Файл: 2 средневековая философия и философия эпохи возрождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Социальная философия Н.А.Бердяева также проникнута религиозным духом, а на пер­вом плане в ней находится мессианская тема. История рассматривалась философом как про­должение миротворения, но теперь уже не только Богом, но и людьми. В результате истори­ческого процесса может быть достигнуто воссоединение человека с Богом. Для этого люди должны будут реализовать свою экзистенциальную свободу, своим творчеством преобразо­вать мир мертвых объектов и занять уготованное им Творцом место во Вселенной, создать из бездушного космоса «новое небо и новую землю». Н.А.Бердяев нарисовал грандиозную эсхатологическую картину далекого будущего, когда мир перейдет на качественно новый уровень и будет окончательно преодолена «объективация», то есть отчужденность и необхо­димость, безличность и вражда. Правда, мыслитель при этом замечал, что указанная карти­на применительно к земной жизни и реальной истории представляет собой лишь идеал, воз­можность, которая в полном виде может осуществиться только в Царстве Божием.

Содержание земной истории составляет процесс борьбы сил добра против иррацио­нальной свободы. Когда последняя достигает господства, то социальная реальность начина­ет распадаться и возвращаться к первоначальному хаосу, крайней формой которого приме­нительно к общественной жизни является революция. По мнению Н.А.Бердяева, революцио­неры только воображают себя свободными творцами нового будущего, на самом же деле они обращаются к прошлому, ведь все они — рабы прошлого, прикованные к нему злобой, завистью и местью. В этой связи русский мыслитель критиковал марксизм за его подчинен­ность идее классовой борьбы и стремление насильственно изменить естественный ход исто­рии, абсолютизацию общественных интересов в ущерб личным и непримиримость к инако­мыслию. Н.А.Бердяев был убежден, что революции ничего не могут создавать, они только разрушают и никогда творческими не бывают. Творчество начинается в период реакции, ко­торая наступает после революции, именно тогда и появляются новые формы жизни, к кото­рым люди были подготовлены всем прошлым.

В историческом процессе человек выделился не только из природы. В период Возрожде­ния и гуманизма он также отрешился и от Бога, стремясь подчинить себе природу без божьей милостивой помощи. Развитие науки также поставило между человеком и природой маши­ны, которые ему помогают. Однако одновременно машины и другие бездушные и не имею­щие свободы и способности к творчеству объекты, которые все больше нас окружают, ли­шают человека живого общения. Наконец, устанавливается безмерная власть коллектива над личностью. В результате человек постепенно дегуманизируется и начинает терять свой инди­видуальный образ, «обезличивается и подчиняется искусственной, механизированной при­роде, которую он сам и создал». Таким образом, эпоха крайнего индивидуализма заканчива­ется утратой индивидуальности, а нерелигиозный гуманизм приводит к утрате человеком человечности.


Н.А.Бердяев с тревогой отмечал, что мировой цивилизации угрожают новые формы рабства, основанного на принудительном служении личности обществу ради удовлетворения своих материальных потребностей. Поэтому необходимо на новом уровне вернуться к рели­гиозному гуманизму и сверять с ним духовно-нравственные идеалы человечества. Как и мно­гие другие русские мыслители, Н.А.Бердяев отводил России особое место в истории. По его мнению, русский народ противоречив, он соединяет в себе черты восточной и западной культур. Философ выражал надежду на то, что в постсоветской России будет создано обще­ство, более справедливое, чем казарменный социализм или капитализм, и она станет объеди-нительницей восточного (религиозного) и западного (гуманистического) начал мировой ис­тории.

Учение Н.А.Бердяева является одной из вершин отечественной философской мысли. Однако значительную часть жизни философ был вынужден провести вдали от родины. Дело в том, что судьба русской религиозной философии в XX веке оказалась весьма трагичной. Многие мыслители эмигрировали из Советской России и были оторваны от родной земли. Оставшиеся, как уже говорилось в рамках предыдущей темы, должны были «перевоспитываться», некоторые вообще погибли.

В соловецком лагере был безвинно расстрелян выдающийся русский мыслитель П.А.Флоренский. Будучи продолжателем концепции В.С.Соловьева о все­единстве, он весьма последовательно отстаивал религиозные идеалы. Так, им обосновыва- лась православная догматика, в частности, положение о триединстве Бога, почитание икон и аскетизм. Интересно, что П.А.Флоренский при этом довольно успешно занимался пробле­мами математики, физики и химии, ему принадлежат изобретения и открытия в других об­ластях науки и техники. Он обосновывал идею «всеобщего синтеза», «единения» философии и богословия, веры и разума, науки и искусства.

