Файл: 2 средневековая философия и философия эпохи возрождения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К.Маркс и Ф.Энгельс провели большую работу по созданию диалектико-материалистической концепции исторического процесса, использовав при этом огромный фактический материал. Однако этого оказалось мало для построения теории, подтвержденнойна практике во всех своих основных элементах. И дело заключалось не столько в недостаточности усилий основоположников марксизма или каких-то их упущениях, сколько в ряде объективных обстоятельств, чрезвычайно затрудняющих разработку именно такой теории.
Во-первых, нисколько не принижая значения наук о природе, следует отметить, что связать теорию и практику с их помощью проще, чем благодаря социальным исследованиям. Это обусловлено тем обстоятельством, что развитие общества хотя и протекает по определенным объективным законам (например, экономическим), но эти законы являются статистическими (вероятностными) и действуют через сознание и волю людей. Да и эксперимент в обществе — уже настоящая история. В результате задача ученых-обществоведов усложняется. Во-вторых, для подтверждения своих идей К.Маркс и Ф. Энгельс использовали прежде всего исторические факты, которые часто не являются строго научными, представляя собой определенную трактовку события, зависящую от позиции и пристрастий его наблюдателя, характера фиксации сведений, степени их сохранности и т.п. В-третьих, пока лишь в стадии становления находились конкретные науки об обществе — социология, политология, экономическая теория. К тому же некоторые тенденции общественного развития, проявившиеся в дальнейшем, в XIX веке просто еще нельзя было увидеть. Наконец, как и любые другие ученые, марксисты не были застрахованы от односторонности и пристрастности (что сами подтвердили, заявив об идеологической направленности своей философии).
Таким образом, вывод К.Маркса и Ф.Энгельса о создании принципиально новой философии и возможности использования своей теории для революционного изменения социальной практики оказался недостаточно обоснованным. Сейчас очевидно, что российское общество, более сложное, чем природные или созданные людьми объекты, принципиально изменялось в соответствии с недостаточно подтвержденной теорией. Естественно, последовали весьма неприятные неожиданности. История нашей страны в XX веке показала, что рекомендации по любому серьезному социальному реформированию должны выполняться крайне осторожно.
Сказанное вовсе не означает, что является необоснованной вся социальная философия марксизма. И в этом разделе марксистского учения содержатся весьма продуктивные и имеющие солидное практическое подтверждение положения. На наш взгляд, к таким принципиально верным идеям относятся, например, выводы о преодолении отчуждения людей как цели исторического процесса, об определяющей роли в системе социальной жизни материального базиса и способа производства, о повышении в ходе развития человечества относительной самостоятельности общественного сознания. Общим местом в социальной философии стало признание в обществе различных сфер и наличия между ними диалектической связи.
Хотя и в измененной форме, но все же оказались востребованными некоторые марксистские идеи для современной практики, например, о сознательном контроле за протекающими в обществе процессами. В наши дни нормальное функционирование рыночного хозяйства стало невозможным без централизованного, планомерного и постоянного регулирования государством экономики. Это позволяет предотвращать экономические кризисы, сгладить стихийность развития и в определенной степени преодолеть опасные крайности бедности и богатства.
* * *
Марксистская философия представляет собой наиболее последовательное и логичное продолжение материалистической традиции, важную попытку разумно объяснить все сущее исключительно естественным образом на основе данных общественных и естественных наук. Рационально обосновываемый материализм соединен в марксизме с диалектикой как всеобщей теорией развития и методом философского мышления. Без сомнения, важным достижением марксистской философии являются мысли об активном преобразовании природного и социального мира, создании и совершенствовании на гуманистических началах нового, справедливого общества без отчуждения человека (правда, это положение было абсолютизировано). К.Маркс и Ф.Энгельс обосновали идею о практической направленности философии, однако преувеличили ее значение.
К сожалению, часть тоталитарных режимов XX века взяла догматизированный марксизм на идеологическое вооружение и в результате грандиозных репрессий и подавления личности весьма серьезно его дискредитировала. Однако это вовсе не должно являться поводом к запрету или замалчиванию идей К.Маркса и Ф.Энгельса. То, что в марксистской философии устарело, уйдет в историю не под административным нажимом, а в свободной борьбе и взаимодействии различных мнений в демократическом обществе. Актуальные же положения марксизма сохранятся и будут развиты, в том числе и представителями других направлений, даже если это кому-то и не нравится в силу идеологических или мировоззренческих оснований. Марксистская философия является таким же достижением мировой философской мысли, как учения Демокрита и Платона, Ф.Бэкона и Р.Декарта, И. Канта и Г.Гегеля, и поэтому заслуживает к себе справедливого отношения.
Даже идейные противники, и те признают немалое значение марксистской философии. По мнению политолога З.Бжезинского, многие годы боровшегося с коммунизмом на посту Государственного секретаря США, «марксизм представляет собой новый, исключительно важный и творческий этап в становлении человеческого мировоззрения. Марксизм означает победу активно относящегося к внешнему миру человека над пассивным, созерцательным человеком и в то же время победу разума над верой... Марксизм ставит на первое место систематическое и строгое изучение материальной действительности, так же, как и руководство действием, вытекающим из этого учения». Марксистская философия оказала большое, хотя и противоречивое воздействие на духовную культуру XIX—XX веков.
