ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное агентство морского и речного транспорта |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный Университет водного транспорта» |
Кафедра: | Электрооборудование и автоматика |
Факультет: | ЗО и СПО |
Дисциплина: | Судовые электроприводы |
Курсовой проект
на тему:
"Расчет и анализ системы электропривода"
Вариант 14
Направление подготовки (специальность)
26.05.07 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»
Выполнил: | | |
студент | Фессель Н.Г. | |
группа | З-ЭТВ-171 | |
подпись | | |
дата | «____» ______ 2021 г. |
Руководители: д.т.н., профессор | | Палагушкин Б.В. | |
(должность) | | (Фамилия И.О.) | |
к.т.н.,доцент | Оценка | | Раздобреев М.М. хорошо |
| Подпись | | |
| Дата | | «_23_» _12__2021 г. |
Новосибирск | 2021 |
| (год) |
Содержание
Введение................................................................................................................. 3
1 Исходные данные............................................................................................... 4
2 Математическое описание элементов системы............................................... 7
2.1 Объект регулирования.................................................................................... 7
2.2 Генератор......................................................................................................... 11
2.3 Электронный усилитель................................................................................. 12
2.4 Тахогенератор................................................................................................ 12
2.5 Регулятор………………................................................................................ 12
2.6 Определение передаточной функции по управляющему и возмущающему воздействиям..……………………………………………………...13
3 Статический расчет........................................................................................... 14
3.1 Исходная система в разомкнутом состоянии............................................. 14
3.2 Исходная система в замкнутом состоянии................................................. 15
4 Анализ устойчивости исходной системы.........................................................16
5 Коррекция динамических свойств системы.................................................... 17
5.1 Расчет параметров корректирующего устройства.......................................17
5.2 Анализ устойчивости скорректированной системы....................................18
Заключение.............................................................................................................21
Список использованной литературы................................................................. 21
Контрольные вопросы………………................................................................. 22
Приложение А Параметры звеньев системы электропривода........................ 25
Введение
В общем развитии науки и техники нашего времени автоматизация охватывает буквально все области науки и техники. Облегчая труд человека, автоматизация в то же время в сотни раз повышает производительность труда, позволяет полнее удовлетворять потребности человека и человеческого общества в целом. Электрическим приводом называют электромеханическое устройство, предназначенное для приведения в движение исполнительных органов рабочей машины, которое в соответствии с требованиями технологического режима совершается механической частью системы. Автоматические системы могут быть разомкнутыми и замкнутыми. Рассматриваемая в работе система электропривода является статической замкнутой системой автоматического управления (САУ). В статической системе ошибка регулирования не равна нулю, однако статический расчет позволяет значительно уменьшить ее значение и, следовательно, обеспечить заданные требования к точности стабилизации в установившемся режиме. Задача курсового проекта – математическое описание процессов в элементах системы и расчет системы автоматической стабилизации, который обеспечивал бы требуемую точность и устойчивость процессов в системе благодаря включению корректирующего устройства.
1 Исходные данные
Исходными данными к контрольной работе являются:
- принципиальная схема системы ручного регулирования (СРР) угловой скорости вращения вала двигателя постоянного тока (ДПТ) независимого возбуждения (рисунок 1.1);
- параметры звеньев СРР (таблица 1.1);
- допустимая статическая ошибка стабилизации угловой скорости вращения вала ДПТ;
- принципиальная схема замкнутой системы автоматического регулирования (рисунок 1.2);
- параметры звеньев САУ, вводимых дополнительно.
Uд
Рисунок 1.1 - Принципиальная схема СРР
На рисунке 1.1 введены следующие обозначения:
Uпу - источник питания усилителя;
Uп - источник постоянного напряжения;
Uз - задающее напряжение системы ручного регулирования (СРР);
Uвд - напряжение возбуждения двигателя;
Ur - напряжение на обмотке возбуждения генератора;
Uд - напряжение на якоре ДПТ;
ωд - угловая скорость вращения вала двигателя;
ωr - угловая скорость вращения вала генератора;
У1 - электронный усилитель;
ИП - измерительный прибор;
Мс - момент статической нагрузки;
Г - генератор;
Д - двигатель постоянного тока независимого возбуждения;
ПД - асинхронный трехфазный приводной двигатель генератора.
В приложении 1 приведены варианты исходных данных для выполнения индивидуального задания, причём номер варианта совпадает с номером студента в списке группы (подгруппы).
