Файл: 2 средневековая философия и философия эпохи возрождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
доклеточного (молекулярного) уровня - нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки. На их основе строятся клетки, представляю­щие собой особый уровень биологической организации, самостоятельно существующий в виде одноклеточных организмов. Из клеток состоят многоклеточные орга­низмы (растения, животные). Особым уровнем организации живой материи яв­ляются т.н. надорганизменные структуры (популяции, виды, биоценозы, биосфера). Популяция - это сообщество особей одного вида, связанных между собой общим генофондом, скрещивающихся и воспроизводящих себя в потомстве. Биоценозы образуются в результате взаимодействия некоторого множества популяций между собой и с окружающей средой. При этом в целостной системе биоценоза (например, в лесу) популяции организмов связа­ны так, что продукты жизнедеятельности одних становятся условиями жиз­ни других . Взаимодействие биоценозов образует глобальную систему жиз­ни на Земле - биосферу, которая поддерживается в динамическом равнове­сии в результате обмена с окружающей средой (космосом, воздушной и вод­ной средами, горными породами), воспроизводства условий обитания от­дельных организмов, популяций, биоценозов. Биосфера развивается, в ней появляются всё новые и новые уровни организации. В ней возникает и особый тип материальной системы - человеческое общество. В обществе наука выделяет и изучает следующие его уровни: человека (индивидуума), семьи, различные первичные коллективы (учебные, производственные), социальные группы (страты, классы), народности, нации, государства, человечество. Общество существует благодаря деятельности людей и включает их духовную жизнь в качестве обязательного усло­вия своего функционирования и развития.

С точки зрения системного подхода можно также дать типологию систем по характеру связи между элементами. В этом случае выделяются следующие виды систем:

Суммативные - это системы, в которых элементы достаточно автономны по отношению друг к другу, а связь между ними носит случайный, преходящий характер. Иначе говоря, свойство системности здесь, безусловно, имеется, но выражено очень слабо и не оказывает существенного влияния на данный объект. Свойства такой системы почти равны сумме свойств ее элементов. Это такие неорганизованные совокупности, как, например, горсть земли, корзина яблок и т.д. В то же время при некоторых условиях связь этих суммативных систем может укрепляться, и они способны перейти на иной уровень системной организации.


Целостные системы характеризуются тем, что здесь внутренние связи элементов дают такое системное качество, которого не существует ни у одного из входящих в систему элементов. Собственно говоря, принцип системности применяется именно к целостным системам.

Среди целостных систем по характеру взаимодействия в них элементов можно выделить следующие:

Неорганические системы (атомы, молекулы, Солнечная система), в которых возможны различные варианты соотношения части и целого, взаимодействие элементов осуществляется под воздействием внешних сил. Элементы такой системы могут терять ряд свойств вне системы или, наоборот, выступать как самостоятельные. Целостность таких систем определяется законом сохранения энергии. Система является тем более устойчивой, чем больше усилий надо приложить для "растаскивания" ее на отдельные элементы. В некоторых случаях, когда речь идет об элементарных системах, энергия такого растаскивания (распада) может быть сопоставима с энергией самих частиц. Внутри неорганических систем в свою очередь можно выделить системы функциональные и нефункциональные. Функциональная система основана на принципе сосуществования относительно самостоятельных частей. Внешний характер связей, взаимодействия частей заключается в том, что они не вызывают изменения внутреннего строения, взаимного преобразования частей. Взаимодействие частей совершается под действием внешних сил, по определенному извне техническому назначению. К данному типу систем можно отнести различного рода машины, в которых, с одной стороны, изъятие или поломка одной из частей может привести к сбою всей системы в целом. А с другой, относительная автономность частей, позволяет улучшать функционирование системы за счет замены отдельных частей, блоков или путем введения новых программ. Возможность столь высокой степени заменяемости частей системы является условием повышения степени надежности и оптимизации ее работы, а на определенном уровне может привести к изменению качественного состояния системы. Последнее характерно для компьютерной техники, функционирование которой можно улучшать без остановки работы всей системы в целом.

