Файл: 2 средневековая философия и философия эпохи возрождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При вероятностной выборке каждый элемент генераль­ной совокупности должен иметь равную вероятность попасть в выборочную совокупность. Такая выборка может быть простой случайной, механической, серийной, гнездовой и др. Примера­ми простой случайной выборки являются жеребьевка, лотерей­ный метод. Механическая выборка состоит в том, что все эле­менты генеральной совокупности сводят в единый список, из которого через равные интервалы отбирают нужное число рес­пондентов. При серийной выборке генеральная совокупность разбивается на однородные части (серии) по определенному признаку. Из каждой серии отбирается количество элементов пропорционально общему числу элементов в ней. Особенность гнездовой выборки заключается в том, что отбираются группы опрашиваемых с последующим их сплошным опросом.

При целенаправленной выборке не применяются правила теории вероятности. Имеются следующие её виды: стихийная (например, почтовый опрос), основного массива (опрашивают 60-70% от генеральной совокупности), квотная (в качестве квот могут быть данные о признаках элементов генеральной совокуп­ности, например образование, возраст).

Выборка должна быть характерной, т. е. выборочная сово­купность должна воспроизводить характеристики генеральной совокупности, достаточно верно отражать содержание и зако­номерности изучаемого явления. Разность между данными ге­неральной и выборочной совокупности называется ошибкой выборки. По мнению социологов, повышенная надёжность ис­следования допускает ошибку выборки до 3%, обыкновенная – от 3 до 10%, приближенная – от 10 до 20%, ориентировочная – от 20 до 40%.

Интервью – это беседа исследователя с респондентом по определённому плану. Интервью может проводить сам иссле­дователь или его помощники. Исследователь, пользуясь вопрос­ником, планом, бланком или карточкой, задаёт вопросы, направ­ляет беседу, фиксирует ответы опрашиваемых.

Интервью может быть стандартизированным или свобод­ным.

Стандартизированное интервью осуществляется по зак­рытым вопросам, и исследователю остается лишь пометить от­вет подчеркиванием, крестиком либо записать его в балльной системе (1, 2, 3 и т. д.).

Свободное интервью это беседа с респондентом по опре­делённому кругу вопросов, по которым ему предоставляется свобода ответов.

По процедуре проведения различают интервью:


  • панельное, т. е. многократное с одними и теми же лицами по одним и тем же вопросам через определённые промежутки времени;

  • клиническое, т. е. длительное, глубокое;

  • фокусированное, т. е. кратковременное по какому-либо конкретному вопросу.

Метод экспертных оценок заключается в изучении мне­ния специалистов, обладающих глубокими знаниями и практи­ческим опытом в определённой сфере. В качестве экспертов от­бираются как научные, так и практические работники (не более 20-30 человек). Для определения их компетентности приме­няются следующие способы:

  1. эвристический (интуитивные оценки, даваемые самими экспертами друг другу);

  2. статистический (оценки, полученные путём анализа суж­дений экспертов по изучаемому вопросу);

  3. тестовый (оценки, полученные путём тестовых испыта­ний экспертов);

  4. документальный (оценки, полученные путём изучения материалов, характеризующих экспертов);

  5. комбинированный (оценки, полученные с использовани­ем нескольких из перечисленных способов).

Опрос экспертов может быть индивидуальным или груп­повым, очным или заочным. Индивидуальный опрос проводит­ся путём анкетирования или интервью. Групповой опрос возмо­жен в форме "круглого стола", в ходе которого происходит об­мен мнениями между специалистами.

В экономических науках этот метод используется при раз­работке и реализации прогнозов деятельности предприятия, оценке внутреннего состояния предприятия, сильных и слабых его сторон, выявлении тенденций, позволяющих максимально использовать имеющие возможности, избегать негативных си­туаций, возможных угроз в будущем.

При проведении конкретно-социологических исследований государственно-правовых явлений используются и другие ме­тоды: социометрии, тестов, биографические, психологические и логико-математические.

Собранный с помощью рассмотренных способов эмпиричес­кий материал требуется обобщить и проанализировать. Для это­го применяются методы сводки, группировки и статистическо­го анализа.

Статистическая сводка состоит в том, что содержащиеся в анкетах, карточках и других материалах сведения система­тизируются, сводятся в статистические совокупности и обозна­чаются обобщающими показателями (абсолютными числами, процентами и т. д.).

Группировка заключается в расчленении статистических показателей на качественно однородные группы по существен­ным признакам. В зависимости от целей выделяют следующие группировки:



      1. типологическая (например, деление всех участников внешнеэкономической деятельности по их организационно правовой форме, характе­ру и степени их общественной значимости);

      2. структурная (например, динамическая группировка доли ввозных таможенных пошлин в общем объёме таможенных платежей за 5 лет);

      3. аналитическая (например, группировка данных, показы­вающих зависимость таможенных платежей от множества факторов, в том числе таможенной стоимости, страны происхождения товаров, льгот, преференций и проч.).

Для измерения статистических связей между признака­ми изучаемого явления применяется корреляционный анализ.

Корреляционной связью называется такая форма причин­ной связи, при которой причина порождает следствие не одно­значно, а лишь с определённой долей вероятности.

Различают корреляционные связи: простые и множествен­ные (по количеству признаков связи), положительные и отри­цательные (по направленности), прямолинейные и криволиней­ные (по аналитическому выражению).

