Файл: 1 неделя. 1 семинар. 1 час. 5 б. Тема 1 семинарского занятия Доисторическая эволюция человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Темы семинарских занятий и методические рекомендации:
1 неделя. 1 семинар. 1 час. 5 б.

Тема 1 семинарского занятия: Доисторическая эволюция человека.

Дискуссия по вопросам, сформулированным ниже в устной форме о происхождении, быте и хозяйстве первых людей на территории древнего Казахстана, этапах исторических процессов, новых взглядах на изучение и значение археологических памятников и очагов формирования homo ѕаріепѕ, выводы об антропогенезе, глоттогенезе, культурогенезе.

План семинарского занятия:

1. Периодизация исторического процесса.

2. Хозяйство и быт древнего человека.

3. Понятие антропогенеза, глоттогенеза, культурогенеза.

4. Археологические памятники на территории Казахстана.

Цель занятия: Показать особенности эпохи античности на территории Казахстана. Дать комплексную оценку основных взглядов и выводов ученых, исследовавших этот период, определив историческую значимость ландшафтно-климатических изменений на территории Казахстана, древних людей и периодов их развития и памятников каменного века.

Методические рекомендации: Описываются археологические находки древних памятников и стоянок на территории Казахстана. Студенты готовятся к устному опросу, для обсуждения вопросов периодизации исторического процесса и современных теории происхождения человека. Необходимо также проанализировать различные точки зрения о хозяйстве и быте древнего человека. Студенты делятся на несколько групп и проводят дискуссию.

1 неделя. 2 семинар. 1 час. 5 б.

Тема 2 семинарского занятия: Культура доисторического человека на территории Казахстана.

Дать анализ особенностей духовной и материальной культуры периода древнего палеолита, мезолита, неолита, энеолита и бронзового века, проблемы изучения, устное повествование о становлении искусства, знаний, религиозных взглядов, работа с картой.

План семинарского занятия:

1. Зачатки искусства и религиозных представлений в древности.

2. Особенности антропо-и зооморфных изображений на памятниках первобытного искусства.

3. Формирование языка и знаний, религии в эпоху палеолита
, мезолита, неолита, энеолита и бронзы.

4. Наскальное искусство – петроглифы

Цель занятия: Выявить особенности духовной и материальной культуры древнего периода, комплексно рассмотреть развитие искусства и религиозных представлений разных периодов, особенности антропо-и зооморфных образов в памятниках, петроглифах, изучение учеными языка и различных знаний древних людей.

Методические рекомендации: Проводится устный анализ исследовательских работ и новых подходов к изучению особенностей духовной и материальной культуры людей, живших в древности. Выявляются региональные особенности становления искусства и религии, работа с картой с использованием информационных технологий. Анализируют найденные материальные ценности на древних стоянках. Кроме того, необходимо подготовить таблицу, связанную с петроглифами Мыншункур, Оленты, Енбек, Тесиктас, Шатыртас, Акбидайык, Акбаур, Баянжурек. Студенты делятся на несколько групп и работают с картой.

Рекомендуемая литература:

  1. История Казахстана (Қазақ елі). Книга 1. – Алматы: Қазақ университеті, 2016. – 458 с.

  2. История Казахстана  древнейших времен до наших дней). В 5-ти томах. – Том 1. – Алматы: Атамұра, 1996. – 345 с. 

  3. Қазақстан тарихы. Көне заманнан бүгінге дейін. Бес томдық. – Т. 1 том. – Алматы: Атамұра, 1996.

  4. Таймагамбетов Ж.К., Байгунаков Д.С. Қазақстанның тас дәуірі (зерттелу тарихы мен негізгі мәселелері). – Алматы: Қазақ университеті, 2008. – 266 б.

  5. История древнего Казахстана / Под ред. Байпакова К.М. - 2-е изд. - Алматы: Рауан, 1996. - 112 с.

  6. Исмагулов О., Исмагулова АПроисхождение казахского народа. По данным физической антропологии. Алматы, 2017. – 196 с.

