Файл: 1 неделя. 1 семинар. 1 час. 5 б. Тема 1 семинарского занятия Доисторическая эволюция человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


8. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. – Алма-Ата: Ғылым, 1989. – 296 с.

9. Қинаятұлы З. Қазақ мемлекеті және Жошы хан. – Алматы: Елтаным, 2014. – 360 б.

10. Байпаков К.М. Средневековые города Казахстана на Великом Шелковом пути. – Алматы: Ғылым, 1998. – 216 с.

7 неделя. 13 семинар. 1 час. 5 б.

Тема 13 семинарского занятия: Материальная культура казахов.

План семинарского занятия:

1. Традиционная кочевая культура казахов

2. Виды кочевого хозяйства и их особенности.

3. Орудия труда. Вооружение. Ремесла и домашние промыслы.

4. Торговля и торговые пути.

Цель занятия: Анализ особенностей традиционной материальной культуры казахов, разновидности ремесел, связанных с кочевым и полукочевым образом жизни казахов.

Методические рекомендации: Проводится устный анализ традиционной кочевой культуры казахского народа,  видов кочевого, полукочевого хозяйства и их особенностей, используя новыетруды исследователей. Студент анализирует особенности жизнедеятельности казахского народа, связанные с кочевым образом жизни и дает представление о видах ремесел. Студенты делятся на несколько групп, обмениваются мнениями организуя круглый стол.

7 неделя. 14 семинар. 1 час. 5 б.

Тема 14 семинарского занятия: Духовная культура казахов.

План семинарского занятия:

1. Устная литература. Творчество жырау (Бухар, Актамберды, Умбетей, Шал, Татикара и др.)

2. Образ героев в народном литературе. Эпические и музыкальные произведения.

3. Историческое значение трудов Мухаммеда Хайдара Дулати и Кадыргали Косымулы Жалаири.

4. Городская культура средневекового Казахстана.

Цель занятия: Проанализировать духовную  культуру казахского народа. Рассмотреть феномен ораторского искусства, образ героев в народном творчестве, традиции устной истории и их особенности на основе исследовательских трудов. Раскрытие значения городской культуры и города Туркестана в духовной жизни Казахского ханства.

Методические рекомендации: Вопросы семинара анализируются на основе исследовательских работ, связанных с ораторским искусством, традицией устной истории, их роли в духовной культуре казахского народа, образом героев в народном творчестве. Необходимо раскрыть значение выдающихся трудов Мухаммеда Хайдара Дулати, Кадыргали Косымулы Жалаири, взаимосвязь городской культуры, города и степи. Составляется таблица с особенностями строения городов различных регионов Казахстана. Устное изложение с использованием на уроке материала о крахе городской культуры в начале XVII века и в конце XVIII века.


Рекомендуемая литература:

1. История Казахстана древнейших времен до наших дней). В 5-титомах– Том 2. – Алматы: Атамұра, 1997. – 345 с. 

2. Кәрібаев Б. Қазақ хандығының құрылу тарихы. – Алматы: «Сардар», 2014. – 520 б.

3. Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Ханы казахских степей. Астана: Астана Даму, 2006. – 256 с.

4. Кляшторный С.Г., Султанов Т. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. – СПб.: Петербургское Вос, 2004– 368 с.

5. Қазақстан тарихы (Қазақ елі). 1-2 кітап.  – Алматы: Қазақ унив., 2016. – 458 б.

6. Бартольд В.В. Сочинения. Т.1: Туркестан в эпоху Монгольского нашествия. –  М.: Издат. восточ. лит-ры, 1963. – 760 с.

7. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. – Алма-Ата: Ғылым, 1989. – 296 с.

8. Оразбаева А.И. Формула государственности казахов. – М.: ИП Лысенко А.Д. «PRESS-BOOK.RU», 2017. – 376 с. 

9. Қинаятұлы З. Қазақ мемлекеті және Жошы хан. – Алматы: Елтаным, 2014. – 360 б.

10. Байпаков К.М. Средневековые города Казахстана на Великом Шелковом пути. – Алматы: Ғылым, 1998. – 216 с.

8 неделя. 15 семинар. 1 час. 5 б.

