Файл: 2 средневековая философия и философия эпохи возрождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
хранителя истинной христианской веры, а поэтому и преемственности власти московского великого князя и византийского императора. Он об­ращался к Василию III: «Внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий [то есть Москва] стоит, четвертому же не бывать». В работах других мыслителей создавался образ государя, советующегося со свои­ми приближенными и обладающего «тайным искусством» управлять. Народ беспрекословно повинуется царю, который укрепляет законность, любит подданных и следит за порядком.

В годы царствования Ивана Грозного И. С. Пересветови священник Ермолай Эразм обосновывали единодержавие справедливого государя. Они полагали, что царь должен ут­верждать свою власть даже самым жестоким образом. Царь Иван IV Грозный под­держивал учения о «некасаемости» монарха, сам отстаивал идеологию «самодержавства», утверждая, что его власть (как «величайшего христианского государя») исходит от Бога. По­этому царь волен по своему усмотрению «жаловать и казнить своих подданных», его власть выше всякого закона.

Лишь князь А.М.Курбскийв своей переписке с Иваном Грозным (да и то после бегства в Польшу) отверг принцип неограниченного самодержавия, обвиняя царя в том, что тот пол­ностью отверг закон и «затворил русскую землю, сиречь свободное естество человеческое, аки в адовой твердыне». Иными словами, А.Курбский отстаивал «западный» путь развития страны, предполагающий определенные правовые гарантии по крайней мере некоторым слоям населения. Но в России происходил противоположный процесс — сословия закрепо­щались, а отдельный человек практически ничего не значил перед деспотическим государст­вом.

Многое было связано с политикой в русской философской мысли XIV—XVII вв., но она всегда сохраняла и религиозно-этическую направленность. Нил Сорскийпропагандировал идеи мистического аскетизма, выступал против землевладельческих прав монастырей, считая их собственность главной причиной моральной деградации монашества. По его убеждению, созданный по образу и подобию Бога, человек способен познать волю Творца. Но это возможно только при неустанном религиозно-нравственном совершенство­вании, преодолении греховных «страстей» с помощью молитв и воздержания от мирских со­блазнов. Мыслитель провел довольно глубокий анализ «страстей» человека, подразделяя их на добродетели (нестяжательство и пост, целомудрие и вера, смирение и милосердие, скром­ность и др.) и пороки (стяжательство и блуд, чревоугодие и себялюбие, тщеславие и гор­дость, гнев и т.д.).


Максим Грек главной задачей философии считал нравственную. По его мнению, она представляет собой возвышенное божественное знание, которое «благоукрашение нрава законополагает..., целомудрие, мудрость и кротость восхваляет, добродетель и порядок устанавливает в обществе». С помощью любомудрия человеку необходимо преодолеть праздность и гнев, гордыню и самое опасное искушение — сребролюбие (страсть к деньгам).

Вместе с тем, в XV—XVI вв. усилились тенденции вольномыслия. Сторонники

Иосифа Волоцкого исходили из того, что книги Священного писания есть всеобщее мерило истины и единственное средство обоснования любых теоретических положений. По­этому они выступали за жестокое преследование еретиков, считая недопустимым милосердие по отношению к отступникам веры. Напротив, Нил Сорский и его последователи полагали, что «писания многа, но не вся божественна», и необходимо согласие между Писанием и ра­зумом, дающим ему критическую оценку. Еще более неортодоксальные взгляды были харак­терны для Матвея Башкина(XVI век), который отрицательно высказывался об учении церк­ви и рассматривал Христа как хотя и мудрого учителя, но все же обычного человека. На ос­нове христианского принципа «все люди братья» он выступал против обращения свободных людей в холопов: «Христос всех братией называет, а мы рабов держим». Феодосии Косой вообще требовал уничтожить имущественное и социальное неравенство людей.

Процесс усиления централизованного государства был на время прерван в период Смутного времени (конец XVI — начало XVII вв.), но возобновился после установления ди­настии Романовых. Одновременно наблюдался определенный прогресс в духовной жизни. Центрами культуры и возникшего философского образования стали Киево-Могилянская и Московская Славяно-греко-латинская академии, в которых изучались произведения Аристо­теля, средневековых византийских и некоторых западно-европейских мыслителей.

Известным писателем и философом XVII века являлся Юрий Крижапич. Свои надежды он возлагал на московского царя как объединителя и покровителя всего сла­вянского мира. Выступая за справедливое правление, он писал: «... долг и обязанность коро­ля — сделать свой народ счастливым. Ведь не королевства для королей, а короли для коро­левств созданы. Где законы хорошие, там и подданные довольны». Славянская культура противопоставлялась Ю.Крижаничем как культуре «греческой», так и «немецкой». Видя от­сталость России, мыслитель выдвинул идею необходимости проведения преобразований, на­правленных на развитие земледелия, ремесла и торговли, распространение просвещения. Все это должно было, по его убеждению, вывести Россию в число передовых европейских наций. Интересно, что программа реформ Ю.Крижанича, по замечанию Г.В.Плеханова, «во многих отношениях напоминает программу Петра I». За выступление в пользу единства христиан­ских церквей (католической и православной) Ю.Крижанич был подвергнут длительной ссылке в Тобольск, а после освобождения уехал из России.


