ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 414
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
Предмет и задачи психологии как науки
История развития западной психологии
История развития психологии в СССР
ГЛАВ IV. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Основные этапы развития поведения и психики проблема инстинкта, навыка и интеллекта
ГЛАВА V. РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ
Развитие нервной системы у животных
Историческое развитие сознания у человека
ГЛАВА VII. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ
ГЛАВА XV. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
ГЛАВА XIX. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР
ГЛАВА XX. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ТРУДА С. Л. РУБИНШТЕЙНА
СПИСОК НАУЧНЫХ ТРУДОВ С. Л. РУБИНШТЕЙНА
физиологическая 24;
чувствительности 24
Функция и процесс 165;
и их структура 94, 97;
их локализация 137,139
X
Характер 522, 616, 618,621,622, 624, 629;
историческая обусловленность 546,629;
природные предпосылки
143,620,623 Характер и воля 629;
и интеллектуальные качества, способности 513, 629;
и мировоззрение 617,624, 625,631;
и направленность личности 513, 613, 620, 623-625, 629;
и образ жизни 618, 622, 625, 630;
и поступок, способ поведения 152,620,622,623,625,629, 633;
и темперамент 613, 618;
и эмоции 629 Характер как обобщенная система побуждений 546, 621, 632, 634;
в общении 626, 627, 632;
как определенность отношения человека к значимым целям 620-622, 627;
формирование и проявление характера 625, 632;
формирование и проявление характера в деятельности 620,628,630,633,634;
через мотивы 620, 622, 632-
634,640
Характера цельность, единство 625
Ц
Цвет и видимая величина предметов 224, 225;
и расстояние 224, 225
Цвет
ахроматический / хроматический 216;
дополнительный 217, 219, 264;
контрастный 219, 220 Цвета характеристики
насыщенность 215, 216;
светлота 216;
цветовой тон 215, 216;
яркость 215, 216 Цветов действие психофизическое 223;
бинокулярное, оптическое, пространственное 218;
смешение 217 Цветоощущения филогенез 218 Целей иерархия 20 Целенаправленность действий, деятельности 20, 436, 444, 446, 453,474,587 Целесообразность/нецелесообразность инстинктивного действия и поведения животных 95, 103, 104 Целостность структурная 64, 265, 266;
диффузно-комплексная
75,76
Целостность характера 624, 625, 629;
личности 540, 624;
эмоций (единство полярно-
стей) 551,552 Цель 16,21,34;
осознаваемая/неосознаваемая 20,591,594 Цель и мотив: потребности и
интересы 591 Цель-средство (как подчененная цель) 436,443,444,587
Ч
Человек как объект изучения 68,92;
как субъект практической/ теоретической деятельности 28, 76, 134, 556;
как существо историческое/
естественное 150 Чтение 393,411
Чувства и личность 557 Чувства и ощущения
недифференцированное 13, 177,187;
мышечное 194, 241;
смутное, валовое чувство
188,191,192 Чувства как отношение человека к миру 10,12,14,15,17,30,31, 35,36,135,164,551-553 Чувства, зависимость от форм отношений индивида со средой 552,557;
их общественная детерминация 562, 576;
проявление и формирование в деятельности 553, 556, 569,583 Чувственно данный предмет (чувственное впечатление) 166 Чувственность 57 Чувственный тон 491 Чувствительность (по месту расположения) 182, 183, 194, 238
Чувствительность как примитивная форма психического 121, 178
Чувствительность органа чувств ее развитие в филогенезе 117,118,178,182,185,187, 223,225;
ее формирование в действии
178,211,226,227 Чувствительность рецептора 60, 128,177,179,180,186,188,238;
акустическая 185, 203, 206;
боль 194, 195;
вибрационная 185;
висцеральная 249, 250, 560;
вкусовая 182, 184,201,202;
внутренних органов 184, 188,190;
звуковысотная 182, 212;
интермодальная 184;
интероцептивная 185,191, 523,571;
кожная 185, 194,196;
прикосновения /давления 179,184,194;
тактильная 185;
термическая 185, 194;
химическая 185, 200, 202
Чувствительность протопатиче-ская/эпикритическая 182, 186,195
Чувство, виды его
внутреннее 56, 57;
и познавательная функция 554,575;
и труд 556 интеллектуальное 144, 575;
ладовое 213;
личностное 556;
мировоззренческое 556, 576;
моральное 144,556,557,575;
предметное 574-577;