Тема 15 семинарского занятия: Начало эпохи колониализма в Казахстане.

План семинарского занятия:

1. Казахское ханство в первой половине XVIII века.

2. Переговоры Абулхаир хана с Россией. Тевкелевское посольство и борьба политических групп в Младшем жузе.

3. Принятие присяги казахскими ханами и влиятельными султанами Младшего и Среднего жузов.

4. Дипломатическое искусство султана Абылая. Отношения Абылая с Джунгарией, Китаем и Россией.

Цель занятия: Рассмотрение внутренней и внешней политики Казахского ханства в первой половине XVIII века. Проанализировать исторические  предпосылки присоединения Казахстана к России, с использованием исследований за годы независимости.

Методические рекомендации: Студентам предстоит проанализировать взгляды отечественных и зарубежных исследователей о политике колонизации казахских земель Россией. Также раскрыть сущность внутренней и внешней политики Абулхаир хана. Дать сравнительный анализ военного искусства казахов и джунгар. Особое внимание уделяется отношениям Абылая с Джунгарией, Китаев и Россией.

8 неделя. 16 семинар. 1 час. 5 б.

Тема 16 семинарского занятия

: Казахстан и Среднеазиатские государства в конце XVIII в.

План семинарского занятия:

1. Центральная Азия в системе политики России.

2. Восстание казахов против кокандского господства в 1858 г.

3. Вхождение Семиречья и Южного Казахстана в состав царской России.

4. Присоединение Казахстана к Российской империи.

Цель занятия: Изучение процесса вхождения Семиречья и Южного Казахстана в состав Российской империи. Суть политики царской России по колонизации Казахстана.

Методические рекомендации: Студенту необходимо проанализировать источники и исследования по колониальной политике, проводимой Российской империей в Казахстане и государствах Центральной Азии в конце XVIII века.

Рекомендуемая литература:

1. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5-ти томах. Т.3. – Алматы: Алматы кітап, 2010. – 312 с.

2. Абусеитова М.Х. Казахстан и Центральная Азия в XV-XVII веках: история, политика, дипломатия. –  Алматы: Дайк-Пресс, 1998. – 592 с.

3. Қазақстан тарихы (Қaзaқ Елі). 3-кітап. Қазақстан тоталитарлық және отаршылдық жүйеде. – Алматы: Қазақ университеті, 2018. – 265 б.

4. История Казахстана в русских источниках XVI-XX вв. В 10 томах. – Алматы: Дайк-Пресс, 2005. – 551 с.

5. Campbell I.W.  Knowledge and the Ends of Empire, Kazak Intermediaries and Russian Rule on the Steppe. 1731-1917. – Cornell University Press, 2017. – 288 p.

6. Касымбаев Ж.К. Кенесары хан. – Алматы: Ана тiлi, 2002. – 200 с.

7. Мартин В. Закон и обычай в степи: Казахи Среднего жуза и российский колониализм в XIX в. – Алматы: КазАТиСО, 2012. – 692 с.

8. Хафизова К.Ш. Степные властители и их дипломатия в XVIII-XIX веках. – Нур-Султан: КИСИ при Президенте РК, 2019. – 480 с.

9. Эпистолярное наследие казахской правящей элиты 1675–1821 годов. Т. 1, 2. – Алматы: АБДИ Компани, 2014. – 1032 с.

10.Сартори П., Шаблей ПЭкспериментыимперии:адат,шариат ипроизводство знаний вКазахской степи– М.Новое литературное обозрение, 2019. – 280 с.

9 неделя. 17 семинар. 1 час. 5 б.

Тема 17 семинарского занятия: Народно-освободительная борьба казахского народа против колониализма.

План семинарского занятия:

1. Народно-освободительное движение в Младшем жузе под руководством батыра Сырыма Датова.


2. Восстание казахов в Букеевском ханстве под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова.

3. Национально-освободительное восстание под руководством Кенесары Касымова.

4. Внедрение российской административно - политической системы в Казахстане.

Цель занятия: Необходимо дать оценку с точки зрения новых взглядов, акцентируя внимание на историческом значении народно-освободительной борьбы казахского народа против колониализма Россиской империи ХVIII-ХІХ вв. Провести анализ процесса внедрения российской административно -политической системы в Казахстане.