В работе «Смысл идеализма» мыслитель критиковал рационализм западной философии и искал опору в православной вере. Как объективный идеалист, П.А.Флоренский полагал, что идеи Платона являются скорее «живыми конкретными личностями», а не абстрактными понятиями, такими, как раса, нация, человечество и т.д. Отдельное существо — это наиболее наглядное проявление идеи, которая имеет «живой лик». Идеи находят выражение и в сверхчеловеческих личностях, прежде всего, обитателях Царства Божия — мировой душе и ангелах. Таким образом, по убеждению философа, духовная реальность дана Всевышним, а не творится человеком. Им доказывалось, что идея выполняет в бытии оформляющую и кон­ституирующую роль. По сути дела, она является «настоящим именем», выражающим сущ­ность объекта. Для нас выражением идеи выступают символ и имя. Символ является «бытием, которое больше самого себя», он берет на себя энергетический потенциал бытия. Слово же дает возможность познания и определяет его форму.



Большое внимание религиозный мыслитель уделял проблеме истины. Согласно П.А.Флоренскому, абсолютная истина является продуктом веры, опирающейся на церковный авторитет. Истина — это выражение не земного, а потустороннего мира, и она достигается не рациональным познанием, а путем переживания, мистического озарения и интуиции. Важную роль в ее достижении играет соборность сознания, поскольку индивидуализм искажает видение мира. Поэтому личность с ее эгоизмом должна признать первенство общего: «правда не может быть чьей-нибудь, … познается она сознанием соборным». П.А.Флоренский критиковал гума­низм и человекобожническую культуру Возрождения, которая, по его мнению, привела к упад­ку духовности, поскольку основание человечности в то время стали искать в самом человеке, а не в Боге. Напротив, к средневековому «соборному сознанию» философ относился положи­тельно.

Другой последователь учения о всеединстве, С.Н.Булгаков, проделал ду­ховную эволюцию от увлечения марксизмом в молодости до религиозной философии в зре­лом возрасте. В конце жизни он стал по сути дела богословом и принял сан священника. Его философское мировоззрение имело традиционно «русские» черты: «почвенность» и эсхатологичность, стремление синтезировать философию и богословие. При обосновании своих взглядов С.Н.Булгаков обратил особое внимание на извечное стремление человека к вере. Мыслитель доказывал, что если теряется Бог в душе, то неизбежно образуется зияющая пус­тота. Упразднив религию Бога, люди неосознанно стремятся изобрести новую религию, пы­таясь найти то, во что можно было бы поверить, вне себя(в лице просвещения или техники, культа борьбы или сверхчеловека и т.п.). Однако вера, по убеждению мыслителя, находится только внутричеловека, и в его душу эту веру поместил Бог.

С.Н.Булгаков исходил из того, что философия исследует результаты опыта, однако дан­ные низших видов опыта дополняются и получают свое окончательное значение только то­гда, когда они сочетаются со своей высшей формой — религиозным опытом, лежащим в ос­нове откровения. Логическое, рассудочное мышление является уделом греховного человека. Религиозное же познание есть фундамент всякого знания, поскольку в его основе лежит мис­тическая, «пережитая в личном опыте встреча с Божеством». По убеждению С.Н.Булгакова, «как бы ни кичилась мудрость века сего, бессильная понять религию за отсутствием нужного опыта, за религиозной своей бездарностью и омертвением, те, которые однажды узрели Бога в сердце своем, обладают совершенно достоверным знанием о религии». Русский мысли­тель доказывал тщетность усилий человеческого разума, стремящегося построить всеобъем­лющую философскую систему. История человечества трактовалась им в духе провиденциа­лизма: «она организуется из внеисторического и запредельного центра», благодаря некой сверхличной силе (Софии Небесной).


С. Л. Франк продолжал развивать и логически обосновывать концепцию всеединства и богочеловечества В.С.Соловьева, предпринял попытку примирить рациональное мышление с религиозной верой в рамках интуитивизма. Он доказывал, что понятийное мыш­ление по своим возможностям уступает силе интуиции. Вместе с тем, согласно С.Л.Франку, и религиозный опыт оказывается более значимым для познания, чем рациональные формы ис­следования мира, ибо «он не может быть поколеблен никакими фактами, никакими истинами эмпирического порядка». Религиозный мыслитель различал две разновидности бытия, суще­ствующие в единстве с «чистыми формами»: окружающую нас эмпирическую реальность (действительность), изучаемую средствами научного «отвлеченного мышления», и духовную реальность, открывающуюся через самосознание. Согласно разработанной философом концепции «непосредственного знания», высшей способностью постижения мира является непо­средственное переживаниебытия находящимся с ним в единстве человеком. Так, о Боге как «последней глубине реальности» мы узнаем именно через внутренний опыт.

