Файл: 2 средневековая философия и философия эпохи возрождения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. ФИЛОСОФСКАЯ ОНТОЛОГИЯ
3. 1. Проблема бытия в философии. Движение, пространство, время.
3.1.1. Бытие, субстанция, материя. Структурная организация материи
Человек всегда стремился понять, что представляет собой окружающий мир, как он устроен. Современная научная материалистическая философия отвечает на этот вопрос в процессе анализа содержания и взаимосвязей таких основополагающих категорий, как «бытие», «материя» «сознание». Бытие - это наиболее широкая философская категория, служащая для обозначения всего того, что есть, существует. Бытие охватывает собой и материальное, и духовное, без каких-либо исключений. Категория "бытие" выражает связь самого всеобщего характера в мире - всё, что в нём имеется, прежде всего существует, а лишь затем имеет какие-либо качества. Можно согласиться с И.Кантом, что бытие "не есть понятие о чём-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи", "оно есть только полагание вещи само по себе".
Поскольку бытие охватывает собой всю реальность, оно имеет определённую структуру и в нём выделяется ряд основных форм, несводимых друг к другу, но, в то же время, взаимосвязанных между собой. К основным формам бытия относятся: I. бытие вещей (включающее бытие вещей и процессов природы и бытие предметов, произведённых человеком); 2. бытие человека (как в мире вещей, так и специфически человеческое бытие); 3. бытие духовного, которое делится на индивидуализированное (мысли, чувства, идеи, отдельного человека) и внеиндивидуализированное (книги, произведения искусства); 4. Бытие социального (которое включает бытие индивида в обществе, а также бытие общества как целого, т.е. его структуры, связи).
Идея единства всех форм бытия приводит к представлению об общей основе всего существующего, для обозначения которой философами была выработана категория субстанции. Это понятие обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она существует. Субстанция, по выражению И.Канта - это "то постоянное, лишь в отношении с которым можно определить все временные явления "*. Современная материалистическая философия, опираясь на достижения науки, рассматривает в качестве субстанции материю. Однако материя не понимается как нечто, из чего возникают и в чём исчезают конкретные вещи, существующие наряду с предметами. Материя существует только в многообразии конкретных объектов, через них. Ни один из этих объектов, взятый сам по себе, не может быть отождествлён с материей, но всё их многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность. Кроме того, материя не отождествляется также и с веществом, что было характерно для многих мыслителей 17-19 вв. Они полагали, что неотъемлемыми свойствами материи являются протяжённость, непроницаемость, инерция и, особенно, вес или масса. Основой материи считались абсолютно простые, неделимые, обладающие постоянной массой атомы. Д.И. Менделеев писал: "Вещество или материя есть то, что наполняя пространство, имеет вес, то, из чего состоит тела природы". Ограниченность подобных представлений стала очевидна с началом на рубеже 19-20 вв. революции в естествознании. Были открыты рентгеновские лучи (1895), радиоактивность 1896), электрон(1897), разработаны теория квантов М.Планка (1906), специальная теория относительности А. Энштейна (1905). Оказалось, что атом делим, а масса тела зависит от скорости его движения. В результате этого некоторые философы (Р. Мах, Р. Авенариус) выдвинули тезис об "исчезновении" материи, сведении её к энергии (В. Оствальд).
Оказалось, что материю нельзя определять через перечисление её уже известных видов, форм, свойств, ибо развитие познания неисчерпаемого мира рано или поздно будет приводить к открытию новых свойств, форм, видов материи. Положениям о неисчерпаемости мира, его развитии противоречит и попытка определить материю через некоторые неделимые далее и неразрушимые первоэлементы мироздания (например, атомы или электроны), так как последние должны бы были в этом случае быть также вечными и неизменными. Поэтому материалистическая философия 20 века определяет материю через выделение такого предельно общего признака, который характеризует любые виды материи независимо от того, познаны они или ещё нет. Таким признаком является существование вне и независимо от нашего сознания.
