Файл: Основы общей психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 373

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

Природа психического

Психика и деятельность

Предмет и задачи психологии как науки

ГЛАВА II. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Методика и методология

Методы психологии

Наблюдение

Экспериментальный метод

ГЛАВА III. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

История развития западной психологии

История развития психологии в СССР

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ГЛАВ IV. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Основные этапы развития поведения и психики проблема инстинкта, навыка и интеллекта

ГЛАВА V. РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ

Поведение низших организмов

Развитие нервной системы у животных

Образ жизни и психика

ГЛАВА VI. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Историческое развитие сознания у человека

Развитие сознания у ребенка

Развитие сознания ребенка

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА VII. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

Ощущение

Восприятие

Глава VIII. ПАМЯТЬ

ГЛАВА IX. ВООБРАЖЕНИЕ

ГЛАВА X. МЫШЛЕНИЕ

Развитие мышления ребенка

ГЛАВА XI. РЕЧЬ

Развитие речи у детей

ГЛАВА XII. ВНИМАНИЕ

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА XIII. ДЕЙСТВИЕ

ГЛАВА XIV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Труд

Игра

Учение

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА XV. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

ГЛАВА XVI. СПОСОБНОСТИ

ГЛАВА XVII. ЭМОЦИИ

ГЛАВА XVIII. ВОЛЯ

ГЛАВА XIX. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР

Учение о темпераменте

Учение о характере

ГЛАВА XX. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

ПОСЛЕСЛОВИЕ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ТРУДА С. Л. РУБИНШТЕЙНА

СПИСОК НАУЧНЫХ ТРУДОВ С. Л. РУБИНШТЕЙНА

СПИСОК РАБОТ О С. Л. РУБИНШТЕЙНЕ

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


процессы 40, 62, 75;

психофизический дуализм 25,27,98;

психофизический монизм 24,25,98,567;

соотношение между психо­физическими процессами и психическими функциями 166;

функции 28,169,170

Р

Работоспособность умственная

82 Развитие онтогенетическое 89,

94,155,156,162,397 Развитие отдельных функций, личности (функциональное развитие) 87,91,92;

и овладение речью 397, 398, 401,404,408;

и обучение 154, 157, 396,

497, 498, 509 Развитие понятий в онтогенезе 328,365;

их активное усвоение 152;

понятию обучение 150, 328 Развитие психическое 72, 78, 92, 98,99,120,150,151,156,157, 160, 512, 604 Развитие умозаключений в

онтогенезе 333, 336 Развитие

биологическое (в том числе и у животных) 11, 32, 90-96,106,107,110-113,124, 134,136,178,180,630,631, 635;

общественно-историческое (культурное) 13, 20,28,32, 54,71,85,93,94,97,100,107, 111,116,124,141,143,164, 206,225,238,476,556,578 Развития диалектика 91,92,98,

123,148,150,152 Развития закономерности 91, 96,101,120,157;

вариативность, изменчивость 102,162;

движущие силы 90-92,156, 158, 372;

Развития закономерности (продолж.) стадии, ступени, этапы 54, 80, 90,92,94,138,147-149, 151,156,158,161;

условия внешние/внутрен­ние 106,118,158,159 Развития кризис 157;

изменчивость, вариативность 99,100,102,104,106,118,159;

фиксированное™ 99,100,

106,118 Развития механизм

единство и взаимосвязь строения и функций 96;

через функционирование

94,97,106,109,111,155 Развития концепции 85, 90, 91, 99,153,155;

как качественное изменение путем созревания 91,114, 116,119,160,369,644;

как количественное нараста­ние (эволюционистская концепция) 91;

как самодвижение, раздвое­ние единого 114—116,118 Раздражимость (как способность реагировать на раздражитель) 102,121

Раздражитель (внешний) 68, 69, 98-102,180;

его интенсивность 102, 121,

178-181

Различия индивидуальные 86 Разум 56 Разумное поведение (интеллект) 31,74,104,106,108,110,113-116,122;

их единство 102,106,117;

их внутреннее состояние 110,117;

их преемственность 84,91, 92,121;

их строение (реакция, действие, навык) 102, 120, 122, 123;

их эволюция 88, 96, 114, 118, 119, 122;

