Файл: Рабочая программа по русскому языку составлена на основе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока.

Работа учащихся на уроках разговорной речи не может оцениваться по традиционной 5-тибалльной системе в связи отрицательной эмоциональной реакцией детей на низкую оценку речи. Для поощрения речевых достижений предпочтительнее использовать мотивационную шкалу «хорошо-очень хорошо-отлично» («усвоено-неусвоенно»). При этом принимается во внимание не конечный результат работы, а продвижение в речевых умениях на данный момент, тем самым мотивируется любая его попытка участвовать в общении.

Программа рассчитана:

1 класс – 64 ч (2ч в неделю)

2 класс – 68 ч (2 ч в неделю)

3 класс – 68 ч (2 ч в неделю)

4 класс – 68 ч (2 ч в неделю)

1 класс

Для реализации программы используется следующий УМК

  1. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Устная речь. 1 класс. Комарова С.В.

  2. Рабочая тетрадь. Устная речь. 1 класс. VIII вид. Комарова С.В.

  3. Методические рекомендации. Устная речь. 1–4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Комарова С.В.

  4. Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Устная речь. 1 класс. Комарова С.В.

Используемые педагогические технологии

Технология коррекционно – развивающего обучения.

Технология личностно – ориентированного обучения.

Технология дифференцированного и индивидуализированного обучения.

Технология проблемного обучения.

Технология эффективной речевой деятельности.

Технологии здоровьесберегающей деятельности.

Игровые технологии

ИКТ

Учебно-тематический план по учебному предмету «Речевая практика»



Содержание программного материала

1

Лексическая тема «Знакомство»

2

Лексическая тема «Сказка «Теремок»

3

Лексическая тема «В гостях»

4

Лексическая тема «В магазине»

5

Лексическая тема «Готовимся к празднику»

6

Лексическая тема «Зимняя прогулка»

7

Лексическая тема «Помощники»

8

Лексическая тема «Пожелания»


Содержание программы учебного предмета «Речевая практика»

Аудирование

Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя: «Сядь за парту и достань книгу», «Возьми тетради на столе и раздай их», « Возьми вазу и поставь в нее цветы» и т.д.

Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Ша-ша-ша – мама моет малыша.

Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль. Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку. Лена спускалась с горки.

Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.

Дикция и выразительность речи

Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение.

Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на мотивы знакомых детских песен. Перечисление предметов (2-3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.

Различение громкой и тихой речи в игре или в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.

Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов, слов. Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с заданной ситуацией типа: Бабушка медленно спрашивает: «Ты…куда…идешь…внучка?» Внучка быстро отвечает «Я бегу к подружке».

Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.

Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).

Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей в ситуациях с заданным содержанием.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания


Возможные лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказку», «Я дома», «Я и мои друзья», «Мойдодыр», «Мир природы».

Примерная тематика речевых ситуаций: «Давайте познакомимся», «Отгадай, что в моем ранце»; «Прогулка на машине», «Веселый оркестр»; «Терем-теремок», «Репка», «Колобок»; «Мой адрес».

Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал.

Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме, вкусу и т.д. (по теме ситуации, совместно с учителем). Составление предложений с отработанной лексикой.

Сравнение двух предметов или их изображений по заданному признаку: Медведь большой, а мышка… . Дерево высокое, а куст… . и т.д.

Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре по теме ситуации.

Внятное выражение просьбы или желания, обращенных к учителю или к товарищу.

Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно-символической схемы к каждому предложению, мелового рисунка на доске, макетного театра.

Культура общения

Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания, пока. Использование как выразительных средств речи (умеренная сила голоса, доброжелательный, радостный тон речи), так и помощников речи (мимика, жесты, позы, выражающие внимание к партнеру).

Употребление «вежливых» слов пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

- выполнять по словесной инструкции учителя действия, повторяющиеся каждый день;

- называть предметы и соотносить их с картинками;

- употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;

- правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;

- сообщать свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников.

Достаточный уровень:

- выполнять задания по словесной инструкции;

- называть предметы и действия, соотносить их с картинками;

- внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова»;

- соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;

- сообщать свои имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников.


Личностные результаты:

- Осознание языка как основного средства человеческого общения;

- Восприятие русского языка как явления национальной культуры;

- Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

- Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


МАТЕМАТИКА

1-4 классы

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Проекта примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Сборника программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы (под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой);

- Сборника программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы (под редакцией КПН, профессора И.М. Бгажноковой).

Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметом в коррекционных классах, основная цель которого – социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.

Исходя из целей коррекционного образования математика решает следующие задачи:

- формирование доступных учащимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;

- максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;

- воспитание у школьников целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.

Содержание математики, как учебного предмета в 1-4 классах включает пропедевтику обучения математике, т.е. развитие дочисловых представлений; нумерацию натуральных чисел в пределах 100; число и цифру 0; единицы измерения величин (стоимости, длины, массы, времени, емкости), их соотношения; измерения в указанных мерах; четыре арифметических действия с натуральными числами; элементы геометрии. В каждом разделе предусмотрено решение текстовых арифметических задач.


В 1 классе пропедевтика математики продолжается первые два месяца. Распределение математического материала по классам представлено концентрически с учетом познавательных и возрастных возможностей учащихся, поэтому в процессе обучения необходим постепенный переход от практического обучения в младших классах к практико-теоретическому в старших. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.

При отборе учебного материала учитываются разные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта, т.е. программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении.

Программа рассчитана

1 класс – 96 ч (3 часа в неделю)

2 класс – 136 ч (4 часа в неделю)

3 класс – 136 ч (4 часа в неделю)

4 класс – 136 ч (4 часа в неделю)

1 класс

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

1. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Математика. 2 класс. В 2-х частях. Алышева Т.В.

2. Рабочая тетрадь. Математика. 2 класс. В 2 частях (VIII вид). Алышева Т.В.

Пособие для учителя. Обучение математике учащихся младших классов. VIII вид. Эк В.В.

3. Пособие для учителя. Преподавание математики в коррекционной школе. Перова М.Н.

4. Методические рекомендации. Математика. 1-4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Алышева Т.В.

5. Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Математика. 2 класс. В 2-х частях. Алышевой Т.В.

Используемые педагогические технологии

Технология коррекционно – развивающего обучения.

Технология личностно – ориентированного обучения.

Технология дифференцированного и индивидуализированного обучения.

Технология проблемного обучения.

Технология эффективной речевой деятельности.

Технологии здоровьесберегающей деятельности.

Игровые технологии

ИКТ

Учебно-тематический план



Наименование разделов

1

Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления

2

Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. Сложение и вычитание.

3

Единицы измерения и их соотношения

4

Арифметические задачи

5

Геометрический материал

6

Повторение