Файл: 1 неделя. 1 семинар. 1 час. 5 б. Тема 1 семинарского занятия Доисторическая эволюция человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


7. Самашев З. Берел. - Алматы: Таймас, 2011. - 236 б.

8. Омаров Ғ.Қ. Сақ-скиф археологиясы: хрестоматия. – Алматы: Қазақ университеті, 2021. – 342 б.

9. Ежелгі Үйсін елі. Қытай деректері мен зертеулер. /Құрастырушы: Ш. Ахметұлы. – ҚХР Үрімжі, «Шыңжаң Халық Баспасы», 2005.

10. Акишев К. А., Кушаев Г. А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. - Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1963. - 298 с.

4 неделя. 7 семинар. 1 час. 5 б.

Тема 7 семинарского занятия: Тюркский фактор в этнополитической истории Казахстана ІХ-ХІІ вв.

Систематизация исторических знаний о развитии тюркской цивилизации и кочевых государственных и культурных традиций, работа с историческими источниками и исследованиями.

План семинарского занятия:

1. Роль Огузов в этногенезе казахского народа.

2. Государственное устройство Кимаков.

3. Место государства Караханидов в мусульманском мире

4. Особенности развития Кипчакского государства.

5. Исторические факты о найманах, кереитах, меркитах, жалаирах.

Цель занятия: Рассмотреть историю, этапы и внутреннее и внешнеполитическое развитие тюркских государств, этногенез, роль и социально-экономическое развитие на основе исторических источников и исследовательских работ.

Методические рекомендации: Данное занятие целесообразно проводить в виде небольшой группы. Студенты делятся на 4 группы и каждая группа получает индивидуальное задание. Проводится взаимный опрос по политической, социально-экономической истории государств, указанных в задании. Важно использовать письменные, устные и археологические источники и данные, содержащиеся в работах исследователей.

4 неделя. 8 семинар.1 час. 5 б.

Тема 8 семинарского занятия: Тюркская культура.

Анализ особенностей духовной и материальной культуры тюркских народов, данных в новых исследованиях, устное повествование о становлении искусства, знаний, религиозных воззрений, развитии письменной культуры, работа с картой, для отображения расположения городов и ветвей Великого Шелкового пути.

План семинарского занятия:

1. Духовная и материальная культура тюрков.

2. Значение Великого Шелкового пути в древности и средневековье.

3. Расцвет городской культуры Южного Казахстана и Жетысу.

4. Место Орхоно-Енсейской (рунической) письменности в мировой цивилизации.

Цель занятия: Рассмотреть духовную и материальную культуру Казахстана в тюркскую эпоху на основе источников и исследовательских работ.


Методические рекомендации: Студенты углубленно изучают религиозные верования тюркских народов, формирование и распространение письменной культуры, историю городов, значение и роль Великого Шелкового пути, труды тюркских ученых и мыслителей. Доказывается мировое значение произведении Аль-Фараби, Жусупа Баласагуна, Махмуда Кашгари, Ахмета Ясави. История городов вдоль Великого Шелкового пути комплексно рассматривается с использованием источников и фиксируется при работе с контурной картой. Студенты работают по подготовленной карте. Вопросы задаются с акцентом на информацию о местоположении каждого города, его древнем названии и современном местоположении.

Рекомендуемая литература:

1. История Казахстана (Қазақ елі). Книга 1-2. – Алматы: Қазақ университеті, 2016 – 458б.

2.История Казахстана  древнейших времен до наших дней). В 5-ти томах. – Том 1. – Алматы: Атамұра, 1996. – 345 с. 

3. Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. - СПб.: Петербургское Востоковедение2004 -368 с.

4. Кумеков Б.Е. Государство кимаков в IХ-ХI вв.– Алма-Ата, Наука, 1972– 695 с.

5. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. – Алма-Ата: Ғылым, 1989 – 296 с.

6. Омарбеков Т.О. Қазақ мемлекеті: қағанаттар, ұлыстар мен хандықтар баяны. – Алматы., 2017. – 342 б.

7. Байпаков К.М. Средневековые города Казахстана на Великом Шелковом пути. – Алматы: Ғылым, 1998. - 216 с.

8. История Казахстана в арабских источниках.Т.1 Алматы:Дайк-Пресс, 2005. 711 с.

9. История Казахстана в персидских источниках.Т. I.– Алматы: Дайк-Пресс, 2005 – 625 с.

10. История Казахстана в тюркских источниках. - Т.1. – Алматы: Дайк-Пресс, 2005-240 с.

5 неделя. 9 семинар.1 час. 5 б.


Тема 9 семинарского занятия: Средневековые государства в XIV-XV вв.

Устное изложение истории, внешней политики и роли правителей государств ХІҮ-ХҮ веков на территории Казахстана; выявление проблем изучения, работа с историческими данными.

План семинарского занятия:

1. История Ак Орды (конец XIII в. – начало XV в.).

2. Могулистан (середина XIV – начало XVI в.).

3. Захватнические походы Эмира-Тимура в Семиречье и Восточном Дешт-и-Кипчаке.

4. Государство кочевых узбеков (1428-1468 гг.).

5. Ногайская Орда и Сибирское ханство в XIII-XV вв.

Цель занятия: Изучение образования и развития государств на территории Казахстана на основе исторических источников и исследовательских работ. Определение роли каждого государства, правителя в истории Великой Степи, выявляя значение основных событий.

Методические рекомендации: Рассмотрение политического и социально-экономического положения государств на территории Казахстана в ХІІІ-начале ХV века. Изучение политико-экономической истории Ак Орды и Могулистана и раскрытие последствий походов Эмира Тимура. Анализируется внешняя и внутренняя политика Ногайской Орды и Сибирского ханства. На семинаре проводится работа с содержанием текстов исторических источников и исследовательских работ, касающихся истории этих государств. В ходе семинара раскрываются портреты правителей государств на территории Казахстана в ХІІІ-начале ХV века путем цитирования имеющихся в источниках сведений. Обязательно анализируется место и роль личностей в этот исторический период. Студенты работают, разделившись на несколько групп.