2.4.3. ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX—XX вв.
Как и в XVII—XVIII вв., в последние два столетия наибольшее развитие философия получила в странах Западной Европы. Именно в европейской возрожденческой и постренес-сансной культуре традиции философствования смогли заметно укрепиться. В условиях же быстрого и противоречивого развития индустриальной цивилизации актуальность философского анализа важнейших смысложизненных проблем, касающихся судьбы мира и человека в нем, не только сохранилась, но и существенно возросла.
Европейская философская мысль XIX—XX вв. отличается как никогда ранее разнообразием школ и направлений, концепций и методологических подходов, широтой проблематики. Так, вопросы логики и методологии науки рассматриваются в творчестве представителей неокантианства и различных форм позитивизма, человек и его место в истории исследуются экзистенциализмом, а неотомизм как модернизированная религиозная философия пытается исходя из реалий XX века определить соотношение веры и разума. Вместе с тем, наряду с традиционными онтологическими, гносеологическими и социально-философскими вопросами, появляются и принципиально новые проблемы, например, глобальные и герменевтические. Все это вызвано несколькими основными причинами.
Во-первых, в богатстве философских идей отразилось весьма бурное развитие европейской цивилизации в последние два века, особенно экономики, науки и культуры. В результате традиции культа разума были не только продолжены, но и в XX веке даже подкреплены грандиозными успехами научно-технической революции. Во-вторых, полярность философских подходов (прежде всего рационализма и иррационализма) связана с необходимостью не только осмысления величайших достижений в жизни человечества, но и оценки постигших его беспрецедентных катастроф. Так, в последние два столетия в разрушительных войнах погибли многие десятки миллионов людей, произошли кровавые социальные конфликты. В XX веке на долгое время установились (а в ряде стран существуют и до сих пор) подавляющие личность тоталитарные режимы, стал очевиден кризис гуманистических ценностей, наконец, быстро разрушается природная среда.
Поэтому часть философов разуверилась в силе разума и обратилась к нерациональным формам духовности человека — воле и переживаниям, интуиции и бессознательному. В-третьих, постоянно возрастала роль интеллектуального труда и повышалось влияние интеллигенции, являющейся основным «потребителем» философских идей. В-четвертых, важной предпосылкой многообразия
философских доктрин явилось становление демократии, обеспечивающей возможность относительно свободной конкуренции различных мировоззренческих подходов.
2.4.3.1. Рационализм и становление иррационализма в европейской философии XIX века.
Европейская философская мысль XIX века складывалась в условиях уже заметного ускорения социально-экономического и научно-технического развития общества. В передовых странах Европы пока еще не разразились революции 1848 года, были слабо выражены периодические экономические кризисы, а достижения в материальной и духовной сферах внушали оптимизм. В философии XIX века были продолжены и развиты многие мировоззренческие традиции предшествующих веков, однако особенно большое влияние на ее формирование оказал европейский рационализм, прежде всего — учения представителей немецкой классической философии.
В первые десятилетия XIX века среди мыслителей господствовало убеждение (идущее от умонастроений Просвещения и, ранее, от эпохи Возрождения) в том, что знания и рациональное познание — это главная и решающая сила, позволяющая со временем надеяться на разрешение всех проблем, стоящих перед человечеством. Классические философы полагали, что наше знание может и должно быть адекватно окружающему миру. При этом основой для достижения согласованности между нашими представлениями и объективной действительностью они считали наличие в бытии пока еще скрытого от нас некоторого внутреннего порядка или закономерности, определенного смысла. Конечно, мыслители расходились в вопросе о том, установлена ли такая закономерность Богом или же она представляет собой вечные законы Природы. Но у них не вызывала сомнений принципиальная постижимость вселенского порядка человеком, если, конечно, наше знание будет ясным и доказательным, приведенным в логически стройную систему. Далее следовал вывод о том, что задача философов состоит в разработке такой системы или же хотя бы в определении путей ее построения.
Представители классических школ полагали, что разумом могут и должны быть познаны общечеловеческие гуманистические идеалы и принципы, прежде всего, идеалы свободы, равенства и справедливости, принцип достоинства человеческой личности. Затем в соответствии с этими идеалами станет возможным и улучшение жизни людей (в результате реформ, образования и просвещения). Даже философы, подвергавшие сомнению всесилие разума (например, И.Кант), все же глубоко верили в возможности науки и социальный прогресс. Поэтому в XIX веке заметное влияние в духовной жизни стран Европы приобрела так называемая «философия науки», продолжившая традиции культа разума. Представители этого, весьма неоднородного течения, считали, что главная задача философского познания — определение особенностей научного постижения мира и выявление его специфики применительно к разным областям действительности, а также исследование закономерностей развития самой науки.