Файл: Основы общей психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 414

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

Природа психического

Психика и деятельность

Предмет и задачи психологии как науки

ГЛАВА II. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Методика и методология

Методы психологии

Наблюдение

Экспериментальный метод

ГЛАВА III. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

История развития западной психологии

История развития психологии в СССР

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ГЛАВ IV. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Основные этапы развития поведения и психики проблема инстинкта, навыка и интеллекта

ГЛАВА V. РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ

Поведение низших организмов

Развитие нервной системы у животных

Образ жизни и психика

ГЛАВА VI. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Историческое развитие сознания у человека

Развитие сознания у ребенка

Развитие сознания ребенка

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА VII. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

Ощущение

Восприятие

Глава VIII. ПАМЯТЬ

ГЛАВА IX. ВООБРАЖЕНИЕ

ГЛАВА X. МЫШЛЕНИЕ

Развитие мышления ребенка

ГЛАВА XI. РЕЧЬ

Развитие речи у детей

ГЛАВА XII. ВНИМАНИЕ

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА XIII. ДЕЙСТВИЕ

ГЛАВА XIV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Труд

Игра

Учение

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА XV. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

ГЛАВА XVI. СПОСОБНОСТИ

ГЛАВА XVII. ЭМОЦИИ

ГЛАВА XVIII. ВОЛЯ

ГЛАВА XIX. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР

Учение о темпераменте

Учение о характере

ГЛАВА XX. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

ПОСЛЕСЛОВИЕ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ТРУДА С. Л. РУБИНШТЕЙНА

СПИСОК НАУЧНЫХ ТРУДОВ С. Л. РУБИНШТЕЙНА

СПИСОК РАБОТ О С. Л. РУБИНШТЕЙНЕ

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ



физиологическая 24;

чувствительности 24

Функция и процесс 165;

и их структура 94, 97;

их локализация 137,139

X

Характер 522, 616, 618,621,622, 624, 629;

историческая обусловлен­ность 546,629;

природные предпосылки

143,620,623 Характер и воля 629;

и интеллектуальные качества, способности 513, 629;

и мировоззрение 617,624, 625,631;

и направленность личности 513, 613, 620, 623-625, 629;

и образ жизни 618, 622, 625, 630;

и поступок, способ поведения 152,620,622,623,625,629, 633;

и темперамент 613, 618;

и эмоции 629 Характер как обобщенная система побуждений 546, 621, 632, 634;

в общении 626, 627, 632;

как определенность отноше­ния человека к значимым целям 620-622, 627;

формирование и проявление характера 625, 632;

формирование и проявление характера в деятельности 620,628,630,633,634;

через мотивы 620, 622, 632-

634,640

Характера цельность, единство 625

Ц

Цвет и видимая величина предметов 224, 225;

и расстояние 224, 225

Цвет

ахроматический / хроматический 216;

дополнительный 217, 219, 264;

контрастный 219, 220 Цвета характеристики

насыщенность 215, 216;

светлота 216;

цветовой тон 215, 216;

яркость 215, 216 Цветов действие психофизиче­ское 223;

бинокулярное, оптическое, пространственное 218;

смешение 217 Цветоощущения филогенез 218 Целей иерархия 20 Целенаправленность действий, деятельности 20, 436, 444, 446, 453,474,587 Целесообразность/нецелесооб­разность инстинктивного действия и поведения живот­ных 95, 103, 104 Целостность структурная 64, 265, 266;

диффузно-комплексная

75,76

Целостность характера 624, 625, 629;

личности 540, 624;

эмоций (единство полярно-

стей) 551,552 Цель 16,21,34;

осознаваемая/неосознавае­мая 20,591,594 Цель и мотив: потребности и

интересы 591 Цель-средство (как подчененная цель) 436,443,444,587

Ч

Человек как объект изучения 68,92;

как субъект практической/ теоретической деятельно­сти 28, 76, 134, 556;

как существо историческое/

естественное 150 Чтение 393,411

Чувства и личность 557 Чувства и ощущения

недифференцированное 13, 177,187;

мышечное 194, 241;

смутное, валовое чувство

188,191,192 Чувства как отношение человека к миру 10,12,14,15,17,30,31, 35,36,135,164,551-553 Чувства, зависимость от форм отношений индивида со средой 552,557;

их общественная детермина­ция 562, 576;

проявление и формирование в деятельности 553, 556, 569,583 Чувственно данный предмет (чувственное впечатление) 166 Чувственность 57 Чувственный тон 491 Чувствительность (по месту расположения) 182, 183, 194, 238

Чувствительность как примитив­ная форма психического 121, 178


Чувствительность органа чувств ее развитие в филогенезе 117,118,178,182,185,187, 223,225;

ее формирование в действии

178,211,226,227 Чувствительность рецептора 60, 128,177,179,180,186,188,238;

акустическая 185, 203, 206;

