Файл: 2 средневековая философия и философия эпохи возрождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К.Маркс и Ф.Энгельс провели большую работу по созданию диалектико-материалистической концепции исторического процесса, использовав при этом огромный фактический материал. Однако этого оказалось мало для построения теории, подтвержден­нойна практике во всех своих основных элементах. И дело заключалось не столько в недос­таточности усилий основоположников марксизма или каких-то их упущениях, сколько в ря­де объективных обстоятельств, чрезвычайно затрудняющих разработку именно такой тео­рии.

Во-первых, нисколько не принижая значения наук о природе, следует отметить, что свя­зать теорию и практику с их помощью проще, чем благодаря социальным исследованиям. Это обусловлено тем обстоятельством, что развитие общества хотя и протекает по опреде­ленным объективным законам (например, экономическим), но эти законы являются стати­стическими (вероятностными) и действуют через сознание и волю людей. Да и эксперимент в обществе — уже настоящая история. В результате задача ученых-обществоведов усложняет­ся. Во-вторых, для подтверждения своих идей К.Маркс и Ф. Энгельс использовали прежде всего исторические факты, которые часто не являются строго научными, представляя собой определенную трактовку события, зависящую от позиции и пристрастий его наблюдателя, характера фиксации сведений, степени их сохранности и т.п. В-третьих, пока лишь в стадии становления находились конкретные науки об обществе — социология, политология, эконо­мическая теория. К тому же некоторые тенденции общественного развития, проявившиеся в дальнейшем, в XIX веке просто еще нельзя было увидеть. Наконец, как и любые другие уче­ные, марксисты не были застрахованы от односторонности и пристрастности (что сами под­твердили, заявив об идеологической направленности своей философии).

Таким образом, вывод К.Маркса и Ф.Энгельса о создании принципиально новой фило­софии и возможности использования своей теории для революционного изменения социаль­ной практики оказался недостаточно обоснованным. Сейчас очевидно, что российское об­щество, более сложное, чем природные или созданные людьми объекты, принципиально из­менялось в соответствии с недостаточно подтвержденной теорией. Естественно, последовали весьма неприятные неожиданности. История нашей страны в XX веке показала, что реко­мендации по любому серьезному социальному реформированию должны выполняться край­не осторожно.

Сказанное вовсе не означает, что является необоснованной вся социальная философия марксизма. И в этом разделе марксистского учения содержатся весьма продуктивные и имеющие солидное практическое подтверждение положения. На наш взгляд, к таким прин­ципиально верным идеям относятся, например, выводы о преодолении отчуждения людей как цели исторического процесса, об определяющей роли в системе социальной жизни мате­риального базиса и способа производства, о повышении в ходе развития человечества отно­сительной самостоятельности общественного сознания. Общим местом в социальной фило­софии стало признание в обществе различных сфер и наличия между ними диалектической связи.


Хотя и в измененной форме, но все же оказались востребованными некоторые маркси­стские идеи для современной практики, например, о сознательном контроле за протекающи­ми в обществе процессами. В наши дни нормальное функционирование рыночного хозяйства стало невозможным без централизованного, планомерного и постоянного регулирования го­сударством экономики. Это позволяет предотвращать экономические кризисы, сгладить сти­хийность развития и в определенной степени преодолеть опасные крайности бедности и бо­гатства.

* * *

Марксистская философия представляет собой наиболее последовательное и логичное продолжение материалистической традиции, важную попытку разумно объяснить все сущее исключительно естественным образом на основе данных общественных и естественных наук. Рационально обосновываемый материализм соединен в марксизме с диалектикой как всеоб­щей теорией развития и методом философского мышления. Без сомнения, важным достиже­нием марксистской философии являются мысли об активном преобразовании природного и социального мира, создании и совершенствовании на гуманистических началах нового, справедливого общества без отчуждения человека (правда, это положение было абсолютизи­ровано). К.Маркс и Ф.Энгельс обосновали идею о практической направленности филосо­фии, однако преувеличили ее значение.

К сожалению, часть тоталитарных режимов XX века взяла догматизированный мар­ксизм на идеологическое вооружение и в результате грандиозных репрессий и подавления личности весьма серьезно его дискредитировала. Однако это вовсе не должно являться пово­дом к запрету или замалчиванию идей К.Маркса и Ф.Энгельса. То, что в марксистской фи­лософии устарело, уйдет в историю не под административным нажимом, а в свободной борьбе и взаимодействии различных мнений в демократическом обществе. Актуальные же положения марксизма сохранятся и будут развиты, в том числе и представителями других направлений, даже если это кому-то и не нравится в силу идеологических или мировоззрен­ческих оснований. Марксистская философия является таким же достижением мировой фило­софской мысли, как учения Демокрита и Платона, Ф.Бэкона и Р.Декарта, И. Канта и Г.Гегеля, и поэтому заслуживает к себе справедливого отношения.

Даже идейные противники, и те признают немалое значение марксистской философии. По мнению политолога З.Бжезинского, многие годы боровшегося с коммунизмом на посту Государственного секретаря США, «марксизм представляет собой новый, исключительно важный и творческий этап в становлении человеческого мировоззрения. Марксизм означает победу активно относящегося к внешнему миру человека над пассивным, созерцательным человеком и в то же время победу разума над верой... Марксизм ставит на первое место сис­тематическое и строгое изучение материальной действительности, так же, как и руководство действием, вытекающим из этого учения». Марксистская философия оказала большое, хотя и противоречивое воздействие на духовную культуру XIX—XX веков.




