Файл: Социальные гарантии гражданам, признанным безработными (на примере Республики Крым).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Система социальной защиты безработных - это необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношении.
1.3 Социально-правовой статус и организационно-правовые формы социальной защиты безработных граждан

Безработные - это особая категория граждан, имеющая свой социально-правовой статус, который включает в себя права и обязанности, ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение обязанностей, а также социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством с целью предоставления безработному гражданину возможности реализовать предоставленные права [28, с.156].

Примечательно, что понятие безработицы, в отличие от понятия занятости населения, в действующем российском законодательстве отсутствует. Однако ФЗ «О занятости населения РФ» (далее - Закон о занятости) содержит нормы, предъявляемые к безработным. В соответствии со ст. 3 Закона о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней [1].

Порядок регистрации безработных граждан определяется статьей 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации». При этом регистрация данной категории граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в следующем порядке [7].

- первичная регистрация безработных граждан,

- регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;

- регистрация граждан в качестве безработных,

- перерегистрация безработных граждан.

Формы документов по ведению регистрационного учета безработных граждан устанавливается Минздравсоцразвития России [12, с.40].

Решение о признании гражданина безработным принимается органами по вопросам занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу, не имеющих профессии, - паспорта и документа об образовании.

Признание инвалида безработным принимается органами по вопросам занятости в соответствии с Законом защите инвалидов[15, с.81].

Тем не менее, не все категории граждан могут быть признаны безработными и зарегистрированы в качестве безработных. А именно, лица:


1) не достигшие 16-летнего возраста, т.е. нетрудоспособные граждане;

2) получающие в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсию по старости (по возрасту), за выслугу лет;

3) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах по вопросам занятости в целях поиска подходящей работы от 2 вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии, - в случае 2 отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;

4) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органах по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации их в качестве безработных;

5) получившие или отбывают, и е срок в местах заключения (осужденные);

6) предоставившие документы содержащие недостоверные (ложные) данные[8].

Приобретение и сохранение статуса безработных связано с понятиями «подходящая работа» и «неподходящая работа», поэтому вполне уместно ввести определение этих понятий с точки зрения действующего законодательства.

В соответствии со ст. 4 Закона о занятости подходящей считается такая работа, в том числе и временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его уровня профессиональной подготовки, усилиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Неподходящей работа считается в следующих случаях:

1. если она связана с переменой места жительства без согласия граждан;

2. условие труда не соответствует правилам и нормам по охране труда;

3. предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы[27, с.158].

Как видно, незанятость трудоспособных граждан в общественном производстве во многом не зависит от желания граждан, она связана с невозможностью в данный момент устроиться на подходящую работу. Однако, статус безработного, как говорилось выше, предполагает ряд правомочии, которые в свою очередь гарантируют права граждан на трудоустройство, это:

1) право на содействие в поиске подходящей работы (ст. 4),

2) право на выбор места работы (ст. 8), в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории РФ (ст. 10);


3) право на бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости (ст. 9, 23),

4) право участвовать в общественных оплачиваемых работах (ст. 24),

5) право на получение содействия в организации собственного дела (самозанятость населения);

6) право на социальную поддержку (ст. 28).

Там где есть права, есть и обязанности. Что касается обязанностей безработного, то в общем виде их можно сформулировать как добросовестность и дисциплинированность[14, с.67].

Принцип добросовестности заключается в том, что гражданин, обратившийся в государственную службу занятости, должен сообщить о себе и своей семье определенные сведения. Это должна быть полная и достоверная информация, поскольку на основании полученных сведений принимается решение о признании гражданина безработным и назначении ему посооия по безработице. Если выяснится, что безработный получал пособие обманным путем, то выплата пособия по безработице может быть прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного. Те же последствия может повлечь за собой и не предоставление безработным службу занятости сведений о своем трудоустройстве.

