Файл: Основы общей психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 395

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

Природа психического

Психика и деятельность

Предмет и задачи психологии как науки

ГЛАВА II. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Методика и методология

Методы психологии

Наблюдение

Экспериментальный метод

ГЛАВА III. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

История развития западной психологии

История развития психологии в СССР

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ГЛАВ IV. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Основные этапы развития поведения и психики проблема инстинкта, навыка и интеллекта

ГЛАВА V. РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ

Поведение низших организмов

Развитие нервной системы у животных

Образ жизни и психика

ГЛАВА VI. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Историческое развитие сознания у человека

Развитие сознания у ребенка

Развитие сознания ребенка

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА VII. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

Ощущение

Восприятие

Глава VIII. ПАМЯТЬ

ГЛАВА IX. ВООБРАЖЕНИЕ

ГЛАВА X. МЫШЛЕНИЕ

Развитие мышления ребенка

ГЛАВА XI. РЕЧЬ

Развитие речи у детей

ГЛАВА XII. ВНИМАНИЕ

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА XIII. ДЕЙСТВИЕ

ГЛАВА XIV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Труд

Игра

Учение

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА XV. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

ГЛАВА XVI. СПОСОБНОСТИ

ГЛАВА XVII. ЭМОЦИИ

ГЛАВА XVIII. ВОЛЯ

ГЛАВА XIX. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР

Учение о темпераменте

Учение о характере

ГЛАВА XX. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

ПОСЛЕСЛОВИЕ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ТРУДА С. Л. РУБИНШТЕЙНА

СПИСОК НАУЧНЫХ ТРУДОВ С. Л. РУБИНШТЕЙНА

СПИСОК РАБОТ О С. Л. РУБИНШТЕЙНЕ

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ



наглядные 261, 262;

последовательные 219, 264;

эйдетические 264 Памяти органические основы (физиологические процессы) 259;

развитие в онтогенезе 270, 280, 282, 513;

расстройства (амнезии) 260;

теории и исследования 50, 64,260,264-267,281,287, 292;

типы: зрительный, двигатель­ный, слуховой 290-292;

уровни: наглядный/логиче­ский 291,292 Память и восприятие 256;

и осмысление 256,265,266, 268, 284;

и мышление 257, 258 Память как воспроизводящее отображение действительности 160,212,256-258,260,287, 290-292;

биологическая 260 Память как заучивание 257, 292;

запечатление 292;

запоминание 257,285;

как сохранение 256, 258 Первичный автоматизм 111 Переживание — в нем проявля­ется индивидуальная история личности 11-13, 20, 32, 33, 85,570,578

Переживание (его принадлеж­ность индивиду) 10—12,14, 18,20,21,23,28,30,44-46,55, 70,74,149,551,554,558 Переживание аффективное, эмоциональное 562;

моральное 438, 439, 575;

осознанное/бессознательное 14,15,44,574;

специфическое 258;

чувствоподобное 65;

эстетическое 575 Переживание и действие (как результат и предпосылка) 21, 23,29;

и эмоциональная сфера 551 Переживание-ага 113, 400, 479 Переживания и знания 20 Переживания предметность 11,

15,17,23,45,87 Побуждения 35,587;

к игре 486;

к труду 144, 487 Поведение 18, 22,46, 86,87,111,

113

Поведение животных 91, 101, 103,105-107,112,113,115, 121;

ориентировочно-исследова­тельское 113;

разумное 102,107,108,115 Поведение и деятельность 93;

и выделение внутреннего/ внешнего плана сознания 98, 99,102;

и действия, поступки 21;

и инстинкт 102-107,115;

и навык 102, 103,106,110;

и психика 98;

и реакции (их совокупность)

22,69

Поведения внешняя сторона 22, 24,29,93;

внутреннее психологическое содержание 10,12,14, 22, 46

Поведения компоненты исполнительные (при выпол­нении практического задания) 113;

мотивационные 114;

Поведения компоненты (про-долж.)