роль наследственного и приобретенного 102, 103, 110,120,121;

Разумное поведение (продолж.) формы существования (биологические и истори­ческие) 91-93,98,102, 103,108,110-113,116, 119-122 Разумность действия 107, 115,

132,133 Реактивный характер поведения

69,123

Реактология 85 Реакция 22, 67,68,121,123,141,

163 Реакции виды

простая двигательная 62, 99;

сенсомоторная 85, 99,166 Реакция и действие 23, 68 Регуляция как функция психики (уровни) гуморальный 93,117;

через нервную систему и органы 93, 96,97,117,447, 456

Реминисценция 256,258, 287-289;

и речь 258, 288,289;

и привычка 259;

и осмысленность материала 288;


и узнавание 256, 288;

и эмоциональное отношение 287, 289;

и эмоция 284;

индивидуальные различия

288-290

Рефлекс 54, 59, 65, 69, 84, 101, 104, 122,141-143;

безусловный 104;

условный 101, 111,142,143,

261

Рефлексия как субъективная форма существования психи­ческого 17, 56, 57, 59 Рефлекторная деятельность 53,

80,142,143 Рефлекторная теория, физиоло­гический аспект ее 84, 101, 141

Рефлекторный акт 101,141,142 Рефлекторный принцип как принцип связи организма с внешней средой 141

Рецептеров классификация (по месту расположения) дистант / контактрецепторы 187,200;

интерорецепторы 185, 187, 188,190;

проприорецепторы 185, 187, 193,194,198,202;

экстерорецепторы 185, 187,

191,194

Рецепторы — их строение 128, 173,178-180,196,198;

их специализация 122, 163, 173,177-179,183,185, 194,197,211,238;

их развитие в единстве с формами поведения 99, 123,130,225 Речи виды

внешняя 390,393,394,396, 403;

внутренняя 390,393,394,

396,410 Речь 26,99,289,400,401 Речь, ее возникновение в онтоге­незе 383,391,397,403-405;

в процессе общения между людьми 381,383,386,390, 394,399,403,407,410,411;

называние 399, 400;

письменная 409;

понимание 398;

появление предложения 402;

произношение слов 399;

связанная речь 403;

слово — предложение 401;

флексийная речь 402, 403;

этапы овладения речью:

лепет 398 Речь, ее возникновение в филоге­незе 99,381,384,386,389,396;

у животных 387-389 Речь жестов/звуковая 387,390, 391,405;

монологическая/диалогиче­ская 409-411;

письменная/устная 388, 390,391,393,397,411;

ситуативнаяя / контекстная 392,404,405,409;

Речь жестов/звуковая (про-долж.) эгоцентрическая / социализи­рованная 407, 409,410 Речь, ее функции

общение 381-383,386, 389, 393,397,398,403,405, 409,411;

осознания бытия 382, 386, 396, 408;

эмоциональная 386,388,394,

405,410,413,415 Речь и мышление 99, 381, 382, 388,391,394,395,402,403,411, 413;

и смысл 381 - 385, 387, 388, 390,395,396,401,403,407, 412,416;

и язык 381, 384,396,397,403

С

Самосознание и речь 637;

и самооценка 315,319,635,

636, 637

Самосознание как самоотраже­ние психического 634, 635;

развитие личности 635— 638,640,643;

развитие самосознания 23,

72, 635, 637 Сведение см. Дуализм

абстрактного к чувствитель­ному 325;

индивидуального развития к историческому 153;

мышления к ощущению 64;

мышления к речи 391-393;

психики к сознанию 68, 72;

психического к физическому 57,68;

психологии к социальности 145,278;

психологии к физиологии 17,140;

сознания к самосознанию 68;

сознания к языку 146 Световые волны (их амплитуда,

длина, форма) 215 Сенсибилизация 182,183,223 Сигнальная система вторая 143;

первая 142,143

Сигнальность как принцип

работы психики 106,108,110 Сигнальные системы и учение об


условных рефлексах 143 Ситуация конкретная 41,75,

133

Склонность как направленность личности на определенную деятельность 521, 526 Слово и его функция 382, 383, 413;

коммуникативная 384, 386;