Таким образом, в онтологическом аспекте материя - это объективная реальность, включающая в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. В гносеологическом аспекте материя рассматривается как " ... философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Следует различать такое, философское понимание материи, и физические представления о свойствах и строении отдельных её форм и видов. Масса, целом представляет собой совокупность иерархически взаимосвязанных систем, различающихся по размерам и сложности. Помимо объективности существования и неисчерпаемости проявлений материи современная научная философия выделяет ряд других универсальных её свойств. К ним относятся, прежде всего, так называемые атрибуты (т.е. внутренне присущие ей качества, неотъемлемые формы существования) - движение, пространство, время. Их наличие указывает на существование материи только в движении, её вечность и бесконечность. Материи также присуще отражение, то есть способность всех вещей в ходе взаимодействия воспроизводить свойства друг друга. Для материи характерна также системность.
Человек всегда пытался понять устройство мироздания, выявить те связи, которые существуют в мире. Из чего мир состоит? Что удерживает его в таком состоянии? Является ли мир случайным, хаотичным набором свойств и явлений или представляет собой упорядоченное целое? В диалектике выработан принцип целостности, основанный на понимании того, что в целом существует взаимосвязь между частями, которая сама по себе обладает различными свойствами, в частности способностью осуществляться. На основе взаимодействия частей могут возникать такие целостности, где важную роль играют сами взаимосвязи. Согласно диалектическому подходу, целое состоит из частей, но его качество не сводимо к ним и представляет собой синтез свойств целостности и элементарности. Целое и части - две стороны одной системы. Целое обеспечивает функционирование частей, а части способствуют сохранению целостности.
Система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающих структурой. Элемент - неразложимая далее относительно простая единица сложных предметов и явлений. В некоторых случаях он способен к самостоятельному существованию. В системе он выполняет определенные функции. Если понятия элемента и системы еще как-то напоминают по их определению понятия части и целого, то еще одно понятие, "структура", являющееся центральным, связано с иным пониманием устройства сложных объектов. Это понятие можно сопоставить с понятием организации, т.е. связи между элементами, которая носит не случайный характер и определяет строение объекта именно в данной форме. Это некоторая упорядоченная связь. Поэтому мы можем определить структуру как относительно устойчивую и упорядоченную связь элементов, вместе образующих целое (1). В то же время, как нам уже известно, устойчивая и повторяющаяся связь представляет собой закон. Соответственно, можно выделить еще одно определение, отражающее эту сторону системы. Структура есть совокупность законов, которые выражают связь элементов в системе (2).
Таким образом, принцип системности означает, что, исследуя различные объекты, мы должны подходить к ним как к системе, т.е. прежде всего выявлять элементы и связи, которые между ними существуют. При этом, изучая элемент, мы должны выделять прежде всего те его свойства, которые связаны с его функционированием в данной системе. Ведь сам по себе, как отдельный объект, он может обладать неограниченным числом свойств. В системе же он проявляется той или иной своей стороной. Поэтому некоторые объекты могут быть элементами разных систем, включаться в разные взаимосвязи.
Структура объекта, с одной стороны, связывает его в единое целое, а с другой - заставляет элементы функционировать по законам данной системы. Если человек как элемент включен, например, в партийную или иную общественную систему, то здесь на первый план выступает не вся совокупность его личностных свойств, а прежде всего то, что позволяет ему активно функционировать в качестве элемента данной системы. И все иные его личностные свойства будут затребованы лишь в той степени, в какой они способствуют данному функционированию, обеспечивая устойчивость всей системы в целом. В противном случае, если человек нарушает нормальное функционирование системы, он будет ею отторгнут или будет вынужден отказаться от проявления некоторых собственных качеств, мешающих данному функционированию. Если же человек осознаёт необходимость изменения, например, общественной системы, он необходимо должен вмешаться в изменение ее структуры (т.е. устойчивых связей между элементами), а не только заменять одни элементы на другие. Поэтому в стабильной стадии развития любой системы изменение ее структуры нежелательно. Если система эффективна, то замена элементов в ней должна осуществляться, только если эта эффективность сохраняется и усиливается.