Таблица 1.1-Параметры системы ручного регулирования
Наименование параметра | Обозначение | Размерность | Значение |
Электромеханическая постоянная времени | ТМ | С | 0.50 |
Электромагнитная постоянная времени | ТЯ | С | 0.015 |
Передаточный коэффициент двигателя (объекта регулирования) | K0 | рад/вс | 1.0 |
Постоянная времени генератора | Т1 | С | 0,30 |
Передаточный коэффициент генератора | К1 | в/в | 3.5 |
Передаточный коэффициент тахогенератора | КТГ | вс/рад | 0.5 |
Передаточный коэффициент электронного усилителя | КЭУ | в/в | 10 |
Передаточный коэффициент по возмущающему воздействию | Кf | рад/(с·Н·м) | 0,4 |
Момент сопротивления на валу двигателя | | Н·м | 80 |
Допустимая статическая ошибка | | рад/с | 0.4 |
Номинальная угловая скорость двигателя | | рад/с | 200 |
Угловая скорость (ωд) ДПТ изменяется с изменением нагрузки. При увеличении нагрузки ωд уменьшается, а при уменьшении нагрузки ωд увеличивается. Количественно эти изменения пропорциональны моменту сопротивления МСН, прикладываемому к валу двигателя, и рассчитываются по формуле:
∆ωд= Кf . МСН=0,4 . 80= 32 рад/с,
где Кf - передаточный коэффициент ДПТ по возмущающему воздействию;
МСН - момент сопротивления на валу двигателя (номинальное значение).
В соответствии с заданием допустимая статическая ошибка ∆ωС0=0,8 рад/с. Поскольку выполняется неравенство ∆ωд>∆ωС0, можно сделать вывод, что СРР не обеспечивает требуемой точности стабилизации скорости ДПТ. Поэтому следует выполнить расчет САУ.
На рисунке 1.2 приведена принципиальная электрическая схема САУ.
Рисунок 1.2 - Принципиальная схема системы электропривода
В отличие от СРР в систему автоматического регулирования вводятся дополнительно следующие элементы, позволяющие системе отслеживать и регулировать угловую скорость ДПТ при изменении нагрузки:
- управляющее устройство на основе усилителя У2;
- тахогенератор;
- потенциометр, предназначенный для регулирования задающего воздействия САУ (задающее напряжение U3).
2 Математическое описание элементов системы
На основе принципиальной схемы можно построить функциональную схему САУ (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 - Функциональная схема САУ
На рисунке 2.1 введены следующие обозначения:
БЗ - блок задания;
Рег - регулирующее устройство;
У1 - усилитель;
Г - генератор;
Д - двигатель постоянного тока независимого возбуждения;
ТГ - тахогенератор;
U3 - задающее напряжение, В;
Uрег- напряжение на выходе регулирующего устройства (Рег), В;
Uв - напряжение на обмотке возбуждения генератора, В;
Ег - ЭДС генератора, В;
Ωд - угловая скорость вращения вала двигателя, рад/с;
UТГ- напряжение на выходе тахогенератора, В;
МС - момент сопротивления на валу Д, .
2.1 Объект регулирования
Объектом регулирования (ОР) является двигатель (Д).
Рассмотрим электрическую часть системы(рисунок 2.2).
На рисунке 2.2 введены обозначения:
Rя – сопротивление якорной цепи, Ом;
Lя – индуктивность якорной цепи, Гн;
Eг – ЭДС генератора, В;
Ед – ЭДС двигателя, В.
Сопротивление якорной цепи рассчитывается по формуле:
(2.1)
где Rг – сопротивление якорной обмотки генератора, Ом;
Rд – сопротивление якорной обмотки двигателя, Ом.
Рисунок 2.2 - Схема электрической части системы
Индуктивность якорной цепи, рассчитывается по формуле:
где – индуктивность якорной обмотки генератора, Гн;
– индуктивность якорной обмотки двигателя, Гн.
ЭДС электрической цепи рассчитывается по формуле:
(2.2)
Для электрической части системы (рисунок 2.2), можно записать:
(2.3)
где - электромагнитная постоянная времени объекта управления (ОУ), с.
Для механической части можно записать:
(2.4)
где J– момент инерции, , ;
Мд – момент двигателя, ;
Мс – момент статической нагрузки на валу, .
М = Мд - Мс (2.6)
С