Файл: 2 средневековая философия и философия эпохи возрождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 170

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.2.Диалектика как теория развития бытия

3.2.1.Понятие диалектики

Диалектика – это учение о развитии, теория, объясняющая по каким законам развивается всё сущее (природа, общество и человеческое мышление). Диалектика стремится выявить универсальное, всеобщее в бытии, существовании предметов, процессов и явлений мира. Диалектика – это такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития.

Альтернатива диалектики – это метафизика, противоположный диалектике философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира. Для неё характерны односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого. Правда, метафизика не отрицает развитие вообще, но она признаёт развитие в виде внешнего толчка, представляя его в виде простого накопления количественных изменений. Главное в метафизике – это крайности, преувеличение какой-либо одной стороны объекта – устойчивости, повторяемости, относительной самостоятельности. К разновидностям метафизики относятся догматизм, релятивизм, софистика и эклектика.

Догматизм – такой тип мышления и такое понимание мира, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учёта условий конкретной реальности, условий места и времени. Основа догматизма – одностороннее отношение к истине, признание в ней абсолютного момента при одновременном игнорировании её относительности. Это слепая приверженность к однажды достигнутым знаниям, выработанным или усвоенным приёмам и способам познания и деятельности.

Релятивизм – это абсолютизация изменчивости всего сущего, методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности и условности содержания познания. Проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой достигнутый уровень знания, релятивизм рассматривает как доказательство его неистинности. В результате отрицается объективность познания, доказывается агностицизм.

Эклектика – соединение разнородных взглядов, идей, принципов или теорий. Этот подход коренится в подмене одних логических оснований другими, в метафизической абсолютизации изменчивости и относительности человеческого познания и его результатов. Для эклектики характерно нарушение принципов целостности, объективности, конкретности рассмотрения предметов и явлений.


Объективная диалектика – это само реальное развитие мира, происходящее вне и независимо от сознания и воли людей. Эта форма диалектики существует как внутренне присущая бытию характеристика, то есть всегда. Законы диалектики действовали и миллиарды лет назад, будут действовать и после исчезновения людей с лица Земли. Субъективная диалектика – это отражение объективной диалектики в человеческом духе. Эта диалектика исторически и социально обусловлена, то есть философы и учёные понимают развитие бытия исходя из условий того общества, в котором они живут, уровня и характера тех знаний, которые у них есть. В этой связи обычно говорят об исторических формах диалектики (античная, марксистская и т.д.)

Важную роль в диалектике играют её принципы, то есть важнейшие, исходные положения, идеи, определяющие всё остальное её содержание. К числу основных принципов диалектики относятся, прежде всего принципы развития и всеобщей связи, согласно которым в мире все явления и процессы неизбежно меняются, и в этом изменении и развитии тесно связаны друг с другом, взаимодействуют. В мире нет ничего, что было бы полностью изолированным, не взаимодействовало с чем-то другим. Согласно принципу системности, любой объект представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, и, вместе с тем, этот объект сам как элемент включён в более широкую систему объектов, явлений и процессов мира. Принцип детерминизма отражает факт всеобщей причинной связи явлений и процессов реальности. Выделяемые в субъективной диалектике как методе познания принципы историзма, конкретности и научности отражают методологические положения, согласно которым, научные проблемы необходимо исследовать, стремясь постичь истину именно в данной конкретной ситуации, учитывая развитие исследуемого объекта, и не принимая во внимание какие-либо идеологические, социальные интересы и ценности (то есть находить истину как таковую).

Как философская концепция идея развития наиболее развернуто была сформулирована Гегелем, но она, как известно, имела идеалистический характер и относилась к развитию объективного духа, абсолютной идеи, существующей независимо от чьего-либо сознания. Если освободить гегелевскую концепцию от весьма сложных спекулятивно-идеалистических формулировок, то ее рациональный смысл сводится к тому, что по законам диалектики развиваются мысль, система идей или теория. Поскольку же между мышлением и бытием в философии Гегеля постулируется тождество, то тем самым законы диалектики оказываются применимыми и к бытию.



Наиболее конструктивным принципом гегелевской диалектики считается знаменитая триада, описывающая общий ход развития мысли. Согласно триаде, развитие начинается с определенного позитивного утверждения, или тезиса. Затем этот тезис подвергается отрицанию, и таким путем возникает антитезис. Наконец, благодаря сопоставлению и объединению тезиса и антитезиса появляется их синтез.

В отличие от идеалистической диалектики в марксистской философии всегда подчеркивался материалистический характер развития, совершающегося в природе и обществе. Более конкретное представление о процессе развития дается в законе отрицания отрицания, который отображает поступательный характер развития. В качестве геометрического образа для иллюстрации обычно обращались к фигуре спирали, поскольку она показывает поступательное движение по восходящей линии, в котором происходит повторение на более высокой стадии определенных стадий и моментов развития. Именно такая схема служила для пояснения категории развития в природе и обществе, результатом которого является возникновение новых, более сложных структур и систем.

Ф. Энгельс конкретизировал и популяризировал этот закон в целом ряде своих работ применительно к объективной действительности. Например, он рассмотрел развитие растения из ячменного зерна, показывая его как результат двух отрицаний. Когда зерно попадет в благоприятные почвенные условия, оно подвергнется первому отрицанию: оно перестанет существовать как зерно, и из него возникает растение. Как только созреют новые ячменные зерна, "стебель отмирает, подвергается в свою очередь отрицанию. Как результат такого "отрицания отрицания" мы здесь имеем снова первоначальное ячменное зерно, но не просто одно зерно, а в десять, двадцать, тридцать раз большее количество зерен".