обозначающая 382, 384, 386,

387

Слово и познавательное отноше­ние 383, 386;

и знак 95, 383;

и значение слова 362, 382;

и понятие 383, 384 Слово как единство значения и

знака 381-388 Слух музыкальный, развитие его

185, 212, 214 Слух речевой 206, 212;

его формирование 547 Слух, внешний/внутренний 209-211;

музыкальный (абсолют­ный / относительный) 212,213;

псевдоабсолютный 213 Слуха дифференцировка гармоническая / мелодиче­ская 213, 214 Событие внутренней жизни 10,

11,44 Согласованность личной и общественной потребности 145,590

Содержание (смысл) психологи­ческое 17, 27,29,42,46,48,49;

семантическое 17,21, 228, 319,444,456,488 Содержание сознания 11, 14—

16,23, 28,174,313,644 Сознание 10, 13-15, 17, 19, 20, 22,24,25,30,32,39,40,45,56, 67,68,71,73,74,87,88,133;

индивидуальное 13,14,18, 97,313,401,638;

как созерцание (интроспек­тивно понятое) 20, 22,34, 44,54,69;

Сознание (продолж.) как единство знания и переживания 13,14,20, 74;

как единство объективного и субъективного 13, 15,20, 377;

как осознание общественного бытия 93,133,146,640;

как отражение объекта и отношение субъекта 26, 37, 93,145,375;

как отражение с помощью обобщенных значении 15, 146,378;

как познавательное отноше­ние, как познание 12, 375;

как процесс осознания мира и себя 29,93,147;

общественное 18, 344;

нравственное 21, 442, 593;

практическое 21;

предметное 23;

теоретическое 20 Сознание и материя

первичность сознания 17,

92 Сознание и мозг 25, 48,135;

и речь 396,401,403;

и язык 13,17,28,149,381,

390

Сознания возникновение (исто­рический генезис) 28, 32, 67, 71,133,134,144,164,561 Сознание и труд (как необходи­мое условие развития созна­ния) 18,28,32,133,144,644 Сознание и язык 149, 150 Сознания уровни и типы 23, 144;

возможность изучения 23, 39,68,171;

формы 71 Сознательное 13-17, 74 Сознательность (осознанность)

к.-л. акта, действия 16, 69, 76 Созревание (в процессе индиви­дуального развития) 94, 150;

внешние условия, образ жизни 151

Сохранение (процесс) 289 Социальная детерминация психики 72,146,557,629

Социальное/биологическое

116

Социальность (бытие обществен­ное) 72 Способностей виды

изобразительные 108;

интеллектуальные 108;

математические 109;

музыкальные 208, 536, 538, 543;

умственные 77;

художественные 539;

языковые 547 Способности 88,125,196, 202,

204

Способности и их наследование 536-539,555;

и деятельность 543,641;

и задатки 535, 537, 541, 545, 549;

и интерес 500,502,542;


и их формирование (в обучении и труде) 147, 498,539,541;

и общественая практика 539, 549;

и характер 513;

и умения 537, 544 Способности и общая одарен­ность 540-542;

специальные 499, 540,542 Способности как пригодность к деятельности 535, 538, 543;

как свойства личности 537, 547;

как система обобщенных психических деятельностей 546,547 Среда и ее роль в психическом

развитии 157, 545 Стимул 68 Страсть 77,79,521,553,558,571, 579-581;

и воля 553, 562, 580 Страсть как активно-пассивное

состояние 580 Стремление 518 Субъект 10,13,15,19,20,164 Субъекту принадлежность, субъективность как характери­стика психического 10, 24, 174,183

Суждение как выражение

отношения субъекта к объекту 321,323

Суждение, развитие в онтогенезе суждение «в действии» 327, 368;

суждение рефлексии 368

Т

Творческий синтез 64 Творчество и интуиция 478;

и представления 259;

и подсказка (роль случая) 477,481;

и труд 473, 475 Творчество как вид деятельности 476-479;

как единство замысла и «техники» 482,483;

как процесс 482, 483 Творчество

научное 475-479,481;

художественное 481-485 Тембр 184 Тембровая окраска 206, 207 Темперамент как динамическая характеристика психической деятельности 613—615, 617,618 Темперамент