Особенность системного принципа заключается в том, что, исследуя с его помощью явления, мы исходим из целостности объекта, в то время как при элементаристском подходе сначала познаются части, а затем осуществляется их синтез, интеграция. Следовательно, в первом случае элементы рассматриваются не отдельно, а как части функционирующей системы;
В философском смысле такой подход позволяет нам рассматривать бытие тоже как особого рода систему. Это означает, что мы можем выделять в нем различные уровни и подуровни, выявлять самые разнообразные системы связей, т.е. разные структуры, рассматривая эти структурные связи как особого рода закономерности, которые можно познавать. Причем оказывается, что на таком предельном уровне исследования бытия грани, разделяющие, например, идеализм и материализм, стираются и явления предстают как различные интерпретации одной проблемы. И та и другая позиция способны объяснить мир, и та и другая - относительно недостаточны. Бытие определенным образом упорядочено, причем наличие бесконечного числа структурных уровней позволяет делать вывод о его структурной бесконечности. Оно представляет собой разнообразие структур, разных целостных систем, которые в свою очередь взаимосвязаны между собой в рамках более общей системы.
Современной науке известны два вида материи - вещество и поле. Вещественным частицам (например, протону) и телам присуща масса покоя, они дискретны (внутренне расчленены), структурированы и локализованы (сосредоточены) в пространстве. Физические поля (например, гравитационное) представляют собой электромагнитные образования, состоящие из квантов ("порций"), не имеют массы покоя и равномерно распределены в пространстве. Вместе с тем, граница между веществом и полем относительна. Только на макроуровне поле можно рассматривать как непрерывную среду. На микроуровне поля предстают как состоящие из квантов, обладающих одновременно не только волновыми свойствами, но и качествами частицы (например, мезоны являются квантами ядерного поля, объединяющего нуклоны в ядра и, одновременно, имея массу покоя, выступают как вещественные образования).
Всё многообразие материальных систем можно свести к трём основным типам: системы неживой природы, живой природы и общества. Количество систем неживой природы во вселенной бесконечно, и современная наука открыла и изучает только их малую часть. Учёные при помоши приборов "проникли" вглубь материи до 10 в минус шестнадцатой степени см; это уровень так называемых
элементарных частиц (в своё время их называли так, т.к. полагали, что дальше они не делятся). Косвенные результаты экспериментов показывают, что элементарные частицы не являются монолитными структурами, по-видимому, они состоят из объектов с дробными электрическими зарядами (1/3 или 2/3 от заряда электрона, принимаемого за I) - кварков. Последние пока не обнаружены в несвязанном состоянии. Физика ещё не создала единой теории элементарных частиц, объясняющей, почему их так много (открыто около 300) наиболее известные - протоны, нейтроны, мезоны, электроны, нейтрино и какие из них являются самыми "фундаментальными". Наряду с элементарными частицами элементарный уровень организации материи включает также вакуум, который, согласно современным исследованиям, представляет собой не пустоту, а особое состояние материи. В вакуум погружены все частицы и все физические тела, из него могут возникать элементарные частицы. Взаимодействие объектов субэлементарного уровня и возникающих на их основе элементарных частиц служит фундаментом для образования более сложных материальных систем. Из элементарных частиц строятся атомы, качественно специфический вид материи . Элементарные частицы, ядра атомов, ионы (атомы, потерявшие часть электронов на электронных облаках) могут образовывать плазму, из которой благодаря сильнейшим гравитационным и электромагнитным полям образуются звёзды . в результате взаимодействия атомов формируются такой уровень организации материи, как молекулы. За ними следует уровень макротел (твёрдых, жидких и газообразных). Особый вид макротел образуют планеты, имеющие сложную внутреннюю структуру (ядро, литосферу, иногда атмосферу и гидросферу). Звёзды и планеты составляют планетные системы. В результате взаимодействия большого количества звёзд, планетных систем, межзвёздной пыли и газа возникают галактики. К одной из таких галактик, Млечному пути (диаметром 100000 световых лет), принадлежит наше Солнце, делающее один оборот вокруг её центра за 200 млн. лет. Галактики образуют скопления - системы галактик; ещё более высоким уровнем организации материи является Метагалактика. С помощью радиотелескопов астрофизики изучают мегаобъекты, находящиеся от нас на расстоянии до 10 в 28 степени сантиметров (около 13 млрд. световых лет).