Принцип дисциплинированности заложен в основе взаимодействия органа службы занятости и безработного: он должен регулярно (не реже двух раз в месяц) проходить перерегистрацию в органах службы занятости; заранее сообщать длительном (более одного месяца) отсутствии по месту регистрации в качестве безработного; являться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу) и на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; выполнять предложенную подходящую работу или успешно проходить курс обучения по направлению органов службы занятости.

Кроме того, безработный обязан являться в органы службы занятости в трезвом виде, так как явка безработного на перерегистрацию в состоянию опьянения влечет за собой соответствующие санкции со стороны органа службы занятости.

Невыполнение безработным возложенных на его обязанностей влечет за собой принятие предусмотренных Законом о занятости. Эти меры ответственности могут быть гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице) и уголовно-правовыми (привлечение к ответственности по ст. 159 УК РФ за мошенничество), а также специфическими, присущими только данным правоотношениям. К числу последних относятся: приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев; снижение размера пособия по безработице на 25% на срок до одного месяца; лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице (применяется в качестве самой суровой меры наказания)[18,с.230].


Социально-правовой статус безработного дает возможность гражданам, которые действительно заинтересованы в поиске походящей работы, реализовать предоставленные им права, а самое главное трудоустроиться. Однако, чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значительнее экономические потери, тем больше ухудшается материальное положение безработного и его семьи.

Безработица имеет также ряд асоциальных последствий: усиление социального неравенства, снижение социального статуса. Длительная безработица вызывает у людей неуверенность в будущем и сопровождается увеличением нервно-психических и сердечнососудистых заболеваний, ростом алкоголизма, наркомании, проституции и преступности. Поэтому государство заинтересовано в регулировании процессов трудоустройства и защите прав граждан, получивших социально-правовой статус безработного.

Таким образом, социально-правовой статус безработного определяется несколькими моментами: во-первых, конституционным правом каждого гражданина на труд и защиту от безработицы; во-вторых, его социально-правовым положением как безработного. Признание гражданина в качестве безработного, а также порядок регистрации его в данном статусе, права и обязанности, возложенные на него, регламентируются Законом «О занятости населения в РФ».

Одной из основных функций государства является социальная защита наиболее уязвимых категорий населения. Согласно п. 3 ст. 37 Конституции РФ «каждый имеет право на труд, на вознаграждение за труд, а также право на защиту от безработицы». Существуют следующие организационно правовые формы социальной защиты безработных: обеспечение, страхование, обслуживание [7, с.124].

Так в соответствии со ст. 28 Закона о занятости государство предоставляет следующие гарантии социальной поддержки безработных:

• выплата пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

• выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

• возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

• сохранение трудового стажа в течение всего времени, которое установлено законом гражданину для получения пособия по безработице, стипендии, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также в период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением государственных обязанностей.


Основной формой материальной поддержки безработного в период поиска подходящей работы является пособие по безработице - это гарантированные государством периодические выплаты за счет средств федерального бюджета.

В российском Законе о занятости заложена достаточно простая схема выплаты пособия по безработице и установлен следующий порядок определения размеров пособия по безработице:

• пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным из организаций, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если такие граждане в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем;

• размер пособия устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице гражданам: впервые ищущим работу; стремящимся возобновить после длительного перерыва трудовую деятельность; уволенным за нарушение трудовой дисциплины; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные деяния.

Такой порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержден постановлением Минтруда России от 12.08.2003 № 62 [3].

При этом степень возмещения потерянного заработка пособием по безработице варьируется в диапазоне от 45% до 75% заработка работника, предшествовавшего увольнению, или в размере минимальной оплаты труда, если он не работал в течение 12 месяцев перед признанием его безработным.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством РФ (например, Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» определяет минимальную величину пособия по безработице в размере 1500 рублей и максимальную - 12130 рублей) [2].

Закон о занятости содержит нормы дифференцированного подхода к отдельным категориям безработных. Например, граждане, проживающие в кожуунах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, к пособию по безработице получают дополнительное пособие в соответствии с законодательством РФ о социальной защите.