Методические рекомендации: Обсудить историческое значение восстаний под руководством С. Датова, И.Тайманова и M.Утемисова, султана Каратая и Жоламана Тленшиулы, Kенесары Касымова в ХVIII-ХІХ вв. Студентам необходимо подготовить таблицу по народно-освободительным восстаниям в казахской степи ХVIII-ХІХ вв. Студенты делятся на несколько групп, обмениваются мнениями организуя круглый стол.

9 неделя. 18 семинар. 1 час. 5 б.

Тема 18 семинарского занятия: Среднеазиатское национально-освободительное восстание 1916 года. Оценка

План семинарского занятия:

1. Казахская степь в годы Первой мировой войны.

2. Среднеазиатское национально-освободительное восстание 1916 г.: его причины, движущие силы, начало, ход и основные этапы.

3. Оценка восстания 1916 г. в Отечественной и мировой исторической литературе.

Цель занятия: Изучить тему на основе исследований, опубликованных в годы независимости по национально-освободительному восстанию в Средней Азии 1916 года, выявив его причины, движущие силы,  начало, ход и основные этапы.

Методические рекомендации: Студенты должны выявить суть и историческое значение восстания, сделать анализ документов и научных трудов, посвященных 100-летию национально-освободительного восстания 1916 года. На семинаре работают с картой по очагам восстания. Студенты могут быть разделены на несколько групп для подготовки эссе по теме семинарского занятия.

Рекомендуемая литература:

1. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5-ти томах. Т.3. – Алматы: Алматы кітап, 2010. – 312 с.

2. Абусеитова М.Х.  Казахстан и Центральная Азия в XV-XVII веках: история, политика, дипломатия. –  Алматы: Дайк-Пресс, 1998. – 592 с.


3. Ерофеева И.В. Символы казахской государственности (позднее средневековье и новое время). – Алматы: Дайк-Пресс, 2001. – 256 с.

4. Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества.  Алматы: Горизонт, 1995. – 320 с.

5. Қазақстан тарихы (Қaзaқ Елі). 3кітап. Қазақстан тоталитарлық және отаршылдық жүйеде. – Алматы: Қазақ университеті, 2018. – 265 б.

6. История Казахстана в русских источниках XVI-XX вв. В 10 томах. – Алматы: Дайк-Пресс, 2005. – 551 с.

7. Campbell I.W.  Knowledge and the Ends of Empire, Kazak Intermediaries and Russian Rule on the Steppe. 1731-1917. – Cornell University Press, 2017. – 288 p.

8. Абдиров М.Ж. История казачества Казахстана. – Алматы: Казахстан, 1994. – 160 с.

9. Алимбай Н.А., Муканов М.С., Аргынбаев Х.А. Традиционная культура жизнеобеспечения казахов. Очерки теории и истории. – Алматы: Ғылым, 1998. – 233 с.

10. Касымбаев Ж.К. Кенесары хан. – Алматы: Ана тiлi, 2002. – 200 с.

10 неделя. 19 семинар. 1 час. 5 б.

Тема 19 семинарского занятияКультура Казахстана (ХVIII – начало ХХ вв.)

План семинарского занятия:

1. Изучение Казахстана европейскими и русскими учеными. Экспедиции по Казахстану.

2. Творческое наследие выдающихся казахских просветителей Ч. Валиханова, И.Алтынсарина и А.Кунанбаева.

3. Казахская литература. Музыкальное творчество К.Сагырбаева, Д.Шигаева и др.

4. Первые периодические издания на казахском языке: «Казах», «Вакыт», «Шуро», «Акмулла», «Айкап».

Цель занятия: Раскрыть суть творчества народных поэтов Казахстана, их вклад в казахскую культуру XVIII – начала XX веков, исследовать ступени развития музыкального искусства, изучить труды ученых и материалы периодических изданий.

Методические рекомендации: Рассмотрите просветительско-реформаторское направление в культуре Казахстана XVIII в. и начала ХХ века, наследие казахстанской интеллектуальной и духовной элиты. Обратите внимание на произведения Машхур-Жусипа Копеева, посвященные казахскому фольклору и генеалогии, проведите анализ с позиции новых точек зрения.