Н. О. Лосский также отстаивал объективно-идеалистические взгляды, уделяя при этом особенно большое внимание этическим проблемам. По его мнению, этиче­ские категории (красота и добро, правда и справедливость) абсолютны, они укоренены во всей полноте бытия и поэтому едины для всех живых существ. Добро абсолютно, зло же воз­никает от злоупотребления человеком своей свободной волей. По концепции Н.О.Лосского, Бог (Абсолютное) творит множество сверхпространственных и сверхвременных духовных сущностей (субстанциальных деятелей), которые образуют Царство Духа. В нем нет эгоисти­ческого обособления, «все едино». Напротив, низшая сфера мира, отпавшая от Абсолютно­го, представляет собой царство вражды и обособления, которые привели к возникновению материальности. В этой сфере находится и человечество. Согласно Н.О. Лосскому, субстан­циальные деятели, имеющиеся на этом уровне бытия, настроены эгоистически и в результате проявляются в чем-то отдельном (человеке, предмете и т.п.).

Возвращение в Царство Духа возможно в результате перевоплощения. Мыслитель счи­тал, что для этого человек должен выполнять следующий моральный закон: с помощью соб­ственных свободных усилий неустанно созидать свою личность и морально совершенство­ваться. Только нравственно безупречный человек может освободиться от эгоизма и стать не потенциальной (находящейся в нашем мире вражды), а настоящей личностью (в Абсолют­ном). При условии выполнения морального закона человек проходит в своих перевоплоще­ниях все более сложные ступени, чтобы войти в конце концов в Царство Духа. В противном случае он движется в обратном направлении, низвергаясь все глубже и глубже в пучину бес­сознательного существования. Причину низкого нравственного уровня современного чело­вечества Н.О.Лосский видел в эгоизме и неразвитости сознания, а также в том, что многие люди и даже народы в очередном воплощении «впервые вступили в ряды человечества, под­нявшись из животной жизни» и продолжая находиться под влиянием ее инстинктов.


В гносеологии философ стоял на позициях интуитивизма, то есть доказывал, что истина постигается благодаря различным формам интуиции (чувственной, интеллектуальной, мисти­ческой). Только в ней весь мир «со всеми своими элементами и связями между ними непосред­ственно дан познающему субъекту». Интуиция возможна в силу того, что все в мире находится в состоянии мистического взаимопроникновения и взаимодействия благодаря объединяющему началу Абсолютного. Согласно Н.О.Лосскому, достоинство интуитивного познания состоит в его точности, поскольку в нем постигаются сами предметы, а не вторичные феномены сознания (ощущения, восприятия, представления), которые искажают действительность.

В отличие от большинства представителей русской религиозной философии, призна­вавших большую или меньшую роль разума в познании, Л.И.Шестов являлся представителем антиинтеллектуализмаи развивал теолого-иррационалистические, скеп­тические и мистические идеи. Красной нитью через все его творчество проходит тема ущерб­ности разума, «несоразмерности» его претензий на истину и неспособности отразить много­образие бытия. По мнению Л.И.Шестова, «знание отравит человеку радость бытия и, через отвратительные и страшные испытания, подведет к порогу небытия». Рациональное мыш­ление, восходящее к греческой философии, он противопоставлял сверхъестественному биб­лейскому представлению о Вселенной и исходил из абсолютного всемогущества Бога. Осо­бое внимание философ обратил на субъекта, прежде всего на его духовный мир и изначаль­ную сущность («иррациональный остаток души»). Он отстаивал подход к человеку как «глубинно-индивидуальному» и «иррационально-религиозному» существу.

Русская религиозная философия стала важным явлением национальной духовной куль­туры. К числу ее несомненных достижений принадлежит последовательная и целостная объ­ективно-идеалистическая концепция всеединства выдающегося мыслителя В.С.Соловьева, в которой он предпринял попытку соединить дух и материю, Бога и человечество, индивида и общество, науку и религию, нравственность и истину, прошлое и будущее. Другим великим русским философом является Н.А.Бердяев, давший глубокую и интересную трактовку про­блем творчества, добра и зла, цели и содержания истории, сущности человека и его свободы и ответственности. Традиции русской религиозной философии развили и продолжили другие мыслители. П.А.Флоренский дал собственную трактовку учения Платона об идеях и приме­нил концепцию «соборного сознания» к гносеологии. С.Н.Булгаков отстаивал философию религиозного откровения. С.Л.Франк обосновал теорию интуитивизма, которую продолжил Н.О.Лосский, разработавший также оригинальное учение о перевоплощении, имеющее эти­ческую направленность. Иррационалистические тенденции наиболее ярко проявились в творчестве Л.И.Шестова.