познавательные 114 Поведения уровни и типы 23, 102,103,439-441;

нормы 438 Подсказка в мышлении 377 Подсознательное (сфера подсоз­нательного) 22, 191 Познания основы — опыт 54;

ощущения 57 Познавательная задача 34;

интересы 116,351,352;

как единство интеллектуаль­ного и эмоционального 549

Познавательный аспект (психи­ки) 36,101,575 Познание общественное индивидуальное 13;

научное 13;

объективное 28 Познания процесс 48, 305;

теории 38 Понимание (стремление к понятности явлений мира) 112,113,350,384,387 Понятие и представление 379;

в действии 325;

и действительность 379;

и речь,слово 316, 320,346, 374;

и образ 314 Понятие и представление (их

соотношение) 312 Понятие как опосредованное и обобщенное знание о предмете 311-313,319,327,328,352, 358, 360,367,375 Понятия абстрактный характер


312,319,326,330,365,391 Порог 180;

абсолютный 180;

верхний / нижний 181;

разностный 180, 181, 204,

205, 233 Пороги для разных видов ощущения 177,179,180;

направления 205;

простого различения 205;

различение высоты 182;

Пороги для разных видов ощущения (продолж.) слияния 254;

цветоощущения 216, 222 Поступок, содержание и состав выполняемых действий его 31,87,513

Поступок 15-18,21,22,30,40,79, 513;

как общественный акт 23, 39,163;

как осознание своего дей­ствия и его последствия 29,30;

несознательный 15 Поступок и развитие личности

439,516,624 Поступок как общественный акт

444,513

Поступок отражает и формирует отношение к окружающему 513, 523;

как отношение в психике

нужды 522 Потребностей виды как выявление отношения (позиции) к окружающему 36,439,590,617;

как единство внешнего действия и внутреннего отношения 22, 87, 443, 620

Потребности активный аспект 166

пассивный аспект 166 Потребности и их развитие 92, 146;

и интересы 521, 524;

как источник и результат деятельности 520—522, 524 Потребность 36, 73, 518;

в ориентировке 113,119;

ее субъективно-объективный характер 518;

иерархия потребностей 553;

как пассивно-активное состояние 522,553,588;

материальная/духовная 522;

органическая 114, 188, 189, 523;

Потребность (продолж.)

половая 190,523 Потребность — ее исторический характер 146, 518;

личная 145, 154, 165, 518 Потребность как отражение

нужды 522, 531 Практика 11,40,59;

и ее связь с теорией 38, 87;

как критерий объективности 28,101,180,238,308;

общественная 11, 147, 175,

178,444

Предмет влечения 14, 17 Предмет науки 38, 39;

психологии 24,29,33,35,36, 39-42,46,59,62,65,69,76, 80,82,172,436,453,508;

психологии мышления 312 Предмет потребности 522, 524 Предметная детерминация психики (как отношение к внешним объектам) 88, 145, 178,375,588 Предметная отнесенность (пред­метность) психики, сознания, чувства и пр. 10-14, 27, 29, 33, 45,98,99,119,225,227,233, 236,238,312,315,316,332,385, 407,415,438,452,574,576,582 Предметные отношения 28 Представление как воспроизве­денный образ предмета 261, 262,281;

и их ассоциации 264 Представлений особенности изменчивость 262;

образность 262;

обобщенность 261, 262;

модальность 262;

степень яркости 261;

фрагментальность 261 Представления и их роль в

творчестве, труде 263 Представления индивидуальные 263, 264;

коллективные 148 Принципы психологии активности 59;

антропологический 81;

ассоциации 58,59,66,81;

атомизма 57, 58;

Принципы психологии (про­долж. ) биологической адаптации 62;

единства сознания и деятель­ности 87;


единства теории и практики 87;

генетический 39,96,161, 163;

детерминизма 27, 145, 174, 375,376,380;

диалектический 91, 92;

динамический 73;

внешней механической причинности 69;

все или ничего 182;

реактивности 69;

развития 87;

рефлекторный 142;

личностный 81;

индивидуализации 41,549;

интеллектуализации 316;

историзма 85, 87,163;

педагогический 41, 52;

наглядности 330,510;

параллельности 138;