5 неделя. 10 семинар.1 час. 5 б.

Тема 10 семинарского занятия: Культурно-цивилизационное наследие Золотой Орды.

Проводится анализ особенностей культурно-цивилизационного наследия Золотой Орды; рассматриваются проблемы изучения; устно повествуется о культуре городов, архитектуре, искусстве, образовании, формировании религиозных взглядов; проводится работа с исследованиями.

План семинарского занятия:

1. Культурно-цивилизационное наследие эпохи Золотой Орды.

2. Расцвет градостроительства.

3. Культурное развитие Дешт-и-Кипчака в период Золотой Орды (новые археологические открытия).

Цель занятия: Проанализировать особенности культурно-цивилизационного наследия Золотой Орды и комплексно рассмотреть их через источники и исследовательские труды.


Методические рекомендации: По-новому проводится анализ особенностей культурно-цивилизационного наследия Золотой Орды, проблемы изучения; дается устный ответ на новые подходы в исследованиях и данных о культуре городов, архитектуре, искусстве, образовании, формировании религиозных взглядов. Студенты научатся анализировать развитие культуры в городах, выявлять региональные особенности и формирование духовного наследия, религии и искусства.

Рекомендуемая литература:

1. История Казахстана (Қазақ елі). Книга 1-2. – Алматы: Қазақ университеті, 2016 – 458б.

2. Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004 -368 с.

3. История Казахстана  древнейших времен до наших дней). В 5-ти томах. – Том 2. – Алматы: Атамұра, 1997. – 345 с. 

4. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. – Саранск, 1960 – 252 с.

5. May T. The Mongol conquests in world history. London, Reaktion Books: 2012, 173 p.

6. История Казахстана в арабских источниках. Т. 1. Алматы:Дайк-Пресс, 2005. 711 с.

7. История Казахстана в персидских источниках.Т.IV. – Алматы: Дайк-Пресс,2005 – 625 с.

8. История Казахстана в тюркских источниках. - Т.1. – Алматы: Дайк-Пресс, 2005-240 с.

9. Мирза Мухаммед Хайдар. Тарих-и Рашиди. - Ташкент: Фан., 1996.

10. Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме – потомки Чингизхана. – Алматы: Дайк-Пресс, 2001.

6 неделя. 11 семинар. 1 час. 5 б.

Тема 11 семинарского занятия: Казахское ханство в XV–XVI вв.

План семинарского занятия:

1. Образование и периодизация эпохи Казахского ханства

2. Социально-экономическое и политическое положение казахского ханства в начале XVI в..

3. Казахское ханство во второй половине XVI века.

4. Празднование 550-летия Казахского ханства.

Цель занятия: Исследование периодизации эпохи Казахского ханства. формирование Казахского государства и его основные события, оценка политической деятельности казахских ханов, раскрытие исторической значимости празднования 550-летия образования Казахского ханства.

Методические рекомендации: Проводится устный анализ источников и исследовательских работ, связанных с исторической значимостью образования Казахского ханства и историей становления Казахского государства. 
Студентам необходимо подготовить таблицу, раскрывающую деятельность казахских ханов, их внутреннюю и внешнюю политику. Студенты делятся на несколько групп и проводят дискуссию.

6 неделя. 12 семинар. 1 час. 5 б.

Тема 12 семинарского занятия: Казахское ханство в XVII и начале XVIII вв.

Оганизуется дискуссия по социально-экономическому и политическому положению Казахского ханства  в XVII и начале XVIII вв., на основе ниже указанных вопросов.

План семинарского занятия:

1. Социально-экономическое и политическое положение Казахского ханства в XVII в.

2. Борьба казахского народа против джунгарского нашествия.

3. Рост влияния батыров и биев в казахском обществе.

4. Правление Тауке-хана и его политика. Свод законов «Жеты жаргы». Институт биев.

Цель занятия: Раскрыть социально-экономическое и политическое положение Казахского ханства в XVII и начале XVIII вв. и героизм казахских батыров в борьбе с джунгарским нашествием.

Методические рекомендации: Студенты готовятся к устному опросу по вопросам социально-экономического и политического положения Казахского ханства в XVII и начале XVIII вв. Составляется таблица о казахских ханах. Раскрывается рост влияния батыров и биев в казахском обществе. Проводится  анализ документов и научных трудов о казахско-джунгарских отношениях во второй половине XVII в. Студенты проводят устный анализ с использованием новой литературы о политике Тауке хана и его свода законов «Жеты-Жаргы», об Институте биев, а также внешней политики и дипломатии Казахского государства.

Рекомендуемая литература:

1. История Казахстана древнейших времен до наших дней). В 5-титомах– Том 2. – Алматы: Атамұра, 1997. – 345 с. 

2. Кумеков Б.Е. Государство кимаков в IХ-ХI вв.– Алма-Ата: Наука, 1972. – 695 с.

3. Кәрібаев Б.Б. Қазақ хандығының құрылу тарихы. – Алматы: «Сардар» баспа үйі, 2014. – 520 б.

4. Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Ханы казахских степей. – Астана: Астана Даму, 2006. – 256 с.

5. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004. – 368 с.

6. Қазақстан тарихы (Қазақ елі)1-2 кітап. – Алматы: Қаз.Универ., 2016 – 458 б.

7. Бартольд В.В. Сочинения. Т.1: Туркестан в эпоху Монгольского нашествия. –  М.: Издат. восточ. лит-ры, 1963. – 760 с.