Файл: "Расчет и анализ системы электропривода".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Сибирский государственный Университет
водного транспорта»





Кафедра:

Электрооборудование и автоматика

Факультет:

ЗО и СПО

Дисциплина:

Судовые электроприводы



Курсовой проект

на тему:

"Расчет и анализ системы электропривода"

Вариант 14

Направление подготовки (специальность)

26.05.07 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»


Выполнил:







студент

Фессель Н.Г.

группа

З-ЭТВ-171

подпись




дата

«____» ______ 2021 г.



Руководители:

д.т.н., профессор




Палагушкин Б.В.

(должность)




(Фамилия И.О.)

к.т.н.,доцент


Оценка




Раздобреев М.М.

хорошо




Подпись









Дата




«_23_» _12__2021 г.




Новосибирск

2021




(год)


Содержание
Введение................................................................................................................. 3

1 Исходные данные............................................................................................... 4

2 Математическое описание элементов системы............................................... 7

2.1 Объект регулирования.................................................................................... 7

2.2 Генератор......................................................................................................... 11

2.3 Электронный усилитель................................................................................. 12

2.4 Тахогенератор................................................................................................ 12

2.5 Регулятор………………................................................................................ 12

2.6 Определение передаточной функции по управляющему и возмущающему воздействиям..……………………………………………………...13

3 Статический расчет........................................................................................... 14

3.1 Исходная система в разомкнутом состоянии............................................. 14

3.2 Исходная система в замкнутом состоянии................................................. 15

4 Анализ устойчивости исходной системы.........................................................16

5 Коррекция динамических свойств системы.................................................... 17

5.1 Расчет параметров корректирующего устройства.......................................17

5.2 Анализ устойчивости скорректированной системы....................................18

Заключение.............................................................................................................21

Список использованной литературы................................................................. 21

Контрольные вопросы………………................................................................. 22

Приложение А Параметры звеньев системы электропривода........................ 25

Введение

В общем развитии науки и техники нашего времени автоматизация охватывает буквально все области науки и техники. Облегчая труд человека, автоматизация в то же время в сотни раз повышает производительность труда, позволяет полнее удовлетворять потребности человека и человеческого общества в целом. Электрическим приводом называют электромеханическое устройство, предназначенное для приведения в движение исполнительных органов рабочей машины, которое в соответствии с требованиями технологического режима совершается механической частью системы. Автоматические системы могут быть разомкнутыми и замкнутыми. Рассматриваемая в работе система электропривода является статической замкнутой системой автоматического управления (САУ). В статической системе ошибка регулирования не равна нулю, однако статический расчет позволяет значительно уменьшить ее значение и, следовательно, обеспечить заданные требования к точности стабилизации в установившемся режиме. Задача курсового проекта – математическое описание процессов в элементах системы и расчет системы автоматической стабилизации, который обеспечивал бы требуемую точность и устойчивость процессов в системе благодаря включению корректирующего устройства.


1 Исходные данные

Исходными данными к контрольной работе являются:

- принципиальная схема системы ручного регулирования (СРР) угловой скорости вращения вала двигателя постоянного тока (ДПТ) независимого возбуждения (рисунок 1.1);

- параметры звеньев СРР (таблица 1.1);

- допустимая статическая ошибка стабилизации угловой скорости вращения вала ДПТ;

- принципиальная схема замкнутой системы автоматического регулирования (рисунок 1.2);

- параметры звеньев САУ, вводимых дополнительно.

Uд



Рисунок 1.1 - Принципиальная схема СРР
На рисунке 1.1 введены следующие обозначения:

Uпу - источник питания усилителя;

Uп - источник постоянного напряжения;

Uз - задающее напряжение системы ручного регулирования (СРР);

Uвд - напряжение возбуждения двигателя;

Ur - напряжение на обмотке возбуждения генератора;

Uд - напряжение на якоре ДПТ;

ωд - угловая скорость вращения вала двигателя;

ωr - угловая скорость вращения вала генератора;

У1 - электронный усилитель;

ИП - измерительный прибор;

Мс - момент статической нагрузки;

Г - генератор;

Д - двигатель постоянного тока независимого возбуждения;

ПД - асинхронный трехфазный приводной двигатель генератора.

В приложении 1 приведены варианты исходных данных для выполнения индивидуального задания, причём номер варианта совпадает с номером студента в списке группы (подгруппы).