нервного замыкания 261;

нейтральности 77;

непосредственной данности 19;

психофизического единства 25,63,77,87;

структурный 265,316;

целостности 75, 132;

функциональный 88,141, 267, 268;

эволюции 62 Припоминание 258,259,268, 273 Приспособление (функций

к среде) 62 Причинность 350,357 Проблема: ее постановка как акт

мышления 316 Проблемы психологической на­уки биогенетическая 157;

двигателей поведения, детерминации 73;

личности 88, 158;

локализации функций 137,138;

Проблемы психологической на­уки (продолж.) обучения и развития 463;

развития 88, 113 Произвольность как свойство психики (запоминания, дей­ствия и пр.) 34, 512,591,607 Противопоставление

души и тела, духовного и природного, психики и мозга 27,55,60,79,80;

натурального/культурного развития, природы/ истории 71;

психики и сознания 74 Процесс 36;

психический 169, 511-514;

физиологический 27 Процесс изобретения 475, 476, 478;

и роль случая 476, 477, 480,

481

Прочность усвоения знаний и восприятие материала 504-506;

и осознанность 509;

и свободное воспроизведение

506

Психика 10,17,20,21,26, 28, 32 Психика животных 18,91,92, 97,102,118,128,133;

животных и человека 91, 92, 119,133,145,234;

приматов 122, 130, 131 Психика как единство познава­тельной и действенной связи с миром 23, 25,92,235;

как оперирование знаками 99;

как отражение действитель­ности бытия 10,18,24,91, 93,97,99,512 Психика как отражение 10, 122,

124 Психика, ее сферы

сенсорная 123 Психика, психическое как

процесс 32, 36 Психики возникновение в филогенезе (в ходе эволюци) 18,32,90,91,117,125,126,472

Психики материальные основы мозг 25,27,93,96,97;

мозг и среда 93, 97, 100, 101;

нервная система 25, 98, 101;

субстрат материальный 25,

93,118

Психики развитие и эволюция форм поведения 91, 104, 110-113,130;

и выделения внутреннего плана 98, 101;

и дифференцирования сенсорных и моторных функций 10,24,33,92,98, 99,117,123,322;

и развитие способов движе­ния 116;

и развитие форм отражения

93,97,123 Психики развитие

как отношение к внешнему миру 92,126,557,558;

как связь и выделение субъекта из внешнего мира 28,98 Психики функции

регуляторная 90, 117,512;


отражательная 92, 512 Психическая деятельность как рефлекторная деятельность мозга 18,33,36,80,137,141, 636

Психические образования (психическое в результатив­ном выражении) 35, 36 Психические процессы, их уровни 10,12,15,17,23,30, 32-34,36,58,61,70,80,169, 170, 436;

высшие/низшие 35, 36, 50;

единство всех уровней в каждом психическом процессе 35, 92;

зависимость от реальных взаимоотношений человека с миром 43,85, 171,512;

их формирование в деятель­ности 171;

как деятельность мозга 27, 33,36,98

Психические процессы, их виды (познавательные, эмоциональ­ные, волевые) 167,171,513;

их дизъюнктивное деление 35,171;

их единство 36, 171 Психические свойства личности 81-83;

как предпосылка и результат деятельности 86, 166, 513, 514

Психические факты, явления 10,12,18,36,62,66;

с окружающим миром 11, 91,173;

с субъектом 10,11, 91 Психические функции: мнеми-ческая, перцептивная, познава­тельная их нарушения 23;

их формирование в процессе функционирования 91,96, 147,168;

как продукт имманентного созревания организма 168

Психический процесс как деятельность (внутренняя, теоретическая) 48, 170 Психического двойственная форма существования объективная (как деятель­ность) 16;

субъективная (как отраже­ние психического в самом себе) 16 Психического развития концеп­ции 87, 88, 158;

как единый процесс с качественно различными ступенями 87,91,156;

как однородный процесс 87, 161;

как переход от стадии

к стадии 90, 157,371 Психического развития тенден­ции дифференциация сенсор­ных и моторных функций 99, 100,130;