сексуальное 554;
семейные 554;
трагическое 576, 577;
удовлетворения от деятельности 560, 584;
эстетические 575;
юмора 576-578;
Чувство и его характеристики амбивалентность 553;
неосознанность 15, 22, 572, 581;
предметность 11, 14, 15, 17;
сила и глубина 578
Э
Эйфория 256 Экспериментирование мысленное (воображение) 477,481 Эмоции — их двойственность
552,557,558,571 Эмоции единство (как единство полярностей) возбуждения/подавления 551;
напряжения / разрядки 551, 552;
приятного/неприятного
201,551 Эмоции и действие 164, 561;
и выразительные движения 118,566-569;
и инстинктивные реакции 555, 569;
и органические реакции 565-567;
и потребности 551-554 Эмоции и ступени их развития 555,571,576
Эмоции, влияние их на психические процессы 249;
дезорганизующая роль их 555,564,579;
мобилизирующая роль их
563,564,585 Эмоций модальность (положительная/отрицательная) 190, 551-553 Эмоций полярность 551,558 Эмоций теории и исследование
59,72,551,554,555,559 Эмоциональная сфера и структура 554, 572;
динамический аспект личности 12,573,579 Эмоциональной чувственный тон иощущения 191,195,201, 202, 582;
и восприятие 208, 210;
и удовлетворение потребностей 186,552,553 Эмоциональность, или аффектив-
ность 552, 562, 618 Эмоция 36,164,551 Эмоция как единство эмоционального и интеллектуального 552, 562, 575;
Эмоция как единство эмоционального и интеллектуального (продолж.) как соотношения действия с потребностями 164, 552;
как состояние субъекта и отношение к объекту 559, 571,576
Эмоция формируется и побуждает к деятельности 553, 558, 562,579;
к игре 561;
эмоциональный компонент
интереса 526 Энграмма 260 Эффект
амплитудно-фазовый 208;
бинауральный 203,205,208;
контраста 201,205,219, 220;
стробоскопический 248;
улитки 210
Я
«Я». 635,636,638,639 Явление Пуркинье 217 Язык 17,28,381,382,384 Язык и речь 382, 388, 397, 400
Содержание
ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ 1
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ 2
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ 3
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 4
Природа психического 4
Психика и сознание 9
Психика и деятельность 12
Психофизическая проблема 15
Предмет и задачи психологии как науки 18
ГЛАВА II. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 26
Методика и методология 26
Методы психологии 27
Наблюдение 29
Самонаблюдение 30
Объективное наблюдение 33
Экспериментальный метод 35
ГЛАВА III. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ 38
История развития западной психологии 38
Психология в XVII-XVIII вв. и первой половине XIX в. 38
Оформление психологии как экспериментальной науки 43
Кризис методологических основ психологии 45
История развития психологии в СССР 56
История русской научной психологии 56
Советская психология 62
ЧАСТЬ ВТОРАЯ 66
ГЛАВ IV. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ 66
Развитие психики и поведения 73
Основные этапы развития поведения и психики проблема инстинкта, навыка и интеллекта 77
Инстинкты 77
Индивидуально-изменчивые формы поведения 81
Интеллект 87
Общие выводы 89
ГЛАВА V. РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ 95
Поведение низших организмов 95
Развитие нервной системы у животных 96
Образ жизни и психика 98
ГЛАВА VI. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА 102
Историческое развитие сознания у человека 102
Проблема антропогенеза 102
Сознание и мозг 105
Развитие сознания 111
Развитие сознания у ребенка 117
Развитие и обучение 117
Развитие сознания ребенка 126
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ 128
ВВЕДЕНИЕ 128
ГЛАВА VII. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ 139
Ощущение 139
Рецепторы 140
Элементы психофизики 142
Психофизиологические закономерности 144
Классификация ощущений 145
Органические ощущения 148
Статические ощущения 152
Кинестетические ощущения 152
Кожная чувствительность 153
1. Боль 153
2 и 3. Температурные ощущения 155
4. Прикосновение, давление 156
Осязание 156
Обонятельные ощущения 158
Вкусовые ощущения 159
Слуховые ощущения* 160
Локализация звука 165
Теория слуха 167
Восприятие речи и музыки 169
Зрительные ощущения 172
Ощущение цвета 172
Смешение цветов 173
