Файл: Социальные гарантии гражданам, признанным безработными (на примере Республики Крым).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Итак, реализуя конституционное право граждан на защиту от безработицы, государство использует как пассивные, так и активные формы социально-правовой защиты безработных. При этом учитываются индивидуальные особенности безработных граждан (пол, возраст, состояние здоровья, уровень квалификации и т.д.), а также состояние современного рынка труда.

Таким образом, социально-правовой статус и организационно-правовые формы социальной защиты безработных граждан регулируется ФЗ «О занятости населения РФ» (далее - Закон о занятости), который содержит нормы, предъявляемые к безработным. В соответствии со ст. 3 Закона о занятости признают безработных, порядок их регистрации, приобретение и сохранение статуса безработных, ряд правомочий, которые в свою очередь гарантируют права граждан на трудоустройство, обязанности безработного, основанные на принципах добросовестности, дисциплинированности, меры ответственности.

Социально-правовой статус безработного определяется во-первых, конституционным правом каждого гражданина на труд и защиту от безработицы; во-вторых, его социально-правовым положением как безработного.

Существуют следующие организационно правовые формы социальной защиты безработных: обеспечение, страхование, обслуживание.

1.4 Деятельность социальных служб по защите безработных граждан
Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических учреждениях, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д.

Поэтому главным в социальной политике является предупреждение массовой безработицы, что обеспечивается, прежде всего, нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием. Допустимой считается незанятость в пределах 2-5%. Хотя и в этом случае общество несет определенные потери: возрастает объем пособий по безработице, функционируют биржи труда (центры занятости), возрастает масштаб общественных работ, расширяются программы социальной зашиты и т. д. Однако массовая безработица (превосходит нормативную в 2-4 раза и более) может явиться детонатором социального взрыва, что особенно опасно в современных условиях.

Ныне в России по официальным данным около 8 млн. безработных, по другим источникам - от 10 до 20 млн. Это значительно превосходит нормативную безработицу[31, с.76].


Местные власти, руководители предприятий и учреждений пытаются своими силами сдержать рост безработицы. Помимо отмеченных уже выше мер (создание специализированных предприятий для отдельных категорий населения, использование надомных форм работы, укороченный рабочий день, неполная рабочая неделя), практикуются и отпуска без сохранения заработной платы, оказание финансовой помощи для развития самозанятости, предпринимательства, а также новых форм занятости, установление квоты приема отдельных категорий населения (молодежи, инвалидов и т. д.) на предприятиях. Очень важна такая мера, как введение льготных налогообложения и кредитов предприятиям, создающим дополнительные рабочие места для женщин и молодежи, других категорий граждан.

Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда. Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан.

Еще слабо используется проведение общественных работ для отдельных категорий населения (освобожденных из мест заключения, бомжей и т. д.). Как правило, такие работы общедоступны, не требуют длительной специальной профессиональной подготовки. Это уход за детьми, престарелыми, помощь в обслуживании больных, выращивание овощей, работа в детских садах и уборка территорий, для которых выполняются работы, а также используются средства местного бюджета и государственного фонда занятости.

В связи с переходом к рыночным отношения и появлением безработицы были открыты службы занятости. Несмотря на непродолжительный период своей деятельности (после 30-х годов их не было), они становятся все более важным органом оказания социальной помощи в трудоустройстве, социальной защиты граждан, потерявших работу.

Служба занятости имеет разветвленную сеть. Ее возглавляет и организует Государственный комитет Российской Федерации по занятости. В республиках, краях, областях, районах и городах созданы службы занятости, подчиненные в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти. Они финансируются за счет средств фонда занятости.

Службы занятости в своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда (МОТ), созданной в 1991 г. (см.: МОТ. Конвенции и рекомендации 1991­,1996 гг.), и соответствующими законами и нормативными актами Российской Федерации.


Центры занятости всех уровней (типов) решают следующие основные задачи:

• сбор и распространение информации о спросе и предложении на местном рынке труда;

• консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

• профессиональная ориентация всех групп населения;

• выплата пособий по временной незанятости;

• консультирование предпринимателей по проблемам занятости и использования рабочей силы;

• оказание помощи в кадровом планировании предприятий;

• организация переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы.

Практика показывает, что важнейшим звеном в деятельности служб занятости является также социально-психологическая работа с клиентами [22,с.121].

Служба занятости обязана принять решение о признании гражданина безработным не позднее 11 дней с момента предъявления им соответствующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работу.

Службой занятости не могут быть признаны безработными следующие категории граждан:

1) не достигшие 16-летнего возраста;

2) лица, которым назначена (соответствии с законодательством) пенсия, исключая инвалидов 3 группы;

3) отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы;

4) впервые ищущие работу, а также не имеющие профессии (специальности) в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки, от предложенной оплачиваемой работы (даже временной).

Для потерявших работу в связи со структурными изменениями в экономике, закрытием или перепрофилированием производства закон предусматривает сохранение стажа и среднего заработка в период трудоустройства, но не более трех месяцев.