Простая корреляция отображает связи между двумя при­знаками (например, количество участников внешнеэкономической деятельности и уровень таможенных правонарушений). При множественной корреляции экономическое явление рассматривается как совокупность влияния многих фак­торов (таможенная стоимость и факторы, её определяющие).

Положительная корреляция отражает изменение призна­ков в прямой пропорциональности. Когда уве­личение (уменьшение) одного признака, сопровождается умень­шением (увеличением) другого признака, корреляция называ­ется отрицательной. Прямолинейной называют связь, которая может быть вы­ражена уравнением прямой линии. Для криволинейного вида связи, выражаемого уравнением кривой линии, характерно то, что с увеличением одного признака второй сначала увеличива­ется, а затем, после достижения определённого уровня разви­тия, уменьшается.

Глубокое изучение явлений, процессов требует использо­вания приёмов корреляционного анализа, который обеспечива­ет возможность выражения тесноты связи между количествен­ными и качественными показателями, и использования их для построения теоретических моделей зависимости показателей от различных факторов.

5.1.5. Общие закономерности развития науки

В последние десятилетия заметно возрос интерес к обсуждению общих проблем научного прогресса
, причем такое обсуждение не ограничивается анализом взаимодействия внешних и внутренних факторов в развитии науки - все глубже начинают исследоваться конкретные механизмы и модели роста знания. Не подлежит сомнению, что наука возникла под воздействием стремления к практическому и теоретическому процессу, которое и в дальнейшем продолжают влиять на ее развитие. Было бы упрощением и вульгаризацией сводить все стимулы ее развития только к обслуживанию потребностей производства, экономики и других внешних явлений. Такой экстерналистский, или внешний, взгляд на развитие науки, настойчиво защищавшийся сторонниками экономического детерминизма, уходит уже в прошлое. Теперь все признают, что в эволюции науки огромную роль играет преемственность идей, проявляющаяся в сохранении и дальнейшем развитии всего твердо обоснованного и проверенного научного знания, унаследованного от предшественников.

Не пора ли вообще выделять внешнее и внутреннее развитие любой системы и рассматривать специфику того и другого видов развития? Отрицание взаимосвязи между ними при этом было бы лишь одной крайностью. Другая же, в которую впадают многие постмарксистские ученые, заключается в постулировании приоритета внешних факторов развития, а тем более в подмене внутренних факторов внешними. Такая преемственность наиболее отчетливо видна в абстрактных, теоретических науках, например в чистой математике, которые не имеют непосредственного контакта с эмпирическим материалом. На первый взгляд может даже показаться, что они развиваются чисто логически путем обобщения, спецификации и построения умозаключений, основанных на прежнем материале. По мере возрастания теоретического уровня эмпирических наук и проникновения в них математических методов исследования и в этих отраслях науки нередко возникает иллюзия о независимом от внешнего мира, автономном их развитии. Такой чисто интерналистский подход (изнутри) сводит развитие науки к чистой филиации идей, который в лучшем случае допускает возможность возникновения исходных ее понятий и идей из внешнего мира. Однако в дальнейшем подобный подход, как правило, приходит к отрицанию какой-либо связи теории с реальным миром, считая, что все последующее развитие науки осуществляется путем чисто теоретической и логической разработки ее идей. Эти две крайние точки зрения односторонне преувеличивают роль и значение одних действительно важных факторов перед другими, не видят всей сложности и противоречивости развития такой сложноорганизованной системы, какой является наука.


Сам процесс развития науки также понимается далеко неоднозначно. Долгое время он рассматривался в виде простого приращения научного знания, постепенного накопления все новых фактов, открытий и объясняющих их законов и теорий. Такой взгляд, получивший название кумулятивистского (лат. cumulatio - увеличение, накопление), по сути дела, сводит на нет и даже игнорирует качественные изменения, которые происходят в структуре научного знания и вызываются изменением основных понятий и принципов науки, особенно в ходе научных революций. Но именно эти революции представляют собой поворотные пункты в развитии науки, меняющие взгляды ученых на изучаемый ими мир и определяющие перспективы дальнейшего его исследования. Не случайно поэтому в последние десятилетия так резко возрос интерес к этим проблемам со стороны не только философов и методологов науки, но и самих ученых.

Значительную роль в этом деле сыграла дискуссия, развернувшаяся в западной, а позднее и в нашей философской литературе вокруг книги американского историка и философа науки Т. Куна "Структура научных революций". В ней он обращает внимание на то, что представления об истории науки, встречающиеся в современных учебниках, по которым обучаются будущие специалисты, искажают реальную картину научных открытий, возникновения новых идей и теорий. "Развитие науки при таком подходе, - указывал он, - это постепенный процесс, в котором факты, теории и методы слагаются во все возрастающий запас достижений, представляющий собой научную методологию и знание". Иными словами, научный прогресс выступает как чисто кумулятивный процесс накопления все новых и новых научных истин. Однако, как показывает история науки, реальный прогресс науки всегда сопровождается коренными, качественными изменениями ее концептуальной структуры, возникновением новых фундаментальных понятий и теорий, которые появляются в процессе научных революций. Такие революции, по мнению Куна, "являются дополнениями к связанной традициями деятельности нормальной науки, - дополнениями, разрушающими традиции".

Соответственно этим установкам Кун и строит свою модель развития науки, в которой он различает прежде всего период нормальной науки, когда ученые работают в рамках единой парадигмы. Хотя понятие парадигмы остается у него точно не определенным и допускает множество разных интерпретаций, тем не менее из приведенных в книге примеров становится ясным, что под ней он