связь и выделение индивида и внешнего мира 31, 98

Психического развития этапы и ступени, их своеобразие и единство 90;

онтогенез 39, 90, 149, 150,

159

Психическое 10,11,15,17,18, 20, 24,28,37,55,69,77;

его субъектность/объект-

ность 10,11, 15 Психическое — его рефлектор­ное понимание 10, 12, 20, 36, 93,98,101,102;

как отражение и отношение 93,102,122,142,160,177, 186

Психическое — его способы существования в качестве процесса и результата как результат 33, 34, 36;

как процесс 33, 169, 175 Психическое как познавательное и действенное проникновение в действительность 11,21,98, 116 Психическое развитие (его

содержание) 39,72,87,90 Психологическое познание (возможность изучения психического) 17, 27-37, 43, 44;

задачи и цели исследования 17,26-29,32,34,35,38-41, 43,67,80,86,87,89,172,178, 435,451,465,634;

система психологической

науки 82, 170 Психология как самостоятельная наука 10,18,19, 23, 25,32,34, 37,54,58-66,81-83,86,87;


ее кризис 56,63-68,76, 83, 86;

и другие науки 38, 50, 53,

61-69,80-84, 88, 91-93,435 Психология, разделы науки генетическая 73, 87, 90, 91, 447;

детская 63, 83, 86;

восприятия 10, 29,68,75,86;

зоопсихология 63,64,83,86;

речи 86,373;

личности 37, 67, 76,79,165;

Психология, разделы науки (продолж.) историческая 67, 96;

педагогическая 67, 83, 86,

214,463,471,507;

медицинская 83;

навыков 86;

памяти 30, 86;

патопсихология 86;

органов чувств 59, 79, 88,

179;

прикладная 63;

мотивов поведения 33, 86;

психофизика 60,64,169;

психофизиология 59, 61, 62,

64,71,79,86,218;

мышления 86;

ощущения 42,59, 61, 73,183,

226,518;

сравнительная 83, 96, 104,

112;

способностей 56, 59, 77, 78,

86,88;

физиологическая 62, 79, 80,

82,84;

условного рефлекса 261;

движения 40 Психология, тенденции психоло­гического исследования атомизм 57,58,76;

биологизаторство психики

человека 94;

дуализм 24,25,27,40,55,77,

87;

идеализм 24,55;

интеллектуализм 65, 73, 74,

607;

интуитивизм 65;

иррационализм 65, 67;

материализм 55, 56, 77, 79,

92;

механистический (вульгар­ный) материализм 25, 56;

механицизм 57,59,64,67,75,

76,84,85,114,153,155,169,

315,456,540,585;

мистицизм 67;

социологизм 65,71,72,85;

спиритуализм 25, 55,104;

телеологизм 312;

целостность 64, 75, 78;

Психология, тенденции психоло­гического исследования (продолж.) феноменолизм 25;

формализм 66,164,165,498,

586;

экспериментальное исследо­вание 59-62;

эмпиризм 66,81;

эпифеноменализм 98 Психология, школы психологи­ческой науки ассоционизм 58,64—66,

81,138,169,305,313,314,

398,506, 644;

Берлинская школа 64;

бихевиоризм (поведенче-

ство) 19,23,25,42,43,48,

63,65,67-69,84,113,114,

395,568;

Вюрцбургская школа 64, 65,

313,315,316,320,329;

генетической эпистемологии

369,370,608,609;

гештальтпсихология 19, 66,

68,75,76,114,231-233,

235, 249,270,375;

динамическая теория поля

511-513;

гормическая 73;

реактология 85-88;

рефлексология 67, 70, 84,

85;

комплексной психологии

(Лейпцигская школа) 75,

76;

интроспекция 17—20, 22,

30,34,38,42,69,386;

описательная 66,67,71;

педология 67;

персоналистическая 76,

372;

понимающая 71;

психоанализ 65, 73,74,519,

523,563,631;

психология духа 65;

сознания 55,66,68,69;

социологическая 65,71,72,

85;

физиологической психологии

58,59,62-64,165;

установки 90,231,237

Психофизическая проблема