2.4.3. ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX—XX вв.

Как и в XVII—XVIII вв., в последние два столетия наибольшее развитие философия по­лучила в странах Западной Европы. Именно в европейской возрожденческой и постренес-сансной культуре традиции философствования смогли заметно укрепиться. В условиях же быстрого и противоречивого развития индустриальной цивилизации актуальность философ­ского анализа важнейших смысложизненных проблем, касающихся судьбы мира и человека в нем, не только сохранилась, но и существенно возросла.

Европейская философская мысль XIX—XX вв. отличается как никогда ранее разнооб­разием школ и направлений, концепций и методологических подходов, широтой проблема­тики. Так, вопросы логики и методологии науки рассматриваются в творчестве представите­лей неокантианства и различных форм позитивизма, человек и его место в истории исследу­ются экзистенциализмом, а неотомизм как модернизированная религиозная философия пы­тается исходя из реалий XX века определить соотношение веры и разума. Вместе с тем, наря­ду с традиционными онтологическими, гносеологическими и социально-философскими во­просами, появляются и принципиально новые проблемы, например, глобальные и герменев­тические. Все это вызвано несколькими основными причинами.

Во-первых, в богатстве философских идей отразилось весьма бурное развитие европей­ской цивилизации в последние два века, особенно экономики, науки и культуры. В результа­те традиции культа разума были не только продолжены, но и в XX веке даже подкреплены грандиозными успехами научно-технической революции. Во-вторых, полярность философ­ских подходов (прежде всего рационализма и иррационализма) связана с необходимостью не только осмысления величайших достижений в жизни человечества, но и оценки постигших его беспрецедентных катастроф. Так, в последние два столетия в разрушительных войнах по­гибли многие десятки миллионов людей, произошли кровавые социальные конфликты. В XX веке на долгое время установились (а в ряде стран существуют и до сих пор) подавляющие личность тоталитарные режимы, стал очевиден кризис гуманистических ценностей, наконец, быстро разрушается природная среда.

Поэтому часть философов разуверилась в силе разума и обратилась к нерациональным формам духовности человека — воле и переживаниям, интуиции и бессознательному. В-третьих, постоянно возрастала роль интеллектуального труда и повышалось влияние интел­лигенции, являющейся основным «потребителем» философских идей. В-четвертых, важной предпосылкой многообразия
философских доктрин явилось становление демократии, обес­печивающей возможность относительно свободной конкуренции различных мировоззренче­ских подходов.

2.4.3.1. Рационализм и становление иррационализма в европейской философии XIX века.

Европейская философская мысль XIX века складывалась в условиях уже заметного ус­корения социально-экономического и научно-технического развития общества. В передовых странах Европы пока еще не разразились революции 1848 года, были слабо выражены пе­риодические экономические кризисы, а достижения в материальной и духовной сферах вну­шали оптимизм. В философии XIX века были продолжены и развиты многие мировоззренче­ские традиции предшествующих веков, однако особенно большое влияние на ее формирова­ние оказал европейский рационализм, прежде всего — учения представителей немецкой классической философии.

В первые десятилетия XIX века среди мыслителей господствовало убеждение (идущее от умонастроений Просвещения и, ранее, от эпохи Возрождения) в том, что знания и рацио­нальное познание — это главная и решающая сила, позволяющая со временем надеяться на разрешение всех проблем, стоящих перед человечеством. Классические философы полагали, что наше знание может и должно быть адекватно окружающему миру. При этом основой для достижения согласованности между нашими представлениями и объективной действительно­стью они считали наличие в бытии пока еще скрытого от нас некоторого внутреннего поряд­ка или закономерности, определенного смысла. Конечно, мыслители расходились в вопросе о том, установлена ли такая закономерность Богом или же она представляет собой вечные законы Природы. Но у них не вызывала сомнений принципиальная постижимость вселен­ского порядка человеком, если, конечно, наше знание будет ясным и доказательным, приве­денным в логически стройную систему. Далее следовал вывод о том, что задача философов состоит в разработке такой системы или же хотя бы в определении путей ее построения.

Представители классических школ полагали, что разумом могут и должны быть позна­ны общечеловеческие гуманистические идеалы и принципы, прежде всего, идеалы свободы, равенства и справедливости, принцип достоинства человеческой личности. Затем в соответ­ствии с этими идеалами станет возможным и улучшение жизни людей (в результате реформ, образования и просвещения). Даже философы, подвергавшие сомнению всесилие разума (например, И.Кант), все же глубоко верили в возможности науки и социальный прогресс. Поэтому в XIX веке заметное влияние в духовной жизни стран Европы приобрела так назы­ваемая «философия науки», продолжившая традиции культа разума. Представители этого, весьма неоднородного течения, считали, что главная задача философского познания — оп­ределение особенностей научного постижения мира и выявление его специфики примени­тельно к разным областям действительности, а также исследование закономерностей разви­тия самой науки.