Таким образом, в деятельности социальных служб по защите безработных граждан главным является предупреждение массовой безработицы, принятие мер (создание специализированных предприятий для отдельных категорий населения, использование надомных форм работы, укороченный рабочий день, неполная рабочая неделя), развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда, проведение общественных работ для отдельных категорий населения (освобожденных из мест заключения, бомжей и т. д.), открытие служб или центры занятости.


ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ И ЗАЩИТЫ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

2.1 Система социальной защиты безработных в Республике Крым
Вопросы формирования рынка труда и использования трудовых ресурсов в Республике Крым имеют ряд особенностей, определяемых географическим положением, сезонностью использования трудового потенциала, реформированием предприятий, организаций и т.д.

Крым в настоящее время - полуостров с существенной положительной динамикой экономического развития. В социально-экономическом развитии произошел ряд позитивных изменений, проблема безработицы в Республике Крым стоит не так остро, как несколько лет назад, однако основные показатели общей занятости населения все же не достигают среднероссийского уровня.

По результатам выборочных обследований в 2019 году: численность рабочей силы Республики Крым составила 917,9 тыс. человек, что меньше на 3,8 тыс. человек по сравнению с соответствующим периодом 2017 года; численность занятых в экономике составила 851,0 тыс. человек, что больше на 11,9 тыс. человек; численность граждан, которые не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией МОТ они классифицируются как безработные), составила 66,9 тыс. человек, в 2017 году - 82,7 тыс. человек. Уровень общей безработицы в 2019 году составил 7,3% экономически активного населения, в среднем по Южному федеральному округу - 6,5%, по Российской Федерации - 5,6% [35].

В 2019 году на фоне экономического развития республики с учетом реализации комплекса мер по содействию занятости уровень зарегистрированной безработицы по сравнению с 2018 годом остается на минимальном уровне. Несмотря на низкий уровень безработицы по республике разброс показателя по городам и районам значителен: от 0,1 % рабочей силы в Симферополе и Ялте, до 1,3 % в Раздольненском районе.

Динамика уровня зарегистрированной безработицы в 2019 году по сравнению с 2018 годом представлена на рисунке 2.1.



Рисунок 2.1 - Динамика уровня зарегистрированной безработицы в 2019 году по сравнению с 2018 годом, %
Численность безработных в 2019 году по сравнению с 2018 годом уменьшилась на 8,3 %: с 3,6 тысяч человек до 3,3 тысяч.

Напряженность на рынке труда за этот период времени снизилась в 1,3 раза с 0,4 человек на вакансию до 0,3 [35].

При относительно благополучной ситуации на зарегистрированном рынке труда существуют определенные риски увеличения количества безработных, один из которых – работа организаций в режиме неполной занятости, высвобождение работников.


По результатам опроса работодателей региона по состоянию на 01 января 2020 года получена информация от 189 предприятий, организаций и учреждений Республики Крым, работники которых находятся в режиме неполной занятости и под риском увольнения.

На конец 2019 года численность сотрудников, которые работают в режиме неполной занятости, составляло 1167 человек, в том числе задействованы на неполный рабочий день 564 работника, простаивают 593, в отпусках без сохранения заработной платы находятся 10 сотрудников. По сравнению с 2018 годом объемы скрытой безработицы уменьшились на 70,9 %, в том числе работающих неполный рабочий день – на 75,2%, находящихся в простое – на 65,2 %, в отпусках без сохранения заработной платы увеличились на 66,7 %.

В 2019 году трудоустроено 17,2 тысячи граждан, или 73,3 % от обратившихся за услугой по поиску работы. По сравнению с 2018 годом уровень трудоустройства вырос на 10,3 процентных пункта [36].

Уровень трудоустройства от обратившихся граждан представлен на рисунке 2.2.



Рисунок 2.2 - Уровень трудоустройства от обратившихся граждан, %
Численность актуальных вакансий в 2019 году составила более 14 тысяч, а всего работодателями были заявлены 55,9 тысяч вакантных рабочих мест [35].

Регионы Республики Крым разнятся по уровню экономического развития и по условиям обеспечения занятости: в Алуште на 1 ищущего работу приходится более 14 предложений, Симферополе – более 11, в Ялте – более 10. Иная ситуация в сельскохозяйственных регионах, в частности в Раздольненском, где на 1 вакансию претендуют около 2 человек.

В рамках Программы труда и занятости населения и по итогам 2019 года все государственные услуги выполнены (табл.2.1).
Таблица 2.1 – Выполнение мероприятий Программы труда и занятости населения и по итогам 2019 года

Мероприятие

план

факт

% выполнения

Профессиональное обучение

1386

1793

129,4

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время

1100

1382

125,6

Информирование о положении на рынке труда

58364

61038

104,6

Профессиональная ориентация

22564

26391

117,0

Психологическая поддержка

1464

1630

111,3

Социальная адаптация

1462

1688

115,5

Общественные работы

1273

1421

111,6

Временное трудоустройство безработных, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе безработных в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профобразование и ищущих работу впервые

537

559

104,1

Открыли предпринимательскую деятельность с выплатой единовременной финансовой помощи

399

405

101,5

Содействие в переезде в другую местность, переселении

12

17

141,7