Файл: 2 средневековая философия и философия эпохи возрождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
П.Я. Чаадаева. Центральное место в его творчестве занимает историко-философская концепция, изложенная им прежде всего в «Философических письмах» и имеющая религиозно-этический характер. По мнению мыслителя, развитием человечества управляет Провидение, а основной целью социально-исторического процесса является осно­ванное на идеалах христианства совершенное общество (Царство Божие). Ход мировой ис­тории определяется последовательной сменой одних форм монотеизма другими, более со­вершенными, прежде всего в нравственном отношении. Поэтому критерием исторического прогресса выступает моральное развитие. Мыслитель писал, что «народы — существа нрав­ственные, точно так же, как и отдельные личности, их воспитывают века, как людей — годы» .

По мнению П.Я.Чаадаева, христианство является самой совершенной религией, оно да­ет истинную духовность и обладает мощным нравственным потенциалом. Вместе с тем, в ка­честве ортодоксального христианства и носителя настоящего христианского идеала мысли­тель рассматривал католичество, занимающееся проблемами духовно-нравственного совер­шенствования людей и приветствующее индивидуальное развитие человека. Православная же церковь отстаивает по сути дела искаженный вариант единой христианской веры, по­скольку она срослась с государством, поддерживает крепостничество и не одобряет проявле­ния личностного начала. В X веке Россия сделала «роковой выбор», переняв православие от «презираемой всеми народами Византии». В результате мы поставили себя по сути дела вне столбовой дороги исторического прогресса и оказались в тупике.

П.Я.Чаадаев считал, что мы не обладаем настоящими традициями, не принадлежим ни к Востоку, и ни к Западу, стали «печальным укором всему человечеству». Более того, уже ставшее на Западе инстинктом — идеи долга, порядка и права — чуждо русской действи­тельности, в которой господствует нравственное равнодушие и дух всеобщего рабства. В России «сведен на нет всеобщий закон человечества». Мыслитель утверждал, что «мы жи­вем лишь в самом ограниченном настоящем, без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя». Провидение как бы оставило Россию и обратило внимание на развитие просве­щенной Западной Европы, выбравшей правильный путь. По сути дела, в начале своего твор­ческого пути П.Я.Чаадаев пришел к идеализации истории и современного состояния евро­пейских стран и придерживался преимущественно тех идей, которые повлияли на формиро­вание западничества. Своим сравнением России с Западной Европой в «Философических письмах» он вызвал бурю возмущения со стороны оппонентов.


Однако революции 1830 и 1848 гг. глубоко разочаровали П.Я. Чаадаева. Он перестал идеализировать Запад, отмечая эгоизм и сухой рационализм европейцев и подчеркивая дос­тоинства русских людей, прежде всего, их коллективизм и открытость души. Постепенно мыслитель эволюционировал в сторону славянофильства, хотя и не отказался от негативной оценки российской действительности. Уже в молодости философ полагал, что ближайшая задача России — это «оживление веры», и поэтому он весьма отрицательно относился к ра­ционализму Г.Гегеля. По его мнению, идеи немецкого мыслителя попросту губительны для христианства.

В зрелые годы П.Я.Чаадаев даже пришел к выводу, что Россия имеет своеобразную «привилегию отсталости». Она может сознательно пройти этапы того пути, по которому двигалась в свое время Западная Европа, однако избежать ее ошибок. Именно тогда наша страна не только займет достойное место среди цивилизованных народов, но и поможет от­ветить на вопросы, занимающие человечество, дав новый импульс его развитию. По мнению автора «Философических писем», как раз в этом и состоит особое предназначение России. Однако мыслитель так и не стал славянофилом, поскольку уповал на развитие своей страны в русле мировой цивилизации, звал вперед, к единению народов; славянофилов же он оцени­вал как «ретроспективную утопию», обособляющую Россию.

Славянофилы, или «славянолюбы» (И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, братья И.С. и К.С.Аксаковы) исходили из приоритета общественных интересов перед личными, поэтому их воззрения часто характеризуют как «философия тотальности», то есть целостности, кол­лективности. Славянофилы рассматривали церковь и религиозную веру как основу всех со­циальных и исторических реалий. По их мнению, практически полностью беды человечества проистекают от того, что оно якобы отошло от правильной веры. В качестве силы, способ­ной привести людей к спасению, ими рассматривалась православная вера. Именно ей, по убеждению славянофилов, присуща свободная стихия духа, независимого от всего матери­ального, и постоянная устремленность к творчеству. Это придает православию исключи­тельное значение.



Вместе с тем, коллективистский уклад русской жизни прекрасно соответствует право­славию. Оно является основой духовного мира русских людей, в том числе их нравственно­сти и познания. Только правильная вера дает возможность объединить все способности че­ловека в «цельном знании» и избежать одностороннего рационализма. В качестве основы нравственного устройства общества выступает и крестьянская община, поскольку в ней гар­монически сочетаются личностные и коллективные интересы. По мысли славянофилов, в центр поведения людей должны быть поставлены нормы христианской этики, основанные на понятиях «долг», «любовь», «самоотвержение» и т.п. С этих позиций они критиковали кре­постное право как явление, противоречащее морали, опасаясь, вместе с тем, что в результате его отмены рухнет и крестьянская община.