  7. Харари Ю.Н. Sapiens. Адамзаттың қысқаша тарихы. – Алматы.: (Ұлттық аударма бюросы» қоғамдық қоры, 2018. – 368 б.

  8. Учебно-методический практикум по истории Казахстана для семинарских занятий:для студентов неисторических факультетов. - Алматы: “Қазақ университеті “, 2002.

  9. История Казахстана: Курс лекции.- Алматы, 2009.

2 неделя. 3 семинар. 1 час. 5 б.

Тема 3 семинарского занятия: Становление кочевой цивилизации.

Дискуссия по устным вопросам о предпосылках, особенностях и ареале формирования кочевой цивилизации периода древней металлургии; истоках, этапах и преемственности эпохи энеолита, бронзы; материальной и духовной культуры, генезисе животноводства.


План семинарского занятия:

1. Этапы становления и основные очаги кочевой цивилизации периода древней металлургии.

2. Особенности хозяйства эпохи энеолита и бронзы в Великой степи.

3. Специфика и ареал распространения духовной и материальной культуры эпохи бронзы.

4. Новые подходы к изучению эпохи энеолита и бронзы на территории Казахстана.

Цель занятия: Раскрыть предпосылки, особенности и ареал формирования кочевой цивилизации периода древней металлургии; изучить особенности и преемственность периодов эпохи энеолита, бронзы; остановиться на историческом значении генезиса животноводства.

Методические рекомендации: Проводится устный анализ исследовательских работ, посвященных проблеме изучения и исторической значимости становления кочевой цивилизации и обработки металлов эпохи бронзы. Также необходимо изучить антропологический тип, общественное устройство и духовную, материальную культуру древнего населения Казахстана, проанализировать новые подходы к становлению городской культуры, составить характеристику стоянок и памятников. Студенты делятся на несколько групп, ведут дискуссию, работают с картой.

2 неделя. 4 семинар.1 час. 5 б.

Тема 4 семинарского занятия: Генезис всаднической культуры.

Предпосылки формирования кочевничества: рассматривая природно-географические и социокультурные факторы, студенты выявляют роль и значение животноводства, анализируют особенности видов хозяйства, проводят устные дискуссии о начале, этапах и преемственности кочевничества.

План семинарского занятия:

1. Периодизация истории кочевничества.

2. Роль и значение животноводства, природные особенности.

3. Культура верховой езды.

4. Скотоводство и освоение степных, пустынных и полупустынных зон.

Цель занятия: Выявить исторические предпосылки кочевничества и периодизации истории кочевников, проанализировать и комплексно, на основе научных трудов, рассмотреть виды и особенности хозяйства, скотоводства, культуры верховой езды, природных особенностей.

Методические рекомендации: Выявляются этапы становления и развития кочевой цивилизации, историческая значимость проблемы одомашнивания и хозяйственного использования скота, освоения степной, полупустынной и пустынной зон в соответствии с природными особенностями и дается устный анализ подходов и выводов в исследовательских работах, связанных с кочевой цивилизацией. Студенты делятся на несколько групп и проводят дискуссию.


Рекомендуемая литература:

1. История Казахстана (Қазақ елі). Книга 1-2. – Алматы: Қазақ университеті, 2016 – 458б.

2. История Казахстана  древнейших времен до наших дней). В 5-ти томах. – Том 1. – Алматы: Атамұра, 1996. – 345 с. 

3. Зайберт В.Ф. Ботайская культура. – Алматы: Қазақпарат, 2009. – 576 с.

4. История древнего Казахстана / Под ред. Байпакова К.М. - 2-е изд. - Алматы: Рауан, 1996. - 112 с.

5. Маргулан А. Х., Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана, Алма-Ата, 1979.

6. Евдокимов В. В., Варфоломеев В. В. Эпоха бронзы Центрального и Северного Казахстана. Караганда, 2002.

7. Бейсенов А. З., Варфоломеев В. В. Могильник Бегазы. Центральный Казахстан в бегазы-дандыбаевскую эпоху. Алматы, 2008.

8. Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация Казахов: основый жизнедеятельности номадного общества. – Алматы: Print-s., 2011.