боль 194, 195;

вибрационная 185;

висцеральная 249, 250, 560;

вкусовая 182, 184,201,202;

внутренних органов 184, 188,190;

звуковысотная 182, 212;

интермодальная 184;

интероцептивная 185,191, 523,571;

кожная 185, 194,196;

прикосновения /давления 179,184,194;

тактильная 185;

термическая 185, 194;

химическая 185, 200, 202

Чувствительность протопатиче-ская/эпикритическая 182, 186,195

Чувство, виды его

внутреннее 56, 57;

и познавательная функция 554,575;

и труд 556 интеллектуальное 144, 575;

ладовое 213;

личностное 556;

мировоззренческое 556, 576;

моральное 144,556,557,575;

предметное 574-577;

сексуальное 554;

семейные 554;

трагическое 576, 577;

удовлетворения от деятель­ности 560, 584;

эстетические 575;

юмора 576-578;

Чувство и его характеристики амбивалентность 553;

неосознанность 15, 22, 572, 581;

предметность 11, 14, 15, 17;

сила и глубина 578

Э

Эйфория 256 Экспериментирование мыслен­ное (воображение) 477,481 Эмоции — их двойственность

552,557,558,571 Эмоции единство (как единство полярностей) возбуждения/подавления 551;

напряжения / разрядки 551, 552;

приятного/неприятного

201,551 Эмоции и действие 164, 561;

и выразительные движения 118,566-569;

и инстинктивные реакции 555, 569;

и органические реакции 565-567;

и потребности 551-554 Эмоции и ступени их развития 555,571,576

Эмоции, влияние их на психиче­ские процессы 249;

дезорганизующая роль их 555,564,579;

мобилизирующая роль их

563,564,585 Эмоций модальность (положи­тельная/отрицательная) 190, 551-553 Эмоций полярность 551,558 Эмоций теории и исследование

59,72,551,554,555,559 Эмоциональная сфера и структу­ра 554, 572;

динамический аспект лично­сти 12,573,579 Эмоциональной чувственный тон иощущения 191,195,201, 202, 582;

и восприятие 208, 210;

и удовлетворение потребно­стей 186,552,553 Эмоциональность, или аффектив-

ность 552, 562, 618 Эмоция 36,164,551 Эмоция как единство эмоцио­нального и интеллектуального 552, 562, 575;

Эмоция как единство эмоцио­нального и интеллектуального (продолж.) как соотношения действия с потребностями 164, 552;

как состояние субъекта и отношение к объекту 559, 571,576

Эмоция формируется и побужда­ет к деятельности 553, 558, 562,579;

к игре 561;

эмоциональный компонент

интереса 526 Энграмма 260 Эффект

амплитудно-фазовый 208;

бинауральный 203,205,208;

контраста 201,205,219, 220;

стробоскопический 248;


улитки 210

Я

«Я». 635,636,638,639 Явление Пуркинье 217 Язык 17,28,381,382,384 Язык и речь 382, 388, 397, 400
Содержание


ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ 1

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ 2

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ 3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 4


ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ 4

Природа психического 4

Психика и сознание 9

Психика и деятельность 12

Психофизическая проблема 15

Предмет и задачи психологии как науки 18

ГЛАВА II. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 26

Методика и методология 26

Методы психологии 27

Наблюдение 29

Самонаблюдение 30

Объективное наблюдение 33

Экспериментальный метод 35

ГЛАВА III. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ 38

История развития западной психологии 38

Психология в XVII-XVIII вв. и первой половине XIX в. 38

Оформление психологии как экспериментальной науки 43

Кризис методологических основ психологии 45

История развития психологии в СССР 56

История русской научной психологии 56

Советская психология 62

ЧАСТЬ ВТОРАЯ 66

ГЛАВ IV. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ 66

Развитие психики и поведения 73

Основные этапы развития поведения и психики проблема инстинкта, навыка и интеллекта 77