В XI—XVII веках русская философская мысль пока еще не выработала развернутых ми­ровоззренческих систем, находилась в процессе становления. Она существовала в тесной свя­зи с религиозными, политическими и этическими учениями. Особое внимание мыслителей в условиях почти полного подчинения индивида обществу привлекали историософские про­блемы. Процессы в душе отдельного человека рассматривались как проявление общемиро­вой борьбы между Добром и Злом. Философские идеи и традиции древней и средневековой Руси стали той особой национальной почвой, на которой развивались оригинальные фило­софские системы российских мыслителей последующих столетий.

2.5.2. Философия российского Просвещения (XVIII век).

Реформы Петра I, открывшие путь для проникновения в Россию европейских ценностей, имели большие последствия не только для политической и социально-экономической жизни страны. Они способствовали значительным изменениям и в духовной культуре. В этот пери­од заметно вырос уровень грамотности, хотя вначале и под давлением «сверху», но стала це­ниться образованность и интеллигентность. Развивались науки и ремесла, зарождались бур­жуазные отношения. К тому же, начиная с Петра I, российские монархи в своей политике ориентировались прежде всего не на родовитость, а на конкретные заслуги подданных. В ре­зультате повысилась роль личности. Прогресс русской духовной культуры привел к появле­нию вначале очень узкого слоя высокообразованных людей, отличавшихся широтой круго­зора, оригинальностью мышления и способных к созданию философских учений. Их дея­тельность позволяет охарактеризовать восемнадцатое столетие как век российского Про­свещения.

Вместе с тем, произошло разделение отечественной культуры на европейскую и народ­ную, уход от некоторых сложившихся национальных традиций. В дальнейшем это заметно отразилось и на содержании русской философии, постоянно пытавшейся осмыслить данный раскол. С начала XVIII века русская философская мысль испытывала все большее влияние западноевропейских концепций. В духовных академиях Киева и Москвы начали препода­вать, опираясь уже не на учения Аристотеля, а на философию Г.Лейбница и его последовате­ля, немецкого мыслителя Христиана Вольфа. С середины столетия значительное воздействие на русскую философию стали оказывать идеи французских просветителей. По свидетельству современников, сочинения Вольтера имелись во всех книжных магазинах, его издавали даже в провинции. С основанием в 1755 году Московского университета возникла традиция рус­ской университетской философии, постепенно освобождающейся от религии.


Импульс секуляризации философской мысли был дан еще в годы реформ Петра I. Такие идеологи петровских преобразований, как В.Н.Татищев, И.Т.Посошков и Феофан Прокопович, обосновали приоритет светской власти над духовной, считали необходимым активное развитие промышленности и торговли, поддерживали независимое от церкви научное по­знание. Первый русский историк В. Н. Татищев использовал учения Г.Гроция и Т.Гоббса (хотя и критиковал последнего) о «естественном праве» и происхождении госу­дарства, исходил из необходимости «разумного эгоизма» в качестве исходного принципа устройства общества. Тем не менее,роль церкви в XVIII веке была огромна, и большинство мыслителей придерживалось философски обоснованных религиозных взглядов, иногда мо­дернизированных.

Характерным примером является творчество Г. С. Сковороды. Он глубо­ко знал европейскую и древнегреческую философию и создал свое оригинальное учение. Хо­тя Г.С.Сковорода и являлся религиозным мыслителем, но понимал Священное писание ино­сказательно. По его мнению, все бытие едино, но, вместе с тем, состоит из трех особых ми­ров. Первой реальностью является макрокосм, Вселенная, в которой обитают все живые су­щества. Второй уровень — это микрокосм (малый мир, то есть человек). Третий уровень представляет особая символическая реальность, соединяющая макрокосм и микрокосм. Наиболее совершенным образом этого бытия является для нас Библия. На основе такого подхода Г.Сковорода развивал пантеистическое учение, в котором встречаются и элементы дуализма: «Весь мир состоит из двух натур: одна видимая — тварь, другая невидимая — Бог, Бог всю тварь проницает и содержит. Бог есть бытие всему, в дереве он есть истинное дерево, в траве — трава, в теле нашем есть новое тело». Фактически Бог является формой, а мате­рия — содержанием всего существующего. При этом Всевышний выступает и как источник всякой силы и движения в бытии.

Г.Сковорода сосредоточился и на проблеме смысла и цели нашего существования в ми­ре. Мыслитель обосновывал идею о том, что в глубине каждого человека есть свое «Царство Божие» и «Царство зла»; «... сии два царства в каждом человеке создают вечную борьбу». По мнению российского философа, основная задача человека в деле достижения счастья — прийти к максимальному выявлению своей сущности в соответствии с универсальным зако­ном «сродности», который понимался как общее равновесие вещей, процессов и существ в бытии, благодаря чему и достигается гармония природы. Поэтому необходимо найти свое место во вселенской упорядоченности, выполняя определенное дело и ведя соответствующий ему образ жизни.