В качестве идеального социального устройства славянофилы рассматривали монархию, поскольку считали, что именно она предохраняет общество от потрясений. Сторонники сла­вянофильства исходили из культурно-национального своеобразия России, полагая, что у нее имеется особый, самостоятельный путь, принципиально отличающийся от судьбы стран За­падной Европы. Более того, славянский мир призван обновить Запад своими нравственны­ми, религиозными и экономическими идеями и качествами. Славянофилы весьма негативно оценивали развитие индивидуализма и эгоизма, отрицательно относились к западной обо­собленности духовного мира людей и господству материальных интересов над духовными. В этой связи ими осуждались реформы Петра I, направленные на европеизацию русской жиз­ни. Славянофилы способствовали развитию национального самосознания, хотя и замечали преимущественно лишь позитивные стороны русской действительности и истории.

Одним из основоположников славянофильства был И.В.Киреевский. Он активно критиковал рационализм, господствовавший в духовной жизни Европы. Западная культура в его творчестве предстала как односторонне рассудочная, и поэтому породившая индивидуализм и эгоизм европейцев. Напротив, русский человек якобы выступает носителем целостного сознания, органически сочетающего в себе рассудочное и эмоциональное начала. По мысли И.В.Киреевского, причиной указанного факта являются принципиально разные пути формирования личности в России и Европе. У нас оно основано на традициях право­славия, проповедующего братство и смирение
, а на Западе покоится на просвещении, отде­ленном от церкви и чрезмерно рационалистичном. Особенности народного духа ведут к то­му, что в Западной Европе общество разделено на классы, в России же будто бы наблюдает­ся социальное единодушие. И.В.Киреевский верил, что указанные культурные особенности России открывают перед ней великое будущее, дают ей надежду стать «духовным вождем» Европы.

И.В.Киреевским была выдвинута и обоснована концепция соборности(общинности). Последняя понималась им как множество людей, объединенных силой любви в свободную и органическую целостность (единство). С одной стороны, соборность противоположна инди­видуализму, а с другой — она отрицает бездумное подчинение авторитету и исходит из принципа свободы личности, основанной на ее добровольном вхождении в общину и цер­ковь, признании коллективных ценностей. По убеждению мыслителя, принуждение по отно­шению к человеку пагубно, и его внутренняя свобода выше внешней необходимости.

А.С.Хомяков определил соборность как «сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям». Собор­ность — это свободное единство православных, основанное на их любви к Христу. Человек волен выбирать между любовью к Богу и себялюбием, эгоизмом. Хотя люди и греховны, но благодаря Всевышнему они смогут осознать свою вину, нравственное несовершенство и пой­ти по пути спасения. Для этого свободныйчеловек должен не под влиянием «внешнего авто­ритета», а по внутреннему убеждению принять «благодать». Естественно, что в дальнейшем он уже не сможет следовать произволу и в осуществлении своей свободы исходит из «единомыслия с Церковью». Католичество А.С.Хомяков определял как «единство без свобо­ды», ибо папа считается абсолютно непогрешимым и упор делается на внешнюю власть над людьми. Напротив, протестантизм является «свободой без единства» — здесь никто не объе­диняет и не поддерживает людей в их индивидуальной любви к Богу. По мнению А.С.Хомякова, только православие органически сочетает в себе свободу и единство.

Русский мыслитель идеализировал общину, в которой «всем миром» и единодушно при­нимаются решения. Он даже полагал, что общинный порядок должен стать основой устрой­ства всей жизни России (например, в промышленности). А.С.Хомяков придерживался кон­цепции «цельного знания», в котором соединяются все познавательные способности челове­ка (вера, разум и чувства), критиковал «сверхрационапизм» западных философов. По его мнению, грех и заблуждения могут являться уделом отдельного человека, однако в общине, благодаря
соборному единению всех членов церкви, содержится всестороннее и полное зна­ние. А.С.Хомяков был уверен в религиозно-мессианском предназначении русского народа. Россия,как «самая христианская из всех человеческих обществ» страна, может, по его убеж­дению, стать центром мировой цивилизации.

К.С.Аксаков развивал концепцию «земли и государства». Согласно ей, русский народ является «негосударственным», поскольку в его сознании понятия «государство» и «страна» («земля») разделены. Поэтому народ живет согласно «внутренней правде» и руководствуется нравственными законами, предпочитая путь мира и следуя уче­нию Христа. Государство же привнесено на Русь извне, противоречит ее исконной общинности. Оно является стоящей над народом силой («внешней правдой») и функционирует на ос­нове принуждения. В результате К.С.Аксаков пришел к выводу, что неразвитость политико-правовых институтов в России является не недостатком, а скорее благом. В творчестве этого мыслителя особенно ярко заметна идеализация русской истории. В частности, он видел только темные стороны западной цивилизации и утверждал, что русская история является «всеобщей исповедью», и ее можно читать как «житие святых».

В полемике со славянофильством складывалась и «философия индивидуальности», про­явившаяся вначале в виде западничества. Его представители исходили из единства человече­ства и закономерностей его развития. Западники доказывали, что Россия двигается вперед в рамках единого мирового исторического процесса и должна неизбежно пройти примерно теми же путями, что и ушедшие вперед народы Западной Европы. В этой связи западники выступали за ликвидацию феодальных отношений и развитие буржуазных общественных ин­ститутов. Большинство западников в 30—40-е годы XIX века являлись объективными идеа­листами и ориентировались на концепции представителей немецкой классической филосо­фии. Они придерживались рационалистических взглядов и критически относились к религии. Вместе с тем, западники исходили из приоритета интересов личности и полагали, что люди способны изменить к лучшему природный и социальный мир.

Большой вклад в распространение идей немецкой классической философии в России и формирование западничества внес Н.В.Станкевич. Он рассматривал дух как деятельное начало и первооснову мира, сформулировал идеал нравственно совершенной личности.