Системы живой природы открыты наукой и изучаются пока лишь в условиях Земли. Жизнь имеет ряд уровней материальной организации. Прежде всего, это системы
3. 1. Проблема бытия в философии. Движение, пространство, время.
3.1.1. Бытие, субстанция, материя. Структурная организация материи
Человек всегда стремился понять, что представляет собой окружающий мир, как он устроен. Современная научная материалистическая философия отвечает на этот вопрос в процессе анализа содержания и взаимосвязей таких основополагающих категорий, как «бытие», «материя» «сознание». Бытие - это наиболее широкая философская категория, служащая для обозначения всего того, что есть, существует. Бытие охватывает собой и материальное, и духовное, без каких-либо исключений. Категория "бытие" выражает связь самого всеобщего характера в мире - всё, что в нём имеется, прежде всего существует, а лишь затем имеет какие-либо качества. Можно согласиться с И.Кантом, что бытие "не есть понятие о чём-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи", "оно есть только полагание вещи само по себе".
Поскольку бытие охватывает собой всю реальность, оно имеет определённую структуру и в нём выделяется ряд основных форм, несводимых друг к другу, но, в то же время, взаимосвязанных между собой. К основным формам бытия относятся: I. бытие вещей (включающее бытие вещей и процессов природы и бытие предметов, произведённых человеком); 2. бытие человека (как в мире вещей, так и специфически человеческое бытие); 3. бытие духовного, которое делится на индивидуализированное (мысли, чувства, идеи, отдельного человека) и внеиндивидуализированное (книги, произведения искусства); 4. Бытие социального (которое включает бытие индивида в обществе, а также бытие общества как целого, т.е. его структуры, связи).
Идея единства всех форм бытия приводит к представлению об общей основе всего существующего, для обозначения которой философами была выработана категория субстанции. Это понятие обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она существует. Субстанция, по выражению И.Канта - это "то постоянное, лишь в отношении с которым можно определить все временные явления "*. Современная материалистическая философия, опираясь на достижения науки, рассматривает в качестве субстанции материю. Однако материя не понимается как нечто, из чего возникают и в чём исчезают конкретные вещи, существующие наряду с предметами. Материя существует только в многообразии конкретных объектов, через них. Ни один из этих объектов, взятый сам по себе, не может быть отождествлён с материей, но всё их многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность. Кроме того, материя не отождествляется также и с веществом, что было характерно для многих мыслителей 17-19 вв. Они полагали, что неотъемлемыми свойствами материи являются протяжённость, непроницаемость, инерция и, особенно, вес или масса. Основой материи считались абсолютно простые, неделимые, обладающие постоянной массой атомы. Д.И. Менделеев писал: "Вещество или материя есть то, что наполняя пространство, имеет вес, то, из чего состоит тела природы". Ограниченность подобных представлений стала очевидна с началом на рубеже 19-20 вв. революции в естествознании. Были открыты рентгеновские лучи (1895), радиоактивность 1896), электрон(1897), разработаны теория квантов М.Планка (1906), специальная теория относительности А. Энштейна (1905). Оказалось, что атом делим, а масса тела зависит от скорости его движения. В результате этого некоторые философы (Р. Мах, Р. Авенариус) выдвинули тезис об "исчезновении" материи, сведении её к энергии (В. Оствальд).
Оказалось, что материю нельзя определять через перечисление её уже известных видов, форм, свойств, ибо развитие познания неисчерпаемого мира рано или поздно будет приводить к открытию новых свойств, форм, видов материи. Положениям о неисчерпаемости мира, его развитии противоречит и попытка определить материю через некоторые неделимые далее и неразрушимые первоэлементы мироздания (например, атомы или электроны), так как последние должны бы были в этом случае быть также вечными и неизменными. Поэтому материалистическая философия 20 века определяет материю через выделение такого предельно общего признака, который характеризует любые виды материи независимо от того, познаны они или ещё нет. Таким признаком является существование вне и независимо от нашего сознания.