Таблица 1.1-Параметры системы ручного регулирования

Наименование параметра

Обозначение

Размерность

Значение

Электромеханическая постоянная времени

ТМ

С

0.50

Электромагнитная постоянная времени

ТЯ

С

0.015

Передаточный коэффициент двигателя (объекта регулирования)

K0

рад/вс

1.0

Постоянная времени генератора

Т1

С

0,30

Передаточный коэффициент генератора

К1

в/в

3.5

Передаточный коэффициент тахогенератора

КТГ

вс/рад

0.5

Передаточный коэффициент электронного усилителя

КЭУ

в/в

10

Передаточный коэффициент по возмущающему воздействию

Кf

рад/(с·Н·м)

0,4

Момент сопротивления на валу двигателя



Н·м

80

Допустимая статическая ошибка



рад/с

0.4

Номинальная угловая скорость двигателя



рад/с

200



Угловая скорость (ωд) ДПТ изменяется с изменением нагрузки. При увеличении нагрузки ωд уменьшается, а при уменьшении нагрузки ωд увеличивается. Количественно эти изменения пропорциональны моменту сопротивления МСН, прикладываемому к валу двигателя, и рассчитываются по формуле:

∆ωд= Кf . МСН=0,4 . 80= 32 рад/с,

где Кf - передаточный коэффициент ДПТ по возмущающему воздействию;

МСН - момент сопротивления на валу двигателя (номинальное значение).

В соответствии с заданием допустимая статическая ошибка ∆ωС0=0,8 рад/с. Поскольку выполняется неравенство ∆ωд>∆ωС0, можно сделать вывод, что СРР не обеспечивает требуемой точности стабилизации скорости ДПТ. Поэтому следует выполнить расчет САУ.

На рисунке 1.2 приведена принципиальная электрическая схема САУ.


Рисунок 1.2 - Принципиальная схема системы электропривода

В отличие от СРР в систему автоматического регулирования вводятся дополнительно следующие элементы, позволяющие системе отслеживать и регулировать угловую скорость ДПТ при изменении нагрузки:

- управляющее устройство на основе усилителя У2;

- тахогенератор;

- потенциометр, предназначенный для регулирования задающего воздействия САУ (задающее напряжение U3).
2 Математическое описание элементов системы

На основе принципиальной схемы можно построить функциональную схему САУ (рисунок 2.1).


Рисунок 2.1 - Функциональная схема САУ
На рисунке 2.1 введены следующие обозначения:

БЗ - блок задания;

Рег - регулирующее устройство;

У1 - усилитель;

Г - генератор;

Д - двигатель постоянного тока независимого возбуждения;

ТГ - тахогенератор;

U3 - задающее напряжение, В;
Uрег- напряжение на выходе регулирующего устройства (Рег), В;

Uв - напряжение на обмотке возбуждения генератора, В;

Ег - ЭДС генератора, В;

д - угловая скорость вращения вала двигателя, рад/с;

UТГ- напряжение на выходе тахогенератора, В;


МС - момент сопротивления на валу Д, .
2.1 Объект регулирования

Объектом регулирования (ОР) является двигатель (Д).

Рассмотрим электрическую часть системы(рисунок 2.2).

На рисунке 2.2 введены обозначения:

Rя – сопротивление якорной цепи, Ом;

Lя – индуктивность якорной цепи, Гн;

Eг – ЭДС генератора, В;

Ед – ЭДС двигателя, В.

Сопротивление якорной цепи рассчитывается по формуле:

(2.1)

где Rг – сопротивление якорной обмотки генератора, Ом;

Rд – сопротивление якорной обмотки двигателя, Ом.



Рисунок 2.2 - Схема электрической части системы

Индуктивность якорной цепи, рассчитывается по формуле:



где – индуктивность якорной обмотки генератора, Гн;

– индуктивность якорной обмотки двигателя, Гн.

ЭДС электрической цепи рассчитывается по формуле:

(2.2)

Для электрической части системы (рисунок 2.2), можно записать:





(2.3)

где - электромагнитная постоянная времени объекта управления (ОУ), с.

Для механической части можно записать:

(2.4)

где J– момент инерции, , ;

Мд – момент двигателя, ;

Мс – момент статической нагрузки на валу, .
М = Мд - Мс (2.6)

С