперативного мониторинга и контроля. Разработать программы по стимулированию и мотивации сотрудников.