Таким образом, в онтологическом аспекте материя - это объективная реальность, включающая в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. В гносеологическом аспекте материя рассматривается как " ... философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Следует различать такое, философское понимание материи, и физические представления о свойствах и строении отдельных её форм и видов. Масса, целом представляет собой совокупность иерархически взаимосвязанных систем, различающихся по размерам и сложности. Помимо объективности существования и неисчерпаемости проявлений материи современная научная философия выделяет ряд других универсальных её свойств. К ним относятся, прежде всего, так называемые атрибуты (т.е. внутренне присущие ей качества, неотъемлемые формы существования) - движение, пространство, время. Их наличие указывает на существование материи только в движении, её вечность и бесконечность. Материи также присуще отражение, то есть способность всех вещей в ходе взаимодействия воспроизводить свойства друг друга. Для материи характерна также системность.
Человек всегда пытался понять устройство мироздания, выявить те связи, которые существуют в мире. Из чего мир состоит? Что удерживает его в таком состоянии? Является ли мир случайным, хаотичным набором свойств и явлений или представляет собой упорядоченное целое? В диалектике выработан принцип целостности, основанный на понимании того, что в целом существует взаимосвязь между частями, которая сама по себе обладает различными свойствами, в частности способностью осуществляться. На основе взаимодействия частей могут возникать такие целостности, где важную роль играют сами взаимосвязи. Согласно диалектическому подходу, целое состоит из частей, но его качество не сводимо к ним и представляет собой синтез свойств целостности и элементарности. Целое и части - две стороны одной системы. Целое обеспечивает функционирование частей, а части способствуют сохранению целостности.
Система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающих структурой. Элемент - неразложимая далее относительно простая единица сложных предметов и явлений. В некоторых случаях он способен к самостоятельному существованию. В системе он выполняет определенные функции. Если понятия элемента и системы еще как-то напоминают по их определению понятия части и целого, то еще одно понятие, "структура", являющееся центральным, связано с иным пониманием устройства сложных объектов. Это понятие можно сопоставить с понятием организации, т.е. связи между элементами, которая носит не случайный характер и определяет строение объекта именно в данной форме. Это некоторая упорядоченная связь. Поэтому мы можем определить структуру как относительно устойчивую и упорядоченную связь элементов, вместе образующих целое (1). В то же время, как нам уже известно, устойчивая и повторяющаяся связь представляет собой закон. Соответственно, можно выделить еще одно определение, отражающее эту сторону системы. Структура есть совокупность законов, которые выражают связь элементов в системе (2).
Таким образом, принцип системности означает, что, исследуя различные объекты, мы должны подходить к ним как к системе, т.е. прежде всего выявлять элементы и связи, которые между ними существуют. При этом, изучая элемент, мы должны выделять прежде всего те его свойства, которые связаны с его функционированием в данной системе. Ведь сам по себе, как отдельный объект, он может обладать неограниченным числом свойств. В системе же он проявляется той или иной своей стороной. Поэтому некоторые объекты могут быть элементами разных систем, включаться в разные взаимосвязи.
Структура объекта, с одной стороны, связывает его в единое целое, а с другой - заставляет элементы функционировать по законам данной системы. Если человек как элемент включен, например, в партийную или иную общественную систему, то здесь на первый план выступает не вся совокупность его личностных свойств, а прежде всего то, что позволяет ему активно функционировать в качестве элемента данной системы. И все иные его личностные свойства будут затребованы лишь в той степени, в какой они способствуют данному функционированию, обеспечивая устойчивость всей системы в целом. В противном случае, если человек нарушает нормальное функционирование системы, он будет ею отторгнут или будет вынужден отказаться от проявления некоторых собственных качеств, мешающих данному функционированию. Если же человек осознаёт необходимость изменения, например, общественной системы, он необходимо должен вмешаться в изменение ее структуры (т.е. устойчивых связей между элементами), а не только заменять одни элементы на другие. Поэтому в стабильной стадии развития любой системы изменение ее структуры нежелательно. Если система эффективна, то замена элементов в ней должна осуществляться, только если эта эффективность сохраняется и усиливается.