напряженность 614;

сила 613;

скорость 614;

устойчивость 614 Темперамента свойства

впечатлительность 614, 615, 617,619;

импульсивность 619;

эмоциональная возбудимость

613,615,617-619 Темперамента типы 615, 616;

и личность 615;

и типы нервной системы

616, 617

Темперамента физиологические основы 616—618;

опосредованность реальными

условиями жизни 618 Тенденции (как динамические силы) 17, 72, 91, 440, 441, 518;

аффективные 73, 446;

и деятельность 88, 446;

и установка 91

Теории развития речи 381, 384, 391,392,402,404,407,409,411, 413,416 Теории речи 386, 397,400,409,

410 Теория психологии

ассоциативная 264,305;

биогенетическая 155;

биологическая 554;

взаимодействия 25;

ВНД (Павлов) 101,141,260,

616, 617;

воли (Левин) 447, 520;

восприятия пространства

208;

выразительных движений

(Вундт) 504;

высоты (двухкомпонентная)

205;

генерализации 109;

генетической эпистемологии

339,340,367,373,409,605;

Дарвина 554,555,568;

движения 248;

двух факторов 24, 85, 485—

487;

знаково-символьная 99;

культурного развития

высших психических

функций 85;

культурных ступеней 157;

Мюллера 222;

обучения 497;

общих элементов (Торндайк)

109;

памяти 260,265,267;

периферическая (Джеймса—

Ланге) 134, 135;

периферического анализато­ра 211;


построения движений 452;

потребностей (Левин) 589;

психоанализа 519, 563;

развития мышления ребенка 371,372,374;

рекапитуляции 92, 497;

связи эмоций и инстинкта

555;

структурная 270;

телефонная 211;

тожества 497;

трех ступеней (Бюлер) 117,

132;

Теория психологии (продолж.) трехмерная чувств (Вундт) 104;

установки 112;

Флетчера (слуха) 499;

цветоощущения (Геринга) 222;

центрального анализатора 211;

Юнга — Гельмгольца 222 Тестология 67 Тон

верхний гармонический, парциальный 203;

основной 203 Торможение 138 Трансдукция 356, 368 Тропизмы 119 Труд — его роль в развитии

личности 81,133,134,469,473 Труд — историческое развитие 145,472,478;

участие знаний, личности

475-477 Труд и сознание 145;

и орудийность 136,478;

и речь 133, 136;

и творчество 478, 481, 485 Труд как деятельность, направ­ленная на результат 134, 466, 474

Трудность (психологическая) задачи 471

У

Узнавание 167,213,235,256,291;

и акт мышления 235, 278;

формы 278, 280 Умозаключение 332;

индукция/дедукция 323, 327,333,356,365;

наглядные схемы 319, 333 Умозаключение (как операция

мышления) 309 Упражнение (как повторное выполнение задачи) 449,454,

459 Упражнения эффективность

460

Уровень достижений/притяза­ний 470,471

Усвоение знаний 16, 506, 510;

и историческое познание

497

Условия естественные/лабора­торные 52 Условно-рефлекторный меха­низм 100 Успех/неуспех (его пережива­ние) 468-471,529 Успешность (объективная

выполнения задания) 472 Установка личности 14, 449, 451,463;

и ее роль в деятельности

520 Установка моторно-сенсорная

520 Установки закон 533 Установки смена 520 Учение как особая деятельность 495,496,499, 508;

как сторона процесса обуче­ния 151,508,510 Учение сознательное и актив­ность личности 472, 496;

непроизвольное 150, 394,496;

произвольное (в узком смысле) 150,394,496

Ф

Феноменальное поле 316, 375 Физиологический анализ -32, 40, 53;

темперамента 616, 617;

эмоций 564,565,571 Физиология больших полушарий 84;

нервной деятельности 55,67;

нервной системы 61;

органов чувств 61 Фи-феномен 249 Фонема 383 Форма существования психиче­ского: объективная/субъек­тивная 10 Форманта 212 Формообразующаяя роль

функции 97-99 Функциональная система 451 Функция

мнемическая 166, 258;

психическая 24,98,135;

психологическая 24;

психофизическая 24, 96;

Функция (продолж.)

психофизиологическая 169;