9. Учебно-методический практикум по истории Казахстана для семинарских занятий:для студентов неисторических факультетов. - Алматы: “Қазақ университеті “, 2002.

3 неделя. 5 семинар .1 час. 5 б.

Тема 5 семинарского занятия: Политическое устройство саков, сарматов, гуннов (сюнну).

Анализируя особенности первого политического устройства саков, сарматов, гуннов в истории Великой степи, этнополитической и социальной истории племен на основе письменных данных и исследовательских работ, устно повествовать о периодах раннего железного века, особенностях их духовной и материальной культуры, формировании охотничьего стиля, искусства, образования, религиозных взглядов; организовать работу с картой.

План семинарского занятия:

1. Культура и археологические памятники раннего железного века.

2. Письменные источники и исследования железного века в Казахстане.

3. Социальные, общественно-политические структуры саков и сарматов.

4. Борьба саков против внешних захватчиков (Ахеменидская держава, Александр Македонский).

Цель занятия: Проанализировать этническое, общественно-политическое, социально-хозяйственное и культурное развитие племен железного века на территории Казахстана.

Методические рекомендации: Студенты в ходе семинара основное внимание уделяют историческим источникам и карте. Преподаватель на семинаре предоставляет сведения о данных студентам, разделенным на несколько подгрупп (например, источники Геродота, Бехустинская стела, источники Сыма-Цяна и др.). Анализируются новые подходы к изучению эпохи энеолита и бронзы на территории Казахстана, борьба саков против завоеваний Ахеменидской державы, завоевания Александра Македонского и участие в греко-персидских войнах. Определяется место империи гуннов в мировой истории.Преподаватель задает вопросы по материалам источников, семинар проводится в форме собеседования, оценивается способность студентов работать с источниками. Студенты делятся на несколько групп и работают с картой.


3 неделя. 6 семинар. 1 час. 5 б.

Тема 7 семинарских занятий: Этнополитические объединения Усуней и Кангюй.

Анализ особенностей внутриполитического и внешнеполитического устройства усуней и кангюй в истории Великой степи, этнической и социальной истории племен на основе письменных источников и исследовательских работ; устное повествование о духовной и материальной культуре, работа с исследованиями.

План семинарского занятия:

1. Происхождение и этнополитические объединения Усуней.

2. Взаимоотношения Усуней с соседними народами и государствами.

3. Происхождение и политическая история Кангюй.

4. Изучение историко-культурного наследия Кангюй.

Цель занятия: Проанализировать особенности внутриполитического и внешнеполитического устройства Усуней и Кангюй; этническую и социальную, культурную историю племен на основе письменных источников и исследовательских работ.

Методические рекомендации: Студенты рассматривают письменные источники, касающиеся истории усуней и кангюй, знакомятся с взглядами исследователей. Раскрывая различия этнополитических объединений усуней Семиречья, Тянь-Шаня и кангюй, анализируются особенности духовной и материальной культуры племен, внешнеполитические, торговые связи, проблемы урбанизации, устно изложенные в китайских источниках. Студенты делятся на несколько групп и выполняют письменную работу.

Рекомендуемая литература:

1. История Казахстана (Қазақ елі). Книга 1-2. – Алматы: Қазақ университеті, 2016 – 458б.

2.История Казахстана  древнейших времен до наших дней). В 5-ти томах. – Том 1. – Алматы: Атамұра, 1996. – 345 с. 

3. Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. - СПб.: Петербургское Востоковедение2004 -368 с.

4. Толеубаев, А. Т. Раннесакская шиликтинская культура [Текст]: научное издание / А. Т. Толеубаев. - Алматы: ИП «Садвакасов А. К.», 2018. - 528 с.

5. Китов Е.П., Тур С.С., Иванов С.С. Палеоантропология сакских культур Притяншанья (VIII – первая половина II в.до н.э.). – Алматы: «Хикари», 2019. 300 с.

6. Акишев А. Искусство и мифология саков. Ин-т истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР. - Алма-Ата: Наука, 1984. - 176 с.