Органические системы характеризуются большей активностью целого по отношению к частям. Такие системы способны к саморазвитию и самовоспроизведению, а некоторые и к самостоятельному существованию. Высокоорганизованные среди них могут создавать свои подсистемы, которых не было в природе. Части таких систем существуют только внутри целого, а без него перестают функционировать. Если в суммативных, да и в неорганичных системах, части могут существовать в основном в своем субстрате, то в целостных органичных системах части являются частями только в составе единого функционального целого.



Принцип системности означает такой подход к исследованию объекта, когда последний рассматривается в качестве целостной системы, когда он исследуется через выделение элементов и взаимосвязей между ними, когда каждый исследуемый объект рассматривается в качестве элемента более общих систем, при этом выделяются системы причинных связей и следствий, и любое явление рассматривается как следствие системы причин, а исследование элементов происходит с позиции выявления их места и функций в системе. Поскольку один и тот же элемент обладает множеством свойств, то он может функционировать в разных системах. При исследовании высокоорганизованных систем необходимо понимать, что содержательно система богаче любого элемента, поэтому только причинного объяснения недостаточно. Например, в обществе важным фактором выступают принципы целесообразности системы и специфические культурно-человеческие отношения (нравственные, правовые, религиозные нормы и т.д.).

3.1.2.Пробема движения в философии

Структурность материи, наличие в ней иерархически соподчинённых, включающих друг друга систем предполагает взаимодействие между ними, как внутрен­нее, так и внешнее по отношению к каждому объекту Вселенной. Любой пред­мет существует только благодаря взаимодействию составляющих его элемен­тов, например, атом существует лишь постольку, поскольку осуществляется взаимодействие между ядром и электронами, атом является частью молекулы благодаря взаимосвязи с другими атомами. Взаимодействие объектов приво­дит к изменению их свойств, отношений, состояний. Таким образом, изме­нения представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Все изменения, происходящие во Вселенной, получили в философии ка­тегориальное обозначение движения материи.

Движение - это внутренне присущее материи свойство, включающее в себя механическое перемещение тел в пространстве, любые взаимодействия объектов между собой, а также изменения состояний объектов, вызываемые их взаимодействиями. Философия выделяет два типа движения. Первый из них - это повторение во времени способов и видов движения, имеющихся в предмете, воспроизводство состав­ляющих его структур, что позволяет сохраняться качеству предмета (нап­ример, живой организм остаётся таковым через некоторое время). Второй тип движения связан с переходом от одного качества к другому, с измене­нием качественного состояния предмета (например, его разрушение, распад на составляющие элементы, имеющие особые свойства или же, напротив, вхождение в качестве части в новый объект). При наличии первого типа движения объект находится в покое, он предстаёт перед нами как неизменная вещь. Однако необходимо помнить, что то, что мы воспринимаем как покой, неподвижность, является на самом деле движением, только повторяю­щимся. Любая вещь есть одновременно и
процесс; любой предмет никогда не равен самому себе, за самый малый промежуток времени он хотя бы нем­ного изменяется. Как остроумно заметил американский философ Ст. Чейз, когда мы видим корову, гуляющую на лугу, то это вовсе не корова, а беше­ная пляска электронов. Если же, наряду с первым типом, объекту присущ и второй тип движения, то объект развивается. В этом случае появляются новые качественные состояния, которые развёртывают потенциальные воз­можности, скрытые, и неразвёрнутые в предшествующих состояниях предмета, системы.