Психофизиологические закономерности 175
Теория цветоощущения 178
Психофизическое действие цветов 179
Восприятие цвета 180
Восприятие 181
Природа восприятия 181
Константность восприятия 188
Осмысленность восприятия 189
Историчность восприятия 192
Восприятие и направленность личности 192
Восприятие пространства 193
Восприятие величины 197
Восприятие формы 198
Восприятие движения 199
Восприятие времени 201
Глава VIII. ПАМЯТЬ 206
Память и восприятие 206
Органические основы памяти 209
Представления 210
Ассоциации представлений 213
Теория памяти 213
Роль установок в запоминании 218
Запоминание 220
Узнавание 224
Воспроизведение 225
Реконструкция в воспроизведении 226
Воспоминание 227
Сохранение и забывание 229
Реминисценция в сохранении 232
Виды памяти 234
Уровни памяти 235
Типы памяти 236
ГЛАВА IX. ВООБРАЖЕНИЕ 238
Природа воображения 238
Виды воображения 241
Воображение и творчество 242
«Техника» воображения 245
Воображение и личность 247
ГЛАВА X. МЫШЛЕНИЕ 248
Природа мышления 248
Психология и логика 250
Психологические теории мышления 251
Психологическая природа мыслительного процесса 254
Основные фазы мыслительного процесса 258
Основные операции как стороны мыслительной деятельности 260
Понятие и представление 263
Умозаключение 266
Основные виды мышления 267
О генетически ранних ступенях мышления 271
Развитие мышления ребенка 274
Первые проявления интеллектуальной деятельности ребенка 275
Первые обобщения ребенка 278
«Ситуативное» мышление ребенка 279
Начало активной мыслительной деятельности ребенка 280
Обобщения у дошкольника и понимание им отношений 282
Умозаключения ребенка и понимание им причинности 284
Отличительные особенности ранних форм детского мышления 287
Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения 291
Овладение понятиями 292
Суждения и умозаключения 294
Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний 295
Теория развития мышления ребенка 298
ГЛАВА XI. РЕЧЬ 306
Речь и общение. Функции речи 306
Различные виды речи 313
Речь и мышление 316
Развитие речи у детей 318
Возникновение и первые этапы развития речи ребенка 318
Структура речи 322
Развитие связной речи 323
Проблема эгоцентрической речи 328
Развитие письменной речи у ребенка 330
Развитие выразительной речи 332
ГЛАВА XII. ВНИМАНИЕ 334
Теория внимания 335
Физиологические основы внимания 338
Основные виды внимания 339
Основные свойства внимания 340
Развитие внимания 345
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ 347
ВВЕДЕНИЕ 347
ГЛАВА XIII. ДЕЙСТВИЕ 353
Различные виды действия 355
Действие и движение 357
Действие и навык 362
ГЛАВА XIV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 370
Задачи и мотивы деятельности 370
Труд 375
Психологическая характеристика труда 376
Труд изобретателя 377
Труд ученого 380
Труд художника 382
Игра 385
Природа игры 385
Теории игры 389
Развитие игр ребенка 391
Учение 393
Природа учения и труд 393
Учение и познание 394
Обучение и развитие 395
Мотивы учения 396
Освоение системы знаний 399
ЧАСТЬ ПЯТАЯ 405
ВВЕДЕНИЕ 405
ГЛАВА XV. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ 410
Установки и тенденции 410
Потребности 413
Интересы 415
Идеалы 420
ГЛАВА XVI. СПОСОБНОСТИ 422
Общая одаренность и специальные способности 426
Одаренность и уровень способностей 429
Теории одаренности 430
Развитие способностей у детей 434
ГЛАВА XVII. ЭМОЦИИ 435
Эмоции и потребности 435
Эмоции и образ жизни 437
Эмоции и деятельность 441
Выразительные движения 446
Эмоции и переживания личности 450
«Ассоциативный» эксперимент 452
Виды эмоциональных переживаний 452
Эмоциональные особенности личности 460
ГЛАВА XVIII. ВОЛЯ 462
Природа воли 462
Волевой процесс 467
Патология и психология воли 474
Волевые качества личности 477
ГЛАВА XIX. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР 481
Учение о темпераменте 481
Учение о характере 487
ГЛАВА XX. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ 497
Самосознание личности 497
Жизненный путь личности* 502
ПОСЛЕСЛОВИЕ 505
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ТРУДА С. Л. РУБИНШТЕЙНА 505
СПИСОК НАУЧНЫХ ТРУДОВ С. Л. РУБИНШТЕЙНА 527
СПИСОК РАБОТ О С. Л. РУБИНШТЕЙНЕ 530
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 535