Инстинкты 77

Индивидуально-изменчивые формы поведения 81

Интеллект 87

Общие выводы 89

ГЛАВА V. РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ 95

Поведение низших организмов 95

Развитие нервной системы у животных 96

Образ жизни и психика 98

ГЛАВА VI. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА 102

Историческое развитие сознания у человека 102

Проблема антропогенеза 102

Сознание и мозг 105

Развитие сознания 111

Развитие сознания у ребенка 117

Развитие и обучение 117

Развитие сознания ребенка 126

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ 128

ВВЕДЕНИЕ 128

ГЛАВА VII. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ 139

Ощущение 139

Рецепторы 140

Элементы психофизики 142

Психофизиологические закономерности 144

Классификация ощущений 145

Органические ощущения 148

Статические ощущения 152

Кинестетические ощущения 152

Кожная чувствительность 153

1. Боль 153

2 и 3. Температурные ощущения 155

4. Прикосновение, давление 156

Осязание 156

Обонятельные ощущения 158

Вкусовые ощущения 159

Слуховые ощущения* 160

Локализация звука 165

Теория слуха 167

Восприятие речи и музыки 169

Зрительные ощущения 172

Ощущение цвета 172

Смешение цветов 173

Психофизиологические закономерности 175

Теория цветоощущения 178

Психофизическое действие цветов 179

Восприятие цвета 180

Восприятие 181

Природа восприятия 181

Константность восприятия 188

Осмысленность восприятия 189

Историчность восприятия 192

Восприятие и направленность личности 192

Восприятие пространства 193

Восприятие величины 197

Восприятие формы 198

Восприятие движения 199

Восприятие времени 201

Глава VIII. ПАМЯТЬ 206

Память и восприятие 206

Органические основы памяти 209

Представления 210

Ассоциации представлений 213

Теория памяти 213

Роль установок в запоминании 218

Запоминание 220

Узнавание 224

Воспроизведение 225

Реконструкция в воспроизведении 226

Воспоминание 227

Сохранение и забывание 229

Реминисценция в сохранении 232

Виды памяти 234

Уровни памяти 235

Типы памяти 236

ГЛАВА IX. ВООБРАЖЕНИЕ 238

Природа воображения 238

Виды воображения 241

Воображение и творчество 242

«Техника» воображения 245

Воображение и личность 247

ГЛАВА X. МЫШЛЕНИЕ 248

Природа мышления 248

Психология и логика 250

Психологические теории мышления 251

Психологическая природа мыслительного процесса 254

Основные фазы мыслительного процесса 258

Основные операции как стороны мыслительной деятельности 260

Понятие и представление 263

Умозаключение 266

Основные виды мышления 267

О генетически ранних ступенях мышления 271

Развитие мышления ребенка 274

Первые проявления интеллектуальной деятельности ребенка 275

Первые обобщения ребенка 278

«Ситуативное» мышление ребенка 279

Начало активной мыслительной деятельности ребенка 280

Обобщения у дошкольника и понимание им отношений 282

Умозаключения ребенка и понимание им причинности 284

Отличительные особенности ранних форм детского мышления 287

Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения 291

Овладение понятиями 292

Суждения и умозаключения 294

Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний 295

Теория развития мышления ребенка 298

ГЛАВА XI. РЕЧЬ 306

Речь и общение. Функции речи 306

Различные виды речи 313

Речь и мышление 316

Развитие речи у детей 318

Возникновение и первые этапы развития речи ребенка 318

Структура речи 322

Развитие связной речи 323

Проблема эгоцентрической речи 328

Развитие письменной речи у ребенка 330

Развитие выразительной речи 332

ГЛАВА XII. ВНИМАНИЕ 334

Теория внимания 335

Физиологические основы внимания 338

Основные виды внимания 339

Основные свойства внимания 340

Развитие внимания 345

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ 347

ВВЕДЕНИЕ 347

ГЛАВА XIII. ДЕЙСТВИЕ 353

Различные виды действия 355

Действие и движение 357

Действие и навык 362

ГЛАВА XIV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 370

Задачи и мотивы деятельности 370

Труд 375

Психологическая характеристика труда 376

Труд изобретателя 377

Труд ученого 380

Труд художника 382

Игра 385

Природа игры 385

Теории игры 389

Развитие игр ребенка 391

Учение 393

Природа учения и труд 393

Учение и познание 394

Обучение и развитие 395

Мотивы учения 396

Освоение системы знаний 399

ЧАСТЬ ПЯТАЯ 405

ВВЕДЕНИЕ 405

ГЛАВА XV. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ 410

Установки и тенденции 410

Потребности 413

Интересы 415

Идеалы 420

ГЛАВА XVI. СПОСОБНОСТИ 422

Общая одаренность и специальные способности 426

Одаренность и уровень способностей 429

Теории одаренности 430

Развитие способностей у детей 434

ГЛАВА XVII. ЭМОЦИИ 435

Эмоции и потребности 435

Эмоции и образ жизни 437

Эмоции и деятельность 441

Выразительные движения 446

Эмоции и переживания личности 450

«Ассоциативный» эксперимент 452

Виды эмоциональных переживаний 452

Эмоциональные особенности личности 460

ГЛАВА XVIII. ВОЛЯ 462

Природа воли 462

Волевой процесс 467

Патология и психология воли 474

Волевые качества личности 477

ГЛАВА XIX. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР 481

Учение о темпераменте 481

Учение о характере 487

ГЛАВА XX. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ 497

Самосознание личности 497

Жизненный путь личности* 502

ПОСЛЕСЛОВИЕ 505

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ТРУДА С. Л. РУБИНШТЕЙНА 505

СПИСОК НАУЧНЫХ ТРУДОВ С. Л. РУБИНШТЕЙНА 527

СПИСОК РАБОТ О С. Л. РУБИНШТЕЙНЕ 530

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 535