Закон перехода количественных изменений в качественные также нуждается в уточнении, так как в идеалистической системе Гегеля речь идет о переходе одной категории в другую: количества в качество и обратно качества в количество. По-видимому, традиционная формулировка несет в себе остаток гегелевского определения количества как внешней, безразличной к качеству определенности, а это создает впечатление об отсутствии изменений при количественном этапе развития. На самом же деле речь должна идти о переходе постепенных изменений в коренные, качественные изменения, ибо постепенность отнюдь не исключает реальных изменений, хотя и другого характера. Другими словами, в этом законе устанавливается различие между количественными и качественными изменениями, переход первых во вторые в определенный момент развития.


Наконец, говоря о противоречиях, необходимо четко отличать противоречия развития от противоречий формально-логических, которые запрещаются логикой. Действительно, согласно известному логическому закону непротиворечия в правильном рассуждении недопустимо одновременно утверждать суждение А и его отрицание не-А, т.е. их конъюнкция будет всегда ложным суждением, а из него логически можно вывести как истину, так и ложь. В результате этого исчезнет различие между истиной и ложью, что приведет к нарушению логической последовательности не только в научных, но и в любых рассуждениях вообще.

Критики диалектики обычно ссылаются именно на этот аргумент, заявляя, что допущение противоречий приводит к разрушению науки. Следует, однако, не путать формально-логические противоречия с противоречиями развития научного познания. Такие противоречия действительно обнаруживаются в ходе развития науки и выражаются в несоответствии между старыми методами объяснения и вновь открытыми фактами и данными. Когда старые идеи и теории оказываются не в состоянии понять и объяснить новые факты, тогда они приходят в противоречие с ними. Такие противоречия представляют собой проблемы для науки и к их разрешению направлена вся исследовательская деятельность ученых.

Говоря о недостатках диалектической концепции развития, не следует забывать, что она опиралась хотя и на крупные естественнонаучные открытия, но совершенные теперь уже свыше столетия назад. Известно, что такими достижениями считались три великих открытия в естествознании. Первым, из них, - указывал Ф. Энгельс, - было доказательство превращения энергии... так что данному количеству энергии в одной форме всегда соответствует определенное количество энергии в другой форме. Вторым - хотя по времени более ранним - открытием является создание Шванном и Шлейденом теории клеточного строения живых организмов. Именно из органических клеток, из их размножения и дифференциации возникают и вырастают все организмы, за исключением низших. На вопрос: откуда возникает бесконечное разнообразие таких организмов, дало ответ третье великое открытие - теория развития, которая в систематическом виде впервые была разработана и обоснована Дарвином.

С того времени, когда были сделаны эти открытия, естествознание добилось новых крупнейших достижений не только во всех этих направлениях исследования, но и во многих других, которые коренным образом изменили наши представления о научной картине мира и оказали существенное влияние на философию и научное мировоззрение. Закон сохранения и превращения энергии, несомненно, имел большое значение для установления связи между различными формами движения материи, но не раскрывал механизма перехода от одних форм движения к другим в процессе их организации и усложнения. Более того, вся классическая термодинамика, в рамках которой впервые был четко сформулирован этот закон, опиралась на представление о закрытых и равновесных системах. Однако это представление сильно упрощает и искажает природу реальных систем, встречающихся в природе и обществе. Подавляющее большинство таких систем являются открытыми, поскольку они взаимодействуют с окружающей средой.


От изучения живых организмов на клеточном уровне биология углубилась до их анализа на молекулярном уровне. Это дало ей возможность широко использовать новейшие физико-химические методы и средства исследования, раскрыть тайны наследственности и расшифровать генетический код. Результаты этих исследований не только изменили многие прежние теоретические представления о сущности жизни и ее происхождении, но нашли многочисленные практические применения в борьбе с наследственными болезнями в медицине и генной инженерии по созданию новых видов растений и пород животных для сельского хозяйства.

Эволюционная теория Дарвина также подверглась значительным изменениям и дополнениям. Это касается прежде всего пересмотра прежних взглядов о механизмах наследственности и особенно роли мутаций в эволюционном процессе. Все это привело к появлению синтетической теории эволюции, в которой было сохранено основное содержание дарвиновской теории, в частности принцип естественного отбора. В то же время в ней пересмотрены и изменены представления о наследственности, микро- и макроэволюции. Было признано, что эволюция начинается не с вида, как считал Дарвин, а с популяции как совокупности организмов, обладающих общим генофондом.

Все эти достижения современного естествознания, бесспорно, приходится учитывать при обсуждении вопроса о развитии систем, ибо они конкретизируют и уточняют ряд общих положений, относящихся к категории развития. Однако для анализа этой проблемы наибольшее значение приобретают общие понятия и принципы таких междисциплинарных направлений исследования, как парадигма самоорганизации, выдвинутая синергетикой в рамках современной теории систем. Именно они дают возможность, во-первых, выявить направленный характер изменений в системе, во-вторых, рассмотреть механизм возникновения порядка и организации, на которых основаны процессы перехода от одних структур и систем к другим.

3.2.2. Самоорганизация систем как основа их развития

Поскольку в реальном мире предметы и явления выступают не как изолированные и обособленные объекты, а взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, их необходимо рассматривать как определенные системы. Понятие системы представляет собой конкретизацию и уточнение универсального принципа диалектики о всеобщей взаимосвязи и обусловленности явлений природы и общества.

Для любой системы характерно взаимодействие элементов, в результате которого возникают новые ее свойства, которые отсутствуют у элементов. Уже элементарная единица вещества, например молекула воды, состоит из водорода и кислорода, которые в свободном состоянии представляют газы. Однако в результате взаимодействия они образуют воду, являющуюся жидкостью. Именно благодаря подобному взаимодействию система выступает как определенное целостное образование по отношению к своим элементам или частям. С такой точки зрения не только взаимосвязанную совокупность объектов, но и любой предмет,