Особенность системного принципа заключается в том, что, исследуя с его помощью явления, мы исходим из целостности объекта, в то время как при элементаристском подходе сначала познаются части, а затем осуществляется их синтез, интеграция. Следовательно, в первом случае элементы рассматриваются не отдельно, а как части функционирующей системы;
В философском смысле такой подход позволяет нам рассматривать бытие тоже как особого рода систему. Это означает, что мы можем выделять в нем различные уровни и подуровни, выявлять самые разнообразные системы связей, т.е. разные структуры, рассматривая эти структурные связи как особого рода закономерности, которые можно познавать. Причем оказывается, что на таком предельном уровне исследования бытия грани, разделяющие, например, идеализм и материализм, стираются и явления предстают как различные интерпретации одной проблемы. И та и другая позиция способны объяснить мир, и та и другая - относительно недостаточны. Бытие определенным образом упорядочено, причем наличие бесконечного числа структурных уровней позволяет делать вывод о его структурной бесконечности. Оно представляет собой разнообразие структур, разных целостных систем, которые в свою очередь взаимосвязаны между собой в рамках более общей системы.
Современной науке известны два вида материи - вещество и поле. Вещественным частицам (например, протону) и телам присуща масса покоя, они дискретны (внутренне расчленены), структурированы и локализованы (сосредоточены) в пространстве. Физические поля (например, гравитационное) представляют собой электромагнитные образования, состоящие из квантов ("порций"), не имеют массы покоя и равномерно распределены в пространстве. Вместе с тем, граница между веществом и полем относительна. Только на макроуровне поле можно рассматривать как непрерывную среду. На микроуровне поля предстают как состоящие из квантов, обладающих одновременно не только волновыми свойствами, но и качествами частицы (например, мезоны являются квантами ядерного поля, объединяющего нуклоны в ядра и, одновременно, имея массу покоя, выступают как вещественные образования).
Всё многообразие материальных систем можно свести к трём основным типам: системы неживой природы, живой природы и общества. Количество систем неживой природы во вселенной бесконечно, и современная наука открыла и изучает только их малую часть. Учёные при помоши приборов "проникли" вглубь материи до 10 в минус шестнадцатой степени см; это уровень так называемых
элементарных частиц (в своё время их называли так, т.к. полагали, что дальше они не делятся). Косвенные результаты экспериментов показывают, что элементарные частицы не являются монолитными структурами, по-видимому, они состоят из объектов с дробными электрическими зарядами (1/3 или 2/3 от заряда электрона, принимаемого за I) - кварков. Последние пока не обнаружены в несвязанном состоянии. Физика ещё не создала единой теории элементарных частиц, объясняющей, почему их так много (открыто около 300) наиболее известные - протоны, нейтроны, мезоны, электроны, нейтрино и какие из них являются самыми "фундаментальными". Наряду с элементарными частицами элементарный уровень организации материи включает также вакуум, который, согласно современным исследованиям, представляет собой не пустоту, а особое состояние материи. В вакуум погружены все частицы и все физические тела, из него могут возникать элементарные частицы. Взаимодействие объектов субэлементарного уровня и возникающих на их основе элементарных частиц служит фундаментом для образования более сложных материальных систем. Из элементарных частиц строятся атомы, качественно специфический вид материи . Элементарные частицы, ядра атомов, ионы (атомы, потерявшие часть электронов на электронных облаках) могут образовывать плазму, из которой благодаря сильнейшим гравитационным и электромагнитным полям образуются звёзды . в результате взаимодействия атомов формируются такой уровень организации материи, как молекулы. За ними следует уровень макротел (твёрдых, жидких и газообразных). Особый вид макротел образуют планеты, имеющие сложную внутреннюю структуру (ядро, литосферу, иногда атмосферу и гидросферу). Звёзды и планеты составляют планетные системы. В результате взаимодействия большого количества звёзд, планетных систем, межзвёздной пыли и газа возникают галактики. К одной из таких галактик, Млечному пути (диаметром 100000 световых лет), принадлежит наше Солнце, делающее один оборот вокруг её центра за 200 млн. лет. Галактики образуют скопления - системы галактик; ещё более высоким уровнем организации материи является Метагалактика. С помощью радиотелескопов астрофизики изучают мегаобъекты, находящиеся от нас на расстоянии до 10 в 28 степени сантиметров (около 13 млрд. световых лет).
Системы живой природы открыты наукой и изучаются пока лишь в условиях Земли. Жизнь имеет ряд уровней материальной организации. Прежде всего, это системы