Таким образом, движение абсолютно, покой относителен, он является только частным случаем, моментом движения, временным состоянием явлений. Абсолютность движения заключается в том, что материя без движения не существует. Естественнонаучным обоснованием этого положения выступает закон сохранения и превращения энергии. Структурированность и иерархическая упорядоченность мира указывает на неоднородность движения. Следует отметить, что в природе движение существует не как движение «вообще», а как изменение конкретных материальных явлений. Отдельные проявления движения не являются вечными, они ограничены как во времени, так и в пространстве. Конкретные виды движения качественно многообразны, взаимосвязаны между собой и переходят друг в друга. Философия отражает этот факт в понятии «формы движения материи». Каждому уровню организации материи соответствует своя форма движения; более сложные формы возникают на базе более простых (низших); высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим. В своё время Ф. Энгельс выделил пять основных форм движения материи: механическую (перемещение макротел в пространстве), физическую (тепловые, электрические, магнитные, оптические и другие физические процессы), химическую (единичные и групповые взаимодействия атомов и молекул), биологическую (развитие и функционирование живых организмов), социальную (общественные явления и процессы).

3.1.3.Пространство и время как атрибуты материи

Любые объекты в мире каким-то образом расположены относительно друг друга. В этой связи мир характеризуется такой категорией, как пространство. Эта категория отражает реальное свойство бытия. Пространство – это всеобщее свойство материи (атрибут), выражающее структурную организацию мира – протяжённость его объектов, их место в мире, рядоположенность относительно друг друга, взаимосвязь с другими объектами. Следует отметить, что пространство – это объективное свойство материи, другое дело, как мы его воспринимаем субъективно. К свойствам пространства относятся трёхмерность, изотропность (то есть равенство измерений), обратимость (то есть возможность переместиться в любую точку и возвратиться обратно).


В бытии любых объектов и предметов имеются определённые состояния, сменяющие друг друга стадии существования и изменения. Для характеристики бытия в этом отношении применяется понятие «время». Время – это всеобщее свойство материи (атрибут), выражающее скорость развёртывания процессов, их ритм и темп, определяющее взаимосвязь объектов друг с другом (в системе «до» - «после», «раньше» - «позже» и т.п.). К свойствам времени относятся одномерность, анизотропность (то есть неравенство прошлого, настоящего и будущего), а также необратимость (то есть, невозможность возврата в прошлое). Временные и пространственные промежутки измеряют, сравнивая с эталонами (метром, секундой…).

В истории философии и науки пространство обычно понималось как:

1.абсолютная протяженность, пустота, в которую включались все тела и которая от них не зависела (Демокрит, Эпикур, Ньютон);

2.протяженность материи и эфира (Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов) или форма бытия материи (Гольбах, Энгельс);

3.порядок сосуществования и взаимного расположения объектов (Лейбниц, Лобачевский);

4.комплекс ощущений и опытных данных (Беркли, Мах) или априорная форма чувственного созерцания (Кант).

Время обычно трактовалось как:

1.длительность существования и мера изменений материи (Аристотель, Декарт, Гольбах) или форма бытия материи, выражающая длительность и 2.последовательность изменений (Энгельс, Ленин);

форма проявления абсолютной вечности, как преходящая длительность (Платон, Августин, Гегель);

3.абсолютная длительность, однородная для всей Вселенной (Ньютон);

4.относительное свойство вещей, порядок последовательности событий (Лейбниц);

5.форма упорядочивания комплексов ощущений (Беркли, Юм, Мах) или априорная форма чувственного созерцания (Кант).

Большинство данных представлений о пространстве и времени можно свести к двум основным концепциям.

Субстанциальная концепция.

В научной модели мира, начиная с Ньютона и Галилея, время и пространство рассматриваются как особого рода сущности, как некоторые нетелесные субстанции, которые существуют сами по себе, независимо от других материальных объектов, но оказывают на них существенное влияние. Они представляют собой как бы вместилище тех материальных объектов, процессов и событий, которые происходят в мире. При этом время рассматривается как абсолютная длительность, а пространство как абсолютная протяженность. На данную трактовку пространства и времени опирался Ньютон при создании своей механики. Данная концепция превалирует в физике вплоть до создания специальной теории относительности.